ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внешнеэкономические связи Б. со странами, не входящими в СНГРеспублика Б. проводит многовекторную внешнеэк-ческую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообщ-ве, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества. В 2005 г. Б. осуществляла внешнеторговое сотрудничество более чем со 150 странами мира. Важнейшей тенденцией динамики географической структуры внешней торговли Б.и является все большая ориентация торговых потоков на страны вне СНГ. К основным торговым партнерам Б.и вне СНГ относятся государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было более 15, в том числе Германия, Великобритания, Польша и Нидерланды с товарооборотом более 1 млрд дол. США. Еще несколько стран вне СНГ (Австрия, Словакия, Финляндия, Испания, Румыния, Турция, Швейцария, Республика Корея, Норвегия, Тайвань (в составе Китая)) имели в 2004 г. объем товарооборота с Республикой Б менее 100 млн дол. Одним из приоритетных направлений внешнеэк-ческой политики РБ является Европейский союз, что обусловлено совокупностью эк-ческих, исторических, политических и культурных факторов. Торговля со странами ЕС не только служит для Б.и денежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий. В последние годы, несмотря на значительные полит затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно уст-о. Увеличивается положит сальдо торг баланса за счет роста экспорта бел товаров в страны ЕС. Б.и удалось добиться смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров. Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и меры в отношении текстильной, хим и металлургической промышл. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют поступление на европейский рынок бел сельхоз продукции. Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии. Особый интерес для расширения внешнеэк-ческих связей Б.и представляют страны Африки. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Египет и Марокко.На американском континенте основными торговыми партнерами Б.и являются США и Бразилия. Совершенствование внешнеэк-ческих связей РБ со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнол. продукции с низкой материале- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэк-ческой деятельности является привлечение иностранных инвестиций в перспективные высокотехн экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные эк-ческие зоны.Интеграция Б. в систему мирохоз связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торг орг-ию. Это позволит развивать внешнеторг отношения с другими странами на долговрем стабильной основе. 66 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны. Особое внимание экономической безопасности страны уделялось в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Составные части национальной безопасности - безопасность в политической, экономической, военной, экологическом, информационной и гуманитарной сферах. Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются: определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности; достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства; динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения; равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира; сохранение биосферы и среды обитания человека с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений; преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу; совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; эффективное использование национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование; обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод; совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества. Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются: недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства; изношенность производственных мощностей; малый объем инвестиций в реальный сектор экономики; ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств и т.д. Для обеспечения национальной безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. Нужно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания международных транспортных коммуникаций. Республикой Беларусь, первой из стран СНГ, была разработана и в 1997 г. одобрена Правительством Национальная Стратегия устойчивого развития (НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004 г. завершена разработка и утверждена Правительством Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспечение динамичного экономического роста, стабильной социально политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий т.е. все что будет способствовать формированию социально ориентированной экономики страны и обеспечению ее национальной безопасности.
67 Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели Экономическая безопасность страны представляет собой нужную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая. Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Для повышения производственной безопасности необходимы: структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортируемых и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; переход на инновационный путь развития экономики и т.д. Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств. Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления). Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, и также создание подземных газохранилищ. Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др. Главная задача инфраструктурной безопасности - обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. Для укрепления внешнеэкономической безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией, Единого экономического пространства на территории Беларуси, Казахстана, России и Украины, расширение сотрудничества с Европейским союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|