Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внешнеэкономические связи Б. со странами, не входящими в СНГ




Республика Б. проводит многовекторную внешне­эк-ческую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообщ-ве, расширение и закрепление пер­спективных рынков для отечественных товаров и услуг. Созда­на развитая договорно-правовая база международного сотруд­ничества. В 2005 г. Б. осуществляла внешнеторговое сотрудничество более чем со 150 странами мира.

Важнейшей тенденцией динамики географической структу­ры внешней торговли Б.и является все большая ориента­ция торговых потоков на страны вне СНГ. К основным тор­говым партнерам Б.и вне СНГ относятся государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было более 15, в том числе Германия, Великобритания, Польша и Нидерланды с товаро­оборотом более 1 млрд дол. США.

Еще несколько стран вне СНГ (Австрия, Словакия, Финляндия, Ис­пания, Румыния, Турция, Швейцария, Республика Корея, Норвегия, Тайвань (в составе Китая)) имели в 2004 г. объем товарооборота с Республикой Б менее 100 млн дол.

Одним из приоритетных направлений внешнеэк-ческой политики РБ является Европейский союз, что обусловлено совокупностью эк-ческих, исторических, политических и культурных факторов. Торговля со странами ЕС не только служит для Б.и денежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.

В последние годы, несмотря на значительные полит затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно уст-о. Увеличивается положит сальдо торг баланса за счет роста экспорта бел товаров в страны ЕС. Б.и удалось добиться смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.

Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и меры в отношении текстильной, хим и металлургической промышл. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют пос­тупление на европейский рынок бел сельхоз продукции.

Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии. Особый интерес для расширения внешнеэк-ческих связей Б.и представляют страны Африки. Из африканских стран наибольший товаро­оборот приходится на Египет и Марокко.На американском континенте основными торговыми парт­нерами Б.и являются США и Бразилия.

Совершенствование внешнеэк-ческих связей РБ со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотех­нол. продукции с низкой материале- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэк-ческой деятельности является привлечение иностранных инвестиций в перспективные высокотехн экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль при­званы сыграть свободные эк-ческие зоны.Интеграция Б. в систему мирохоз связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торг ор­г-ию. Это позволит развивать внешнеторг отно­шения с другими странами на долговрем стабильной ос­нове.


66 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь

Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы опреде­ляет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.

Особое внимание экономической безопасности страны уделялось в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Составные части национальной безопасности - безопас­ность в политической, экономической, военной, экологичес­ком, информационной и гуманитарной сферах.

Важнейшей составной частью общей системы националь­ной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются: определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности; достижение сбалансированности политических интере­сов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства; обеспечение суверенитета и территориальной целостнос­ти страны, безопасности ее приграничного пространства; динамичное и устойчивое развитие экономики и повыше­ние уровня жизни населения; равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со все­ми государствами мира; сохранение биосферы и среды обитания человека с учетом удовлетворения разумных потребностей ны­нешнего и будущего поколений; преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу; совершенствование государственной системы предупреж­дения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; эффективное использование национальных информаци­онных ресурсов, постоянное их совершенствование; обеспечение личной безопасности человека и граждани­на, соблюдение его конституционных прав и свобод; совершенствование законодательства и системы госу­дарственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, высокой энерго- и материалоем­костью, низким качеством продукции и высокими издержками производства; изношенность производственных мощностей; малый объем инвестиций в реальный сектор экономики; ухудшение финансового состояния субъектов хозяйство­вания, дефицит оборотных средств и т.д.

Для обеспечения национальной безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существу­ющих систем международной и региональной безопасности. Нужно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания международных транспортных коммуникаций.

Республикой Беларусь, первой из стран СНГ, была разра­ботана и в 1997 г. одобрена Правительством Национальная Стратегия устойчивого развития (НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004 г. завершена разработка и утверждена Пра­вительством Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспече­ние динамичного экономического роста, стабильной социаль­но политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий т.е. все что будет способствовать формированию социально ориенти­рованной экономики страны и обеспечению ее национальной безопасности.

 

 


67 Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели

Экономическая безопасность страны представляет собой нужную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; фи­нансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструк­турная; инновационная; внешнеэкономическая.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообра­зие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень пос­ледней.

Для повышения производственной безопасности необхо­димы: структурная модернизация экономики путем приоритет­ного развития наукоемких высокотехнологичных экспортируемых и импортозамещающих нересурсо- и неэнерго­емких производств с высокой долей добавленной стоимости; повышение конкурентоспособности выпускаемой про­дукции; переход на инновационный путь развития экономики и т.д.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финан­совые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.

Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.

Продовольственная безопасность является как самостоятель­ным направлением, так и составной частью экономической бе­зопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности требу­ется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.

Энергетическая безопасность является важнейшим слагае­мым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).

Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, и также создание подземных газохранилищ.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика зани­мает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодо­рожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, элект­ро-, газо-, водоснабжение и др.).

К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, сис­тема здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

Главная задача инфраструктурной безопасности - обеспе­чение устойчивого развития экономики и благоприятных ус­ловий жизнедеятельности населения.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными при­родными ресурсами роль научно-технической и инновацион­ной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конку­рентоспособности национальной экономики и защиту интере­сов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.

Для укрепления внешнеэкономической безопасности Бе­ларуси важное значение имеют реализация Договора о созда­нии Союзного государства с Российской Федерацией, Единого экономического пространства на территории Беларуси, Казах­стана, России и Украины, расширение сотрудничества с Евро­пейским союзом, вступление во Всемирную торговую органи­зацию, а также заключение двусторонних соглашений о торго­во-экономическом сотрудничестве с отдельными странами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных