Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 1 страница




С. А. Трахимёнок

 

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
ПРАВА

Учебное пособие

 

Минск 2004

 

УДК 340.1 (075.8)

ББК 67.3я73

Т 65

А в т о р

С. А. Трахимёнок, доктор юридических наук,
профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин
Частного института управления и предпринимательства

 

Р е ц е н з е н т ы:

И. М. Князев, кандидат юридических наук,
доцент кафедры правовых дисциплин Института
национальной безопасности Республики Беларусь;

А. Ф. Лебедев, кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Минского института управления

 

Трахимёнок С. А.

Т 65 Общая теория права: Учеб. пособие. / С. А. Трахимёнок. – Мн.: Частн. ин-т управ. и предпр., 2004.– 110 с.

ISBN 985-6639-59-х

Рассматриваются вопросы общей теории права, которые выносятся на государственные экзамены. Излагаются темы, предусмотренные действующей программой по общей теории права с учетом современных положений науки в этой области.

Для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Правоведение» Частного института управления и предпринимательства.

 

УДК 340.1 (075.8)

ББК 67.3я73

 

© Трахимёнок С.А., 2004

ISBN 985-6639-59-х © Частный институт управления и предпринимательства, 2004

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Понятие и предмет общей теории права

Всякая сформировавшаяся и обособившаяся наука имеет индивидуальный предмет исследования. Под предметом исследования понимается то, что изучается данной наукой, то есть совокупность закономерностей возникновения, функционирования и развития определенных явлений
в конкретной сфере объективной действительности. Правовая наука также имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно. Общественные науки, в частности, философия, экономическая теория, политология также исследуют проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками (наука гражданского права, уголовного права, прикладные правовые дисциплины такие, как криминалистика, криминология и т. д.) разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Таким образом, однозначно определить предмет исследования правовой науки не представляется возможным. Более четко он просматривается и отличается в группе теоретических и исторических наук, юриспруденции, в отраслевых и прикладных науках.

Отраслевые науки изучают закономерности возникновения, функционирования и развития отдельных отраслей права. Прикладные науки изучают выявление, оценку и внедрение наиболее эффективных средств, обеспечивающих реализацию правовых предписаний. Что касается теоретических и исторических наук, то они занимаются исследованием наиболее общих закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права в их неразрывном единстве.

Указанные закономерности являются исходными, основополагающими для отраслевых и прикладных наук. Следовательно, предметом общей теории права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права. Данной точки зрения придерживаются авторы белорусского учебника А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский «Общая теория государства и права».

В учебной и научной литературе существуют и другие точки зрения на предмет общей теории государства и права. Некоторые ученые и исследователи, в частности, В. Лазарев, А. Пиголкин относят к предмету Общей теории права (ОТП) правовые категории, признаки, формы и черты государственно-правовых явлений, а также сами явления (механизм государства, право, правосознание, правоотношения, правопорядок и др.).

Белорусские ученые обосновывают свою позицию исходя из того, что в отношении предмета общей теории государства и права необходимо учитывать следующие два обстоятельства:

– различия между исследуемыми наукой закономерностями явлений
и конкретными материальными объектами изучения, а также средствами
и приемами познания;

– определенную соотносимость, в некотором смысле субординацию родственных отраслей науки, исследующей какую-то сферу объективной действительности.

Одни науки, имеющие прикладное значение, выявляют и изучают закономерности, так сказать, процедурного характера (проведение экспертизы, допрос, снятие следов и т. п.). Другие, скажем, отраслевые юридические науки устанавливают закономерности более высокого, отраслевого характера, не имеющие, однако, всеобщего правового значения. Закономерности, охватывающие в той или иной мере все юридические науки, являются предметом общей теории государства и права и достигают общенаучного, методологического уровня.

На наш взгляд, следует согласиться с данной точкой зрения, поскольку предметом являются только общие закономерности возникновения, функционирования и развития соответствующих объективных явлений, а государственные и правовые категории выступают как средство
познания вышеназванных закономерностей, то есть как своеобразный инструмент, посредством которого исследователи достигают поставленных целей. Правда, некоторые авторы относят их не к предмету, а к объекту научного исследования.

Среди исследователей проблем государства и права нет единства по отношению к характеру и взаимосвязям государства и права. Во многом на эти подходы оказывают влияние конкретно-исторические условия, являющиеся объективным фактором, а также мировоззренческие позиции самих исследователей. Так, в последние годы дискутируется вопрос о разделении общей теории государства и права на две самостоятельные отрасли науки и учебные дисциплины – теорию государства и теорию права. Предлагается, в частности, переименование общей теории государства и права
в теорию права и государства,
чтобы подчеркнуть доминирование права над государством в этом диалектическом единстве.

Государство и право возникают одновременно и под влиянием одних и тех же причин. Они выполняют единые экономические, политические и социальные функции и не могут существовать друг без друга. Государство осуществляет процесс управления обществом посредством издания нормативных предписаний своим гражданам. Без принудительной силы государства невозможно исполнение правовых предписаний. Право также оказывает влияние на государство и ограничивает его деятельность рамками своих норм, вводит ее в законное русло. Поэтому точку зрения авторов о неразрывности таких явлений, как государство
и право, можно признать более обоснованной. Следовательно, и предмет науки об ОТП составляют рассмотренные закономерности в их диалектическом единстве.

Методология общей теории государства и права

Все науки отличаются одна от другой не только предметом, но
и системой методов, то есть способов достижения своих целей. ОТП, исследуя закономерности возникновения, функционирования, развития государства и права использует разнообразные приемы научного познания.

Приемы, способы достижения целей науки, независимо от того, к естественным или общественным наукам они относятся, рассматриваются как методы научного познания. Совокупность, а точнее система таких методов применительно к конкретным предметам исследования, и составляет методологию конкретных наук.

Следует согласиться с мнением некоторых авторов, что ОТП не имеет отдельного метода исследования. Многие методы, которые присущи ОТП, используются в других науках. Таким образом, под методологией общей теории государства и права представляется система приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования, развития государства и права.

Для общественных наук характерно деление методов по степени их обобщающего характера на следующие методы: всеобщий, мировоззренческий, общий и частный.

Универсальность мировоззренческого метода состоит в том, что он используется всеми науками и на всех стадиях научного исследования. Говоря о мировоззренческом методе, отметим, что отказ от мировоззренческих основ марксистской теории и стремление искусственно перейти к немарксистским направлениям научного изучения, в том числе государства
и права, привел к тому, что этот переход стал осуществляться простым отрицанием первого, а не путем избавления его от вульгаризации и догматических положений. Существуют следующие мировоззренческие подходы:

– диалектико-материалистический;

– идеалистический, метафизический.

ОТП в Беларуси традиционно придерживается первого метода, тем более, что даже сторонники идеалистического метода широко используют такие философские принципы исследования, как всесторонность, историзм, комплексность, являющиеся, по существу, требованиями диалектико-материалистического метода.

Все проявления этих подходов изучаются в философии. В данном пособии достаточно указать на некоторые существенные черты диалектико-материалистического подхода:

– признание в качестве определяющего фактора общественной жизни людей материальных и, прежде всего, производственных отношений;

– рассмотрение всех явлений как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям.

Все это означает, что глубинными причинами возникновения государства и права является экономический базис общества – производственные отношения, обусловливающие появление классов и иных социальных слоев. Диалектический подход рассматривает исследование государства и права в их непрерывном развитии, взаимодействии как между собой, так и с другими социальными явлениями, признание того, что источником их развития являются присущие им внутренние противоречия.

Идеалистический подход в зависимости от различных концепций признает в качестве причин становления государства и права религиозные, политические, национальные, психологические установки личности. Метафизика не рассматривает государство и право как взаимосвязанные явления, обусловленные всем ходом исторического развития. Следовательно, доминирующий в правовой науке диалектико-материалистический метод предполагает:

1. Изучение государства и права в постоянном их развитии (конкретно-исторически), так как сущность сегодняшних государственно-правовых явлений не может быть понятна без их прошлого развития. Здесь принципиально важным является выявление тех противоречий, которые являются источниками развития указанных явлений.

2. Изучение государства и права в неразрывной связи и взаимодействии с политикой, экономикой, классовыми и этническими отношениями, а также объективными природными факторами. Данные факторы не только обусловливают генезис государства и права, но и испытывают на себе их обратное воздействие.

3. Изучение государства и права в сочетании с юридической практикой, отражающей потребности общества, так как практика может быть критерием истинности научных выводов.

4. Изучение государства и права не только с формально-правовой точки зрения, но и с позиций других общественных наук.

Общие методы используются в различных науках с учетом специфики предмета каждой из них. Выделяют следующие методы:

– сравнения; системного (структурного) подхода; анализа и синтеза; индукции и дедукции.

От общих методов следует отличать ряд специальных приемов,
используемых другими науками. Речь идет о математических, статисти-
ческих, конкретно-социологических, формально-логических и других методах.

Частные методы, к ним относятся методы, применяемые одной отдельно взятой наукой. В нашем случае это формально-юридические методы исследования:

– сравнительно-правовой;

– структурно-правовой;

– толкования правовых норм.

Подводя итог изложенному нами, отметим, что все перечисленные методы должны работать на одну общую задачу – получение с их помощью глубоко разработанных знаний о предмете.

Место общей теории права в системе общественных
и юридических наук

Существует точка зрения, что накопленный человечеством багаж знаний о природе и обществе и составляет науку в широком смысле. По нашему мнению, наукой может называться только часть этого багажа, поскольку часть знаний, которая, в частности, не может быть подтверждена экспериментально, по правилам той же науки, к научным знаниям не относится. Не относятся к научному знанию религиозные догмы и нормы, некоторые другие явления человеческого существования. Мы остановимся только на человеческих знаниях, которые сосредоточены в отраслях естественных и общественных наук.

Естественные науки изучают природные закономерности (физика, химия, биология, астрономия и т. п.). Общественные науки изучают закономерности развития человеческого общества (социология, политэкономия, история).

К общественным наукам относится и ОТП, поскольку изучает процессы возникновения, функционирования, развития государства и права наряду с другими общественными науками. Однако для всех остальных общественных наук государство и право не являются основными объектами изучения.

Для философии, социологии, политологии государство и право всего лишь феномены социальной действительности, оказывающие влияние на все ее стороны. Юридическая наука полностью посвящена исследованию только данных феноменов. Следовательно, юридическая наука – это система всесторонних объективных знаний о государстве и праве, выражающаяся в совокупности понятий, категорий и выявленных закономерностях становления, развития и функционирования данных социальных явлений. Современную правовую науку можно подразделить на три группы правовых наук:

1. Общетеоретические и исторические науки: ОТП, история государства и права, проблемы теории государства и права, история политических и правовых учений.

2. Отраслевые юридические науки: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т. д.

3. Специальные (прикладные) дисциплины: криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика. Назначение данных наук состоит в том, чтобы использовать достижения неюридических наук для решения проблем юридического характера.

Среди этих всех дисциплин ОТП выполняет особую роль. Она – мостик между науками общественными и юриспруденцией. В определенной мере она – философия государства и права. Аналогичная дисциплина
в системе юридической науки, базирующейся на идеалистическом мировоззрении, носит название философии права и обосновывает право как идею, которая не зависит от объективной социальной реальности. Юридическая наука, базирующаяся на диалектико-материалистическом подходе не разделяет ОТП и философию права. Однако представляя собой философскую основу правовой науки, ОТП не является частью философии и не сливается с ней. Она занимает самостоятельное место в системе общественных наук, поскольку имеет специфический предмет. Этим и объясняется ее роль по отношению к другим наукам. Данная роль выражается в следующих аспектах:

1. ОТП – вводная наука в юриспруденцию (разрабатывает исходные понятия, формулирует закономерности, используемые при изучении других юридических дисциплин).

2. Общая наука для всех иных юридических дисциплин. Она позволяет находить общий язык юристам-отраслевикам;

3. Наука, использующая результаты исследований отраслевых наук, а также делающая достижения одних наук достоянием других. (Так, положения уголовного права в отношении уголовной ответственности доведены ОТП до уровня общеюридических конструкций, которые используются всеми отраслями права).

4. Методологическая наука в правоведении. Это проявляется в разработке отправных, теоретических положений (закономерности возникновения государства и права, их сущность и социальное назначение, истоки основных прав, свобод человека и гражданина и т. д.).

ОТП, как учебная дисциплина, представляет собой основные положения этой науки, структурированные в соответствии с учебными программами. Если задачей ОТП, как науки, является исследование наиболее общих закономерностей возникновения и функционирования государственно-правовых феноменов, то цель учебной дисциплины – трансляция указанных знаний для формирования у студентов основы, на которой они могут успешно овладеть отраслевыми и прикладными дисциплинами правоведения.

 

2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ,
СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ

Понятие государства, его определение

По мнению большинства исследователей, невозможно дать общее понятие государства, которое смогло бы отразить все признаки и свойства, характерные для всех периодов его существования. Однако у всех государств, несмотря на их специфику, порожденную разнообразием условий существования, есть набор универсальных признаков, присущих всем государствам, независимо от общественно-экономических формаций, в которых они существовали, а также их геополитической специфики.

Анализ определений государства, начиная с конца XIX в. и до наших дней, позволяет выделить его видовые отличия, присущие всем дефинициям. К ним, прежде всего, относятся: народ; территория; публичная власть.

Так, Е. Трубецкой считал, что государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Этой же точки зрения придерживались и российские правоведы Г. Шершеневич, Ф. Кокошкин, В. Хвостов, И. Ильин.

Н. Коркунов и Л. Тихомиров в своих определениях государства характеризовали его как «союз свободных людей или социальных групп… под соответствующей верховной властью». Правовед Л. Гумплович определял государство как «…естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного порядка».

Марксистское определение государства ставит на первое место его классовую сущность, тогда как «решение общих дел» уходит на второй план. Обеспечение государственного управления в марксизме осуществляется в форме диктатуры господствующего класса. Отсюда вытекает и ленинское определение государства как «машины для угнетения одного класса другим…чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

В настоящее время ученые Беларуси и России, не отрицая выявленных марксисткой теорией признаков государства, полагают, что, наряду
с такими постоянными признаками государства, как территория, публичная власть и налоги, выделение признака государства как «орудия классового господства» возможно только на определенном, ограниченном во времени историческом этапе. Любое государство является не только орудием подавления, машиной классового господства, но и представляет все общество. Государство осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всех социальных групп. Значение общесоциальной стороны деятельности государства возрастает по мере развития производительных сил. В западном обществе высокие налоги на предпринимателей, государственное регулирование условий труда, развитие социальных программ
в значительной мере смягчают классовые противоречия, устраняют необходимость подавления классовых противников, повышают стабильность общества. Все изложенное нами позволяет дать определение государства.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие социальные функции (определение, дано авторами белорусского учебника «Общая теория государства и права» под ред. В. А. Кучинского). Можно также привести следующее определение:

Государство – политико-территориальная, суверенная организация, осуществляющая управление обществом посредством правовых предписаний, обязательных для исполнения всеми его гражданами.

Отличие второго определения от первого состоит в том, что в нем нет упоминания о защите интересов определенных социальных групп с использованием возможностей государства. В данной трактовке этот признак считается несущественным, поскольку назначением всех социальных организаций, в том числе и государства, как раз и является защита интересов части общества в отличие от интересов всего общества. Государство есть аппарат власти, машина, за руль которой пытаются сесть те, кто желал бы более надежно защитить свои интересы.

Сущность государства и его социальное назначение.
Соотношение общества и государства

Прежде чем обратиться к сущности государства, необходимо дать определение сущности как философской категории. Под сущностью в философии чаще всего понимается главное в явлении, то есть некая совокупность внутренних характеристик, без которых данное явление теряет свое своеобразие. Социальная сущность явления, которое порождено человечеством, заключается в его назначении и той роли, которую явление играло или играет в человеческом обществе. В отношении государства социальное назначение заключается в выполнении функций выживания общества, не относящихся к классовым.

По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются различные мнения. В бывшем Союзе и странах социалистического содружества сущность государства определялась его классовой природой, а само государство трактовалось как аппарат диктатуры определенного класса. В западных теориях государство представлялось надклассовым образованием, выражающим интересы всего общества. Но у приверженцев обоих столь различных точек зрения государство, тем не менее, всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. И это прежде всего организация для защиты интересов собственников средств производства. По мере перехода
от одной общественно-экономической формации к другой классовая сущность государства не утрачивается, а лишь смягчается, нивелируется
и вуалируется.

Вот почему следует, по нашему мнению, согласиться с утверждением А. Малько о том, что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше проявляется в современных
посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуя его во всей полноте. Если же отказаться от какого-нибудь из них, то характеристика государства будет неполной. Все дело в том, какое государство рассматривается
и в каких исторических условиях.

Общая характеристика учений
о сущности государства

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, такой и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые государство ставит перед собой. Марксистская доктрина видит сущность государства в создании такого порядка, при котором один класс, используя мощь государства, подавляет другой, «умеряя» их столкновение.

Теория плюралистической демократии предполагает, что в современном обществе классы перестали существовать, и власть, таким образом, утратила свою классовую сущность. Общество представляет собой совокупность структур, на их основе создаются различные организации, которые оказывают воздействие на конкретные органы государства и определяют, таким образом, государственную политику. Исходя из данной теории, каждый человек и каждая организация обладают частицей государственной власти и участвуют в управлении государством. Поэтому государство является выразителем интересов всеобщей воли.

Теория всеобщего благоденствия также относит государство к надклассовым явлениям. Государство выражает волю всех слоев населения
и обеспечивает благоденствие всех членов общества. Базой указанной теории послужили успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Теория всеобщего благоденствия подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства.

Типология государств. Формационный
и цивилизационный подходы к типологии государств

Для познания сущности государства, создания его работающей теоретической модели важное значение имеет типология государства. Понятие «тип государства» выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства в разные исторические эпохи. Всем государствам одной исторической эпохи присущи одни и те же сущностные черты. Отсюда можно сделать вывод, что тип государства – это система свойств, порождаемых историческими условиями.

Первые попытки типизации государств были предприняты еще древними мыслителями Аристотелем и Полибием. В основании типизации Аристотеля лежали следующие признаки:

– количество властвующих в государстве;

– осуществляемая государством цель;

– место, которое занимает в государстве человек, то есть в какой мере государство обеспечивает его свободу и личные интересы.

Полибий считал, что государства развиваются по бесконечному кругу, который включает в себя фазы зарождения, становления, расцвета, упадка
и гибели. Эти фазы переходят одна в другую и цикл повторяется вновь. Главное в воззрениях Полибия состоит в том, что в основе смены циклов лежат изменения в соотношении человека и государственной власти.

Мыслители прошлого пытались определить пути развития государства, при котором оно выступало бы инструментом социальной справедливости. Именно социальная справедливость стала основой типизации современных государств.

Идеологи западной демократии (например, Х. Кельзен) считали, что в основе типизации современных государств должна лежать идея политической свободы. Отсюда все современные государства делятся на две категории или два типа государственности – демократия и автократия. Р. Макайвер также делит все государства на два типа – антидемократические и демократические. Р. Дарендоф, придерживаясь такой же точки зрения, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором есть все основания для цивилизованного общественного бытия.

Таким образом, исторический тип государства можно определить как совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государства определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации.

Данное определение указывает на то, что вопросы типологии государства и права рассматриваются в двух аспектах – формационном и цивилизационном.

На формационном подходе основывается марксистско-ленинская типология государства и права. В ее основе лежит категория «общественно-экономическая формация». Сама формация определяется как исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материальную базу общества, а производственные отношения представляют собой его базис, над которым зиждется надстройка в виде политических и государственно-правовых явлений. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших производственных отношений и замены их новым экономическим базисом.

Согласно формационной типологии, исторический тип государства определяется на основании того, на каком экономическом базисе основывается государство, интересам какого господствующего класса оно служит. Разумеется, при таком подходе государство – всегда орудие классового господства и сугубо классовая организация.

В рамках данного подхода существуют три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

Социалистическое государство не относилось, согласно маркcистско-ленинской теории, к эксплуататорским государствам и в скором времени должно было перерасти в общественное коммунистическое управление.

Каждая общественно-экономическая формация в своем развитии проходила три стадии. На первой – развитие производительных сил влечет за собой изменение производственных отношений. Вторая стадия характеризуется соответствием производственных отношений производительным силам. При наступлении третьей стадии старые производственные отношения перестают удовлетворять развивающиеся производительные силы. На данном этапе появляются новые классы с новыми противоположными интересами. Происходит политическая революция, в ходе которой рождается новая политическая организация, с иными целями и задачами, чем у предыдущей. В рамках этого преобразования и рождается новое государство.

Рабовладельческое государство (IX в. до н.э. – VI в. н.э.) характеризуется следующими признаками:

– это первый исторический тип государства;

– раб является вещью рабовладельца;

– рабовладельческие государства всегда существовали в окружении «варварских племен», что служило им основным источником рабской рабочей силы;

– государство охраняет интересы рабовладельцев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных