Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предупреждение профессиональной преступности.




 

14.1. Профессиональная преступность - это совокупность преступлений, совершаемых с целью извлечения основного или дополнительного дохода лицами, для кот характерен криминальный профессионализм.

Криминальный профессионализм - это разновидность преступного занятия, который: 1) является для субъекта источником средств существования; 2) требует необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели; 3) обусловливает определенные контакты с антиобщественной средой; 4) определяет устойчивый вид преступного занятия (однородные преступления).

Профессиональная преступность характеризуется устойчиво­стью преступной деятельности, которая проявляется в виде промыс­ла, т.е. выступает основным источником средств существования для ее представителя, наличием объединяющей «воровской идеологии», которая требует соблюдения «воровского закона», а также специфи­ческой «воровской» субкультурой, отличающейся нормами поведе­ния, языком (жаргоном), фольклором, привычными образцами проведения досуга и т. п.

Принципиальное отличие профессиональной преступности со­стоит в том, что только ее представители претендуют на обладание «своей», так называемой воровской, идеологией, обязываются со­блюдать созданный ими «воровской закон». Только профессио­нальная преступность, имеющая многовековую историю, породила специфическую «воровскую» субкультуру.

Занятие преступной деятельностью в виде промысла подразуме­вает наличие специфических знаний, умений и навыков, которые способствуют рационализации и в конечном счете повышению эф­фективности криминального «труда». Достижению этих целей слу­жит криминальная специализация, подразумевающая систематиче­ское совершение однотипных преступлений (карманных или квар­тирных краж, карточного мошенничества и т. п.).

14.2. Криминология изучает личность преступника как личность в той или иной степени недостаточно социализированную. Крайняя степень этой недосоциализированности и представлена в личности профессионального преступника. Поэтому имея в виду личность последнего, мы можем определить некоторую шкалу, которая по­зволяет измерить степень отклонения личности любого преступни­ка как личности несоциализированной от личности «нормальной» (конформной), представленной правопослушным гражданином.

Для того чтобы понять условия формирования идеологических ценностей и психологических особенностей профессионального преступника, а равно специфику криминальной субкультуры в це­лом, необходимо попытаться представить себе эволюцию личности в местах лишения свободы с точки зрения изменений, происходя­щих в ее внутреннем (психологическом) мире.

Требованием верности «воровскому братству» во многом объяс­няется традиционное отрицательное отношение к семейным привя­занностям и отцовским чувствам.

В исследованиях отмечается, что среда осужденных выделяет лидеров (5—18% всех осужденных), которым остальные как бы де­легируют право защищать справедливость, служить выразителями их общих чувств и настроений. Лидеры максимально дистанцирова­ны от «большого» общества и имеют наиболее прочные связи с со­обществом осужденных. «Молчаливое большинство» (в первую оче­редь так называемые «нейтральные» или «мужики» — 80—85%) под­держивает своих лидеров в различной форме, в том числе при необходимости выполняет за них обязательную работу. Замкнутость лидирующих групп нередко приводит к их изоляции от сообщества и отрыву от его интересов. Развенчанные авторитеты-лидеры, как и другие нарушители нормативных предписаний, оказываются в группе отверженных.

В соответствии с «воровским законом» важные вопросы реша­ются совместно представителями «воровского сообщества». В этих целях могут проводиться встречи («сходки»). Наиболее авторитет­ные преступники признаются формальными лидерами в результате специальной процедуры как «воры в законе».

14.3. Отбывшие наказание в местах лишения свободы преступни­ки составляют основной контингент профессиональной преступно­сти. Поэтому важнейшим направлением ее предупреждения остает­ся сокращение тюремного населения, которое по состоянию на 1 мая 2005 г. составляло (включая следственные изоляторы, коло­нии и тюрьмы) 786,5 тыс. человек.

В условиях свободы консолидация профессиональных преступни­ков обусловлена не только общностью мировоззрения, субкультуры, личными связями и организующей ролью выделившихся из их среды авторитетов, но и объективной сложностью их ресоциализации.

Питательную среду для профессиональной преступности пред­ставляет маргинальная прослойка общества, включающая бездом­ных! безработных, беженцев, алкоголиков и наркоманов, которые в силу социальной неустроенности наиболее восприимчивы к «во­ровской» идеологии. Примером целенаправленного внедрения «воровских идеалов» в молодежную среду стала деятельность дальнево­сточного преступного авторитета Васина (Джема), создавшего в 90-е годы общественную организацию «Общак».

Привлекательность «воровских ценностей» возрастает в услови­ях сохраняющегося в обществе нигилизма в отношении официаль­ных социальных институтов. Этому способствуют коррупция в орга­нах политической власти, дискредитация демократических механиз­мов грязными избирательными технологиями, продолжающееся процветание прослойки воров-олигархов. Пока еще недостаточно высоки авторитет и влияние некоторых институтов традиционных религий, например Русской православной церкви, которая, в част­ности, позволяет себе дискуссии о возможности канонизации таких исторических персон, как Иван Грозный и Григорий Распутин. Особенно негативную роль играет выхолащивание понятий о спра­ведливости из законодательства и практики правоприменения.

Несовершенство общества не может служить оправданием во­ровской идеологии, суть которой в хищничестве и паразитизме. Ей следует противопоставить активную гражданскую позицию, осно­ванную на уверенности в возможности постепенного приближения к идеалам социальной справедливости.

Существует тесное взаимодействие между структурами профес­сиональной и организованной преступности. Из преступников-про­фессионалов рекрутируются лидеры организованных преступных формирований.

В распространенном в январе 2005 г. пресс-релизе Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ отмечалось, что:

современные «воры в законе» в отличие от своих предшествен­ников стараются тщательно маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный;

определенная часть «воров в законе» в нарушение одного из ос­новополагающих воровских принципов — неучастия в преступлени­ях против личности теперь сама занимается вымогательством, уча­ствуя в разбоях, грабежах, создает вооруженные формирования;

основная часть «воров в законе» пошла в легальный бизнес, причем широко используя подставных лиц из своего окружения.

Кроме того, ими стали использоваться СМИ для рекламирова­ния своих якобы благотворительных акций и оправдания противо­правных действий.

На учете в подразделениях по борьбе с организованной преступ­ностью состоит более 200 лидеров уголовно-преступной среды, при­числяющих себя к категории «воров в законе». В местах лишения свободы находится около 50 «воров в законе», еще трое объявлены в федеральный розыск за совершение различных преступлений. В 2003 г. по материалам подразделений по борьбе с организованной преступностью возбуждено 31 уголовное дело в отношении «воров в законе», в основном за совершение преступлений, связанных с не­законным оборотом оружия и наркотических средств, использова­нием поддельных документов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных