Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






национальной школы в современной России.




 

 

Современные подходы к трактовке категории «национальная школа». Типология национальной школы в современной России. Принципы построения образования в национальной школе. Взаимоотношение этнического и общероссийского компонентов в национальной школе.

 

Тема национальной российской школы в педагогическом сообществе обсуждается уже более ста лет. Возрождение традиций национального образования связывается с отбором всего ценнейшего, что накопила дореволюционная педагогическая теория. Говоря о необходимости создания национальной школы в России, необходимо подчеркнуть, что «глубоко заблуждаются те, кто видит в ней только сарафаны и березки. Есть опыт прошлых и нынешних лет». Теория, разработанная российскими педагогами, представленная вариативными концепциями национального образования, свидетельствует об объективной возможности и необходимости создания в современной России национальной школы.

С 90-х гг. XX в. в педагогической практике России обозначилась тенденция создания нового типа школы – национальной. Рассматривая предпосылки данного явления, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Принятие в 1992 г. Закона РФ «Об образовании», устранившего монополию социального заказа государства в образовательной сфере и расширившего круг общественных субъектов, получивших право и возможность удовлетворять свои интересы и цели в образовании. К этим субъектам были причислены и этносы.

2. Утверждение государственных образовательных стандартов, состоящих из самостоятельных компонентов:

1) инвариантный федеральный, обеспечивающий децентрализацию духовного единства социума, общероссийскую идентичность на базе общечеловеческих ценностей, транслируемых русской культурой;

2) вариативный региональный (национально-региональный), удовлетворяющий интересы регионов и этносов и обеспечивающий регионально-культурную (для русских региона) и этнокультурную идентичность (для национальных субъектов образовательного пространства).

3) Вариативный компонент образовательного учреждения.

3. Принятие в 1993 г. Базисного учебного плана на компонентной основе инициировало создание нормативно-законодательной базы, регулирующей идеологию, цели, условия функционирования образования в новых условиях. Разработаны национально-региональные программы и учебные планы, определены новые предметы, под которые создана научно-методическая база (по родному языку и литературе, национальной истории и культуре, народным промыслам и т.д.).

Национально-региональный компонент включает в себя характеристику климатических, экономических, социальных условий, присущих конкретной территории. Он может быть довольно схожим в соседствующих территориях Российской Федерации, например, Марий Эл и Пензе, Татарстане и Волгограде. В то же время, национальные компоненты в них могут иметь значительные отличия, связанные с историческими традициями, самобытностью и культурным своеобразием населяющих эти республики и области народов.

За десять лет, прошедших с момента принятия указанных документов, в российской педагогической практике проделана большая работа по созданию национальной школы на основе национально-регионального компонента содержания образования. Однако, многообразие созданных на основе этого компонента учебных заведений требует в рамках данного исследования ответить на ряд вопросов:

1) Современное понимание феномена «национальная школа».

2) Типология национальной школы в образовательном пространстве России.

3) Создание русской национальной школы, как этнокультурного феномена.

4) Степень преемственности современной национальной школы с идеями национального образования дореволюционной России.

5) Взаимоотношение этнического и общероссийского компонентов в национальной школе.

Мировой опыт показывает, что каждый народ пытается не просто хранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности. Реализация этих целей относится, прежде всего, к национальной школе, в рамках которой взаимодействуют национальная, российская и мировая культуры.

В конституции РФ закреплены гарантии права на сохранение родного языка, на создание условий для его изучения и развития. В концепции государственной национальной политики (утверждена в 1996 Указом президента РФ) и в Законе РФ «О национально-культурной автономии» (1996) приоритетным направлением названо развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые трактовки категории «национальная школа». Е.В. Ткаченко характеризует национальную школу как «средство мощного культурного рывка прошедших через нее молодых людей, а не средство превращения социума в какой-то заповедник». Основным признаком национальной школы он считает «способность обеспечивать развитие ученика как свободной или самоорганизующейся личности, от родной национальной (этнической) культуры – к общероссийской и через нее – к мировой». Е.В. Ткаченко также рассматривает национальную школу в контексте действительности, как элемент социального развития, средство мощного культурного рывка.

X.X. Сукунов под национальной школой понимает такую, в которой дети изучают язык, историю и культуру определенного народа в соответствии с современными требованиями школы.

Национальная школа, по определению Монхор Дамдына, – это «школа, обеспечивающая право обучения и воспитания детей на родном языке; обеспечивающая передачу многовекового опыта народа, его нравственных устоев». Такая школа должна прививать иммунитет против духовного обнищания; обеспечивать трансляцию национальной культуры и формировать национальное самосознание у новых поколений нации. Национальная школа по мнению Монхор Дамдына – это школа открытая в другие культуры и «…особенно – в культуру народов-соседей; обеспечивающая для нации потребности современного цивилизационного развития».

Н.К. Елаев, как представитель бурятского этноса, привносит в представленные трактовки понимание национальной школы не только как школы языковой, а как школы возрождающей, сохраняющей и транслирующей этнокультурное содержание образования. Под национальной школой он понимает систему образования детей, строящуюся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным языком. «Это система, открытая для интеграции инокультурных компонентов в контексте развития мировой цивилизации. Это школа диалога культур, формирующая у своих воспитанников национальную и этнокультурную толерантность».

Панькин А.Б., исследующий проблему этнокультурных парадоксов современного образования, считает, что возрождение национальной школы в пределах процессов развития вариативного образования поможет сохранить языки и этнокультуры. Он осознает важность системы образования в защите национальных традиций, в единении культурного и образовательного пространств вусловиях полиэтнической Российской Федерации.

Н. Бодиева рассматривает национальную школу, как объект социальной сферы современного общества, который представляет сложную динамическую социально-педагогическую систему, построенную на принципе включения детей и подростков на основе полноценного владения родным языком включения в этнокультурную традицию. «Основная задача национальной школы – становление личности в условиях многоязычия и поликультурности».

По мнению А. Данилюка в рамках такого мышления национальная школа нужна только для того, чтобы восстановить, воспроизвести в современном образовательном процессе утраченные в прошлом культурные традиции. Решение проблемы национальной школы педагогу видится в том, чтобы привнести в современную школу дополнительное содержание, расширить образовательный процесс за счет отдельных содержательных фрагментов прошлых культурных эпох.

Л.В. Милько и Н.П. Коробова рассматривают национальную школу как специфическое учреждение, ориентированное на духовную и нацио­нальную идентификацию и социализацию личности школьника, способствую­щее усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национального самоопределения, самосознания, поведения и национальной культуры. Основой такой школы является культура, а не только этнос. Основополагающими принципами, регулирующими педагогиче­ский процесс в такой школе, являются:

­ прин­цип целостного гармоничного восприятия национальной культуры;

­ принцип ак­тивной национальной языковой среды;

­ принцип этнической самоидентифика­ции;

­ принцип взаимосвязи национальной культуры с мировой;

­ принцип творче­ской направленности личности.

По мнению многих современных педагогов национальная школа, – самая серьезная и универсальнейшая из всех современных педагогических проблем, ее решение должно в принципе изменить систему российского школьного образования. В деле создания национальной школы большое значение сегодня уделяется педагогической науке, целостности и системности ее методологических оснований.

Если рассматривать национальную школу с позиции компетентностно-ориентированного подхода, то ее содержание должно наполнять ценностно-смысловую и общекультурную компетенции следующими смыслами:

- самоидентификация и самодетерминация в русскую национальную культуру от истоков до наших дней;

- развитие потребностей в познании русской национальной духовной культуры;

- диалог между различными культурами и народами, забота о здоровье, охрана природы и среды обитания;

- освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: художественных, научных, технических, нравственных путем ознакомления, их охраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности.

Национальная школа рассматривается как школа двуязычная и, главное – бикультурная, с достаточно высоким удельным весом родного языка и национальной культуры в содержании образования, с широкими возможностями формирования этнического самосознания.

Итак, на основе представленных интерпретаций и подходов к сущности определения национальной школы, сформулируем данное понятие в его идеальной трактовке для образовательного пространства России.

Национальная школа – этно-социо-культурный феномен, сформировавшийся в российском образовательном пространстве в условиях многоязычия и поликультурности и призванный на основе целостной теории национального образования обеспечить:

- формирование национального самосознания, становящегося в условиях диалога культур на основе интеграции родной национальной (этнической) культуры с общероссийской и мировой;

- трансляцию национальной культуры средствами сохранения и развития этнокультурного компонента в содержании образования;

- национальную и этнокультурную толерантность, отвечающие интересам личности и потребности нации в ее цивилизационном развитии.

Для разработки типологии современной национальной школы в качестве методологической призмы целесообразно использовать данное определение национальной школы и представленную в проведенном исследовании модель структуры национального образования. Целостный анализ педагогической практики современной России позволяет выделить три основных типа национальной школы:

1. Национальная школа титульной нации.

2. Этнокультурная школа.

3. Школа, реализующая в образовании традиционный компонент.

Рассмотрим подробнее каждый тип. Как указывалось ранее, в дореволюционной России под национальной школой понимались, в основном, учебные заведения, созданные для образования нерусских народов. В этот список входили конфессиональные школы, где преподавание велось на родном языке и исповедовалась не православная вера (мусульманские, буддистские, католические, еврейские и др. школы). В связи с подъемом русского самосознания, вызванного Первой мировой войной, стала обсуждаться проблема создания русской национальной школы.

Сегодня вопрос о создании русской национальной школы приобрел свои реальные черты в образовательной практике. В.Ю. Троицкий в книге «Пути русской школы», обосновывая необходимость разработки концепции русской национальной школы, поднимает вопрос о причастности представителей различных национальностей, проживавших в Росси, к строительству русской национальной самобытности. Он подчеркивает, что к этому «русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России самых различных вер и исповеданий». В лоне этого «русского национального акта» получили свое высокое признание великие русские полководцы: грузин П.И. Багратион, армянин В.Г. Мадатов, шотландец М.Б. Барклай де Толли. Великие русские ученые: немец К.М. Бэр и датчанин В.И. Даль. Великие русские художники: еврей И.И. Левитан, армянин И.К. Айвазовский и многие, многие другие, «родные нам по духу своего творчества, по смыслу и существу своей русской деятельности».

Р.С. Бозиев отмечает, что «в наше время, когда появляются всевозможные национальные учебные заведения, сам термин «русская школа» не представляется удачным и может рождать мысли о некоем провинциальном национализме». Однако, отмечает он, это понятие надо трактовать, прежде всего, как средство воспитания молодого поколения через русскую культуру, имеющую непреходящее значение для всех российских народов в деле приобщения к достижениям человечества. Он приводит пример развития русских школ, созданных в 1920-х гг. в Белграде, Софии, Праге и других городах мира, обогативших теоретические изыскания в этой сфере.

Р.С. Бозиев напрямую связывает проблему создания русской школы с объективной возможностью развития национальных школ у других народов России: «Русскую национальную школу необходимо возрождать, если этого не случится, – предупреждает он: если не будет иметь права на свою школу титульная нация страны, то другие об этом не смогут даже мечтать». Каждый народ имеет право на развитие своей культуры, неотъемлемой частью которой является школа. Р.С. Бозиев также высказывает опасения о том, что русская национальная школа не должна принять «сарафанно-лубочную» форму. Очевидно, что, в его представлении, такая школа должна быть построена по органическому принципу, чтобы не быть обвиненными в национализме только потому, что ты декларируешь создание школы только для русских.

В 1990 г. был создан Национальный Фонд «Русская школа», координирующий деятельность большого ряда образовательных и научных учреждений на основе разработанной концепцией русской школы. Русская школа рассматривалась ими как интегрирующее начало общероссийской образовательной системы. Как условие возрождения русского народа в данной концепции утверждалась необходимость воспитания у учащихся национального самосознания. Однако, следует выделить некоторые моменты в данной концепции, которые вызывают опасение. Авторы предлагают направить все средства на формирование у детей представлений о том, что именно русские люди должны нести ответственность за судьбу России, т.к. являются государствообразующим народом, титульной нацией. Объясняют авторы свою позицию тем, что русская школа начала свое становление на определенном этапе развития русской государственности 1000 лет назад, сразу же после принятия русскими христианства. Государство пришло к пониманию необходимости развития образования для существования и развития самого государства, а проблема национального воспитания и образования стала государственной проблемой.

Не смотря на то, что данная концепция стремится объединить высокий современный уровень образования с нравственной патриотической направленностью воспитания, она противоречит и Доктрине национального образования России, и общечеловеческим началам педагогики, принятыми в качестве ведущих ценностей современного образования в мире.

В Волгограде уже более 10 лет существует МОУ Гимназия № 8, которая реализует идею создания русской национальной школы. Первоначально, это было учреждение, которое в соответствии с требованиями гимназического образование реализовало углубленную гуманитарную подготовку учащихся, а в рамках гимназического компонента педагогический коллектив создавал условия для художественно-эстетического развития гимназистов. Гимназический компонент наполнялся за счет дополнительного образования, через введение кружков, создание творческих клубов и объединений. В результате анализа учебных планов и программ педагогический коллектив пришел к выводу, что в содержании образования гимназистов не достаточно уделено внимания изучению истории и культуры России и россиян в целом, русского народа и волгоградцев, в частности. Перед педагогическим коллективом встала задача создания условий для широкого образования и личностного самоопределения учащихся при приоритетной реализации учебных программ повышенного уровня сложности с учетом художественно-эстетического профиля, содержательное наполнение которого будет опираться на историю, традиции и культуру русского народа, а также краеведческий материал Волгоградской области.

В процессе опытно-экспериментальной работы педагогический коллектив Гимназии № 8 разработал концепцию развития школы, основу которой была положена идея организации обучения и воспитания как целостного процесса формирования национального самосознания у учащихся на основе базовых ценностей национального образования России. Педагогический коллектив пришел к мысли, что только подлинно русская школа в состоянии сформировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и другие качества.

Приобщение учащихся к русской национальной культуре в гимназии осуществляется через интегрированные программы по русскому языку, литературе и русской истории, которые являются фундаментом национального образования и воспитания. В программы по русскому языку внесены изменения с учетом того, чтобы родное слово воспринималось учащимися в полноте своего значения, как отражение творчества и духовности русского народа, как основа национального самосознания и культуры. Программы охватывают русское народное творчество и культуру в целом.

Программы по изобразительному искусству, хореографии, физической культуре, трудовому обучению опираются на потенциал, накопленный в культуре русского народа. Трудовое обучение ориентировано на освоение навыков народного творчества, резьбы по дереву для мальчиков, с максимальным включением рукоделия русской кухни и русского костюма – для девочек. Программа по физической культуре позволила вернуть в школу русские народные игры, состязания, лапту, городки, русскую борьбу.

Приобщение учащихся к русской национальной культуре осуществляется также и через введение ряда дополнительных курсов, таких, как народоведение «Живая Русь», «Введение в русскую историю», «Русский танец», «Азбука вежливости», «Краеведение», «Русский фольклор», «Русский характер», «Светочи России», «Русская культура». Эти курсы помогают учащимся понять свои корни, традиции, овладевать трудовыми навыками, получать знания.

Традиционные предметы учителя дополняют содержанием, ориентированном на русскую культуру. На уроках чтения, литературы, истории используются дополнительные тексты, подобранные вместе с учителями словесности, такие, как: «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели земли Русской», «Домострой» и др. В традицию школы входят уроки по истории развития различных наук, занятия, на которых рассказывается о вкладе русских ученых в мировую науку.

Воспитательная система строится на основе русских традиций, с целью сделать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщить их к истинным ценностям, помочь ребятам развить свои способности и дарования. Реализация этой цели осуществляется средствами воспитательных программ: «Добрый мир», «Путешествие к истокам», «Отчий дом», «Родничок», «Губернская экспедиция».

Идеи соборности, православной традиции русского народа решать главные вопросы жизни сообща реализуются через органы школьного самоуправления школьная: советы классных коллективов, руководителей творческих кружков и объединений.

Обстановка в школе соответствует традициям русского быта, в оформлении школы отражена природа история и края, Российского государства, традиции и люди земли Русской. Выставки детских работ из различных кружков и объединений дополняют эту ауру. Такие традиционные для русского человека качества, как: бескорыстие и подвижничество – формируются у воспитанников в ходе волонтерской деятельности.

Тесная связь с родителями развивает русскую традицию семейственности. Это хорошо иллюстрирует сочинение девятиклассницы: «Наша гимназия – это мой родной дом, моя вторая семья. В ней добрая и теплая атмосфера. Я все больше понимаю, почему мне хорошо здесь: красота оформления, чистота, улыбки, добрые глаза учителей, особые уроки и кружки – все это есть в нашей гимназии».

Очевидно, что образование в гимназии построено не только с учетом традиций национального образования. Следует подчеркнуть органический характер данной образовательной системы, стремящейся возродить лучшие традиции отечественной педагогической теории и русской народной педагогики на основе базовых ценностей национального образования. Здесь сочетается общекультурный и этнокультурный (русский) компоненты. Возрождается православная духовность, в образовательный процесс включены, учебные курсы: «Русские ценности», «Русский фольклор в семьях и школах», «Пение во спасение», «Русские народные традиции в играх». Мудрость народного воспитания как основа российского образования соотносится с современными представлениями об общечеловеческих ценностях.

Гимназия № 8 реализует идею создания русской школы, основанной на базовых ценностях национального образования (духовность, софийность, мессианство, соборность, традиционность, открытость). Гимназия решает образовательные задачи при приоритетности воспитания, воспитания в духе русских православных традиций. Педагогическая система школы опирается на наследие К.Д. Ушинского, опыт С.А. Рачинского и идеи И.А. Ильина. Первоклассники занимаются по книге К.Д. Ушинского «Родное слово». Гимназия призвана дать ученику углубленную гуманитарную подготовку на основе интеграции русского педагогического опыта с достижениями мировой культуры и образования.

Необходимо подчеркнуть, что школы, подобные этой гимназии, открытые в регионах с преобладающим русским населением, не воспринимаются их организаторами как учебные заведения титульной нации. Они открыты для представителей иных этносов. В гимназии учатся дети разных национальностей (русские, немцы, армяне, цыгане, чеченцы), педагоги и учителя участвуют в различных международных проектах, сотрудничают с образовательными учреждениями Германии – все это свидетельствует об открытости и диалогичном характере образования: через этническую культуру к общероссийской и мировой.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в русской школе направлен наформирование у учащихся национального самосознания и лучших черт русского народа. Приобщение к русской национальной культуре достигается в условиях создания особой атмосферы во всем учебном заведении, на всех этапах учебно-воспитательного процесса:

1) осуществление педагогического целеполагания в контексте образовательного идеала русского народа;

2) включение в содержание образования курсов русского компонента, дополнение содержания образования курсами, ориентированными на русскую культуру;

3) сохранение духовности через приобщение к православной культуре и возрождение русских семейных традиций;

4) использование традиционных форм организации обучения и воспитания на основе русского народного творчества, русских народных игр, русского фольклора, волонтерской деятельности, соборности;

5) приоритет воспитательного компонента в образовании;

6) открытость инокультурным влияниям, интегративность и диалогичность учебно-воспитательного процесса.

С появлением в структуре российского государства самостоятельных субъектов, в которых образование строится согласно национально-региональному компоненту, наметилась тенденция создания школ для титульных наций республик и национальных субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Примером могут служить республики Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия, Калмыкия. Вариативный характер национально-регионального компонента Базисного учебного плана (1993 г.) создал предпосылки для разработки целого ряда документов и нормативных актов, отражающих новые подходы к национальной политике в области образования, направленных на создание национальной школы титульной нации.

Установки, сложившиеся сегодня в образовательном пространстве национальных субъектов РФ, свидетельствуют об отказе от целостного понимания задач национальной школы, строящейся в многонациональном и многоконфессиональном государстве и актуализируют сегодня две тенденции:

- Отсутствие государственных документов и нормативных актов, касающихся создания русской национальной школы, как школы титульной нации.

- Выход образовательных систем национальных субъектов РФ из образовательного пространства России и создание национальной школы, противоречащей государственной политике в области образования, вызванное компонентным характером Базисного учебного плана и отходом от общероссийской целостности в проектировании учебных программ.

Для диалогового режима взаимодействия в образовательном пространстве России различных этнических культур необходимо создать следующие условия:

- Сохранение равноправия культурных и этнических особенностей в рамках единых национальных ценностей образования;

- Признание необходимости изучения и использования теории национального образования прошлого, как возможность духовного открытия в настоящем и будущем;

- Экзистенциальное равенство наций и социокультурный прагматизм в обосновании новых образовательных ценностей.

Процесс создания этнокультурной школы в пределах России характеризуется меньшей противоречивостью. В регионах, где на ряду с русским населением проживают и другие этносы, начали открываться такие этнические школы, как: еврейские, немецкие, польские, татарские др.

Еврейское население Волгограда составляет порядка 4 тысячи человек. Национальная еврейская школа «Ор Авнер» в Волгограде ставит своей целью образование на основе интеграции федерального и этнокультурного содержательного компонента. Учебное заведение зарегистрировано как негосударственная средняя общеобразовательная школа, реализующая этнокультурным компонентом:

А) Общеобразовательный уровень включает обучение по федеральным образовательным программам России с обязательным соблюдением базового компонента. Углубленно изучается английский язык. Дополнительное образование включает в себя обучение игре на музыкальном инструменте, работу изостудии, мини-театр, спортивные секции по выбору учащихся.

Б) Этнокультурный компонент образования включает в себя образовательные курсы, направленные на изучение иврита, традиций и истории еврейского народа. В старших классах проводятся уроки «Географии страны» и «Еврейская литература». В преподавании ИЗО и музыки отдельно выделены циклы по национальной культуре. Учитель музыки имеет высокий потенциал для постановки музыкальных пьес на иврите.

Концепция воспитания и образования школ «Ор Авнер» (а их 77 по СНГ) называется «Шаг в еврейской мир». Это попытка выстроить единую, целостную систему национального воспитания в органическом единстве с преподаванием общеобразовательных предметов и предметов еврейского цикла. Основным этническим компонентом педагогического процесса концепции еврейского образования являются Шаббат, календарные праздники, праздник традиционного совершеннолетия, еврейское краеведение. Наиболее ярко формирование еврейского компонента осуществляется через календарные праздники. Их достаточно много, начиная с Рош-а-шана, еврейского нового года, отмечаемого в сентябре, в самом начале учебы. При подготовке к «Новому году деревьев» (Ту-би-шват), вся школа превратилась в галерею нарисованных детьми деревьев, а к Хануке – все делали макеты синагоги. В школе дети с 1 по 11 класс учатся печь Мацу.

В рамках курса еврейского краеведения реализуется программа «Шорашим» (корни). Она предполагает изучение истории, традиции и образа жизни Волгоградских евреев и включает в себя: ознакомительный этап на классных часах; экскурсии по области. Родители помогают готовить классные часы, приносят рисунки на конкурс «Мы рисуем Танах», принимают участие в изготовлении Ханукальных 9-свечников. Работают в летних и зимних семейных лагерях «Мишнаха».

Выпускники школы поступают в институт иудаики в Петербурге, колледж для девочек «Хай Мушка» в Москве, дающий лингвистическое и экономическое образование, педагогическое училище в г. Днепропетровске. Выпускницы этого училища получают специальность учителя начальных классов, преподавателя иврита и традиций. Университет «Махон Лев» (Израильский) присылает в мае своих преподавателей, которые посещают уроки физики, математики, химии и иностранных языков в 11 классе, после этого проводят тестирование, и по результатам, лучших учеников приглашают на обучение.

Анализ организации образовательного процесса в еврейской школе позволяет выделить рад характерных черт этнической школы в России:

1) Этнокультурный компонент содержания образования дополняет федеральный компонент на интегративной основе, что делает образовательный процесс органичным.

2) Включение родного языка на равнее с общегосударственным достигается за счет национально-регионального и школьного компонентов и обеспечивает формирование этнического самосознания на ряду с общенациональным.

3) Приобщение к культуре этноса осуществляется в условиях открытости для других этносов и учета общероссийских и общечеловеческих ценностей.

Школа, реализующая традиционный компонент в содержании образования. Под таким типом собраны школы, которые реализуют какое либо одно, яркое направление, связанное с традициями народа или традициями российского образования.

В МОУ СОШ № 64 разработана программа «Семья в моей жизни», согласно которой образование строится на основе традиций семейного воспитания в России. Семья здесь рассматривается как одна из духовных основ русского человека, общества и государства. В школе апробируется программа профильной подготовки в рамках социально-педагогической направленности образования, в которой нашли отражение теоретический и практический опыт национального образования дореволюционной России.

Школа призвана дать ученику разностороннее развитие, углубленную гуманитарную подготовку, закалить волю и характер, чтобы, столкнувшись с жестокой реальностью нашего времени, он смог защитить и себя и Родину. На первое место в гимназии выдвинуты задачи воспитания.

Многие современные исследователи рассматривают семейное воспитание, как одну из духовных основ русского человека, общества, государства. В современной педагогической практике существуют школы, которые используют данный этнокультурный компонент в свом образовании. Программа «Семья в моей жизни», основана на таких памятниках русской культуры, как: «Слово о Законе и Благодати, «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало». На примере «Поучения Владимира Мономаха» изучаются основные, традиционные принципы взаимоотношений в семье и обществе, а «Домострой» раскрывает картину идеального быта – чистоты, порядка, бережливости и, вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения.

Основной целью этого курса и школы, в целом, является формирование у учащихся духовных ценностей, которые лежат в основе русской семьи. При изучении памятников литературы, поучений, житий учащиеся видят, что все положения, лежавшие в основе семьи много лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые ценились в детях, женах, отцах, являются и ныне самыми ценными. Программа «Семья в моей жизни» является первой попыткой систематизации источников по данной теме.

Учащиеся в произведениях русской литературы находят отражение традиций русской семьи, постигают такие категории духовной жизни, как «чистая жизнь», «непорочность семьи», «духовная пуповина», «честь семьи», понятия благородства и долга. В разделе «Родовое предание» ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейные архивы, реликвии семьи, значение родительских заветов и завещаний, герб семьи, родовые иконы и роль старинных вещей в доме. Раздел «Роль родительского дома в духовно-нравственном воспитании» начинается он с беседы о жизни усадьбы, какое место в жизни крестьянина занимает сад, пруд, беседка.

На литературных примерах рассматриваются семейные праздники обряды, устройство старинных русских усадьб и их быт. «Духовная жизнь в крестьянской семье» помогает приобщить учащихся к сельской жизни, ее традициях и укладе. Раздел «Семья и общество» формирует взаимоотношения с соседями, друзьями, осмотрительность в выборе знакомств.

В разделе «Знаменитые русские семьи» ребята изучают историю Отечества на примере конкретных личностей: Андрея Боголюбского и Ярослава Мудрого, Александра Невского и Дмитрия Донского. На примере династии Романовых происходит знакомство с духовной жизнью царей. А семьи Самариных, Хомяковых, Киреевских, Аксаковых становятся реальным воплощением идеала славянофильского дворянства, у которого в России были самые крепкие семьи, т. к. они твердо придерживались традиций. Православное понимание о браке позволяет раскрыть духовную основу семьи.

Басанская народная школа Ольховского района Волгоградской области реализует идею возрождения традиций русского казачества. Ее педагоги полагают, что народная школа может уберечь образование от влияния политической конъюнктуры, сделать его понятным и родным для народа. Цель школы – возрождать, углублять, растить народный духовный характер, быть опорой своему народу в становлении его национального самосознания и возрождении отечественной культуры. На создание Басанской народной школы повлияла Донская народная школа, созданная в Ростове-на-Дону, в которой реализуется идея возрождения Донской культуры и казачества.

Приведем принципы построения народной школы:

1. Народная школа – гуманная, добрая, теплая школа.Она, повторяя основу человеческого существования, должна исходить из чувства любви людей друг к другу. В нравственной области народная школа должна привить детям живое и глубокое чувство совести, надежду и мечту о праведности и святости, верное осязание и чувствование греха, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла, дух милосердия, сочувствия к бедному, слабому, больному.

2. Народная школа – артельная, соборная, коллективистская школа, в которойкаждый думает и заботится о каждом. Это «Школа-семья», «Школа-гнездо». В подобной морали – стержень души народа, народного характера. Этими дарами Православия в течение столетий жили, просвещали и спасались все русские люди.

3. Народная школа – свободная, демократичная, общедоступная, не элитарная, в ней соревнуются таланты детей. Только народная школа способна умом, талантом своих учеников укрепить Российское государство. Поэтому государство должно быть кровно заинтересовано в процветании народного, общедоступного образования.

4. Народная школа – полиэтническая, наднациональная, открытая всем, где может учиться ребенок любой национальности, преподавать педагог любой национальности. Народная школа распахивает свои двери перед всеми, кто хочет припасть к чистым родникам отечественной культуры. В этой школе ценится человек не по крови, а по его любви к России, соплеменникам, к народным духовным сокровищам. Эта школа центрирована на народную культуру.

5. В основе учебных школьных программ лежит общероссийский государственный компонент, обеспечивающий культурное единство российского общества. Программа народной школы (в частности национальной культуры) надстраивается над базовым компонентом, дополняя и конкретизируя понимание культурно-исторического процесса с точки зрения данного конкретного народа России. При этом русская народная школа (как национальная) становится центром духовного возрождения нации. Еще раз необходимо уточнить, что учениками подобной школы будут не только русские дети (по крови), а все, кто желает овладеть русской культурой, подняться к ее вершинам и идеалам.

6. Народная школа – школа Труда и Жизни, где дети должны осознать и почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость и почетность, его смысл. К ним должна прийти мысль, что труд – источник здоровья и свободы. Все богатства народа, материальные и духовные, связаны с его трудом. Школа, отвращающая детей от труда, культивирующая только идеи личного благополучия и получения удовольствия от жизни, народу не нужна. Социально адаптироваться к жизни можно только трудясь, умом или руками, проявляя старание и талант. Школа должна убедить детей, что любой труд почетен и полезен.

При Басанской школе открыт педагогический класс, который, как и сто лет назад, в дореволюционной России, готовит молодежь сориентированную на профессию учителя. Совместно с Волгоградским государственным педагогическим университетом (ВГПУ) Басанская средняя школа с целью поддержки своих выпускников ведет целенаправленную опытно-экспериментальную работу по их ориентации на учительскую профессию. По окончанию двухлетнего срока обучения учащиеся, проявившие склонность к педагогической профессии, получают сертификат, который дает абитуриенту льготы при поступлении по общему конкурсу в ВГПУ.

С этой целью в 15 районах Волгоградской области созданы сводные педагогические классы с учащимися, избравшими путь учителя. Результаты анализа деятельности педклассов в Волгоградской области показывают, что 9 из 10 выпускников поступают в вуз, а 6 из них возвращаются и работают в системе образования района, направившего их на учебу (показатели Среднеахтубинского, Ольховского, Котовского и Фроловского районов Волгоградской области за 1997-2002 гг.). Таким образом, регион решает проблему нехватки педагогических кадров.

Таким образом, школа, ориентированная на реализацию традиций народной педагогики, характеризуется следующими признаками:

1) Миссия такой школы заключается в сохранении местных традиций средствами родиноведческих курсов и краеведческой работы.

2) Содержание образования расширяется в рамках дополнительного образования за счет устного народного творчества, народных ремесел, ярких образцов этнической культуры.

3) Традиционный компонент выполняет в большей степени воспитательную направленность, а сама школа реализует принцип приоритета воспитания над обучением.

4) Основными направлениями, которые реализует такая школа здесь можно выделить: семейное воспитание, трудовое воспитание, религиозное воспитание, художественно-эстетическое и пр. – в рамках определенной этнокультурной среды.

5) Школа не только открыта всем российским этносам, она решает задачу по их объединению на условиях равноправия, взаимного уважения и толерантности.

Отвечая на поставленные в начале параграфа вопросы следует отметить. Современное понимание феномена «национальная школа». В образовательном пространстве России типы национальной школы сформировались под воздействие социальных, политических и этнокультурных процессов. В отличие от национальной школы доревлюционной России, задача которой была в основном в русификаторской политике в отношении нерусского населения (государственное направление) и в создании школы русского этноса (культурно-антропологическое направление); современная национальная школа решает задачи возрождения и сохранения культуры и традиций воспитания народов, населяющих страну.

Создание русской национальной школы, как этнокультурного феномена, продиктовано ростом национального самосознания народов, населяющих Россию и стремлением противопоставить появляющимся татарским, еврейским, немецким, польским и пр. школам свои образцы, основанные на культуре русского народа.

Степень преемственности современной национальной школы с идеями национального образования дореволюционной России определяется тем обстоятельством, что возвращение мощного теоретического пласта по проблеме национального образования в оборот историко-педагогической науки, позволил переосмыслить современную практику и выявить образовательные ценности, утраченные за годы интернационального образования.

Взаимоотношение этнического и общероссийского компонентов в национальной школе является необходимым условием сохранения целостности российской нации. Однако компонентный подход привел к крайности иного порядка, когда узконациональные интересы отдельного этноса становятся причиной разобщенности, взращивания националистических настроений и межнациональных конфликтов. Следует отметить, что массовая российская школа продолжает оставаться унифицированной и безнациональной в виду несовершенства образовательной политики в области формирования содержания образования.

 

 

Литература.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишев, Б.Н. Митюров. - М, 1985.

2. Антология педагогической мысли России ХV111 в./ Сост. Н.А. Соловков. М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ века/ Сост. Н.А. Соловков. М., 1987.

4. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ - начала ХХ века / Сост. П.А. Лебедев. М.,1990.

5. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. - Волгоград, 2000.

6. Беленьчук Л.Н. Проблема просвещения нерусских народов Российской империи в отечественной исторической науке // Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям / Под ред. З.И. Равкина. - М., 2003.

7. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети ХХ // Педагогика, 1996, №3.

8. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. // Избр. пед. соч. М., 1987.

9. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Нац. школа: Концепция и технология развития. М., 1993.

10. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б. Корнетова. - М., 1996.

11. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М., 1995.

12. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993.

13. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. - М., 1998.

14. Егоров С.Ф. Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX веков. М., 1997.

15. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, М. 1960.

16. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. 1993.

17. История воспитания и образования в России ХVIII века. Ч. 2. / Сост. Д.И. Латышина. - М., 1992.

18. История педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999.

19. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.

20. Карпович И.М. Обзор русской истории от начала XIX века до революции. М. 1992.

21. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.). М., 1987.

22. Куликова С.В. Национальное образование в России: история и современность. Монография. Волгоград, 2004 г.

23. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

24. Маслов Н. Духовная основа русского воспитания //Вестник высшей школы. 2004, №4.

25. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии, 1997, №12.

26. Мельникова В.В. Народное образование края в XIX - начале XX вв. Волгоград., 2001.

27. Монхор Дамдын. Заключительный доклад // Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993.

28. Никандров Н.Д. Российская национальная идея - основа восприятия / Известия Российской Академии образования. 1999. №1.

29. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы / под ред. В.А. Сластенина. Москва - Орел, 1998.

30. Овчинников В. Сакура и дуб. - М., 1983.

31. О России и русской философской культуре. М.: "Наука" 1990.

32. Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе /Под редакцией чл.-корр. РАО З.И. Равкина. М., 1991.

33. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. М, 1991.

34. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI - начало XII века. М., 1978.

35. Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980.

36. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.

37. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. - Волгоград, 2001.

38. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М.,1985.

39. Победоносцев К.П. Народное просвещение // Великая ложь нашего времени - М., 1993.

40. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

41. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии: учеб. Пособие для вузов. - М., 2003.

42. Саранов А.М., Куликова С.В. Аксиологические основы педагогической науки и практики в России. Учеб. пособие. Волгоград, 2003 г.

43. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.

44. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. М. 2001.

45. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М., 1991.

46. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991.

47. Толстой Л.Н. Пед. соч. М., 1989.

48. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М,1994.

49. Ушинский К.Д. Русская школа. М., 2002.

50. История педагогики. Учебник для педагогических институтов/ под ред. Константинова Н.А., Шабаевой М.Ф., М. 1951г.

51. Этническая педагогика: Книга для чтения/Сост.: Пятин В.А, Трещев А.М., Алексеева Г.М. и др. - Астрахань, 1995.

 


[1] Согласно переписи 2002 г. в РФ проживает более 160 народов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных