Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национальное образование» в педагогической науке России.




 

Философские и этно-психологические основы категории «национальное образование». Уровневый характер становления и развития теории национального образования. Система ценностных ориентаций в истории образования. Аксиология как методологическая основа теории национального образования. Общечеловеческие и национальные ценности образования.

 

В России второй половины XIX – начала XX в. проблема исследования процесса становления и развития теории национального образования была обусловлены сложной и многомерной системой вопросов:

- определение целей и ценностей национального образования;

- установление критериев отбора его содержания (в контексте соотношения общекультурного и этнического компонента);

- обоснование форм и методов его реализации в педагогической практике.

Ответы на данные вопросы лежат в плоскости сущностной характеристики национального образования как феномена вообще, и национального образования России в частности. Комплексный анализ научной литературы показал наличие инвариантных характеристик национального образования для всех наций в целом:

1) обоснование системы базовых ценностей национального образования;

2) трактовка педагогической традиции и народной педагогики как историко-культурной и этнической основы национального образования;

3) направленность отношений национального образования России к другим национальным педагогикам.

Данные характеристики по существу и составляют структуру национального образования. Ее реализация с различных методологических позиций определяет наличие в российском образовании второй половины XIX – начала XX в. веера вариативных концепций национального образования.

Становление и развитие теории национального образования в нашей стране исторически связано с понятием «народ» и «народность», у которого существует три общепринятых значения, определяющих ее исторические, социальные и территориальные характеристики: народ – это субъект истории, совокупность социальных групп, население данной страны.

В этнологии понятие «народность» используется с 20-х годов ХХ в. для обозначения этносов, находящихся на уровне развития между племенами и нациями. В философии оно рассматривается как исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, превращающаяся в нацию или дающая начало нескольким национальным образованиям.

Применительно к образованию трудно дать единое определение нации, т.к. среди понятийно-категориальных дефиниций оно является одним из самых сложных. Это связано, прежде всего, с его неоднозначным позиционированием в отношении разных наук и с исторически развивающимся характером.

Данный характер категории «нация», а именно ее неоднозначность и историчность, подчеркивался еще философами, которые явились современниками становления данной дефиниции. Так, например, Н.А. Бердяев считал, что определить природу национальности рационально невозможно, т.к. она – «динамическая субстанция». «Национальность, – отмечал философ, – сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый лик». Национальность определяет неповторимость образа человека, принадлежащего к той или иной нации: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Все творческое в культуре носит на себе печать национального гения».

Выдающийся русский философ И.А. Ильин, определяя данное понятие, подчеркивал роль единения высшего порядка: «Нация, как единение людей с единым национальным актом и культурою, не определяется принадлежностью к единой церкви, но включает в себя людей разной веры, и разных исповеданий, и разных церквей. И, тем не менее, русский национальный акт и дух был взращен в лоне православия и исторически определился его духом…».

В современной науке отсутствует единая или пользующаяся всеобщей поддержкой трактовка дефиниции «нация»: существует множество разнообразных дисциплинарных концепций (нация в социологии, политологии, антропологии, международном праве и т. п.). На страницах «Философского словаря» под нацией подразумевается согражданство – социально-политическая единица, объединяющая граждан одного государства. Поэтому в социально-политической реальности термины «национальный» и «государственный», «национальность» и «гражданство» синонимируются.

Нация является многосвязной, организованной, полузакрытой социокультурной группой, осознающей факт своего существования и единства. Эта группа состоит из индивидов, которые:

1) являются гражданами одного государства;

2) имеют общий язык и совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников;

3) занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки.

В нации синтезированы этническое (язык, устоявшиеся формы материальной культуры, фольклор, традиции, особенности характера) и социальное (социально-классовая структура, система социальных отношений, политические институты). П.А. Сорокин в данной связи подчеркивал, что «только тогда, когда группа индивидов принадлежит к одному государству, связана общим языком и территорией, – она действительно образует нацию».

В проекции на проблематику сферы образования можно выделить следующие инвариантные характеристики нации:

- историческая и социальная обусловленность.

- общность, как определяющий принцип существования и развития (территориальная, языковая, культурная, социальная, экономическая, политическая).

- литературный язык, транслирующий общую культуру и традиции.

- коллективное самосознание, выступающее как ценностная установка, цементирующая особенности образа жизни и отношения к внешнему миру (комплиментарность).

- устоявшиеся формы материальной культуры, отражающиеся в народном творчестве, фольклоре, обычаях.

- особенности характерологических черт личности, психического склада, мышления.

- институализация уникальности, как условие сохранения.

Обобщая данные характеристики, можно интерпретировать понятие нация в следующей трактовке. Нация – это исторически и социально обусловленная общность людей, обладающая общим языком, коллективным самосознанием, устоявшимися формами духовной и материальной культуры, особенностями характера и стремящаяся к сохранению своей уникальности.

Понятие «народная педагогика» трактуется как совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, а также умений, передававшихся из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. В соотношении друг с другом категории «нация» и «народная педагогика» разводятся как общее и частное, поскольку народная педагогика предстает как устоявшаяся форма духовной культуры определенной нации.

Сущностно обозначая и разводя такие понятия как «нация» и «этнос» отметим, что первое используется по отношению ко всей формирующейся общности, а второе к отдельным общностям. В этнологии понятия «народ», «народность», «нация», «племя», «родовой союз» обозначаются термином «этнос».

В отечественной этнологии к концу 70-х годов XX столетия широкое распространение получили два взгляда на понимание категории «этнос».

Ю.В. Бромлей понимал этнос как социокультурное явление и исторически сложившуюся на территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме).

Историк Л.Н. Гумилев, рассматривая эту дефиницию, как явление географическое, природное, а не социальное, считал, что этнос представляет собой тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения.

Современные трактовки объединяют социокультурные, природные и географические характеристики в определении этноса. Этнос – это наиболее универсальная форма жизни, исторически сложившаяся устойчивая общность людей, противопоставляющая себя всем другим аналогичным общностям, что определяется ощущением комплиментарности (симпатия – антипатия), и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения.

Г.Д. Гачев в книге «Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос» отмечал, что познание национальных особенностей важно для самопознания народа, взаимопонимания его в отношениях с другими, что есть человек вообще, «то есть через варианты – познать Инвариант». Он полагает, что самой стабильной и инвариантной характеристикой для всех народов является природа, где совершается история данного народа, а определение национального находится в соотношении природы, народа, истории и культуры.

Рассмотрим характеристики, на основании которых устанавливается этническая принадлежность и национальная идентичность. В.О. Ключевский в очерке «Этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья» определил три основные исторические силы, «которые строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество, природа страны». Г.Д. Гачев в качестве таких особенностей выделил разнородные понятия (Родина-Мать-земля, Царь, Бог, Ум, Логика), которые он определил как «сверхсути».

Для каждой нации свойственны «базисные педагогические традиции», которые Г.Б. Корнетов рассматривает как «…устойчивые стереотипы, обусловливающие общие подходы к способам постановки, осмысления и решения проблем образования». Поскольку эти стереотипы зависят от принятой системы религиозных, идеологических, этических и иных ценностей, в данном исследовании целесообразно применить категорию «базовые ценности».

В качестве иллюстрации приведем высказывание Г.Д. Гачева, который утверждает, что мировые религии у различных народов приобрели свои вариации. И связано это, по мнению ученого, с языческим пантеоном сказок, мифов, преданий, суеверий. «Абстрактная, безразличная к национальным природам универсальная религия…садится на языческий субстрат, и получаются особые живые духовные образования национальных религий и национальных образов бога». В данной связи, народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, являются основой духовных образований и средствами передачи этнических образцов поведения. Следовательно, к базовым ценностям можно отнести и традиции народной педагогики.

Этническая психология делает акцент на особый психический склад этноса, проявляющиеся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении. Каждый с легкостью выделит одно, два качества в характере представителя любой нации, которое отличало бы его от других. Например, «у германца – рефлексия, у русского – заторможенность-застенчивость, у американца – быстрая реакция». Г.Д. Гачев подчеркивал, что единство национальной природы, склада психики и мышления составляет национальную самобытность народа, которая проявляется не только в фольклоре и языке, но и затрагивает психическую сторону, эмоции, темперамент.

Характерные черты личности, как ценности данные человеку не генетически, а культурой, наиболее ярко проявляются в специфических стереотипах поведения и отношениях, в том числе и в образовании. Указанный феномен определяется, как национальный характер и также будет использован в контексте базовых национальных ценностей, поскольку он играет большую роль в выявлении ее самобытности нации.

Необходимо развести феномен «национальное образование» и «этническую педагогику», которая изучает исторически сложившиеся традиции и особенности воспитания у разных народов. Исходным положением этнопедагогики является тезис о том, что у каждого народа есть своя, веками устоявшаяся система восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей, – каждому этносу присущ особый менталитет – свой образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие.

Признается, что для репродукции лучших образцов того, что накопила данная этническая группа в ходе историко-культурного развития, необходимо наличие определенного общественного института. Это система воспитательных и образовательных воздействий, созданная этнической группой, народом, становление и развитие которой изучает этнопедагогика. Этнопедагогические знания включают идеи, закономерности, принципы, средства, методы, приемы, источники народного воспитания. Способы деятельности в этнопедагогике охватывают возможность оперировать средствами, приемами, источниками народного воспитания в различных педагогических условиях.

Определяющим элементом этнокультурной составляющей у любого народа является фольклор и религия. Поэтому в содержание образования необходимо включать изучение родного языка, истории и литературы, песен, сказок, народного фольклора. Особым элементом содержания образования национальной школы является формирование объективного отношения к религии, как основы духовности. Важнейшими средствами народного воспитания выступают средства материальной культуры (предметы труда, быта, прикладного искусства); средства духовной культуры (религия, нравы, фольклор), средства соционормативной культуры (нормы, обряды, этикет).

Если опираться на позицию Л.Н. Гумилева, то принятие или не принятие педагогических традиций иных наций, их интеграция или отторжение зависит от установления между нациями взаимных симпатий или антипатий на основе дихотомии «мы – они». Это позволяет выделить следующую базовую ценность, характеризующую инвариант структуры национального образования: установление отношений с инокультурными педагогическими традициями.

Соотношение народного, национального и этнического, национального образования, народной и этнопедагогики показывает, что национальное образование специфично выделяется от других видов образования – общего, профессионального, военного, дополнительного. В нем акцентируются цивилизационные, культурные и ментальные доминанты, а также постулируется и предъявляется модель образовательного идеала представителя данной нации, органически соответствующего его базисным ценностным приоритетам.

Совокупность проанализированных положений дало основание предположить, что теория национального образования представляет собой сочетание инвариантной сущности составляющих его характеристик (страт) с их специфичным проецированием в сфере образования определенной нации. Такая трактовка обусловливает уникальность набора страт в структуре теории национального образования и вариативность их опредмечивания в конкретных педагогических концепциях. З.И. Равкин в становлении и развитии теории образования выделил три уровня: зарождение педагогических взглядов (воззрений), разработка педагогических концепций и создание педагогических систем. Национальное образование развивается на трех уровнях, определяющих ее инвариантность, уникальность и концептуальную вариативность:

1. На первом уровне проявляется инвариантная сущность национального образования для различных наций, представленная набором обязательных правил, условий, принципов, подходов, которые делают теорию образования национальной, а не абстрактно общечеловеческой.

2. На втором уровне инвариантные характеристики опредмечиваются при проецировании в национальном образовании какой-либо определенной нации. К примеру, все инвариантные характеристики свойственны для России, но не все специфичны. Однако их совокупность в российской трактовке является уникальной, а, следовательно, уникальными являются и сущностные характеристики национального образования России, как и Англии, Японии и т. д. Эти уникальные характеристики в образовании отдельно взятой нации предстают как инвариантные константы.

3. На третьем уровне инвариантные константы национального образования реализуются в вариативных концепциях и опредмечиваются в присущих им школьных моделях. На данном уровне и складывается типология подходов к трактовке национального образования.

На первом уровне в основу инвариантной сущности национального образования могут быть положены следующие основания: базовые национальные ценности образования; национальный образовательный идеал; сочетание общекультурного и этнического компонента в содержании образования; опора на педагогическую традицию и народную педагогику; установление отношений с инокультурными педагогическими традициями.

В данных характеристиках прослеживаются компоненты целостного педагогического процесса, включающего целевую, содержательную и процессуальную составляющие. Так базовые национальные ценности образования являются источником для педагогического целеполагания, находящего отражение в национальном образовательном идеале. Содержание национального образования строится на основе сочетания общекультурного и этнического компонента и реализуется через формы, методы и средства народной педагогики.

К системе базовых национальных ценностей образования, составляющих теоретическую основу образования любой нации, З.И. Равкин отнес базовые ценности национальной культуры, памятники национальной педагогической культуры, классическое наследие выдающихся национальных педагогов. Педагогические системы многих выдающихся теоретиков и практиков образования за рубежом и в России отражают направленность на национальные ценности, что в значительной мере обусловило их оригинальность и самобытность, не умоляя их общечеловеческого смысла. Это педагогические теории и концепции Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.

Подчеркнем, что образование в России всегда осуществлялось на основе особой ментальности, которая во многом объясняет иррациональные аспекты русского сознания. Ментальные ценности возникают в процессе объективного взаимодействия ментального пространства социума и индивидуального менталитета личности. Они отражают степень самостоятельности и интеграции национального духовного потенциала, веры, чувств определенного народа в отношении мировой культуры и являются своеобразным защитным механизмом и средством взаимодействия национальной культуры и мировой, отдельного индивида и общества.

Обогащение самобытного педагогического наследия духовными ценностями других народов требует коррекции ментальных ценностей в интересах прогрессивного развития национального образования, что обусловило введение в научный оборот категории «педагогическая аксиология». Эта наука дает возможность выявить ценностную основу целевых, содержательных и процессуальных аспектов широко понимаемой образовательной деятельности, в том числе ее национально-этническую характеристику.

Национальные ценности представляют собой нормы, регламентирующие образовательную сферу, и выступают как культурно-этническая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между традициями народной педагогики и инновационным тенденциями в области образования. Ментальные характеристики, составляющие ядро любой нации определяют тот национальный образовательный идеал, который определяет цели и результат национального образования.

Национальный образовательный идеал, по сути - цель национального образования. В нем, в целостном единстве, сконцентрированы идеальные представления народа о качествах личности и нормах поведения в обществе, сочетающих «вечные» и исторически обусловленные ценности. Национальный образовательный идеал не может иметь определенного авторства, как учебная программа, он создается народом на протяжении веков.

Важнейшим компонентом национального образования является педагогическая традиция. Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, образ жизни, образ действий и пр. Традиции действуют во всех областях общественной жизни, служат сохранению общественных и культурных форм и способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных