Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 5 страница




Исходя из вышеизложенного, становится понятным, почему социологическая концепция права иногда называется прагматической. Она не только переводит понимание права из области должного в область сущего, но и уходит от необходимости выявления его природы, фактической сущности.

Социологическая концепция права отвергает вмешательство государства в сферу частных интересов. Она направлена против социалистических идеалов плановой экономики, а также против неолиберализма, который предлагает вмешательство государства в хозяйственную деятельность в определенных пределах.

Социология права гибка, но именно эта гибкость и делает ее ущербной. Поскольку ее основу составляют не нормы, а правоотношения, которые чрезвычайно мобильны, многообразны, неповторимы, причем права
и обязанности их участников допускают разнообразные действия по реализации данных правоотношений, поэтому трудно определить, какие именно действия являются правомерными, а какие – нет. И если решения судов по административным делам существенно расходятся, то как определить, какое из них является правом, а какое – не является?

В правоотношениях, в защите прав и интересов сторон должна быть четкая определенность, в противном случае право перестает быть регулятором общественных отношений. Здесь необходим общеобязательный критерий, определяющий грань между правом и произволом. Обнаружить такой критерий можно только в тексте нормативно-правового акта, который доведен до общего сведения, обладает необходимой юридической силой и обеспечен принудительной силой государства.

10. МЕСТО ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ.
ПРАВО И МОРАЛЬ

Система социальных норм общества.
Место правовых нормативных установлений
в системе социальных норм

Под социальными нормами понимаются правила поведения, регулирующие общественные отношения. Но социальные нормы регулируют не любые, а только типичные группы социальных отношений. Норма служит мерой поведения людей, критерием оценки их действий. Норма – это веление, которое дозволяет, обязывает, запрещает. Причем не каждое веление является нормой.

Норма всегда рассчитана на неопределенное количество типичных случаев и в силу этого имеет общий характер, обращена к каждому, кто может попасть в такую ситуацию. Модель социальных связей и процессов будет нормативной, если она в определенной форме отражает их типичность, всеобщность, обязательность.

Итак, система социальных регуляторов сложилась исторически и отражает уровень экономического, политического, социального и культурного развития общества. И, следовательно, она не остается неизменной.
С развитием общества совершенствуются и социальные нормы, меняется их характер и содержание.

Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям. С позиций юриспруденции интерес представляют такие основания, как специфика возникновения, сфера действия, особенности регулирования общественных отношений. Исходя из этих оснований, социальные нормы подразделяются на нормы права, нормы морали, нормы общественных объединений (корпоративные нормы), неправовые обычаи, традиции, религиозные нормы.

В заключение отметим, что в обществе исторически сложилась и действует система норм, регулирующих общественные отношения. Нормы имеют общие и специфические характеристики, они теснейшим образом связаны между собой, но имеют и относительную самостоятельность. Право среди них занимает особое место. Присущие ему признаки (формальная определенность, общеобязательность, установление и обеспеченность государством) отличают его от иных неправовых нормативных регуляторов.

Единство, различие и взаимодействие норм права
с другими социальными нормами

Наряду с правом важную роль в регулировании общественных отношений играют нормы морали. Мораль – элемент культуры как способа выживания. Она возникла наряду с комплексом феноменов выживания
в тот момент, когда человек по непонятным пока причинам выпал из сферы жесткого природного регулирования. Мораль охватывает почти все сферы социальной жизни. Она включает в себя нормы и принципы, которые на определенном этапе исторического развития признаются обществом. Нормы морали – это выработанные обществом требования, предъявляемые к человеку, как к социальному существу.

Действенность моральных норм зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования внутренних убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения с другими людьми, ориентиром для которого и служат нормы морали. Мораль предполагает не только усвоение нравственных принципов отношения человека к другим людям, но и оценку себя самого как личности и члена общества. Это осуществляется с помощью «внутреннего контролера», которого иногда называют совестью.

Под моралью понимаются правила поведения, складывающиеся в обществе исторически в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре, зле, чести, совести, порядочности, долге и справедливости, обеспечиваемые силой общественного мнения.

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право тесно взаимодействуют. Осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние данных социальных регуляторов. Эта возможность обусловлена тем, что и право и мораль имеют много общих признаков:

– являются системами норм, социальными регуляторами;

– у них одинаковое предназначение, одна культурная основа;

– являются средством сбалансирования интересов индивидов, социальных групп и общества в целом.

Наряду с общими признаками право и мораль в значительной мере отличаются друг от друга, поскольку обладают многими признаками, присущими каждой из этих регулятивных систем в отдельности. Если использовать критерии, применяемые для групповой классификации всех социальных норм, можно выделить следующие отличия.

По происхождению. Нормы морали складывались исторически,
в процессе жизнедеятельности людей на основе их представлений о добре, зле, справедливости и т. д. Нормы права устанавливаются, изменяются
и отменяются государством.

По сфере действия. Нормы морали регулируют более широкую сферу общественных отношений. Право регулирует лишь наиболее важные с точки зрения государства отношения, поддающиеся внешнему контролю. Нормы морали регулируют и те отношения, которые не поддаются внешнему контролю (взаимоотношения людей, дружба, товарищество, любвь и т. п.). Право не может эффективно воздействовать на эту группу отношений, поскольку там трудно определить меру должного.

По форме выражения. Нормы права закрепляются в официальных документах, юридических актах, то есть имеют четкие формы своего выражения и внешнего оформления. Нормы морали не имеют такой формы выражения. Он живут в сознании людей. Это неписаные правила.

По степени детализации. Нормы морали не содержат в себе точных детализированных правил. Данные правила носят достаточно общий характер и выступают как принципы поведения. Нормы права выступают в детализированной форме как свод четко сформулированных правил.

По способу их обеспечения. Правовые нормы, а точнее их исполнение обеспечивается так называемой принудительной силой государства.
В отличие от них мораль опирается на силу общественного мнения. Нарушение моральных запретов влечет общественное воздействие в виде осуждения, порицания.

Право и мораль взаимодействуют между собой, взаимно дополняют друг друга. О совпадении права и морали можно судить по некоторым статьям Уголовного кодекса (клевета, оскорбление, убийство, причинение телесных повреждений). Существенное влияние оказывают моральные требования и в процессе правоприменительной деятельности. Без обращения к нормам нравственности невозможно рассмотрение многих юридических дел, таких, например, как решение вопроса о лишении родительских прав, об оставлении ребенка у одного из родителей и т. д.

Тесное взаимодействие не исключает расхождения требований права и морали. Это несовпадение вытекает из того, что мораль более динамична по сравнению с правом, она предъявляет к человеку бóльшие требования, чем право. (В некоторых случаях право дозволяет, но мораль осуждает, например, брак по расчету, отказ матери от ребенка и т. д.).

Существует еще один аспект взаимодействия этих регулятивных систем. Речь идет о проблеме повиновения законам, противоречащим принципам морали. Большинство правоведов в Беларуси и России придерживается того взгляда, что закон должен выполняться в любом случае (В. Кудрявцев, С. Алексеев). Они полагают, что соблюдение закона нельзя ставить в зависимость от того, считают ли адресаты его справедливым
и моральным или нет.

11. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Право, как и любое другое общественное явление, имеет свои формы внешнего выражения. В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются и официально выражаются юридические нормы, называют источниками права. Таким образом, формы (источники) права – это способы выражения государственно-властных предписаний. Правовая наука выделяет следующие формы права:

правовой обычай – сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права;

нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, изданный субъектами правотворчества, содержащий правовые нормы;

юридический прецедент (судебный или административный) – такая форма права, при которой правилом поведения признается решение по конкретному делу;

договор с нормативным содержанием (используется в настоящее время в международном праве);

юридические доктрины (выступали в качестве источников права на определенных исторических этапах);

религиозные писания (занимали значительное место в нормах феодального права: средневековые cуды строго руководствовались их предписаниями).

Поскольку белорусская правовая система складывалась как система писаного права, то в ней используются три вида источников права: нормативный акт, нормативный договор, правовой обычай.

12. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ведущее место в правовой системе Беларуси занимает нормативный акт. Юридическая сила каждого нормативно-правового акта зависит от места, которое в иерархии государственных органов занимает орган, его издавший. Нормативные акты подразделяются на две группы – законы
и подзаконные акты. Закон – это такой нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим законодательным органом или референдумом, регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

В зависимости от юридической силы законы в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные. В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция Республики Беларусь. В ней закрепляются:

– организационная структура государственной власти страны;

– основы общественного и государственного строя;

– основные права и обязанности граждан.

Конституция является юридической базой для всего законодательства. Обычные законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Для принятия законов необходимо соблюдение особой процедуры. В соответствии
с Конституцией Республики Беларусь (принята 24 ноября 1996 г.) Президенту предоставлено право издания декретов, имеющих силу закона.

Другую группу нормативных актов составляют акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией и другими нормативными актами. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся:

– указы Президента Республики Беларусь, которые могут носить как нормативный, так и ненормативный характер (указы о назначении на должность, о награждении и т. п.);

– распоряжения Президента Республики Беларусь. Издаются по вопросам оперативного порядка и не относятся к категории нормативных актов;

– постановления Совета Министров. Эти акты издаются по важнейшим вопросам управления экономикой страны, по обеспечению проведения государственной политики в различных сферах. Постановления, как правило, носят нормативный характер;

– распоряжения Премьер-министра. Акты, издаваемые в пределах его компетенции, в которых содержатся конкретные предписания (акты индивидуального регулирования);

– ведомственные акты. Издаются центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами
и ведомствами. Данные акты регулируют отношения внутри соответствующих структур. Однако некоторые министерства и госкомитеты наделены полномочиями издавать нормативные акты межведомственного значения (Минздрав, МВД, Минфин и т. п.);

– акты местных представительных и исполнительно-распорядитель-ных органов (область, город, район);

– приказы и инструкции, которые принимают управления и отделы исполнительных комитетов, а также руководители предприятий, учреждений и организаций. Указанные акты распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций. Они издаются в целях обеспечения взаимодействия структурных звеньев данных организаций.

13. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие юридического действия
нормативных актов

Правовому регулированию могут быть подвергнуты только волевые общественные отношения. Право не регулирует события, поскольку они не зависят от воли людей. Не являются объектами правового регулирования
и мысли людей. Следовательно, предметом правового регулирования могут быть только конкретные наиболее важные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю. Поэтому отношения дружбы и товарищества не относятся к сфере регулирования правом, поскольку
в них трудно определить меру должного.

Таким образом, определение пределов правового регулирования – сложная научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства в социальную жизнь людей.

Действие нормативно-правовых актов во времени.
Порядок опубликования и вступление в силу нормативных актов. Особенности опубликования и вступления в силу законов. Прекращение действия нормативно-правовых
актов. «Переживание» старого акта. Обратная сила закона

В правовом регулировании важно знать, с какого момента начинает действовать тот или иной нормативный акт и до какого момента сохраняется его юридическая сила. Время действия нормативного акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определение времени начала действия нормативных актов связано с их опубликованием. В каждом государстве устанавливаются официальные источники, порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов. Наиболее целесообразным вариантом определения времени вступления нормативного акта в силу является тот, при котором устанавливается время, отведенное на ознакомление людей с содержанием данного акта.

На практике нормативные акты могут вводиться в действие либо специальным постановлением, либо срок вступления в юридическую силу указывается в самом акте, либо нормативный акт вводится в действие по истечении определенного строка со дня опубликования или сразу с момента опубликования.

Согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента. Указы Президента и постановления Совета министров вступают в силу с момента включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в самом акте не указан иной срок вступления в силу.

Правовые акты, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Существуют и нормативные акты, предназначенные для ограниченного круга лиц. Они могут не опубликовываться, а сразу направляться для исполнения соответствующим органам.
Такие акты действуют с момента получения их этими органами, если иное не предусмотрено самими актами. Нормативный акт утрачивает силу в следующих случаях:

– истечение срока действия;

– прямая отмена;

– фактическая замена другим актом;

– изменение обстоятельств, на которые он рассчитан.

С действием нормативно-правовых актов во времени связаны такие понятия, как «переживание» закона и его обратная сила.

«Переживание» закона означает тот случай, когда отмененный акт продолжает регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Это, в частности, касается так называемых длящихся правоотношений (различного рода сделки). О тех положениях старого акта, которые действуют после принятия нового, делается специальная оговорка в новом нормативном акте.

Обратная сила закона – понятие, означающее распространение действия нормативно-правового акта на те отношения, которые возникли до вступления его в силу. Это означает, что положения нового акта действуют на прошедшее время, то есть обращены в прошлое.

По общему правилу закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения. Если закон устраняет наказуемость деяния, смягчает наказание или взыскание, или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется его действие, то он признается обладающим обратной силой. Кроме того, обратная сила может быть придана и по специальному указанию законодателя.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Понятие территории государства

Определение действия нормативно-правового акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному исполнению.

Пространственное действие актов связано, прежде всего, с территорией государства, в состав которого входят:

– суша, недра земли, воздушное пространство;

– территориальные воды, военные суда под флагом соответствующего государства;

– невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве;

– территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом.

Нормативно-правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие на всю государственную территорию. Правовые акты местных органов власти действуют на той территории, на которую распространяются функции данных органов.

В праве существует положение, при котором действие нормативных актов распространяется на лиц, находящихся за пределами государственной территории. Согласно ст. 6 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, граждане Беларуси, совершившие преступление за границей, должны подлежать уголовной ответственности по белорусскому законодательству. Если они уже понесли уголовную ответственность за границей, то суд может учесть данное обстоятельство при назначении им наказания.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Особенности действия нормативно-правовых актов
в отношении иностранцев и лиц без гражданства.
Понятие экстерриториальности. Акты общего
и специального действия

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает применимость к определенным категориям субъектов права. Нормативные акты, принимаемые в государстве, действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Однако из данного правила есть исключения. Под действие норм избирательного права не попадают определенные категории лиц, например, иностранные граждане и лица без гражданства,
а также недееспособные, отбывающие наказание в виде лишения свободы и некоторые другие категории граждан.

Имеются и другие особенности действия нормативно-правовых актов в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, некоторые категории дипломатических сотрудников пользуются полным или частичным иммунитетом от юрисдикции страны пребывания (право экстерриториальности). Помимо актов общего действия существуют также нормативно-правовые акты специального действия, касающиеся только сотрудников определенных ведомств.

14. СИСТЕМА ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие системы права и ее структурные элементы.
Отрасли, подотрасли, институты права,
их разновидности

Множество правовых норм, составляющих право, связано между собой. Это придает праву целостность, единство и внутреннюю согласованность. Впрочем, целостность, единство и внутренняя логика права обусловлены целостностью, единством и логикой регулируемых общественных отношений. Общественные отношения обладают отличительными особенностями и качественным разнообразием, а также передают эти качества праву, поскольку последнее отражает наиболее устойчивые общественные связи, их признаки и свойства. Таким образом, все группы норм, составляющих право, взаимосвязаны и взаимозависимы, что считается признаком системности.

Система, есть объективное единство закономерно связанных друг
с другом предметов и явлений в одно целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам и принципам. Следовательно, изучение системы предполагает установление ее элементов, связей между указанными элементами, принципов построения и развития, то есть структурной организации.

Первичным элементом системы права является правовая норма. Из различных сочетаний норм группируются более крупные части системы права. В науке они получили название отраслей, подотраслей, институтов. Отсюда система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и делении их на отрасли и институты.

Отрасль права – крупная группа норм, регулирующая однородную группу общественных отношений. Кроме того, отрасль права характеризуется наличием особого метода правового регулирования – набора средств, при помощи которых осуществляется эффективное правовое регулирование. Специфика строения отраслей права заключается в том, что они, как правило, делятся на общую и особенную части. В общей части группируются нормы-принципы и нормы, обслуживающие особенную часть. Такое построение исключает громоздкость отрасли, дублирование норм. В отрасли, как правило, выделяется основной институт, в котором закрепляются общеотраслевые принципы, содержание и объем правового регулирования. В конституционном праве таким институтом является институт конституционного строя, в трудовом праве – институт трудового договора. Таким образом, отрасль права определяется как совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием.

Отрасль формируется из правовых норм через правовые институты, под которыми понимается обособленная совокупность юридических норм, регулирующая однородную группу общественных отношений в рамках отрасли права. В праве существует понятиекомплексного института, то есть группы норм, которые хоть и относятся к разным отраслям права, но регулируют однородные общественные отношения (например, институт собственности).

В рамках некоторых отраслей права существуют подотрасли, объединяющие несколько институтов (подотрасль обязательственного права
в рамках гражданского, военно-уголовного права в рамках уголовного и т. п.).

Предмет и метод правового регулирования – основные критерии деления права на отрасли и институты

Как уже отмечалось нами, в основании деления права на отрасли лежат однородные общественные отношения, регулируемые данной группой норм, и метод правового регулирования. Общественные отношения, которые регулируются нормами права, являются предметом правового регулирования. Для определения предмета конкретной отрасли права необходимо установить тот круг общественных отношений, который регулируется нормами данной отрасли и который требует правового регулирования. Отрасли права отличаются друга от друга предметным своеобразием, качественными особенностями регулируемых ими общественных отношений, которые различны, главным образом, не по содержанию, а по их свойствам и целям (так, имущественные отношения отличаются от отношений, складывающихся в сфере государственного управления и т. д.).

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, «что подвергается регулированию?», то метод правового регулирования отвечает на вопрос «как, при помощи каких юридических средств оно осуществляется?». Однако выбор метода не случаен, он зависит от характера регулируемых отношений, то есть от предмета правового регулирования.

В целях правового регулирования используются такие способы, как дозволение, запрет, обязывание. Однако их удельный вес в каждой конкретной отрасли и в каждом институте права различен. Применяются и другие методы юридического воздействия. В теории права выработана конструкция, согласно которой метод является слагаемым многих факторов, в частности:

– юридических фактов;

– состава участников регулируемого отношения;

– распределения прав и обязанностей между ними;

– характера санкций и порядка их применения.

С учетом вышеизложенного выделяются два основных метода правового регулирования – автономный и авторитарный.

Метод автономии (диспозитивный) предполагает равноправие участников правоотношений. Он допускает значительную самостоятельность субъектов права, которые в рамках закона сами определяют свои права
и обязанности, самостоятельно защищают свои интересы. Правоотношение в этих случаях возникает на основе договора.

Авторитарный метод (императивный) реализуется на иных принципах. Для него, наоборот, характерно неравенство субъектов правоотношений. Здесь один из субъектов правоотношений выступает в качестве стороны, обладающей властными полномочиями по отношению к другой стороне обязанному субъекту. Властный субъект наделен правом беспрекословно требовать от обязанного субъекта соответствующих указаний. Данный метод характерен для административного права. Он также присущ конституционному и уголовному праву. Юридическими фактами здесь выступают государственно-властные предписания.

Кроме перечисленных методов, юридическая наука выделяет дополнительные методы правового регулирования. К ним относятся поощрительный и рекомендательный. Поощрительный методсостоит в том, что для адресатов создаются определенные благоприятные юридические
последствия социально-активного правомерного поведения. Рекомендательный метод формулирует в соответствующих нормах рекомендации, адресованные субъектам права, с целью побудить их к определенным поступкам.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод регулирования, который складывается из различных сочетаний авторитарного и автономного методов. Следует отметить, что метод правового регулирования не избирается законодателем произвольно. Он зависит от специфики регулируемых отношений и представляет собой юридическое выражение особенностей предмета регулирования.

Общая характеристика отраслей права
Республики Беларусь

Функционирующая в Беларуси система права включает следующие отрасли:

– конституционное право;

– гражданское право;

– административное право;

– уголовное право;

– трудовое право;

– семейное право;

– земельное право;

– финансовое право;

– уголовно-исполнительное право;

– гражданско-процессуальное право;

– уголовно-процессуальное право.

Конституционное право – это отрасль права, нормы которого закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, порядок их образования и компетенцию, систему местного самоуправления и пр.

Административное право – система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормами административного права регулируются деятельность исполнительной власти, а также отношения, возникающие между органами государственного управления и т. п.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права регулируют отношения государственных, частных предприятий и общественных объединений между собой. Нормами гражданского права закрепляются правовое положение лиц и имущества, различные виды собственности, правомочия собственников. Эта же отрасль регулирует отношения авторского, наследственного, жилищного права.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения финансовой деятельности в Республике Беларусь. Данные отношения складываются в процессе деятельности финансовых органов по поводу сбора и распределения денежных средств. Нормами этой отрасли устанавливаются налоги и другие платежи в бюджет, взаимоотношения государственных и негосударственных структур по поводу его исполнения.

Земельное право – система правовых норм, регулирующих отношения по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных