Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ТРЕНЕРА В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ




 

«Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безраз­личия к советской политике, в духе
наплевизма и безидейности.
...Задача... состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запро­сы, воспитать новое поколение бод­рым, верящим в свое дело, не боя­щимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».

(Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград»).

«У нас колоссальные возможности для того, чтобы очень легко, красиво и радостно воспитывать замечательные коллективы, а, следовательно, и заме­чательных людей».

А. С. Макаренко.

 

Новичок-подросток, увлекшийся спортом, отдает ему все свое свободное время. Можно без преувеличения сказать, что его характер и мо­рально-волевые качества в значительной мере, если не целиком, формируются в спортивном коллективе, и тренер обязан влиять на мировоз­зрение своего воспитанника. Как справедливо указывает проф. П. А. Рудик, одно из важнейших качеств во­ли — ее принципиальность, не может быть выработано сред­ствами спорна. Формирование этого качества зависит 6т миро­воззрения человека. В наше понимание советского спортсмена органически входят его патриотичность, высокие коммунисти­ческие принципы, здоровая коммунистическая мораль, любовь я уважение к коллективу, любовь к труду и умение работать и то, что мы называем большевистским характером.

«Молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского об­щества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры. Для этих великих задач молодое по­коление должно быть воспитано стойким, бодрым, не боя­щимся препятствий, идущим навстречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми, с высокими культурными, моральными требованиями и вкусами» (из доклада т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»; «Правда», 21 сентября 1946 г.).

Так формулирует коммунистическая партия цели воспита­ния советского молодого человека. Так, и только так, должен понимать задачи воспитания педагог-тренер, подчиняя им свою практическую работу; только тогда его практика будет на деле служить коммунистическому воспитанию молодежи.

У многих тренеров, к сожалению, до сих пор существует ошибочная и, несомненно, вредная точка зрения, что культурно-политическое воспитание спортсмена — не их обязанность, что воспитанием должны заниматься только школа, комсомол, пе­дагоги общественных дисциплин.

Кто бы ни вел воспитательную работу — преподаватель об­щеобразовательных дисциплин, мастер группы в ремесленном училище или инструктор спорта — главная ее задача — воспи­тать коллективиста, коммуниста.

М. И. Калинин говорил:

«Коммунистические принципы, если взять их в простом виде, — это принципы высокообразованного честного передового человека, это — любовь к социалистической родине, дружба, товарищество, гуманность, честность, лю­бовь к социалистическому труду и целый ряд других вы­соких качеств, понятных каждому. Воспитание, выращивание этих свойств, этих высоких качеств и является важнейшей составной частью коммунистического воспитания.

...Мы должны воспитать всех трудящихся СССР в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине. Я говорю не об отвлеченной, не о платони­ческой любви, а о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о такой любви, которая не знает никакой пощады к врагам, которая не остановится ни перед каки­ми жертвами во имя родины» (М. И. Калинин, О ком­мунистическом воспитании, «Молодая Гвардия», 1947).

Задачи воспитания осуществляются тренером в спортивном коллективе, а формирование спортивного коллектива — не столько узкоорганизационный вопрос, но и вопрос всей систе­мы воспитания новичка. Лучшие советские тренеры — К. В. Градополов, А. А. Гольдштейн, Б. С. Денисов и другие — в практи­ческой работе убедились, с какой огромной силой воздействуют на физкультурника спортивный коллектив, тон, стиль и традиции в нем установившиеся.

Воздействие спортивного коллектива на новичка многосто­ронне. Оно не ограничивается чисто спортивным влиянием, ког­да новичок перенимает от товарищей лучшие образцы техники и манеру вести бой. Новичок и ведет себя в коллективе всегда так, как в этом коллективе принято. Всякий, кто нарушит уста­новившиеся традиции, встретит противодействие всего коллек­тива и очень быстро научится эти традиции уважать.

Проф. С. Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей пси­хологии» указывает на трудности для волевого регулирования поведения в подростковом возрасте: с одной стороны появле­ние новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле, требует укрепления со­знательной основы воли. С другой стороны, у подростка возни­кает тенденция высвободить свою волю из ограничений, кото­рые накладывает на нее ближайшее окружение. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. Сам он особенно чувствует пер­вое, взрослые в своем отношении к нему иногда особенно под­черкивают второе.

Решающее влияние здесь оказывает воспитание в коллекти­ве, который, при общности идеологии в нем, не дает развиться у подростка анархии собственных импульсов и влечений, легко снимает проявления негативизма и упрямства, направляет фор­мирование воли и характера подростка в русло сознательной' дисциплины и, в конечном итоге, содействует развитию его по­ложительных волевых качеств.

Параллельное воспитательное влияние тренера и коллекти­ва на новичка приносит неоценимые и устойчивые положитель­ные результаты. Поэтому важно, чтобы цели воспитания, по­ставленные тренером, были или стали целями всего коллектива, чтобы понимание текущих задач работы и тренера и коллектива было одинаковым; чтобы тренер-руководитель стал подлинным членом самого коллектива и, не противопоставляя коллективу себя, жил его интересами. Это вовсе не означает, что тренер должен плестись в хвосте за коллективом. Когда в коллективе проявляются антиобщественные тенденции и поступки — то, что называют «отсталыми» настроениями, тренер должен про­явить всю силу своего авторитета, употребить все средства, чтобы убедить коллектив, чтобы переломить такие настроения, а если нужно, то и наказать их носителей.

Первой задачей воспитания, которую ставит перед собой тренер, должно быть воспитание коллектива для то­го, чтобы в дальнейшем могло быть осуществлено воспита­ние в коллективе.

Чтобы создать подлинный коллектив, объединенный общи­ми целями в общем труде, определенной системой ответственности и полномочий каждого и прочной взаимосвязью его членов, руководитель должен использовать опыт и достижения советской педагогической науки и в первую очередь такого мастера коллективного воспитания, как А. С. Макаренко.

В спортивной работе, где ни один факт спортивной жизни не проходит вне коллектива и без коллектива, где достижения отдельного физкультурника зависят от постановки работы в кол­лективе, а достижения коллектива определяются личными ре­зультатами его членов — приложение педагогических принципов А. С. Макаренко не может не дать плодотворных резуль­татов.

«Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Лекции о воспитании» и другие книги А. С. Макаренко должны стать на­стольными у каждого советского тренера, как источник педагоги­ческой теории, как выражение коммунистической педагогики, опирающейся на учение Ленина—Сталина.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных