ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРЯМЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТА
Обучение ударам и защитам следует вести одновременно: в том же уроке, в котором изучается удар, нужно показать и защиты от него. С другой стороны, и защиты нужно обязательно соединять с контрударом: этим воспитывается активная защита, понимание того, что защита также служит средством активного боевого воздействия на противника. Прямой удар левой рукой в голову, один из самых употребительных в боксе, изучается первым. Боксер с высокой техникой всегда свободно владеет этим ударом и часто применяет его. Тренер должен обратить внимание на то, чтобы новички тщательно и точно разучили прямой левый в голову и постоянно тренировали этот удар в атакующей и защитной формах. Владение им позволяет ученику уверенно завязывать бой, атаковывать противника и останавливать его атаки, создает то ощущение уверенности в себе, которое так важно привить новичку. При разучивании прямого левой в голову тренер воспитывает ряд важных навыков: Усваивается чувство дистанции. Ученики действуют с дальней дистанции (дистанция прямого удара, наносимого с шагом вперед), стремясь сохранить ее в промежутках между ударами и изыскивая удобный момент, чтобы нанести удар. Важно проследить, чтобы боксер доставал ударом противника, полностью вытягивая руку, но не приближался без удара к противнику в сферу действия его ударов. Нельзя также позволять ученику находиться вне дистанции — ошибка, встречающаяся очень часто, так как многие новички, стремясь избежать ударов, стараются отдалиться от противника. Если же такое стремление обоюдно — бой вообще не завязывается. Прививается навык страховаться от возможного удара противника. Для этого удар разучивается в парах, причем оба партнера бьют прямым левой в голову, останавливая удар противника раскрытой ладонью правой руки, находящейся перед своим подбородком. Обращается внимание на то, чтобы ученик, нанося удар, не закрывал глаза под влиянием страха, или не отворачивал голову вправо. Для борьбы с инстинктивными защитными движениями существует ряд приемов, которые применяются в тех случаях, когда простое указание тренера не действует на ученика. Перечислим некоторые из них. Л. Г. Темурян* предлагал ученику, при разучивании удара левой в голову, опускать голову, глубже убирая подбородок. Это движение при неоднократном повторении становится привычным, не исчезает под влиянием страха и, наоборот, помогает ученику преодолевать страх. Б. С. Денисов в этих же целях рекомендует следующее упражнение: один из партнеров бьет прямым правой в голову. Второй, следя взглядом за кулаком партнера, поворотом туловища вправо подставляет под удар левое плечо. Упражнение повторяется с постепенным ускорением. Принимающий удар отвлекается задачей поймать кулак противника на свое плечо и совершенно не ощущает страха. В результате упражнения он не только перестает отворачиваться, но и приучается не мигать под ударом. Некоторые тренеры в тех случаях, когда ученик отворачивает голову вправо, наносят ему боковой удар слева, показывая тем самым, что отвернувшись, он не спасается от удара. Этот прием вряд ли целесообразен. Хотя им и можно отучить от привычки отворачиваться, но чувство страха у ученика не снижается, а может даже усилиться. Каждый тренер в своей практической работе ищет и находит различные способы воздействовать на эмоции ученика. Здесь на помощь приходит педагогическая психология, облегчающая творческие поиски тренера и чрезвычайно расширяющая их диапазон. При разучивании ударов мы, прежде всего, встречаемся с эмоцией страха, которая у ученика на первых порах велика непропорционально действительной опасности. Как преодолеть эту эмоцию? Прежде всего, тренер должен воспитывать у ученика навыки и привычки, повышающие его защитные возможности, снижающие физические проявления страха и подавляющие инстинктивные защитные движения. Сюда относятся страховки, умение не мигать при ударе партнера и т. п. Тренер использует также принцип замещения эмоций, вытесняя отрицательные эмоции положительными. Воздействуя на чувство чести, стремление к геройству, чувство стыда перед товарищами, тренер приучает боксера сознательно подавлять страх, не проявлять его внешне, владеть Собой. Наконец, тренер, показывая приемы защиты, приучает боксеров трезво оценивать величину реальной опасности. Овладевая последовательно различными приемами защиты, видя, что, правильно действуя, он не дает противнику возможности нанести удар, новичок перестает бояться удара. Он приходит к пониманию того, что неумение преодолеть страх увеличивает шансы быть побитым. Его действия становятся более смелыми и уверенными, каждый вольный бой вызывает у него эмоциональную приподнятость и стремление совершенствоваться дальше. Теперь уже слабые эмоции страха легко преодолеваются, и способность боксера подавить свой страх вызывает у него приятное чувство гордости и удовлетворения. * * * Одновременно с изучением прямого удара левой в голову, в тех же уроках разучиваются защиты: Подставка раскрытой ладони правой руки (задерживающей кулак противника) в соединении с встречным прямым в голову. Шаг назад (отход) обязательно с ответным прямым ударом левой в голову. Шаг вправо с встречным прямым ударом левой в туловище. Шаг вправо с поворотом влево и с ответным боковым ударом левой в голову. Отбив влево атакующей руки противника ладонью правой руки с ответным прямым ударом левой в голову. Новичку не следует изучать отбив вправо правой рукой, ввиду его сложности. Его можно показать более способным ученикам к концу учебного периода. Целесообразно изучать защиты именно в указанном порядке. Новичок приучается в первую очередь применять те защиты, при которых руки остаются свободными для ударов, что сразу же дает возможность сделать защиту активной, соединенной с контрударами. Обучая защитам, необходимо добиваться того, чтобы они не сливались с инстинктивными защитными движениями, а применялись сознательно. Для этого тренер должен требовать, чтобы ученики выполняли следующие условия: Применяя любую из защит, ученик должен следить взглядом за противником, не выпускать его из своего поля зрения. Каждую защиту обязательно соединять с контрударом. Применяя защиту подставкой, не отклоняться назад. Наоборот, переносить опору на левую ногу и, делая туловищем небольшое движение вперед на противника, встречать его удар открытой ладонью правой руки; одновременно бить встречным прямым левой. При изучении защиты шагом назад (отход) расценивать как грубую ошибку, если ученик не применит после защиты ответный контрудар. Поправлять такую ошибку нужно настойчиво и резко, иначе может закрепиться нерешительность и привычка пассивно отходить назад. Защиту отбивом влево следует изучать после того, как ученики усвоят остальные защиты. Следить нужно за тем, чтобы отбив производился главным образом поворотом туловища влево, а не взмахом правой руки (проявление инстинктивного защитного движения). К. В. Градополов рекомендует для подготовки контрудара переносить при этой защите опору на правую ногу. Однако из наблюдений мы пришли к выводу, что переносить опору следует на левую ногу: при этой защите движение в сторону противника, на него, положительно влияет на новичка, делает его более активным и решительным. Что касается контрудара, то он с успехом может быть нанесен и при опоре на левую ногу, тем более, что шаг вперед при этой защите не нужен. Нырок, как защиту от прямого удара левой в голову, рекомендовать нельзя. Разучивать его следует лишь в самом конце учебного периода. Нырок очень близок по форме к инстинктивному защитному движению, при котором ученик сжимается, закрывает глаза и т. п. Нырок, поэтому нельзя изучать до того, как боксер научится применять другие защиты и сознательно пользоваться ими. На изучении прямого удара левой в голову и защит, связанных с ним, тренер может задержаться подольше (5—6 уроков). Задача тренера — добиться, чтобы ученику нравилось применять этот удар, чтобы он привык пользоваться им в бою. В учебном бою, построенном на прямом ударе левой, осваивается дальняя дистанция, приобретается необходимый расчет и глазомер, вырабатывается ряд полезных навыков, которые облегчат изучение других ударов и защит. Опасение, что однообразие боевого материала сделает урок скучным, неосновательно: в каждом уроке узнается новая защита, и кроме того, могут быть изучены различные формы прямого удара. Этого достаточно, чтобы поддержать интерес новичка к занятиям. Прямой удар левой рукой в туловище изучается вначале как контрудар в соединении с защитой уклоном вправо, а затем — как атакующий удар с шагом вперед. Прямой удар правой рукой в голову разучивается самостоятельно, но применяется пока только в соединении с ведущим ударом левой руки (атака «раз-два»). Атака прямым ударом правой в голову не рекомендуется, так, как она не менее опасна для атакующего, чем для атакуемого: противник всегда успеет применить контрудар, если прямой удар правой в голову не подготовлен или не замаскирован предварительным ударом слева. Новичку, еще не приучившемуся действовать левой рукой, удобнее и привычнее бить справа. Создается опасность, что он привыкнет бить правой рукой раньше, чем научится владеть левой и раскрывать ею защиту противника. Чтобы избежать этого, нужно в условном и вольном бою прямой удар правой разрешать только после предварительного удара левой. Лучше всего это достигается в так называемой атаке «раз-два!», состоящей из двух быстро следующих друг за другом прямых ударов левой и правой рукой. В этой атаке, проводимой с быстрым и длинным шагом вперед, акцент делается на втором ударе. Встречный и ответный прямой удар правой на этом этапе обучения изучать не следует. Лучше всего делать это в самом конце, ближе к первому бою, когда новичок уже достаточно хорошо владеет левой рукой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|