Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специальные средства обеспечения законности делятся на две группы: организационные и юридические




К организационным гарантиям относятся мероприятия по созданию условий для успешной работы юрисдикционных и правоохранительных органов.

Юридические гарантии – это предусмотренные законодательством формы и средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, их расследование, меры по защите и восстановлению нарушенных прав, а также по реализации юридической ответственности.

К средствам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений относятся действия правоохранительных структур по выявлению как самих правонарушений, так и причин, условий их порождающих,
а также действия, направленные на исключение возможности продолжать противоправную деятельность.

К мерам защиты и восстановления нарушенных прав относятся, например, предусмотренные законом меры по принудительному изъятию имущества для обеспечения договорных обязательств, взыскание средств на содержание детей, престарелых родителей и т. д.

Юридическая ответственность, как гарантия законности, предполагает установление факта правонарушения, привлечение виновного к ответственности, назначение наказания и реализацию его в соответствии с законом. При этом решающее значение имеет не жестокость наказания, а его обоснованность и неотвратимость.

Правопорядок: понятие
и его соотношение с законностью

Законность, как политико-правовой режим, складывающийся в сфере, регулируемой правом, не является самоцелью. Целью законности в данном случае будет некая упорядоченность общественных отношений, которая именуется правопорядком. Таким образом, правопорядок есть следствие законности. Без законности не может быть правопорядка.

Определение правопорядка можно сформулировать следующим образом. Правопорядок есть такое состояние регулируемых правом отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неуклонного их исполнения.

Следовательно, основой правопорядка является право, а условием его достижения выступает законность. Правопорядок может рассматриваться и как цель правового регулирования, и как его итог, то есть реально достигнутая планка правовой урегулированности общественных отношений, результат правового регулирования. Данная сущность правопорядка обладает следующими чертами:

– это порядок, складывающийся в общественных отношениях, урегулированных нормами права;

– устанавливается вследствие соблюдения законности;

– представляет собой необходимую упорядоченность общественной жизни;

– обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

Указанные признаки характеризуют качественную сторону правопорядка, однако у него есть и количественная сторона – это многообразные, постоянно совершенствующиеся, меняющиеся формы и методы обеспечения правопорядка, которые в основе своей строятся на следующих принципах.

1. Соответствие регулируемых правом общественных отношений требованиям формально определенных правовых норм.

2. Системность правопорядка определяется системой самого права, результатом которого он является. Правопорядок – не случайная совокупность отношений субъектов права, а именно система экономических,
политических, идеологических отношений, не только складывающихся объективно, но организуемых и закрепляемых государством посредством права.

3. Единство правопорядка, как и единство законности, должно иметь место в масштабе всей страны. Недопустимо существование различного правопорядка в разных регионах государства. Однако на практике такое различие обнаруживается, особенно в сферах взимания налогов, предоставления социальных льгот и т. п.

4. Устойчивость правопорядка. При активном использовании гарантий законности и юридических средств охраны правопорядок приобретает такое важное качество, как стабильность. Поскольку опасность дестабилизации существует для правопорядка постоянно, то она должна предотвращаться как в области правотворчества (устранение пробелов и противоречий в законодательстве), так и в сфере правоприменения.

5. Государственная гарантированность. Реализация правовых предписаний, соблюдение законности и, следовательно, обеспечение правопорядка обеспечиваются государством. Одной из функций государства и является охрана правопорядка. Здесь следует отметить, что это функция всего государства, а не только правоохранительных органов.

Рассмотренные черты и принципы правопорядка позволяют сделать вывод о том, что правопорядок является прямым следствием и выражением единства права и государственной власти. Однако при всей связанности этих категорий, их нельзя отождествлять. И право, и государство, и правопорядок являются самостоятельными явлениями и научными категориями.

25. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.
ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

Система действующих правовых актов является достаточно сложной в силу того, что нормативно-правовые акты создаются многочисленными органами и принимаются по широкому комплексу проблем. Кроме того, данная система подвержена постоянным модификациям. Нормативные акты изменяются, дополняются, отменяются. Все это создает определенные проблемы с использованием необходимой нормативно-правовой информации. Однако правовая наука выработала средство решения данной проблемы. Таковым является систематизация нормативно-правовых актов.

Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается деятельность государственных органов, негосударственных институтов, отдельных лиц по упорядочению нормативно-правового материала, приведению его в стройную согласованную систему.

При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность и раздробленность нормативных актов, их упорядочивают и располагают в соответствии с определенными признаками. Осуществляя систематизацию, государственные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства.

В науке и юридической практике различают несколько основных видов систематизации нормативно-правовых актов. Это: инкорпорация, кодификация, консолидация.

Инкорпорация это такое объединение нормативных актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания.

Правовой материал может объединяться по различным признакам – хронологическому, отраслевому, в алфавитном порядке.

Инкорпорация называется официальной, если она осуществляется уполномоченными на то государственными органами (например, Министерством юстиции). Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми другими органами или лицами по собственной инициативе (например, сборники нормативно-правовых актов, составленные учеными или юристами-практиками).

Кодификация такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменение его содержания. Это наиболее сложный вид систематизации, так как он является еще и правотворчеством. В процессе кодификации осуществляется «очистка» законодательства от устаревших правоположений и происходит обновление нормативных установлений. Материал, изложенный в кодексах, хотя и имеет сложную структуру, отличается внутренним единством, поскольку построение его осуществляется на единых принципах. Формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила.

Кодекс – это систематизированный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.

Устав – кодифицированный акт, объединяющий нормы права, регулирующие деятельность министерств, ведомств и служб в определенных сферах управления.

Положение – кодифицированный акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, правовой статус.

Правила – нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности.

Кодификация может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующими правотворческими функциями.

Консолидация такой вид систематизации, в процессе которого происходит объединение в одном нормативно-правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений.

Юридическая техника, значение ее для правотворчества и систематизации законодательства. Язык и структура нормативно-правовых актов

Еще одной разновидностью упорядочения нормативно-правовых актов, приведения их в определенную систему является учет законодательства.

Существуют несколько видов учета. Одним из них является журнальный учет. Более совершенный вид учета – картотечный. Картотека составляется по различным классификационным признакам (хронология, виды актов, сфера регулирования, алфавитный порядок и т. д.). Однако наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет.

С появлением права юридическая наука выработала ряд приемов
и способов упорядочения законодательства, обеспечения его доступности. Комплекс этих средств именуется юридической техникой.

Юридическая техника – совокупность приемов, способов разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности.

Юридическая техника – сложное и многоаспектное явление. Условно ее можно представить как некую совокупность требований к приемам организации правового материала, юридическому языку и внешнему оформлению нормативно-правовых актов.

После тщательного изучения действующего законодательства, а также сложившегося положения в соответствующей области социальной жизни, вырабатывается соответствующий текст нормативно-правового акта на основе устоявшихся в юридической науке и практике образцов, моделей, схем правового регулирования, способов конструирования и расположения правового материла. В ходе работы над текстом нормативного акта должны обеспечиваться:

– внутренняя логика акта;

– преемственность;

– взаимосвязь новых и предшествующих правоустановлений;

– отсутствие повторений и противоречий;

– всестороннее отражение в актах соответствующего содержания;

– установление пределов и порядка использования правового материала, изданного по данному вопросу ранее;

– указание на акты и статьи, теряющие силу с принятием нового решения;

– порядок введения нового акта в действие;

– правовые средства, обеспечивающие его реализацию.

Юридический язык должен быть ясным, лаконичным, доступным, использующим точные формулировки, не допускающие двоякого толкования, и устоявшиеся понятия. В правовых актах не используются образные сравнения, эпитеты, метафоры. Сложные юридические термины и конструкции должны расшифровываться.

Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты:

– наименование;

– заголовок;

– наименование органа, издавшего акт;

– наличие официальной подписи и даты.

Законы делятся на соответствующие статьи, а все остальные нормативные акты – на пункты. Возможно деление на части, разделы, главы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общая теория права как политико-правовая наука и учебная дисциплина. Ее методологическое значение в системе юридических дисциплин 3

2. Понятие государства, его сущность, социальное назначение, типология............................................................................................... 9

3. Функции государства............................................................... 16

4. Форма государства.................................................................. 20

5. Правовое государство: понятие, основные признаки и пути реализации............................................................................................. 28

6. Сущность права и его основные признаки............................. 35

7. Нормативистская школа права................................................ 42

8. Естественно-правовая теория (нравственная школа права)... 45

9. Социологическая школа права................................................ 47

10. Место права в системе социальных регуляторов. Право
и мораль.................................................................................. 49

11. Формы (источники) права Республики Беларусь................. 51

12. Виды нормативно-правовых актов, их характеристика....... 52

13. Действие нормативно-правовых актов, их характеристика. 53

14. Система права Республики Беларусь................................... 56

15. Структура и виды норм права.............................................. 62

16. Принципы и виды правотворчества...................................... 65

17. Формы реализации права...................................................... 69

18. Толкование норм права......................................................... 73

19. Структура и виды правоотношений...................................... 76

20. Структура и виды правосознания......................................... 83

21. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность............................................................................................. 92

22. Виды правонарушений, их характеристика......................... 94

23. Юридическая ответственность............................................... 97

24. Законность: понятие и основные требования........................ 101

25. Систематизация нормативно-правовых актов. Виды систематизации........................................................................................... 106

 

Учебное издание

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных