Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предупреждение корыстной преступности.




11.1. Современная преступность носит в значительной мере ко­рыстный характер. Более половины зарегистрированных преступ­лений совершаются по корыстным мотивам. Говоря об этом, сле­дует понимать, что корыстная преступность может быть определе­на как в широком, так и в более узком смысле слова. Если обра­титься к первому толкованию корыстной преступности, то к ней можно отнести помимо преступлений против собственности и ряд преступлений в сфере экономической деятельности (например, таких, как незаконное предпринимательство, незаконное получе­ние кредита и т. п.), и отдельные должностные преступления — злоупотребление должностными полномочиями, получение взят­ки и т. д. Кроме указанных деяний, к общественно опасным пося­гательствам, совершаемым из корыстных побуждений, относятся и многие другие — убийство из корыстных побуждений или но найму, похищение человека и т.п.

Таким образом, видно, что корыстная мотивация может иметь место в большинстве преступных посягательств. В рамках данной лекции будет рассмотрена корыстная преступность в узком смысле слова, определяемая как совокупность тех деяний, которые заключаются в прямом незаконном завладении чужим имуществом и совершаются по корыстным мотивам и в целях неосновательного обогащения за счет, этого имущества, при­чем, без использования субъектами своего служебного положе­ния, не связаны с нарушением хозяйственных связей и отно­шений в сфере экономики.

Это прежде всего кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вы­могательство в разных их формах, часть присвоений имущества (та часть, которая не связана с использованием лицом своих служебных полномочий), хищение предметов, имеющих особую ценность,- при­чинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребле­ния доверием, угон автотранспортных средств.

Независимо от принадлежности к той или иной группе все корыстные преступления обладают рядом общих признаков. В первую очередь, это корыстная цель — противоправное безвоз­мездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного (примеч. к ст. 158 УК РФ). Корыстная цель форми­руется под влиянием таких корыстных мотивов, как нажива, обо­гащение, получение материальной выгоды.

Основой указанных понятий является категория «корысть». Под корыстью обычно понимается выгода, материальная польза. Соответственно корыстная мотивация — обусловленность поведения человека стремлением к выгоде. Второй существенный признак корыстных преступлений тесно взаимосвязан со всем вышеизложенным и обусловлен тем, что все они в целом и каждое в отдельности, посягая на один и тот же объект - общественные отношения собственности, явля­ются в силу того, что собственность как социально-экономичес­кая категория всегда связана с вещами и материализуется в них и вне своей материальной основы она просто немыслима, так называемыми предметными преступлениями, которые нередко называют имущественными. Сразу отметим, что понятием «иму­щественные преступления» обозначаются корыстные преступле­ния против собственности. Соответственно данный признак оп­ределяется тем, что предметом посягательства корыстных пре­ступлений является чужое имущество, под которым следует по­нимать согласно ст. 128 ГК РФ: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, ин­формацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальные права на них (интеллектуальная соб­ственность). В законе четко обозначена юридическая характе­ристика имущества — важно, чтобы оно было чужим для посяга­ющего, т. е. не принадлежало ему на праве собственности, не находилось в его владении или пользовании.

11.2. Общеуголовные зарегистрированные корыстные преступ­ления носят массовый характер и по этому признаку «лидиру­ют» по сравнению с другими преступлениями: в 1994 году заре­гистрировано 1 610 592 преступления; в 1995 году — 1 662 502; в 1997-1 382 610; в 1998 - 1 485 000 преступлений данного вида.

Отметим, что по-прежнему в официальной статистике преобладают именно корыстные преступления. В Российской Федерации почти половина всех зарегистрированных преступлений – кража: в 2007г. удельный вес составлял 43,7%, в 2008г. – 41,3%. В Республике Бурятия в 2009г. доля корыстных преступлений составила 69,9% от общего числа (1469) преступлений, совершенных несовершеннолетними (в 2008г.- 68,2%), доля насильственных преступлений - 2,1% (1,9%).

Из 810 уголовных дел, рассмотренных в 2009г. судами Республики Бурятия в отношении несовершеннолетних, осуждено только по ст.158 УК РФ 410 подростков (50,6%), из них ранее судимых – 138 (33,6%), условно осужденных – 68 (17,3%)[6].

 

Кража, грабеж, разбой, мошенничество и вымогательство от­носятся к традиционным преступлениям против собственности, при­сущим всем государствам.

Самыми распространенными интенсивно растущими пре­ступлениями не только в структуре общеуголовной корыстной преступности, но и в общей массе преступлений являются кражи.

В структуре данного вида преступлений но степени распро­страненности выделяются: 1) квартирные, с проникновением в жилище; 2) уличные; 3) автомототранспорта; 4) на транспорте; 5) карманные.

Примерно 70% краж чужого имущества совершается в го­родах и поселках городского типа. По времени суток большая часть краж происходит в утренние и дневные часы (свыше 70%). Это объясняется тем, что в данный период времени большая часть населения находится вне дома (на работе, учебе и т. д.).

Удельный вес карманных краж составляет около 2%. Од­нако при оценке состояния данного вида преступлений необходи­мо учитывать их высокую латентность вследствие трудностей по раскрытию этих преступлений и изобличению виновного.

Относительно высокий процент составляют кражи автомо­тотранспорта — до 10,8%. Анализ показывает, что в основном (85%) эти деяния происходят в позднее вечернее и ночное время поблизости от жилых домов потерпевших. Они характеризуются и тем, что вбольшинстве случаев совершаются группой лиц.

Подобную же картину представляют грабежи и разбойные нападения. Оба эти вида являются открытыми насильственными формами завладения чужим имуществом. В большинстве своем они распространены в городах и поселках городского типа. Каж­дый третий грабеж и каждое пятое разбойное нападение соверша­ются на улице, в парках, скверах и других общественных местах.

Доля мошеннических посягательств в структуре зарегист­рированной корыстной преступности против собственности неве­лика — в 1998 году они составили 5,2%. Однако криминологи отмечают постоянный рост мошенничества по сравнению с пред­шествующими годами.

На сегодняшний день вымогательством охвачены практи­чески все сферы торговли, среднее и мелкое предпринимательство, «челночный» бизнес. Характерно, что в период начала рыночных реформ в России это преступное поведение характеризовалось просто как «наезд» с целью получения от собственника, практи­чески открыто, денежных сумм, впоследствии были созданы спе­циальные «фирмы», бригады по «выбиванию» долгов за опреде­ленный процент от суммы задолженности.

11.3. Концепция личности преступника, разработанная в рамках общей криминологической теории, включает в себя следующую схе­му криминологической характеристики: 1) социально-демографи­ческие данные; 2) социально-ролевые признаки; 3) нравственно-психологические особенности; 4) уголовно-правовые признаки.

Корыстные преступления — это преступления, совершаемые в подавляющем большинстве случаев лицами мужского пола, удельный вес женщин сравнительно невелик. При этом самый высокий процент приходится на кражи чужого имущества (12%), самый низ­кий — на разбойные нападения (6,5%).

Среди корыстных преступников преобладают лица молодо­го возраста — от 18 до 30 лет. Следует заметить, что в последнее время увеличивается доля несовершеннолетних среди участников имущественных преступлений, особенно среди лиц, совершающих кражи и грабежи. Это и понятно, если учесть экономические фак­торы нашей действительности, когда многие несовершеннолетние при совершении корыстных преступлений преследуют цели удов­летворения элементарных потребностей (в еде, одежде и т. п.).

Рассматривая семейное положение исследуемой категории лиц, можно отметить, что подавляющее их большинство холосты. Это обусловлено их молодым возрастом, а также здесь просмат­ривается и негативное отношение некоторых из указанной катего­рии лиц к такому социальному институту, как семья.

Образ жизни, который характерен для ряда корыстных пре­ступников (особенно это очевидно для вымогателей), включает в себя беспорядочные половые связи и в целом циничное отношение к женщинам, что безусловно свидетельствует о незначительности бла­гоприятного влияния такого сдерживающего фактора, как семья.

Анализ образовательного уровня исследуемой категории лиц следует осуществлять дифференцированно, в зависимости от вида преступлений. Среди лиц, совершающих кражи и грабежи, преобла­дают правонарушители с неполным основным общим образованием (8,9%). А лица с высшим образованием в этой группе составляют 0,2%.В противоположность этому у вымогателей и ряда разбойни­ков довольно высокий образовательный уровень. Так, среди них тех, кто имеет высшее образование — 2,6%; незаконченное высшее — 17,4%; основное общее — 52,7%; неполное основное общее — 27,3%.

В целом на сегодня явно прослеживается тенденция повы­шения образовательного уровня корыстных преступников.

Среди лиц, совершающих имущественные преступления, по роду занятий преобладают рабочие (составляют почти половину). Затем около 40% — лица, не имеющие постоянного дохода. Особенно уве­личивается их доля в последние годы в связи с ростом безработицы.

Обращаясь к нравственно-психологической характеристике корыстных преступников, отметим, что воров отличают следую­щие психологические особенности. Они в своей массе являются более социально адаптированными, менее импульсивными, обла­дают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта, более энер­гичные и подвижные, у них меньше выражена тревога и общая неудовлетворенность социальным положением, они в большей сте­пени, чем насильственные преступники, могут контролировать свое поведение. Воры более общительны, в большей степени стремятся к установлению контактов, у них отсутствует чувство вины.

Если говорить о деформации правосознания корыстных пре­ступников, то в целом у них отмечаются негативное отношение к законопослушному образу жизни, одобрительно-оправдательная оценка совершенных преступлений, низкий уровень солидарнос­ти с соответствующими нравственно-правовыми запретами.

По характеру мотивации, стимулирующей возникновение корыстной направленности или ее реализацию, в отечественной криминологии обычно выделяют пять типов личности корыстных преступников: 1) утверждающийся — использующий незаконное обогащение в целях самоутверждения; 2) дезадаптивный — со­вершающий корыстные преступления в целях приспособления к среде или выживания; 3) алкогольно-наркотический — соверша­ющий корыстные преступления для удовлетворения непреодоли­мого влечения к алкоголю или наркотическим средствам; 4) иг­ровой — совершающий корыстные преступления в целях удов­летворения потребности в острых эмоциональных переживаниях, связанных с риском; 5) семейный — совершающий корыстные преступления в интересах семьи.

11.4. К мерам социально-экономического характера в первую очередь, кроме тех, что уже отмечались, можно отнести поднятие прожиточного минимума населения, оказание целенаправленной и более значимой материальной помощи определенным категориям граждан (дети-сироты, многодетные семьи, инвалиды и т.д.). Во-вторых, необходимо целенаправленное усиление поли­тики, ориентированной на обеспечение занятости населения в фор­мах, минимизирующих контакты граждан с криминальными струк­турами, что означает поддержку государственного сектора. Кро­ме этого, государство должно путем налоговых, социальных и иных льгот стимулировать формирование понимания субъектами эко­номических отношений перспективности инвестиций в трудовую занятость несовершеннолетних, что позволило бы закрыть несо­вершеннолетним двери в криминальный мир и дать им возмож­ность законной деятельности.

В-третьих, необходимо продолжить начавшийся после кри­зиса подъем отечественного производства, что поможет отказаться от политики спекулятивной экономики, превращаю­щей страну в сырьевой придаток Запада, и даст возможность тру­доустройства, уменьшив армию безработных, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению имущественно положения хотя бы части населения.

Говоря о мерах идеологического характера, следует отка­заться от политики «цивилизованного слома», расщепления обще­ства, от идеологии обогащения, включая и незаконные пути.

Идеологические меры должны быть направлены на возвра­щение к традиционализму в социально-нравственной сфере и в области межличностных отношений.

К организационным мерам борьбы с корыстной преступно­стью, которые тесно взаимосвязаны с ранее указанными мерами и обусловлены ими, относятся следующие:

Во-первых, обеспечение действенного контроля за деятель­ностью средств массовой информации, блокирующего пропаган­ду (прямую и косвенную) насилия, сексуальных извращений, наркотизма и алкоголизма.

Во-вторых, построение системы противодействия использо­ванию преступно нажитых средств и совершению незаконных операций, сделок.

В-третьих, имея в виду широко распространившийся страх перед преступностью, правоохранительные органы должны пред­принимать специальные усилия для ослабления этого чувства и снижения тревоги населения, а также для поднятия доверия к их деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных