ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ РЕАКЦИИ
«Процесс реакции составляет основную часть общей структуры психомоторного акта, обусловливая в значительной степени качество и успех его выполнения. Изучение процесса реакции в связи с этим имеет очень большое значение для физической культуры, поскольку любое физкультурное упражнение и различные виды спорта включают в себя моменты реакции» (Г. М. Рагаева, Исследование механизма нарушения скорости процесса реакции, Сборник ЦНИИФК «Психомоторика» физическая культура», Москва, 1935). Это положение в особенности верно для бокса, в котором быстрота и точность реагирования имеют решающее значение, обусловливая не только успех того или иного удара, или защиты, но и самого боксерского матча. Сами упражнения, применяемые в боксе, содействуют воспитанию быстроты и точности реакции. Это, однако, не снимает с тренера обязанности специально работать над воспитанием боксера в этом направлении. Для того, чтобы определить, насколько быстро и точно реагирует боксер на действия партнера, как быстро он использует представляющиеся ему в ходе боя возможности применить тот или иной прием и в связи с этим так или иначе воспитывать быстроту реакции, тренер должен устранить из упражнений все, что может замедлять реакцию, тормозить ее. Иными словами, он должен стремиться работать над ускорением; реакции по возможности в ее чистом виде. Для этого, во-первых, нужно строить упражнения на знакомом ученику и хорошо усвоенном им материале, так как затрудненность восприятия всегда тормозит реакцию. Во-вторых, из упражнений должны быть устранены (во всяком случае, на первом этапе) моменты, могущие вызвать страх и нерешительность со стороны ученика, также тормозящие реакцию. Наконец, упражнения следует строить, последовательно переходя от элементарных, простейших (воспитывающих простую реакцию) к более сложным, в которых на одно действие возможно несколько различных ответов, и к наиболее сложным,, где на несколько действий возможно несколько ответов. Воспитание быстроты и точности реакции строится: а) на приемах атаки, б) на приемах защиты в соединении с контратакой. Испытанным снарядом для воспитания быстроты реакции в приемах атаки служат так называемые «лапы». Вначале тренер работает над ускорением простейших ответов на раздражение, которым и служит появление лапы перед учеником. Так, тренер, поднимая правую лапу целевой точкой к ученику, вызывает его на прямой удар левой рукой. Затем на такое положение лапы ученик может отвечать либо прямым левой, либо правой рукой, либо ударами «раз-два». На поворот лапы целевой точкой книзу ученик отвечает ударом снизу, в «сторону (внутрь) — боковым ударом. При этом тренер добивается, чтобы ученик отвечал ударом возможно быстрее, причем внимание обращается не только и не столько на быстроту удара, а именно на быстроту ответа. Последовательность упражнений здесь такова: вначале на определенное положение лапы, заранее известное ученику, последний отвечает определенным заранее ударом; затем на такое же положение лапы он отвечает любым из возможных ударов; далее — на каждое, неизвестное заранее, положение лапы ученик должен ответить определенным для этого положения ударом; наконец, на неизвестное заранее положение лапы ученик отвечает любым возможным для этого положения ударом. Дальнейшее усложнение производится путем различных комбинаций двух лап, причем упражнения также строятся вначале на известном положении лап, затем — на неизвестном, на которые ученик отвечает вначале указанными ему, а затем свободно избираемыми ударами. Несколько по-иному тренируется точность ударов. Если ученик, нанося удары, ошибается в дистанции, «мажет» или промахивается, тренер должен те же упражнения и в той же последовательности проводить в медленном темпе, ускоряя их лишь по мере того, как будет достигнута необходимая точность. Для выработки точности удара могут служить также подвесные снаряды. Воспитание быстроты реакции в приемах защиты осуществляется при разучивании этих приемов в перчатках, причем защита обязательно соединяется с ответным или встречным контрударом. Тренер или партнер ученика атакует его определенным ударом, на который ученик отвечает заданными защитой и контрударом. Так, например, при атаке прямым левой в голову, ученик защищается подставкой открытой ладони правой руки, одновременно нанося встречный прямой удар в голову. Затем на эту же атаку он может применить защиту шагом назад с ответным прямым левой. Так последовательно тренируются все защиты, которые затем постепенно усложняются по тем же принципам, что и приемы атаки. В конечном итоге нужно добиться того, чтобы ученик на любой атакующий удар отвечал любой свободно избранной защитой в соединении с одним или несколькими ударами. Этими методами воспитание быстроты реакции не исчерпывается. Важнейшими средствами в дальнейшем служат условный бой (учебный бой, обусловленный конкретным заданием) и вольный бой. Здесь разнообразие боевого материала, сравнительно с предшествующим периодом, резко увеличивается, и быстрота реакции воспитывается в обстановке, приближающейся к боевой. Руководя условным боем, тренер своими замечаниями побуждает ученика немедленно использовать открывающиеся возможности, особенно обращая внимание на то, чтобы ученик не пользовался защитой пассивно, а обязательно, применив ее, переходил в контратаку. Наблюдая, насколько быстро ученик реагирует на изменения боевой обстановки, тренер может, в случае надобности, вернуться к первоначальным упражнениям, или, наоборот, усложнять задания для условного боя, повышать его темп и резкость. Вольный бой — высший этап тренировки (наиболее приближающийся к обстановке матча), в котором задачи воспитания быстроты и точности реакции соединяются со всеми другими задачами воспитания боевых качеств боксера.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|