Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация личности преступника.




6.1. Личность преступника - представляет собой совокупность социально-негативных и нравственно-психологических свойств и качеств человека, которые при взаимодействии с факторами окружающей действительности обуславливают совершение преступления.

Криминальная общественная опасность личности пре­ступника отличает ее от личности правонарушителя и непреступни­ка. Характер и степень личностной общественной опасности адекватны характеру и степени общественной опасности совершенного лицом преступления, предшествующим судимостям, элементам слу­чайности, либо, напротив, злостности содеянного.

Следовательно, личность криминогенного правонарушителя нельзя смешивать с личностью преступника, объективировавшего свою общественную опасность в уголовно наказуемом деянии. Не­допустимо также отождествлять личность преступника и преступ­ную личность.

Структуру личности преступника образуют три подсистемы, включающие, в свою очередь, более мелкие подсистемы и компо­ненты личностных свойств субъекта преступления. Это социаль­но-демографическая, социально-ролевая (функциональная) и соци­ально-психологическая подсистемы.

Наиболее распространенным в криминологии является выделение шести групп признаков:

· социально-демографические признаки;

· уголовно-правовые признаки;

· социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или иногда говорят о социальных связях;

· нравственные свойства;

· психологические признаки;

· физические (биологические) признаки.

6.2. Вопрос о соотношении социального и биологического в лич­ности преступника является дискуссионным на всем протяжении развития криминологии. Человек — биосоциальная система. Собственно биологические и психические свойства без взаимодействия с условиями воспитания и ситуацией деяния криминологически нейтральны. Некоторые из них (во взаимодействии с криминогенными условиями могут стать криминализирующими психолого-психиатрическими факторами, которые облегчают совершение преступлений и направляют поведение этого лица в определенное русло, к примеру, насильственно-сексуальное. Так, генетические аномалии могут стать органическим радикалом пси­хических отклонений, а эти последние (например, при психозе) при взимодействии с криминогенными условиями динамизируют и ори­ентируют преступления. Давно отмечена статистически стабильная достоверная зависимость определенных агрессивных преступлений соответствующих психических аномалий.

УК РФ 1996 г. ввел норму (ст. 22) об ограниченной (уменьшен­ной) вменяемости. К лицам с психическими расстройствами, не ис­ключающими вменяемости, среди прочих относятся психопаты. Са­ма по себе психопатия не криминогенна. Более того, она может стимулировать талант (вспомним Наполеона, Тургенева, Лермонтова). Однако, если психопаты в процессе воспитания и жизнедеятельно­сти попадают в криминогенную среду, они, как правило, чаще совершают преступления, нежели психически здоровые люди. Знания о наличии психических аномалий значимы для правильного избра­ния профилактических мер. Это особенно актуально применительно к несовершеннолетним из неблагополучных семей, к сексопатам[1]. Осужденные психоаномалы заслуживают специального психиатрического и медицинского обслуживания в местах лишения свободы.

6.3. Классификация преступников представляет собой их диффе­ренциацию по тем или иным критериям. Она имеет значение для выявления причин преступлений, для прогноза об исправительном воздействии наказаний, а также для уголовного и уголовно-испол­нительного нормотворчества.

Наиболее обобщенная классификация преступников проводится по характеру и степени их общественной опасности.

По характеру общественной опасности исходя из доминирующей мотивации преступники подразделяются на:

- корыстных;

- насильственных (включая лиц, совершающих корыстно-насильственные преступления и оказывающих сопротивление представителю власти);

- лиц с заведомо пренебрежительным отношением к своим
гражданским и трудовым обязанностям;

- совершивших преступление по неосторожности.

По степени общественной опасности различают преступников случайных, ситуативных, неустойчивых, злостных и особо злостных.

Случайные преступники — это лица, которые совершают пре­ступления первый раз в силу стечения тяжелых, неблагоприятных, неожиданно возникших обстоятельств. УК РФ говорит о таких си­туациях в перечне смягчающих наказание обстоятельств: «соверше­ние впервые преступления небольшой тяжести вследствие случай­ного стечения обстоятельств» (п. «а» ч. 1 ст. 61) и «совершение пре­ступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств» (п. «д» ч. 1 ст. 61). Такие преступники совершают преступление именно «случайно», в силу действия психологического механизма «сшибки» или «короткого замыкания». Оно противоречит его личностным установкам и в целом законопослушному поведению. Даже умышленное убийство может оказаться совершенным случайно, например в состоянии аффекта.

Для ситуационного преступника характерно такое сочетание лич­ностных свойств и криминогенной ситуации, когда последняя легко провоцирует преступление. Во взаимодействии «личность — ситуациядля выбора лицом преступного варианта поведения значимой детерминантой оказывается ситуация. Лицо психологически готово разводить ситуации вовлечь себя в преступное деяние.

Неустойчивая личность до совершения преступления неоднократно допускает различного рода проступки.

Злостные преступники характеризуются неоднократным совер­шением преступлений; это рецидивисты, опасные рецидивисты и особо опасные рецидивисты.

 

7. Механизм индивидуального преступного поведения

7.1. Понятие механизма индивидуального преступного поведения.

7.2. Этапы механизма индивидуального преступного поведения.

7.1. Анализ причин индивидуального преступного поведе­ния позволяет ответить на вопрос: почему человек совер­шил преступление? Но преступление как частичка, «клеточ­ка» преступности не тождественно любому другому пре­ступлению. Поэтому необходим еще ответ на вопрос: по­чему человек совершил данное преступление? — кражу, а не изнасилование, мошенничество, а не убийство и т.п. Надо сказать, что анализ причин индивидуального преступ­ного поведения, а тем более его конкретного вида все боль­ше сопряжен с привлечением психологического знания, по­скольку требует объяснения целей и мотивов действий че­ловека в конкретных ситуациях.

Попытаться ответить на вопрос о том, почему чело­век совершил конкретное преступление, позволяет крими­нологический анализ механизма индивидуального пре­ступного поведения.

Индивидуальное поведение, в том чис­ле и преступное, развертывается во времени, проходя не­сколько этапов, и имеет определенную структуру, которая «последовательно разворачивается в соответствии с логи­кой внутренних (психических) процессов и внешних (объек­тивных) обстоятельств места и времени. Взаимодействие этих процессов и обстоятельств может быть названо меха­низмом поведения личности»[2].

Механизм индивидуального преступно­го поведения включает не только само преступное деяние, но и его ближайшие непосредственные причины и условия.

Механизм преступного поведения есть процесс взаимо­действия внутренних психических состояний личности и внешних обстоятельств. С учетом этих определений мож­но подчеркнуть, что это не одномоментный акт, а, стало быть, процесс, в котором можно выделить отдельные, от­носительно самостоятельные этапы.

7.2. В криминологической литературе выделяются два, иног­да три этапа механизма преступного поведения: 1) мотива­ция; 2) принятие решения о преступлении и его реализация.

Как вариант, второй этап расчленяется и тогда выде­ляется третий самостоятельный этап — реализация реше­ния о преступлении и контроль за результатами преступ­ной деятельности.

Мотивация как термин и понятие неоднократно упоми­налась ранее. Это слово и в психологии, и в криминологии употребляется в разных значениях. В уголовном праве как и в криминологии, кроме того, используются понятия мо­тива и мотивировки.

Отметим, что в данном курсе термин «мотивация» упот­ребляется в двух значениях:

1) как система доминирующих мотивов личности;

2) как процесс формирования мотива преступного поведения.

Но в обоих значениях мотивации при криминологичес­ком анализе принадлежит ведущая роль в детерминации преступного поведения, роль «организатора» всей систе­мы психических процессов и состояний, направляющих ак­тивность личности на совершение запрещенного уголов­ным законом деяния.

Источником человеческой активности выступают потреб­ности, эмоции, влечения, а также планы и интересы личности.

Потребность определяется как психическое состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объек­тах, необходимых для его существования и деятельности, и выступающее источником его активности[3].

Таким образом, актуализация потребности обязательно предполагает направленность ее на конкретный объект.

Существуют различные классификации человеческих потребностей: материальные, прежде всего витальные, т.е. жизнеобеспечивающие (в еде, тепле, самосохранении, про­должении рода) и духовные; индивидуальные и обществен­ные; биологические и социальные; наконец, нормальные, гипертрофированные и извращенные и т.п.

Потребность при своей актуализации направлена на определенный объект. Объект потребности всегда включен в конкретные условия внешней среды и си­туации. Поэтому за актуализацией потребности следует ее «опредмечивание». Ощущение голода, осознаваемое лично­стью, связывается с реальной возможностью утолить голод в конкретных условиях реальной ситуации, в которой дей­ствует индивид (купить еду в магазине, пойти в гости, где можно поесть, попросить еду у случайных людей, наконец, совершить кражу съестного в магазине или на рынке и т.п.).

Опредмечивание потребности означает осознание инди­видом ее включенности в конкретные условия внешней сре­ды. Следовательно, происходит осознание потребности, ко­торое одновременно свидетельствует об осознании побуж­дения к ее удовлетворению. Иногда мотив называют осоз­нанной потребностью. Человек теперь знает, чего он хочет, что ему нужно в конкретных условиях ситуации, в которой он находится. Возможно, это осознание причиняет психоло­гический дискомфорт, возможно, наоборот, состояние удов­летворения. В первом случае может происходить борьба мотивов, исключающих или дополняющих друг друга.

Когда мотив связывается с конкретным предметом его удовлетворения, включенным в определенные условия внеш­ней среды и ситуации, возникает конкретная цель будуще­го действия, т.е. ее мысленный результат.

Формирование цели на базе «победившей» группы мо­тивов обязательно включает выбор средств ее достижения. Представляется, что именно этот выбор есть ключевой эле­мент механизма преступного поведения.

Напомним, что мы анализируем механизм умышленного преступного поведения, а значит, речь идет о личности с уже деформированной системой ценностных ориентации. В этом случае, даже если актуализировавшаяся потребность вполне нейтральна с точки зрения ее социальной оценки, важно, ка­кие средства избирает личность для ее удовлетворения.

Личность с деформированным сознанием после опреде­ленной борьбы мотивов согласится на тот способ, который ей доступен физически и который, с другой стороны, допус­кает степень деформации определенного вида его индиви­дуального сознания (экономического, бытового, политичес­кого, нравственного, правового и т.п.).

На последующем этапе осуществляется реализация пре­ступного намерения. Именно этот этап внешне совпадает с актом конкретного преступного деяния. С психологической точки зрения осуществляется внутренний контроль за осу­ществлением плана действий, реального распределения ро­лей, если преступление совершается в группе. Психическое состояние личности на этом этапе — обеспечение как мож­но более адекватного соотношения цели деяния и его реаль­ного результата, которые совпадают далеко не всегда.

На данном этапе осуществляется также контроль за со­блюдением мер безопасности, сокрытием следов преступле­ния. Одновременно происходит выработка защитных психо­логических механизмов как на предмет возможного разоб­лачения, так и для внутреннего самооправдания. Но здесь фактически начинается новый мотивационный цикл.

При анализе механизма импульсивных преступлений констатируется так называемая «свернутая мотивация». Иными словами, этап формирования мотива осуществляет­ся по принципу «стимул — реакция». Сильный внешний объективный раздражитель, импульс (например, тяжкое ос­корбление, либо воспринимаемое будущим преступником как тяжкое, ссора или драка, затеянная не им, насилие над близкими и т.п.) мгновенно вызывает потребность «ответа», которая без обдумывания, выработки цели и способов ее до­стижения выливается в преступное действие. Заметим, что здесь не приходится говорить о бездействии.

Разумеется, степень деформации сознания у преступни­ков при совершении подобных преступлений может быть и не столь значительной, поскольку источником активности чаще выступают эмоции или внезапно актуализировавши­еся потребности в защите, мести, сопряженные также с эмо­циями (гневом, обидой и т.п.). Но мотив преступления явля­ется побуждением лица удовлетворить потребность (планы, интересы) запрещенным уголовным законом способом.

Таким образом, здесь соединяются психологическая ка­тегория потребности со способом ее удовлетворения (име­ется в виду правовая характеристика способа удовлетво­рения потребности).

Механизм волевого (умышленного) преступного пове­ления можно схематически изобразить следующим образом.

 

 


МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Результаты криминологических исследований позволя­ют дифференцированно рассматривать разновидности меха­низмов индивидуального преступного поведения с целью избрания эффективных способов своевременного реагирова­ния на психическое состояние личности на ранних этапах зарождения намерений совершить преступление[4].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных