ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ ПО БОКСУВОСПИТАНИЕ БОКСЕРА-НОВИЧКА
Пособие для тренеров и преподавателей
Государственное издательство
«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»
Москва 1948 Ленинград
ВВЕДЕНИЕ
Вопросам воспитательной работы в учебно-методической спортивной литературе до сих пор не уделяется достаточного внимания. Обычно авторы тех или иных пособий и руководств приписывают самому спорту, тому или иному его виду, непосредственное воспитательное воздействие на спортсмена, совершенно упуская из виду и роль тренера как педагога-воспитателя, и формирующее влияние спортивного коллектива на личность спортсмена, и воспитательное воздействие окружающей его советской среды. К. Непомнящий в своей книге «Бокс» («Физкультура и спорт», 1940) пишет: «Значение бокса в том, что он воспитывает психику бойца. Человек, занимающийся боксом, привыкает к тому, чтобы верить в себя, в свои силы, в свое уменье, в свою способность найтись при всяких обстоятельствах... Бокс развивает боевое мышление... Бокс вырабатывает способность не считаться с болью, сосредоточить всю волю на достижении победы, сохранять при всяких обстоятельствах хладнокровие, выдержку, мужество, расчет, трезвую оценку обстановки и т. д.»; Большинство работ по боксу содержит характеристики этого вида спорта, подобные вышеприведенной. Смелость и отвага, инициатива и решительность, быстрота реакции и выносливость — вот далеко не полный перечень качеств, которые будто бы неминуемо вырабатываются боксом. В высказываниях такого рода мы сталкиваемся со своеобразной фетишизацией бокса его теоретиками: бокс сами о. себе воспитывает ценные качества; боксер в результате занятий, тренировок и боев неизбежно должен стать смелым, решительным, инициативным и т. д. Не может ли, однако, бокс воспитать труса или истерика, или «кокетку» от спорта, наконец, даже хулигана? К сожалению, может. Если обучение боксу и воспитание молодого боксера вверить человеку малокультурному, не знающему своего дела, не умеющему вести воспитательную работу, не пользующемуся авторитетом, — результаты могут оказаться плачевными. Даже в практике очень опытных тренеров известны отдельные случаи, когда результаты работы с боксером оказывались противоположными ее целям. Не следует забывать, что новичка к занятиям боксом обычно приводят уже в какой-то степени сложившиеся психологические и физические данные. Молодого физкультурника влечет к боксу не случайно, как не случайно другие избирают футбол, плавание или тяжелую атлетику. Все случайное обычно быстро отсеивается. Но вместе с тем отсеиваются и те, из которых при правильно поставленной воспитательной работе могли бы вырасти отличные боксеры. Большой самоотсев занимающихся — характерная черта в практике работы по боксу наших физкультурных коллективов. Ученики с замедленной реакцией, не обладающие достаточной волей или не умеющие подавлять страх и переносить боль и т. п., обычно прекращают занятия боксом после первого вольного боя, после первого «чувствительного» удара. Ни в каком другом виде спорта нет такого значительного отсева занимающихся, как в боксе. Тренер, в силу всех этих обстоятельств и, главное, вследствие отсева «непригодных» или «малопригодных», получает благодарный материал для работы, добивается прекрасных результатов и, в итоге, вполне уверен, что бокс вырабатывает смелость, решительность и т. д. Между тем здесь лишь закрепляются или развиваются качества, уже имевшиеся у физкультурников до начала занятий боксом, а все те, у которых нужно было бы эти качества воспитать, в силу отсева не проходят через «очистительное горнило» бокса. Говоря о воспитании качеств, необходимых боксеру, мы не можем их изолировать от формирования личности боксера в плане общественно-политическом. Советскому тренеру далеко не безразлично, каким складывается мировоззрение ученика, какова его этика, на что направлена его воля. Приветствуя туркменских всадников, совершивших конный пробег из Ашхабада в Москву, товарищ Сталин писал: «Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия, — могли обеспечить такую славную победу. Партия коммунистов может поздравить себя, Так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех национальностей нашей необъятной родины» («Правда», 25 августа 1935 т.). С предельной ясностью сформулированы здесь задачи воспитания. Именно так ставятся эти задачи и перед работниками физической культуры. Советский тренер понимает, что только сложившееся коммунистическое миросозерцание формирует устойчивую волю; он должен воспитать юношу, преданного социалистической Родине, готового трудиться на ее благо, готового защищать ее, не щадя своих сил и самой жизни. И тренер все средства, имеющиеся в его распоряжении, направляет и должен направлять на эти цели. Бокс сам по себе нейтрален, и воспитательные свойства вовсе не присущи ему: боксера прежде всего воспитывает тренер, правильно использующий бокс как средство воспитания. Воспитательное влияние бокса определяется не свойствами, которые будто бы постоянно присущи боксу, а тем, какие воспитательные задачи ставит перед собой тренер и как, какими методами он их разрешает. Тренер не может рассчитывать на то, что бокс самотеком разовьет нужные качества у ученика. Педагогическая задача тренера — определить, какими данными обладает его воспитанник и каких ему недостает, чтобы он мог стать хорошим боксером, а отсюда и намечать цели и характер предстоящей работы. Тренер должен изучать и знать своего ученика, его сильные и слабые стороны, особенности его характера, его способности, его среду и быт, словом — все, что так или иначе воздействует на личность ученика, и формировать ее в заданном направлении. Должно ли смущать тренера, если тот или иной его воспитанник недостаточно решителен или недостаточно вынослив, или не обладает нужной смелостью? Подлинный воспитатель постарается выяснить причины этого и найти в личности ученика' такие стороны, пользуясь которыми и нужно развивать активного, смелого, героического спортсмена. Используя, скажем, самолюбие или даже честолюбие начинающегося боксера, воспитывая в нем затем понятия чести личной и коллектива, действуя в одних случаях осторожно и постепенно, а в других резко и энергично, тренер может ослабить и совершенно устранить проявления слабоволия, трусости и нерешительности. Наоборот, невнимательное, небрежное, педагогически неправильное отношение к воспитаннику часто приводит к тому, что случайный неуспех или поражение совершенно выбивают из колеи боксера с высокими боевыми данными. Воспитание морально-боевых качеств ученика тренер не может мыслить иначе, как они сформулированы в боевом уставе пехоты Советской армии: «Бой — самое большое испытание моральных, физических качеств и выдержки бойца... чтобы выполнить эту задачу в бою, боец должен уметь переносить всевозможные трудности и лишения, оставаясь бодрым, мужественным и решительным, и неуклонно стремиться к встрече с противником...» Показателями успешной педагогической работы тренера, сумевшего выполнить свою роль воспитателя, должно быть не только большое количество воспитанных им хороших боксеров, но и незначительное число отсеявшихся. * * * Фетишизация бокса отражается и на учебно-методической работе. Наши лучшие пособия по боксу (К. В. Градополова, Б. С. Денисова и др.), широко и детально излагая технику и тактику бокса и методику обучения, по существу не освещают вопросов воспитания. Между тем общественный интерес к боксу все возрастает, число занимающихся, особенно подростков и юношей, быстро увеличивается. Растет, естественно, и потребность в тренерских кадрах. Однако в пособиях по боксу, кроме общих ссылок на воспитывающий характер обучения, молодой тренер не найдет достаточных указаний о методах воспитания боксера. Но ведь тренер вправе требовать, чтобы ему рассказали не только о приемах техники и элементах тактики бокса, но прежде всего о том, как были воспитаны советские мастера спорта, какими путями шли они к мастерству, как были у наших чемпионов выработаны те качества, которые отличают подлинного мастера от спортсмена-середняка, В книгах по боксу, написанных советскими авторами, много внимания уделялось методике преподавания. Вопросы метода в свое время служили поводом для длительного и ожесточенного спора. А. Г. Харлампиев ратовал за аналитический метод в обучении и воспитании боксера. Б. С. Денисов, В. В. Самойлов и другие были сторонниками метода синтетического. А. Г. Харлампиеву, преподавателю физкультурного вуза, для всесторонней подготовки педагогов-тренеров анализ был, естественно, необходим как основа всего учебного процесса. Но тренерам-практикам, живущим интересами спортивного дня, больше импонировал синтетический метод, дающий быстрые результаты в обучении новичка. Не обходились при этом и без того, что готовились боксеры «числом поболее, ценою подешевле», причем спортивная скороспелость некоторых боксеров не слишком смущала их воспитателей, как не смущала и подмена действительной воспитательной работы примитивным натаскиванием. В начале 1937 г. кафедрой бокса Института физической культуры им. Сталина был принят смешанный аналитико-синтетический метод. Этот метод позволял последовательно изучать элементы бокса (анализ) и немедленно вслед за этим закреплять их в бою (синтез). Вольный бой выдвигался как основа и венец усвоения каждой технической детали и их сочетаний. Боксер, воспитанный по этому методу, должен был, при достаточно детальном знании техники бокса, владеть всем необходимым для свободного и творческого тактического мышления. Спортивная практика эти предположения подтвердила. Так или иначе, большинство советских тренеров приняли аналитико-синтетический метод и применяли его в своей спортивной работе. Все же споры о методе преподавания бокса в значительной степени отрывались от практики, которая не всегда считалась с официально принятой методикой. Даже авторы той или иной теории часто работали по-иному, чем это декларировалось в их методе. Так, ни А. Г. Харлампиев, ни К. В. Градополов (когда он еще был сторонником аналитического метода) никогда не отказывались от синтетических приемов в преподавании техники бокса, если это давало положительные практические результаты. «Синтетики» же силою обстоятельств вынуждены пользоваться анализом, как только их ученик выходит на ринг: анализировать до боя, если противник известен, и после боя, чтобы подвести итоги первого боевого опыта ученика. Сторонник синтеза, Б. С. Денисов, не отрицает, что в подготовке мастера спорта анализ играет существенную роль. Но даже при изложении элементарной техники Б. С. Денисов, давая указания о тактическом применении тех или иных ударов и защит, синтезируя, как он думает, технику и тактику, не может избежать анализа. Или, рекомендуя те или иные подготовительные упражнения, образующие нужные навыки для быстрого овладения элементами техники, Б. С. Денисов аналитически выделяет из технического приема его основу и на ней строит упражнение. Тем более это относится к тактике бокса, даже в ее элементарном изложении. Тактика без анализа существовать не может, его элементы несет в себе любое, самое незначительное тактическое указание тренера своему ученику. Споры о преимуществах аналитического или синтетического методов это уже прошлое в теории советского бокса. Педагогическая практика потребовала от тренера овладеть всеми методами и уметь гибко применять их в зависимости от необходимости. Сейчас перед тренерскими кадрами советского спорта встала задача овладеть педагогической техникой, педагогическим мастерством. Тренер должен иметь достаточно широкий педагогический кругозор и опыт, владеть и анализом, и синтезом, знать, где тот или иной метод даст наиболее ценный результат. Такой тренер осмысливает каждый шаг своей работы, не боясь вскрывать причины неудач и кропотливо накапливая положительный опыт. Он становится мастером своего дела и носителем той педагогической техники, опирающейся и на теоретическую подготовленность и на серьезный опыт, о первостепенном значении которой писал крупнейший советский педагог к. С. Макаренко. Без педагогической техники невозможны рост и совершенствование тренера-воспитателя. Однако вопросы педагогической техники в деле воспитания боксера, формирования его эмоциональной сферы, его волевых качеств и характера почти не освещались в советской литературе по боксу. Значит ли это, что теорию воспитания боксера приходится строить на пустом месте? Конечно, нет. Советские тренеры из года в год накопили большой педагогический опыт. Кафедра бокса Института физической культуры им. Сталина, возглавляемая К. В. Градополовым, формирует педагогические традиции и влияет на тренерскую работу в СССР. Опыт ведущих советских тренеров — К. В. Градополова, Б. С. Денисова, А. А. Гольдштейна, П. В. Никифорова, Я. Б. Брауна, В. В. Самойлова, В. С. Щербакова и других обобщается на, тренерских сборах, а взаимное общение тренеров и боксеров обогащает их творческую мысль. Серьезное воспитательное влияние на боксера-новичка оказывает подготовка его по программам Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Если подготовка к сдаче норм комплекса составляет органическую часть занятий секций бокса, если к сдаче норм руководитель секции относится не формально, а по ее результатам оценивает общую психофизическую подготовленность боксеров, то в руках тренера-педагога комплекс ГТО становится замечательным средством физического и морально-волевого воспитания. Огромное воспитательное значение имеют соревнования по боксу и сложившиеся на них традиции. В советском боксе чрезвычайны редки случаи, когда боксер в тяжелой обстановке отказывается продолжать бой. Это стало неписанной традицией соревнований и благотворно отражается на стиле советского бокса, как спорта волевых и мужественных людей. Советский зритель всегда одобряет и поощряет мужественное поведение на ринге, энергическую и наступательную манеру боя и, наоборот, высмеивает всякое проявление трусости, нерешительности и слабоволия. Вместе с тем симпатии зрителей — всегда на сто* роне слабейшего, если только он мужественно и смело действует в трудной для него боевой обстановке: каждое его удачное действие и каждый удар неизменно встречаются аплодисментами. Понятно, что влияние зрителя на формирование стиля в боксе очень велико. Наконец, правила советского бокса основаны на определенных воспитательных принципах и поощряют смелого, волевого и корректного боксера, жестко наказывая проявления спортивной небрежности и недобросовестности. Задача методических работников — обобщить огромный и многосторонний опыт советских тренеров и вооружить тренерские кадры СССР методикой воспитания боксера. Это «обобщение педагогического опыта должно опираться на педагогическую науку и в первую очередь на психологию. В самом деле: бокс, представляющий собою обусловленный правилами кулачный бой, предъявляет суровые требования к спортсмену и прежде всего к его психике. Бокс — это спорт высокой эмоциональной напряженности, спорт сильных и острых переживаний. Боксер должен принимать в бою быстрые и разнообразные решения, он должен проявить твердую и целенаправленную волю, чтобы в обстановке непосредственной опасности навязать противнику свою тактику и создать ему наименее выгодные4 условия для действий. Значит, подготовка боксера к бою не должна носить только спортивно-технический характер и сводиться к разучиванию ударов, защит, передвижений и комбинаций этих элементов. Задача подготовки — и развить технику боксера, и воспитывать его боевые качества. В процессе обучения и тренировки боксера тренер сталкивается с различными проявлениями его психики. Восприятия ученика, внимание его и запоминание учебного материала— различны. У одного спортивные навыки вырабатываются быстрее, у другого медленнее. Один легче справляется с чувством страха и неуверенностью, другой целиком находится во власти отрицательных эмоций. Тренер встречается с самыми различными темпераментами и характерами, с людьми разных способностей и разной степени одаренности. Как определить свойства каждого? Каким путем вести воспитание ученика? Как ориентироваться в многообразных проявлениях личности ученика и как формировать его боевые качества в нужном направлении? Без педагогической науки, без знания психологии полноценного ответа на эти вопросы тренер найти не сумеет. Каким бы разносторонним ни был опыт тренера, какой бы широкой ни была его практика, — только педагогика и психология могут •стать прочным фундаментом его воспитательной работы, только тогда она станет на подлинно-научный путь. * * * В данной работе мы делаем попытку осветить некоторые, на наш взгляд, основные вопросы воспитания боксера-новичка. В первом разделе излагается опыт воспитательной работы советских тренеров по боксу (Градополова, Гольдштайна, Денисова, Брауна, Щербакова) и освещаются вопросы воспитания в боевой обстановке, воспитания в процессе обучения, воспитания личности боксера и роли тренера в формировании мировоззрения и морально-этического облика учеников, воспитания спортивного коллектива и воздействия последнего на боксера-новичка. Во втором разделе раскрывается процесс воспитания спортивных навыков при обучении технике бокса и таких качеств, как внимание, инициативность, дисциплина, стойкость, настойчивость, решительность, выносливость, быстрота и точность реакции и другие. В третьем разделе освещаются основные вопросы работы тренера в спортивном коллективе, показывается роль коллектива не только как объекта, но и как субъекта воспитания. Наконец, в последнем разделе рассматриваются вопросы психологической подготовки новичка к бою. Во всех разделах подчеркивается роль воспитания в коллективе, как центральный момент, существенно отличающий педагогические принципы и практику советских тренеров от эмпирических и индивидуалистических методов работы тренеров за рубежом.
ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ ПО БОКСУ
Одним из существенных источников обогащения педагогики спорта должен служить опыт воспитательной работы лучших советских тренеров. В данном разделе нами сделана попытка изложить основные черты положительного опыта ведущих советских тренеров по боксу. Материалом для некоторых выводов и обобщений послужили литературные источники, запись бесед с тренерами и многолетнее знакомство с их работой. Размеры раздела ограничивают нашу задачу: мы излагаем здесь лишь то главное, благодаря чему сложились методы работы всего коллектива советских тренеров, сформировался стиль советских боксеров, выявились некоторые принципы работы, обогащающие спортивную педагогику.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|