Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Санкция – это часть нормы, в которой указываются юридические последствия невыполнения предписания. 1 страница




Логическую структуру правовой нормы можно выразить в виде формулы: «если – то – иначе».

Правовая норма не может существовать без гипотезы (время, место; конкретные обстоятельства наступления действия нормы, например, достижение определенного возраста; события – рождение ребенка, стихийное бедствие; субъекты – военнослужащие, должностные лица, несовершеннолетние). Нельзя представить правовую норму без диспозиции, своеобразного ядра правовой нормы. Не может она существовать и без санкции, поскольку ее исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения.

Нормы – правила поведения и исходные
(отправные, учредительные) нормы

В юридической литературе существует деление правовых норм в зависимости от их функциональной роли в механизме правового регулирования на исходные (отправные) нормы и нормы – правила поведения. Первые (нормы-начала, нормы-принципы, нормы-дефиниции) определяют основные начала правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, направления, методы и т. д. Они не регулируют конкретные отношения, но создают базу правового регулирования. Нормы – правила поведения непосредственно регулируют общественные отношения путем наделения субъектов правами и обязанностями.

Классификация норм права

Классификация норм права осуществляется в зависимости от различных критериев. Оснований для классификации имеется много. В зависимости от видов общественных отношений, которые регулируют данные нормы, это: нормы конституционного права; трудового; гражданского; уголовного и т. д.

В зависимости от функциональных особенностей отрасли права это: нормы материального права; нормы процессуального права.

По назначению они делятся на регулятивные и охранительные.

По форме предписания: обязывающие; управомочивающие и запрещающие.

По характеру предписаний: императивные и диспозитивные.

По юридической силе: законодательные и подзаконные.

По времени действия: временные; постоянные и нормы с обратной силой.

По месту действия: нормы, действующие на всей территории государства; действующие на определенной части территории государства; локальные нормы (действующие на определенном предприятии).

По кругу лиц: общие (распространяющие свое действие на всех лиц); специальные (распространяющиеся на должностных лиц, пенсионеров и т. д.).

В зависимости от способа изложения: прямого способа изложения; отсылочного способа; бланкетного способа.

16. ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Понятие правотворчества: виды и принципы

Основной источник права в белорусском законодательстве – нормативно-правовой акт, который является результатом определенной государственной деятельности, именуемой правотворчеством. Таким образом, правовые нормы, как общеобязательные правила поведения, появляются, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов. Эта деятельность и называется правотворчеством.

Правотворчество государства может проявляться в виде:

– непосредственной правоустановительной деятельности;

– санкционирования государством норм негосударственных организаций и обычаев;

– непосредственного правотворчества народа (референдумы).

Данная классификация имеет своим основанием субъект, осуществляющий правотворческую деятельность. Но классифицировать этот вид деятельности можно и по другим основаниям. Так, в зависимости от юридической силы правотворчество подразделяют на следующие виды:

– законотворчество;

– разработка подзаконных актов внешнего регулирования;

– разработка подзаконных актов внутреннего регулирования.

По содержанию правотворческую деятельность подразделяют на следующие виды:

– принятие нормативных актов;

– изменение и дополнение нормативных актов;

– отмена нормативных актов.

Наиболее распространенным видом правотворчества является издание нормативных актов непосредственно органами государства.

Таким образом, правотворчество – это специальная деятельность государственных органов, непосредственно народа и негосударственных организаций (по уполномочию государства) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Но правотворчество, как особый вид государственной деятельности, является частью другого понятия юридической науки – формирования права (правообразования). Формирование права – сложный многофакторный процесс. В разных странах и в разных условиях он протекает по-разному. Процесс формирования права напоминает процесс «вызревания» сначала общественных отношений, ранее не присущих данному обществу, а затем принятия соответствующих нормотворческих решений.

Когда в обществе назревает идея о необходимости правового урегулирования определенной сферы общественной жизни, она подвергается всестороннему анализу и обсуждению. Возникают различные суждения
и предложения ученых, политиков, представителей политических партий, граждан. При помощи средств массовой коммуникации в обществе вырабатывается мнение по поводу будущего урегулирования. Происходит своеобразное осознание целесообразности того или иного варианта регламентации проблемного отношения при помощи юридических средств.
В дальнейшем принятое по данному вопросу решение оформляется в виде юридически обязательных правил поведения. Следовательно, право – не просто творение государства, а выражение воли гражданского общества.

На процесс формирования права влияют многие факторы. Наиболее сильное воздействие оказывают социально-экономические потребности общества. Важное значение имеет и характер осуществляемой в обществе власти, степень учета интересов личности, стремление к обеспечению баланса интересов всех социальных слоев. Как полагает большинство исследователей, в демократическом обществе новые правотворческие идеи быстрее находят поддержку и воплощаются в жизнь. В тоталитарных обществах, где нет свободы мнения и конкуренции идей, где безоговорочно доминирует официальная позиция, реализация правотворческих идей идет более трудно. На процесс правотворчества влияют и национальный фактор, и уровень политической и правовой культуры, и международное положение, и многое другое.

О правильности и справедливости законов та или иная часть общества судит по тому, насколько в этих законах учтены ее интересы и ожидания. Мнения людей, сложившиеся по поводу принятого акта, предопределяют эффективность его реализации. Весьма важное значение имеет уровень компетентности разработчиков проектов законов. Само правотворчество является завершающим штрихом многоступенчатого процесса форми-рования права. Правотворческая деятельность имеет определенные основополагающие принципы. Ими являются:

1. Демократизм, суть которого заключается в обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативных актов.

2. Законность. В соответствии с этим принципом нормативные акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу.

3. Научная обоснованность, предполагающая глубокий научный анализ соответствия принимаемого акта потребностям общества.

4. Всесторонний учет, обеспечение прав и свобод личности.

В нормативных актах не должны присутствовать нормы, нарушающие права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и других законах. Ограничение прав и свобод граждан допустимо только в строго оговоренных законом случаях.

5. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества.

Стадии правотворческого процесса

Процесс правотворчества состоит из следующих последовательных этапов или стадий:

1. Принятие решения о подготовке проекта акта.

2. Подготовка проекта.

3. Обсуждение и принятие нормативного акта.

4. Опубликование акта и введение в действие.

Наиболее четко процесс принятия нормативного акта можно проследить на примере процедуры принятия закона. Первой его стадией является законодательная инициатива. Суть ее состоит в осуществлении определенными субъектами предоставленного им права официального внесения законопроектов для рассмотрения в законодательный орган. Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть предложенный законопроект.

В Республике Беларусь, согласно Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Особенность по регулированию законодательной инициативы состоит в том, что законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента, либо по его поручению Правительством. Особый порядок установлен для внесения предложений об изменении или дополнении Конституции Республики Беларусь (ст. 138). Стадия законодательной инициативы считается завершенной, если предложенный законопроект включен в план законопроектных работ или в повестку дня законодательного органа.

Следующая стадия обсуждение проекта закона. Подготовленный проект вносится на обсуждение законодательного органа. Представляется с пояснительной запиской, в которой содержатся обоснование необходимости его принятия и ожидаемый эффект. Обсуждается законопроект в соответствии с регламентом законодательного органа. Проект может быть одобрен либо отклонен. В случае одобрения вносятся поправки и дополнения для рассмотрения его во втором чтении.

Далее следует официальное принятие закона. Закон принимается путем голосования. Текущие законы принимаются простым большинством, конституционные законы – квалифицированным большинством голосов.

В Республике Беларусь законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством от полного состава каждой палаты. Президент в случае согласия с законом подписывает его, а при несогласии возвращает с возражениями. Если возражения Президента будут преодолены квалифицированным большинством от полного состава обеих палат, закон в пятидневный срок должен быть подписан Президентом.

Заключительной стадией является опубликование закона и введение в действие. Опубликование закона – это помещение подлинного текста нормативного акта в определенном печатном издании, на которое можно официально ссылаться. Официальными источниками опубликования законов в Республике Беларусь являются «Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь», газеты «Звязда» и «Народная газета». Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в юридическую силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Акты Президента официально публикуются в «Собрании декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Белаурсь», а также в газете «Советская Белоруссия». Источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Бюллетень нормативно-правовой информации Минюста Республики Беларусь» и газета «Рэспублика». Кроме того, для всех нормативно-правовых актов, независимо от их юридической силы, источником официального опубликования является издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

17. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Понятие реализации права. Соблюдение, исполнение
и использование как формы непосредственной
реализации права

Право выступает в реальной жизни в виде системы норм, эталонов, требований, которые дают возможность людям ориентироваться в окружающем мире, то есть правильно выбирать приемлемые варианты поведения. Юридические нормы очерчивают пределы свободного поведения людей по отношению друг к другу в процессе реализации своих потребностей. Нормам права должны следовать все субъекты, чтобы, таким образом, была обеспечена свобода реализации потребностей всех членов данного общества. Юридическая норма живет только тогда, когда она выполняется, то есть реализуется на практике в поведении людей.

Следовательно, реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права. Если в обществе люди поступают в соответствии с требованиями права, то есть совершают правомерные поступки, это означает, что право реализуется. Процесс реализации права осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования, учитывая содержание и характер поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение – такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов (воздержание от совершения действий вредных для общества
и поэтому запрещенных). Таким образом, норма права реализуется в том случае, если запреты не нарушаются, запрещенные законом действия не совершаются индивидами и организациями. Соблюдение, как форма реализации норм права, носит пассивный характер. В этом заключается ее главная особенность. Посредством соблюдения реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – форма реализации норм права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Норма в этом случае может быть реализована только путем активного правомерного поведения, то есть деятельным осуществлением возложенных на соответствующего субъекта юридических обязанностей. Субъекты права обязаны выполнять предписания норм независимо от своего внутреннего отношения к ним. Так, должник обязан вернуть в срок долг кредитору, а врач – оказать помощь больному, несмотря на свое отношение к нему. Отсюда можно заключить, что путем исполнения реализуются обязывающие нормы.

Использование норм права этотакая форма их реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правовых отношений своих прав. Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты в зависимости от их воли и желания. Путем использования совершается активное осуществление гражданами и организациями различных правовых возможностей, предоставленных нормами права. К примеру, собственнику определенного имущества предоставлено право владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Второй аспект в приведенном перечне полномочий собственника – пользование – заключается в использовании полезных свойств имущества в процессе личного или хозяйственного потребления. В форме использования реализуются управомочивающие (дозволяющие) нормы права.

Указанные формы тесно связаны друг с другом, и в юридической литературе определяются как формы непосредственной реализации норм права. Это связано с тем, что субъектами данных форм реализации права выступают организации и граждане, осуществляющие свои права и обязанности в процессе своей деятельности самостоятельно и непосредственно.

Однако в ряде случаев для осуществления своих прав и обязанностей недостаточно только поведения субъекта права, и вышеперечисленные формы не позволяют полностью реализовать ту или иную норму права.
В этой ситуации реализация права возможна только при участии компетентных органов, которые и обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Данная форма реализации называется правоприменением. В отличие от непосредственных форм реализации она обладает некоторыми специфическими особенностями.

Применение – особая форма реализации права

Применение права – одна из форм его реализации. Следует отметить, что в последнее время в юридической литературе появились публикации,
в которых понятие реализации права и применения права отождествляются. В частности, Р. З. Лившиц полагает, что «…при современном понимании проблемы можно, по-видимому, не проводить различий между реализацией и применением права. Реализовать право можно только применяя его. Реализация или, другими словами, применение права – это процедура претворения правовых норм в общественную практику»*.

Итак, в некоторых случаях для осуществления прав и обязанностей недостаточно одного лишь поведения субъектов права. Тогда и начинает действовать такая форма реализации права, как правоприменение. Необходимость в нем возникает тогда, когда для полного осуществления права
и обязанностей субъектов права требуется решение, которое принимается компетентным государственным органом или иным органом по его поручению. Такая потребность появляется:

– в случаях, когда норма права сформулирована таким образом, что для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется ее конкретизация с учетом определенных жизненных обстоятельств, например, процедура зачисления гражданина в учебное заведение необходима для реализации его права на образование;

– в случаях, когда субъекты права не могут прийти к согласию по поводу реализации определенных прав и обязанностей, то есть межу ними возникает спор, например, при разделе имущества;

– в случаях, когда не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, например, продавец не передает в срок покупателю вещь; сосед по дачному участку построил высокий забор, который мешает проникновению солнечного света на другой участок и т. д.;

– при совершении правонарушения и возникновении потребности определения правонарушителю меры юридической ответственности.

Правоприменение, как форма реализации права, обладает определенными специфическими признаками:

1. Оно представляет собой государственно-властную деятельность. Акты правоприменения обязательны к исполнению и обеспечиваются принудительной силой государства.

2. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами права (суды, исполкомы, органы внутренних дел и др.).

3. Правоприменение по своему содержанию является деятельностью по вынесению индивидуальных правовых решений в отношении конкретных жизненных случаев.

4. Правоприменение – деятельность творческая и организующая в отношении конкретных субъектов права в целях более полного осуществления ими субъективных прав и юридических обязанностей.

5. Данная деятельность строго регламентирована нормативными актами. (Особенно такая регламентация необходима при разрешении гражданских, уголовных и дел об административных правонарушениях).

С учетом изложенного нами, правоприменение есть властная организующая деятельность компетентных государственных органов, осуществляемая в специально установленных законом формах по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств путем принятия индивидуально-правовых решений.

Стадии процесса применения права

Процесс правоприменения осуществляется в строгой последовательности. Звенья данного процесса-стадии характеризуют его логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.

В правовой литературе нет единого мнения о количестве стадий правоприменния. В частности, В. Лазарев говорит о трех стадиях, А. Пиголкин выделяет шесть. Однако это не значит, что в классификации Лазарева отсутствуют некоторые действия, которые есть в классификации Пиголкина. Просто данные действия входят в состав других ключевых стадий и являются, по мнению автора, не столь важными, чтобы выделять их в качестве отдельной стадии. Наиболее развернутым выглядит правоприменительный процесс, состоящий из шести стадий:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению.

3. Проверка подлинности данной нормы.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий.

5. Принятие решения по делу и издание акта правоприменения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей.

6. Реализация принятого акта.

Правоприменительные акты, их классификация

Акты применения права – официальное властное предписание по юридическому делу, принятое компетентным органом на основе действующих правовых норм в отношении конкретных жизненных обстоятельств и персонально определенных лиц. Как правило, акты правоприменения – это письменные документы, имеющие конкретное наименование и структуру (например, приговоры и решения суда). Они не содержат в себе норм права, касаются разовых случаев и носят индивидуальный характер.
В зависимости от различных оснований их классифицируют:

– по назначению – устанавливающие право, прекращающие право, изменяющие право и охраняющие право;

– по содержанию – обязывающие, запрещающие, управомочивающие;

– по форме– указы, постановления, приказы, приговоры, решения суда;

– в зависимости от субъектов, осуществляющих правоприменительную деятельность – судебные и административные.

18. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

Толкование норм права: понятие и необходимость
этого вида юридической деятельности

Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, содержания находящихся в них правовых положений
в целях правильной их реализации и повышения качества правового регулирования общественных отношений.
Толкование есть процесс анализа правовой информации, который неизбежен во всех случаях, когда возникает необходимость осуществления юридически значимых действий. Толкование – это интеллектуальная деятельность, выходящая за рамки применения права. Оно необходимо:

– в процессе правотворчества, поскольку установление новых правовых предписаний невозможно без их смыслового сопоставления с действующими;

– при систематизации законодательства;

– при любой форме правореализации, особенно при правоприменении, потому что без точного установления смысла правовых предписаний невозможно правильное разрешение юридических дел.

В процессе правоприменительной деятельности компетентные органы осуществляют как уяснение смысла юридических норм, так и разъяснение их содержания. Под уяснением понимается внутренний процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права, в целях правильного ее применения.

Разъяснение же осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясность в понимании содержания нормы и обеспечить, таким образом, правильное ее применение в тех обстоятельствах, на которые она рассчитана. Эффективность толкования правовых норм зависит от многих факторов, среди которых немалую роль играет уровень профессиональной подготовки лиц, осуществляющих правоприменение.

Виды толкования правовых норм

Основаниями для классификации видов толкований могут быть: способы толкования, его объем, его субъекты.

По способам толкование делится на следующие виды:

– грамматическое, суть которого – уяснение смысла правовой нормы на основе лексического анализа статьи нормативного акта;

– систематическое – уяснение содержания нормы путем сопоставления ее с другими нормами. При систематическом толковании важно установить место нормы в системе конкретной юридической отрасли или института, определить логические связи данной нормы с другими нормами, близкими к ней по содержанию. (Так, правильное уяснение смысла любой нормы Особенной части Уголовного Кодекса невозможна без учета содержания норм Общей части);

– историко-политическое – уяснение содержания норм права на основе анализа исторических причин и условий возникновения данной нормы;

– логическое – уяснение содержания норм права, при котором исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. (Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой.)

– специально-юридическое – толкование, основывающееся на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники.

Толкование по объему может быть:

– буквальным – в случае, если содержание нормы полностью соответствует ее текстуальному выражению (особенно характерно для норм уголовного права);

– распространительным – когда содержание нормы шире, чем ее буквальное выражение (Например, ч. 1, ст. 110 Конституции Республики Беларусь гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы
и подчиняются только закону». Но в действительности судьи подчиняются и подзаконным нормативным актам – указам Президента, постановлениям Правительства и др.);

– ограничительным – когда содержание нормы ýже текстуального выражения. (Так, в ч. 4, ст. 32 Конституции Республики Беларусь сформулировано следующее положение: «Дети обязаны заботиться о родителях,
а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь». Текстуально здесь речь идет о детях любого возраста и состояния, хотя в действительности это не так).

В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, толкование может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкование исходит от уполномоченных на то органов. Такое толкование является обязательным для субъектов, применяющих норму. Официальное толкование может быть аутентичным и легальным. Аутентичное исходит от того органа, который принял нормативный акт, легальное – от любого другого органа, который наделен правом давать официальное толкование нормативным актам.

В зависимости от того, касается ли официальное толкование всех случаев, предусмотренных нормой права, или отдельного юридического дела, оно делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование есть разъяснение общего характера, являющееся обязательным при разрешении всех дел определенного вида (инструкции, постановления, разъяснения). Казуальное толкование – официальное разъяснение, даваемое компетентным органом в целях правильного разрешения конкретного юридического дела (разъяснение вышестоящих судов, адресуемое нижестоящим, с указанием на ошибки в конкретных юридических делах).

Неофициальное толкование – толкование, исходящее от органов
и лиц, не наделенных официальными полномочиями. Чаще всего оно выступает в виде советов, рекомендаций, суждений. Такое толкование не является обязательным для исполнения при применении норм права, на него нельзя ссылаться при рассмотрении конкретных дел. Но данный вид толкования оказывает существенное влияние на формирование правосознания в обществе, на правотворческий процесс и развитие юридической науки. Существуют следующие разновидности неофициального толкования:

– обыденное, даваемое любым лицом, не обладающим глубокими познаниями в сфере права;

– профессиональное, исходящее от лиц, обладающих юридическими знаниями;

– доктринальное, осуществляемое юридической наукой, отдельными учеными и их группами.

Пробелы в праве и способы их восполнения
(устранение и преодоление). Аналогия права.
Аналогия закона

При регулировании общественных отношений могут возникнуть случаи, когда в законодательстве отсутствуют нормы, рассчитанные на регулирование данной группы общественных отношений. Такая ситуация именуется в юридической науке пробелом в праве.

Пробел в праве должен устраняться принятием соответствующей нормы или группы норм. Однако до тех пор, пока они будут приняты законодателем, субъекты правоприменительной деятельности используют средство, выработанное юридической наукой для преодоления пробелов
в праве. Таким средством является применение аналогий, то есть рассмотрение дела на основе норм, регулирующих близкие, родственные, то есть аналогичные отношения (аналогия закона) или на основе общих начал
и принципов законодательства (аналогия права).

В юридической практике существует такая форма преодоления пробелов, как субсидиарное применение аналогий – использование норм одной отрасли права для разрешения дел, возникающих в другой отрасли. Не допускается применение аналогий в уголовном праве.

19. СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правовые отношения как юридическая форма
общественных отношений

Право, как регулятор общественных отношений, по отношению к конкретным субъектам регулирования выступает как не зависящая от них объективная среда, отражающая и юридически фиксирующая достигнутый уровень социальной свободы. Исходя из этого право, как систему правовых норм, принято называть объективным правом. Предусмотренные им права и обязанности носят абстрактный характер, поскольку не принадлежат конкретным субъектам, а представляют собой предусмотренные государством пределы, в границах которых при наличии соответствующих условий возникают личные, то есть совершенно определенные права и обязанности. Такие права и обязанности, принадлежащие конкретному субъекту права, характеризуют состояние его личной свободы и называются субъективными правами и обязанностями. Именно через субъективные права и обязанности право воздействует на общественные отношения, выводя их из стихийного состояния в русло, отвечающее интересам государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных