Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 2 страница




Второй исторический тип эксплуататорского государства – феодальное государство (VI–XIX в.) – характеризуется следующими признаками:

– экономическая основа – частная собственность феодалов на землю как главное средство производства;

– личная зависимость крестьян от землевладельцев-феодалов;

– сущность феодального государства – средство охраны и укрепления экономического базиса;

– сословные привилегии феодалов и неравенство закреплялись законом.

Феодальные государства в своем развитии проходят три этапа:

– раннефеодальные государства;

– сословно-представительные монархии;

– абсолютные монархии.

Первые буржуазные государства возникли в Европе 200–300 лет назад. В отличие от предыдущих общественно-экономических формаций буржуазный способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд, поэтому сословное неравенство было заменено неравенством социальным.

Капиталистическое (буржуазное) государство имеет следующие характеристики:

– защищает буржуазный строй и его основу – частную собственность на орудия и средства производства;

– является машиной для эксплуатации трудящегося населения;

– использует экономическое принуждение к труду.

Разновидностями капиталистического государства являются: домонополистические, империалистические, современные.

Для современных капиталистических государств, как считают исследователи, уже не характерно господство «чистой» частной собственности, так как возрастает доля акционированной. Акционерами становятся и бывшие неимущие классы. Следовательно, изменяется классовая основа, и капитализм перестает быть собственно капитализмом. Все большее значение приобретают право и законность, формируется реальное правовое государство. Расширяются социальные функции государства, растет уровень жизни населения.

Социалистическое государство в марксистско-ленинской типологии являет собой последний исторический тип государства. Его характерные черты:

– общественная собственность на орудия и средства производства;

– является орудием политической власти трудящихся;

– не эксплуатируя других, государство перестает быть собственно государством и становится «полугосударством», а затем и вовсе отмирает.

Однако данным прогнозам не суждено было сбыться. Национализация средств производства и уравнительность лишили труд необходимых стимулов, сделали его непроизводительным. Кроме того, являясь собственником средств производства юридически, рабочий класс фактически не был их хозяином, поскольку реальными полномочиями в отношении общественной собственности обладали представители партийно-государ-
ственного аппарата. Потеряв стимул к труду, общество перестало развиваться. Однако идеи социализма не отвергнуты окончательно. Ряд исследователей полагает, что они вполне могут быть реализованы на более высоком уровне развития человеческого общества.

Выделение такой научной категории, как исторический тип государства, позволило сделать ряд существенных обобщений, которые:

– стали теоретической базой для изучения наиболее существенных признаков государства в рамках одной общественно-экономической формации;

– выявили зависимость типа государства от типа экономики, т. е. зависимость государственной власти от способа производства;

– дали возможность понять внутреннюю логику исторического процесса.

Однако формационный подход, как инструмент изучения сущности государств того или иного исторического типа, срабатывает только при
исследовании государств, развивавшихся в рамках западноевропейской,
а впоследствии и североамериканской культур. Что касается восточных государств, в которых, в отличие от западных, решающее значение имела политическая власть, а власть в экономической сфере проистекала от политического господства, то данная типология давала сбои.

Очень часто приверженцы формационного подхода не учитывали
и такой фактор, как многоукладность экономики, которая не позволяла
в чистом виде выделить основную форму собственности и определить исторический тип государства.

В типологии государства были и другие подходы, отличные от формационного. Немецкий ученый-правовед Г. Еллинек делил все государства на пять исторических типов: древневосточное, греческое, римское, средневековое, современное.

Русский историк Н. Кареев выделял шесть типов государств:

– государство-город;

– восточная деспотия;

– феодальное поместье-государство, сословная монархия;

– западноевропейская абсолютная монархия;

– конституционное государство.

Большое развитие в западной литературе получил так называемый цивилизационный подход в исследовании человеческого общества и его государственности.

А. Тойнби в труде «Исследование истории» выделяет 21 цивилизацию. По мнению Тойнби, цивилизации – это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. По Тойнби цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, которое отличалось общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. По сравнению с ним экономические и политические факторы являются несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Из 21 цивилизации выжили лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах деятельности (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и т. д.).

Исходя из цивилизационного подхода, современные исследователи дают следующую типологию государств:

– древние государства (древнегреческие, древневосточные, древнеримское);

– средневековые государства (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские);

– современные государства (развитые – социальные, правовые, развивающиеся).

Подводя итог изложенному, следует отметить, что цивилизационный подход позволяет видеть не только противостояние, борьбу классов и социальных групп, но и другие факторы, оказывающие влияние на ход развития человечества.

 

3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства: понятие и содержание

Такие категории государствоведения, как понятие и сущность государства, его назначение и форма относятся к его статике. Но всестороннее исследование государства невозможно без изучения динамики, то есть действия, изменения, функционирования. Для обозначения динамической стороны такого института, как государство, употребляется понятие «функции государства».

В отечественной теории государства и права, в отличие от западной юридической науки, имеет место так называемый функциональный подход к изучению динамической стороны государства, используемый, однако,
с некоторой корректировкой, которая касается расширения и углубления общесоциального понимания назначения функций государства. Как полагают исследователи, общество, даже будучи разделенным на классы, представляет собой единый организм, в котором противоположные классы
сосуществуют и взаимодействуют. И государство не может не выполнять общесоциальных функций, как и не может не представлять все слои
и классы населения. К общесоциальным функциям относятся:

– обеспечение национальной безопасности;

– ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф;

– реализация различных социальных программ;

– социальное обеспечение нетрудоспособных;

– защита прав и свобод граждан и т. д.

В западной юридической науке проблема функций государства практически не изучается. Чаще всего деятельность государства рассматривается через призму его целей и задач.

Как полагают наши ученые, изучение функций государства позволяет более глубоко исследовать динамическую сторону такого института, как государство. Указанные исследования выявляют связи функций государства с его целями, задачами и представляют собой средство реализации этих задач. Следовательно, функции не являются неизменными, они историчны и меняются на различных стадиях развития общества и государства, зависят от тех целей и задач, которые стоят перед конкретным государством на конкретном историческом отрезке времени.

В отечественном государствоведении существует точка зрения, что изучение белорусской государственности за последние 80 лет было недостаточно эффективным для решения современных задач возрождения
и процветания белорусского государства. Только изучение его государственности в процессе многовековой истории позволит понять многие проблемы белорусского общества и государства, успешно решать те проблемы, которые стоят перед Республикой Беларусь в начале XXI в.

Таким образом, функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих на определенных отрезках времени.

В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Их реализации подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Поэтому все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить. Следовательно, деятельность всех государственных органов не может не протекать в русле основных функций государства.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Разграничение функций проходит по конкретным объектам. Содержание функций говорит о том, что именно делает государство, какие управленческие решения в данной сфере оно осуществляет, чем конкретно занимаются его органы.

Классификация функций государства.
Внешние и внутренние функции

Классифицировать функции государства можно по различным основаниям, например, по сферам действия, по формам осуществления и т. д.
В зависимости от того, в какой сфере действия осуществляются функции, они подразделяются на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач внутри государства, вторые – с реализацией на межгосударственном уровне. К внутренним функциям относятся:

– экономическая функция – выработка и реализация стратегических направлений экономического развития (проблема пределов вмешательства государства в экономику);

– идеологическая функция – деятельность государства по поддержке и научной разработке определенной идеологии, направленности образования, культуры, работы СМИ;

– социальная функция – призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их вклада в производство материальных и духовных благ;

– функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка – защита принципа разделения властей, укрепление правопорядка, обеспечение прав и свобод человека;

– экологическая функция – установление государством правового режима природопользования;

– культурная функция – поддержка государством развития культуры, национальной литературы, искусства, кино, СМИ, науки, образования. Внешние функции:

– обеспечение обороноспособности страны;

– взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;

– участие в деятельности по обеспечению мира и коллективной безопасности.

Из приведенной классификации видно, что некоторые функции государства носят смешанный характер, то есть они одновременно являются и внутренними, и внешними. Это, в частности, относится к функции сохранения государственной целостности как условия выживания и развития общества. Данная функция возникает вместе с государством и исчезает вместе с ним. Государство, неспособное обеспечить собственную безопасность, не сможет обеспечить и благополучие своих граждан. К пограничным функциям может быть отнесена и экологическая.

По продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные и временные. В последнее время в связи с проблемами возрождения белорусской государственности ученые все больше говорят о так называемом национальном содержании функций государства, определяя его как деятельность государства, направленную на сохранение культуры, языка, традиций, этноса и т. д. По нашему мнению, такое выделение отдельных элементов национального содержания функций в определенной степени дезориентирует, так как все указанные элементы – суть атрибуты культуры как способа выживания. Их сохранение относится к упомянутой функции сохранения целостности государства.

В правовой литературе можно встретить единую классификацию функций государства, которая не связана с типами и сферами его деятель-ности. В этом случае выделяются четыре функции, которые присущи любому государству: экономическая, политическая, социальная, идеологическая.

Формы и методы
осуществления функций государства

Под формой осуществления функций государства понимается однородная деятельность его органов, посредством которой и осуществляются его функции. Традиционно формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные. К правовым формам относятся:

– правотворчество – подготовка и издание нормативных актов;

– правоприменительная деятельность – реализация нормативных актов путем применения норм права;

– правоохранительная деятельность – защита прав и свобод граждан, привлечение к юридической ответственности виновных лиц.

Некоторые исследователи, в частности, профессор В. Корельский, полагают, что в наше время все более развивается договорная форма
в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Хотя, если исходить из того, что договор есть источник права, то данная форма вполне вписывается в правоприменительную, с той лишь разницей, что правило поведения в данном случае определяет не нормативный акт, а договор. К организационным формам относятся:

– организационно-регламентирующая – текущая работа по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов, референдумов и т. д.);

– организационно-хозяйственная – статистика, снабжение, бухгалтерский учет и т. д.;

– организационно-идеологическая – работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, например, деятельность по формированию общественного мнения.

Как видно из приведенной классификации, в правовых формах осуществляются функции государства, отражающие связь государства и права, обязанность государства действовать при реализации функций строго
в рамках закона. Правовые формы общеобязательны для всех субъектов
и вызывают наступление государственно-обязательных последствий. Организационные формы, хотя и осуществляются в рамках закона, но с юридически значимыми действиями не связаны.

Методы осуществления функций государства достаточно разнообразны. К ним относятся: метод принуждения, метод убеждения, набор экономических методов (прогнозирование, планирование, контроль, льготное кредитование и инвестирование, дотирование, регулирование цен и т. д.).

В заключение отметим, что доверие к такому институту, как государство, а также степень поддержки его гражданами зависит от содержания функций государства и его способности учитывать в своей деятельности сложное переплетение интересов различных социальных групп.

Эволюция функций государства
в Республике Беларусь

Порядок возникновения и изменения функций государства зависит от очередности задач, возникающих в ходе общественного развития и целей, которое оно преследует. Поскольку в различные исторические периоды перед государством возникают различные цели и задачи, то и функции, как средства решения данных задач, также меняются. Окончательное решение таких задач и достижение целей ведет к исчезновению функций.

Во время существования БССР многие функции выполнялись союзными органами СССР. После распада бывшего Союза Республика Беларусь, как суверенное государство, была вынуждена взять на себя осуществление не свойственных ранее функций, например, в полном объеме осуществлять функции обороны страны и т. п.

 

 

4. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства

Сущностные признаки государства были рассмотрены нами в предыдущих главах. Суть понятия государства раскрывается в его содержании. Следует отметить, что суть государства не отличается многообразием, чего нельзя сказать о форме государства.

Форма государства привлекает к себе внимание ученых еще с античных времен. Платон, Аристотель, Полибий и другие мыслители, столкнувшись с разнообразными формами организации власти в античном мире, пытались дать классификацию государств, исходя из видимых критериев государства, то есть:

– кто и как правит в государстве;

– какая форма государства наилучшим образом подходит для данного народа;

– что является главным признаком в форме государства.

Так, Аристотель считал, что форма государства определяется численностью тех, кто им управляет, и той целью, которую ставят перед собой правители. По первому признаку он различал: правление одного; правление немногих; правление большинства.

По второму признаку Аристотель делил формы государства на следующие: правильные; неправильные.

В государствах правильных форм достигалось общественное благо. Что же касается государств с неправильными формами, то в них правители преследовали частные интересы. Так, по Аристотелю к правильным формам государства относились:

– монархия (власть одного);

– аристократия (власть немногих);

– полития (управление большинства).

К неправильным формам Аристотель (384–322 г. до н.э.) относил: тиранию; олигархию; демократию.

Через два столетия греческий мыслитель Полибий, основываясь на учении Аристотеля, разработал теорию смешанной формы государства.
В ней сочетались элементы монархического (консулат), аристократического (сенат), и демократического (народное собрание) правления. Полибий обратил внимание на факт распределения между этими тремя институтами властных полномочий и, обусловленное этим, будто бы равномерное и правильное устройство государства. Примером такого государства Полибий считал Древний Рим. В рассуждениях Полибия нельзя не видеть зачатки учения о разделении властей, получившего позже большое распространение.

Ученые эпохи средневековья выделяли два вида форм государства –монархию и республику. Данная классификация в политико-правовой науке была господствующей до конца XIX в.

Из всего рассмотренного нами видно, что ученые, исследуя форму государства, по существу отождествляли ее с формой правления. Но если
в античные времена и средневековье исследование сводилось к описанию различных форм правления, то в XX в. политико-правовая мысль пыталась связать форму государства с типом, классовой структурой, экономической основой общества и т. п.

В настоящее время в юридической литературе существуют несколько точек зрения на понятие «форма государства». Так, С. Алексеев полагает, что форма государства – это совокупность формы правления и формы государственного устройства. Политический режим в данном случае рассматривается как явление, которое характеризует сущность государства, то есть относится в большей степени к содержанию, а не к форме.

Л. Каск считает, что государство, подобно любому объекту, необходимо рассматривать в двух ипостасях: как динамическую и статическую системы, то есть функциональную и организационную. Формой государства в динамическом аспекте следует считать политический режим, а в статическом – форму правления и форму государственного устройства. Существует и такая точка зрения, в соответствии с которой форму государства следует отождествлять лишь с формой правления.

Таким образом, в XX в. в отечественном государствоведении сложились два основных подхода к определению формы государства. Первый – определял форму государства как совокупность формы правления и формы государственного устройства. Второй – включал в нее, наряду с формой правления и формой государственного устройства, еще и государственный (политический) режим. Причем форма государства не является совокупностью отдельных форм, а представляет собой три грани одного явления. Их сочетание и придает государству индивидуальный облик.

Следовательно, определить форму государства можно как организацию и устройство государственной власти, обусловленную сущностью государства и его социальным назначением. Своеобразие конкретной формы государства определяется степенью развитости общественной и государственной жизни, теми целями и задачами, которые стоят перед конкретным государством.

На форму государства прежде всего оказывает влияние культура народа в широком смысле этого слова, то есть в понятие культуры включаются религиозные воззрения народа, его исторические традиции, менталитет и т.п. Специфику формы государства определяют также его взаимоотношения с негосударственными структурами внутри страны и с другими государствами на международной арене.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью, социальным назначением государства, отражающие исторические, экономические и культурологические особенности соответствующего общества.

Форма правления.
Форма государственного устройства

Чтобы охарактеризовать то или иное государство, необходимо выделить и проанализировать важнейшие его признаки. Разумеется, среди них важнейшее место занимают форма правления и форма государственного устройства. Это не только существенные, но и самые выразительные внешние признаки и свойства любого государства. Под формой правления следует понимать структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением.

Формы правления различаются в значительной мере и в зависимости от того, принадлежит ли власть одному человеку, или государством управляет коллективный орган. В первом случае мы имеем монархическую форму правления, во втором – республиканскую.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству. Основные признаки монархии:

1. Пожизненное пользование властью.

2. Занятие трона по наследству или по праву родства.

3. Представительство государства монархом по своему усмотрению.

4. Юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в период рабовладельческого строя. Ее расцвет пришелся на период феодализма. В буржуазном обществе сохранились лишь формальные признаки монархии, являющиеся данью традиции.

Республика – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Признаками республики являются:

1. Выборность на определенный срок главы государства и других государственных органов.

2. Осуществление государственной власти по поручению народа.

3. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

4. Обязательность решения высших органов власти для всех других органов.

5. Преимущественная защита интересов граждан.

6. Взаимная ответственность личности и государства.

Республиканская форма правления в окончательном варианте сформировалась еще в Афинах. В дальнейшем она развивалась и видоизменялась, приобретала новые черты. Истории известны различные виды монархий и республик. Монархии бывают:

– абсолютные (власть монарха неограниченна);

– ограниченные (монарх не обладает всей полнотой власти).

Ограниченные монархии делятся на два вида:

– дуалистические;

– парламентские.

В дуалистической монархии существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. Но монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладал правом издания указов, фактически подменяющих собой законы, либо имеющих большую юридическую силу, чем законы. Дуалистические монархии возникали, как правило, в переходные периоды развития общества, в частности, при переходе от феодализма к капитализму.

В парламентской монархии статус монарха фактически и юридически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед парламентом.
В парламентской монархии правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах. Лидер партии, обладающей большинством мандатов, становится главой правительства. Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Законодательные акты принимаются парламентом и только формально подписываются монархом. Власть монарха символична. Он «царствует, но не правит». Парламентскую монархию нередко называют конституционной. В настоящее время парламентскими монархиями являются Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония. Парламентская монархия – явление чисто буржуазное. Она отражает полную победу буржуазии над феодалами, однако при этом сохраняются исторические традиции.

Существует еще одна форма ограниченной монархии – выборная монархия. Она существовала, например, в Речи Посполитой (1569–1795 гг.). Ни король при своей жизни, ни сойм при жизни короля не могли назначить наследника престола. Для избрания короля собирались три сойма: конвакационный, элекционный, коронационный.

На первом сойме определялись время и место избрания короля, условия договора с кандидатом на престол. На втором – осуществлялась сама процедура выборов, а на третьем сойме проходила коронация. Монарх в данном случае был в большей степени пожизненным президентом. Да и само государство по форме больше напоминает республику, чем монархию. (Впрочем, название «Речь Посполита» переводится именно как «республика».) Выборная монархия как бы содержит в себе элементы как монархии, так и республики. Некоторые ученые, в частности, авторы белорусского учебника А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток и В. А. Кучинский «Общая теория государства и права» считают, что такие монархии утрачивают свой самый существенный признак – передачу трона по наследству,
а потому не могут в полной мере быть отнесены собственно к монархиям. Современные республики делятся на два вида: парламентские и президентские.

Современные парламентские республики характеризуются верховенством парламента в организации государственной жизни. В такой республике выделяются следующие признаки:

1. Правительство формируется парламентом из числа депутатов той партии, которая получила большинство голосов на выборах.

2. Члены правительства несут ответственность перед парламентом.

3. Правительство правомочно осуществлять управление страной
до тех пор, пока пользуется доверием парламента.

4. Главные функции парламента – законодательная деятельность
и контроль за исполнительной властью, разработка государственного бюджета, определение важнейших направлений социально-экономической политики, решение внешнеполитических вопросов.

5. Глава государства – президент (в случае, если в республике существует институт президентства), избирается парламентом либо специально образуемой парламентом коллегией. Такая форма избрания президента является одной из форм парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти.

6. Хотя глава государства в парламентской республике юридически обладает широкими полномочиями (имеет право роспуска парламента, подписывает законы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами), однако, на практике он не оказывает значительного влияния на реализацию государственной власти.

Профессор Ю. Дмитриев образно сравнил положение президента
в парламентской республике с положением монарха в парламентских монархиях, где большей властью обладает премьер-министр. Происходит это потому, что глава правительства в парламентской республике назначается, как правило, президентом, но, являясь лидером партии, имеющей большинство в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом,
в котором опять же большинство принадлежит членам партии премьер-министра. Существует мнение, что именно парламентская республика представляет собой такую организацию государственной власти, которая обеспечивает наибольший демократизм общественной жизни и свободу личности.

В президентской республике глава государства сосредоточивает
в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Характерные признаки такой формы правления следующие:

1. Внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства.

2. Правительство формируется президентом, хотя иногда с согласия парламента.

3. Правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом.

4. Президент лишен права роспуска парламента, и наоборот, парламент, в случае грубого нарушения конституции, злоупотребления властью или совершения преступления, может возбудить против президента процесс отстранения его от власти (импичмент).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных