ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА КРАСОТЫ
Можно ли говорить о воспитании эстетического чувства в связи с боксом? Не искусственно ли утверждение, что действия боксера-мастера красивы, что само понятие «боке» не противоречит эстетике? Эстетическим чувством мы называем чувство удовольствия, наслаждения, получаемое от положительных элементов формы того или иного явления (процесса, предмета). Красивым мы называем предмет, явление, процесс, форма которого глубоко соответствует его содержанию. Но всякому ли содержанию? Если нашему моральному сознанию содержание претит и для него неприемлемо, то, как бы ни соответствовала содержанию форма, эстетическое вступает в конфликт с этическим и в этом конфликте нечто теряет, или все теряет. Этим, в частности, и объясняется, что люди, отрицательно относящиеся к боксу в целом, не находят красоты в действиях боксера. Эстетические оценки или суждения неминуемо отражают ту или иную классовую, общественную идеологию. Любая деятельность человека, становясь объектом восприятия, или — шире — познания, может быть оценена эстетически, может быть признана красивой или некрасивой в зависимости от того, насколько соответствует и насколько подчинено цели или «идее» внешнее выражение этой деятельности или ее результатов. Мы называем грациозными движения, которые совершаются без всякого видимого напряжения сил. Именно в этом частном понятии красоты (грации) наиболее точно выражается эта целесообразность, эта, иначе говоря, одухотворенность, «идейность» красивого. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда говорил об эстетике дисциплины и эстетике поступка, применяя эстетический критерий к явлениям, казалось бы, далекостоящим от эстетики. На ринге боксер действует красиво, если каждое его движение наглядно целесообразно, наглядно одухотворено и волей к победе, и применением наиболее действительных в данной боевой обстановке средств, приемов и тактики. Быстрые, экономные, ловкие, непринужденные, технически и тактически правильные действия боксера — красивы. И для тренера важно привить ученикам чувство красоты движений и действий боксера в бою, так как воспитанное эстетическое чувство даст боксеру существенный критерий оценки и будет положительно влиять на формирование его стиля, став действенным средством самовоспитания. Вначале, пока изучаются первичные элементы техники, процесс воспитания эстетического чувства будет, естественно, элементарным. Тренер обращает внимание всей группы на учеников, работающих наиболее удачно, показывая что правильно, экономно и ловко сделанное движение — красиво. При этом, он ни в коем случае не должен демонстрировать или высмеивать незадачливых и неловких учеников. Отмечая удачное, тренер вырабатывает в группе умение оценить красоту действий, а способность к подражанию, особенно сильно развитая у подростков, быстро выравнивает группу, подтягивая всех к лучшим. Постепенно понимание красивого расширяется, включая в себя эстетические оценки. Появляется ряд запретов: грубость и злость — некрасивы, некрасивы проявления трусости и слабоволия, так же, как и проявления кокетства и самолюбования. Тренер решительными указаниями пресекает всякое проявление грубости и озлобления, трусости и нерешительности и, наоборот, поощряет корректность и техничность, спокойствие, смелость и активность. Наконец, когда на последнем этапе обучения будут усвоены начала тактики бокса, удачная комбинация, остроумно построенная атака, умелое сочетание маневра, защиты и контратаки будут вызывать высокую оценку боксера и станут важным элементом в его критерии красоты. Чувство красоты, воспитанное у молодого боксера, заставляет его упорнее работать над собой, стремиться к постоянному совершенствованию. Отсутствие этого чувства характеризует грубого драчуна, который, в конечном счете, обязательно будет побит искусным противником. Спортивно-эстетическое воспитание боксера не может быть ограничено только изложенным материалом. Но рамки данной работы не позволяют развить эту тему шире.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|