ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Законность и эффективность профилактических мер.8.3. Концепция и планы предупреждения преступности и преступлений. 8.1. Криминологическая профилактика — это система государственных и негосударственных (в их числе общественных) мер, направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию преступности и преступлений, их причин и условий, а также на декриминализацию личности преступников. По субъектам профилактики государственные меры, осуществляемые органами власти, управления, правоохраны и судами, регламентированы федеральными, региональными, муниципальными законами и подзаконными актами. Негосударственные имеют частичную правовую регламентацию. Так, подсистема общественной профилактики регламентируется реже федеральными, чаще региональными законами и подзаконными актами, например о добровольной народной дружине, судах профессиональной чести, пунктах охраны общественного порядка. По этапам криминологическая профилактика подразделяется на раннюю, пресечение преступлений и постпенитенциарную. Ранняя ррофилактика имеет адресатом, во-первых, криминогенные условия, связанные с ситуацией совершения деяния (например, установление охраны для устранения условий хищений, освоение новых достижений криминалистики, судебной медицинской экспертизы; во-вторых, воспитательно-криминологическое воздействие на формирование личности, исключающее или блокирующее ее криминогенность либо виктимность; в-третьих, пресечение предпреступных правонарушений и аморального поведения. Пресечение преступлений происходит на стадиях приготовления к любым преступлениям, а не только к уголовно-наказуемым тяжким и особо тяжким преступлениям. Пресечение преступлений производится и на стадиях совершения преступлений вплоть до наступления общественно опасных последствий. Постпенитенциарная профилактика направлена на недопущение рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, осужденных условно или лиц, которым уголовное наказание заменено мерами уголовно-правового характера; По уровню криминологическая профилактика по диалектике общего, особенного и единичного подразделяется на общую, видовую (специальную) и индивидуальную. Общая профилактика воздействует на всю систему преступности, ее детерминанты, личность совокупного субъекта всех преступлений по основным показателям. Этот уровень может быть общефедеральным, региональным, местным. Общая профилактика осуществляется органами власти, правоохранительными структурами. Специальная (видовая) профилактика направлена на различные виды преступлений согласно их криминологической, уголовно-статистической и уголовно-правовой дифференциации (преступления несовершеннолетних, организованная преступность, терроризм и т. д.). Юридическое оформление производится в виде постановлений органов власти и управления по докладам органов прокуратуры и внутренних дел, решений и приказов последних, рекомендаций иных государственных и общественных структур по результатам заслушивания докладов и справок соответствующих органов о состоянии, например, преступности несовершеннолетних, производственного травматизма и т, д. Индивидуальная профилактика имеет своим адресатом конкретного субъекта соответствующего преступления. Проводится она чаще всего в раннепрофилактическом и постпенитенциарном режимах. Ее субъекты — инспекторы по делам несовершеннолетних МВД, участковые инспекторы, пункты охраны общественного порядка, воспитатели средних общеобразовательных и специальных школ, домовые комитеты, уголовно-исполнительные инспекции, благотворительные организации и т. п. 8.2. Законность криминологической профилактики означает предупреждение и пресечение преступлении, нейтрализацию либо минимизацию причин и условий преступности, максимальную декриминализацию личности субъекта преступления строго в рамках законов и подзаконных актов. Прокуратура должна осуществлять постоянный надзор за деятельностью милиции по проведению раннепрофилактических мер, при постановке на учет правонарушителей, общении участковых милиционеров с гражданами в жилом секторе, пресечении правонарушений на вокзалах и рынках и в других криминогенные местах. «Крышевание», т. е. укрывательство и попустительство со стороны милиции правонарушений и преступлений за взятки — предмет специального прокурорского надзора. Сокрытие от учета преступлений, нереагирование на заявления потерпевших как криминогеннее условия также должны постоянно находиться в поле зрения прокуратуры. Эффективность криминологической профилактики определяется степенью достижения ее целей. Конечная цель ранней профилактики — это несовершение преступлений правонарушителем, в отношении которого проводились такие меры. Показателем эффективности предупреждения преступности и ее причин на общем и правовом уровне служат данные уголовной статистики о снижении преступности именно вследствие предпринятых субъектами профилактики целенаправленных мер. 8.3. Криминологическая профилактика до революции, а затем в СССР и союзных республиках юридически закреплялась в нормативных документах, именуемых концепциями борьбы с преступностью и планами (или программами) предупреждения преступности. В царской России это были Уставы (Своды уставов) о предупреждении преступлений 1857, 1876 и др. годов. После 2001 г. такие планы на федеральном уровне больше не принимались. Причину этого ряд криминологов усматривает в многоаспектности подсистем профилактики по уровню, содержанию, механизму действия, субъекту и другим параметрам. Поэтому для такой страны, как Россия, состоящей из восьми десятков субъектов Федерации, в которых проживает 140 национальностей, создать единый федеральный план (программу) предупреждения преступности и преступлений представляется сложным. Вместо этого предлагается ориентироваться на плюралистическую модель профилактики в различных федеральных и региональных законах и подзаконных актах. В Республике Бурятия в 2010 г. отделом профилактики Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РБ был разработан проект закона Республики Бурятия «О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия», в экспертизе которого приняли участие студенты и преподаватели кафедры уголовного права и процесса БГУ. Экспертные заключения были представлены на круглый стол по обсуждению проекта закона в Народном Хурале Республики Бурятия и легли в основу окончательной редакции Закона Республики Бурятия №1570-IV от 13 октября 2010 г. «О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия»[5].
9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью 9.1. Понятие криминологического прогнозирования. 9.2. Виды криминологического прогноза. 9.3. Методы криминологического прогнозирования. 9.4. Понятие криминологического планирования. 9.5. Виды криминологического планирования.
9.1. Криминологический прогноз — это вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики, иных средств воздействия на преступность в определенный период времени, включая качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание примерных их сроков. При этом прогнозируется не только предполагаемая ситуация на конец периода, но и тенденции ее изменения в ходе этого периода. Таким образом, криминологическое прогнозирование представляет собой процесс познания закономерностей вероятности развития преступности или ее отдельных видов, причин и условий, их детерминирующих, в основе которого лежит изучение эмпирических данных и учет тенденций этого развития от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Вероятностный характер криминологического прогноза, как и любого другого, связанного с социальными процессами, обусловлен тем, что научное предвидение будущего преступности всегда связано с проблемой неопределенности, поскольку даже при самом тщательном изучении процессов, влияющих на преступность, нельзя предусмотреть все возможные варианты предстоящих изменений. Основными специфическими целями криминологического прогнозирования являются: - установление наиболее общих показателей, характеризующих изменение преступности в перспективе, выявление нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их позитивной коррекции; - выявление обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов предупреждения и профилактики преступности; - предоставление субъектам борьбы с преступностью информации, которая может быть использована для оптимизации управленческих решений, обеспечивающих эффективное противодействие преступности, и позволит продуманно планировать финансовое обеспечение борьбы с преступностью и совершенствование как самих правоохранительных органов, так и их деятельности в этой сфере на основе новейших достижений науки и практики. Эмпирической базой криминологического прогноза является банк статистических данных и результатов выборочных исследований не менее чем за 10 предшествующих лет, характеризующих: а) состояние и тенденции социальных процессов, устойчиво и интенсивно влияющих на преступность (демографических, экономических, политических, социально-психологческих, организационно-управленческих и других); б) предполагаемые изменения состояния и тенденций этих процессов на прогнозируемый период; в) состояние и тенденции «фоновых явлений преступности» (пьянства, наркомании, проституции и др.); г) состояние и динамику преступности в целом и по видам, по контингентам преступников и по территориальному распределению, по объектам посягательства и др; д) объем, структуру, результаты и тенденции практики применения мер профилактики и уголовно-правовых мер; е) предполагаемые на прогнозируемый период изменения в правовом регулировании, организации и ресурсном обеспечении борьбы с преступностью; ж) информацию о состоянии и прогнозах преступности и борьбы с ней в смежных регионах и сопредельных государствах. 9.2. Криминологическое прогнозирование в зависимости от охватываемых временных этапов может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Цель краткосрочного прогнозирования заключается в научном предсказании закономерностей, а также конкретных вариантов изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. В условиях нестабильной ситуации в общественном развитии сроки прогнозов существенно снижаются. Для краткосрочных прогнозов максимальные сроки могут достигать нескольких месяцев — как правило, от квартала до полугода, но это могут быть и сверхкраткосрочные прогнозы от недели до месяца, которые получили название «оперативные прогнозы». Среднесрочное прогнозирование направлено на информирование субъектов борьбы с преступностью о возможном влиянии намечаемых крупномасштабных экономических и социальных мероприятий на преступность и на максимальное использование профилактического потенциала этих мероприятий. Долгосрочные криминологические прогнозы, рассчитанные на пять и более лет, базируются на анализе закономерностей развития общества в целом и могут лишь давать оценки некоторых ведущих тенденций развития преступности, ее причин и условий в зависимости от прогнозируемых изменений в общественном развитии. 9.3. При прогнозировании применяются три основных метода: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование. Метод экстраполяции осуществляется путем проекции на будущее изменений уровня и структуры преступности в прошлом и настоящем. Для этого формируются статистические ряды по годам за определенный период, непосредственно предшествующий прогнозируемому, которые выражают направленность, характер и темп этих изменений. Ряды формируются на основе абсолютных данных и коэффициентов. Метод экспертных оценок осуществляется путем выяснения мнения специалистов — экспертов, в качестве которых могут выступать как научные, так и практические работники, занимающиеся проблемами борьбы с преступностью, о будущем уровне и структуре преступности, а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции. Моделирование состоит в создании упрощенного образа прогнозируемого криминологического объекта, отражающего некоторые его существенные свойства и стороны. При моделировании анализ факторов, влияющих на преступность, с помощью соответствующих криминологических правил и математических формул формируется в программы и обсчитывается с помощью компьютера. Выделяется два вида прогнозирования: прогнозирование преступности и индивидуальный прогноз. Прогнозирование преступности по видам совпадает со структурой преступности. Осуществляется прогнозирование первичной и рецидивной преступности, мужской и женской, отдельных видов и групп преступлений и т. п. 9.4. Криминологическое планирование — это целенаправленный процесс по выработке плана-программы, в котором сформулированы цели и задачи борьбы с преступностью, намечены пути и средства их решения, а также нормативное, информационное, организационное, методическое, ресурсное их обеспечение на определенный период. Базой криминологического планирования является прогноз, а также положенные в его основу данные о преступности, влияющих на нее процессах и состоянии борьбы с ней. При этом субъекты планирования оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции преступности и закладывают в план соответствующие мероприятия, направленные либо на ослабление и нейтрализацию действующих криминогенных факторов, либо на стимулирование позитивных сторон жизни общества. Таким образом, прогноз служит ориентиром для целенаправленного планирования. Примером такого подхода к криминологическому планированию являются федеральные программы по усилению борьбы с преступностью. Разработка государственных программ борьбы с преступностью может охватывать как проблему борьбы с преступностью в целом, так и отдельные направления этой борьбы. В любом случае она носит базовый, ориентирующий, межведомственный характер, включая комплекс социально-экономических, политических, воспитательных и правовых мер. Комплексный подход позволяет добиваться слаженности при осуществлении процесса планирования, координировать действия всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками. На основе федеральной программы в субъектах федерации разрабатываются детализированные комплексные программы борьбы с преступностью в целом и по отдельным направлениям этой борьбы в данном регионе, которые должны учитывать специфику социальной и криминогенной ситуации в нем. 9.5. Существуют следующие виды криминологического планирования: - по масштабу выделяются региональное, местное, на отдельном объекте; - по направленности — территориальное и отраслевое; - по составу участников и их роли — комплексно-территориальное, межведомственное, ведомственное; -по предмету — охватывающее борьбу с преступностью в целом либо только борьбу с отдельными видами преступности; -по срокам — долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. Краткосрочное криминологическое планирование рассчитано обычно на квартал, полугодие, год и ориентировано на решение текущих задач, следующих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки. Среднесрочное и долгосрочное планирование, исходящее из прогнозов на эти же периоды, ориентировано на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку длящихся задач и определение путей и средств их решения. Таким образом, среднесрочное и долгосрочное криминологическое планирование имеет форму крупномасштабных программ, определяющих стратегические цели на период; комплекс вытекающих из них задач; систему участников, направлений и средств их решения; ресурсное обеспечение. Комплексно-территориальное, межведомственное криминологическое планирование охватывает соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни. Ведомственное планирование включает разработку задач и средств профилактической деятельности и участие в ней определенных ведомств или органов в соответствии с их функциональной характеристикой. Такое планирование осуществляют в пределах своих задач и компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, органы безопасности и другие, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|