Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экология и нравственность




 

“Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан и всего общества в целом. Кант считал нравственное чувство “некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей” (“Краткая философская энциклопедия”, 1994: с. 309).

Нравственность применительно к социальной экологии приобретает особый оттенок. Нравственным может быть признано только то, что при использовании природы как общечеловеческого достояния ее не разрушает.

Любое действие, которое способно нанести вред природе, опосредствованно наносит вред всем другим природопользователям. В этом случае нравственный аспект поведения – согласование своих личных интересов с интересами других людей – становится особенно важным. Квалификация поступков и проступков на нравственные и безнравственные при этом осложняется в силу некой “иерархии нравственностей”: то, что нравственно для одного человека или его семьи, может быть безнравственным для населения поселка, города или даже государства; то, что нравственно для государства – безнравственно для мирового социума; и, наконец, то, что нравственно для одного поколения социума, может оказаться безнравственным для последующих поколений.

Проблема нравственности отношений с природой возникла только у человека. Причем безнравственность поведения человека стала проявляться все более очевидно по мере того, как он отдалялся от своих четвероногих собратьев и повышался уровень его энерговооруженности и технической оснащенности, что давало ему возможность расширять масштабы своего влияния на природу.

По человеческим меркам, все виды, кроме человека, живут по законам “высокой нравственности”, и именно эта “нравственность” позволяет сохраняться экологическому равновесию в природе. У Д. Киплинга в “Маугли” идея “нравственности” животных проходит красной нитью через всю книгу. Животные охотятся только для того чтобы обеспечить себя пищей, и не уничтожают больше того, что необходимо. Если же их потребности выходят за рамки “нравственности”, их жестко контролирует природа – недостаток ресурсов сдерживает рост популяций. “Нравственны” волки, которые регулируют плотность популяций оленей и не дают им возможности полностью выесть лишайниковый покров тундры; “нравственны” степные орлы, которые не дают расплодиться мышевидным грызунам, угрожающим степному травостою.

Сегодня, когда человечество стало на грань глобального экологического кризиса, приоритетной становится именно “глобальная нравственность”, так как использование ресурсов конкретными участниками мирового сообщества и целыми государствами не должно лишать возможности нормально жить поколения наших потомков. Именно повышение уровня “коллективной нравственности” должно обеспечить построение того стиля жизни мирового сообщества, который получил название устойчивого развития.

В современном мире возрастает роль воспитания нравственного отношения к природе на всех уровнях социальной иерархии – в семье, школе, трудовом коллективе, селе или городе, республике. Успех этого воспитания во многом зависит от системы экологического образования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных