Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пловцы с ампутацией ног 1 страница




Пловцы с ампутацией одной ноги по коленный сустав или выше либо ниже коленного сустава, но по лодыжку или выше выполняют движения ногами дельфином. Культя имитирует, насколько это возможно, технику здоровой конечности.

Пловцы с ампутацией обеих ног по коленный сустав или выше либо ниже коленного сустава, по по лодыжку или выше компенсируют тенденцию к нарушению равновесия в сторону головы более вы­соким ее положением; руки пловцов вытянуты вперед при входе в воду; из-за ампутации снижается погружение ног вниз (рис. 5.30).

Пловцы со смешанной ампутацией рук и ног не испытывают боль­ших затруднений с равновесием, но у них наблюдается тенденция к повороту бедер и плеч в разных направлениях. Часто испытывают затруднения в поддержании равновесия пловцы с ампутацией ко­нечностей по одну сторону тела. Чем меньше культи, тем тяжелее

Рис. 5.29. Симметричная работ ру- Рис. 5.30. Техника плавания дель-

ками при плавании дельфином при фином у пловцов с ампутацией ног

ампутации одной руки по локтевой выше колена
сустав


 




контролировать вращение тела. Используя знание закономерно­стей плавания, спортсмен и тренер должны жспериментировать, чтобы создать технику, подходящую;1ля каждого пловца индиви­дуально.

5.5.5. Обучение плаванию лиц с нарушениями интеллекта

При обучении плаванию данной категории лип необходимо прежде всего учитывать психоэмоциональное состояние обучае­мых, так как от этого зависит эффективность всего занятия. Освое­ние с водой у лиц с низким коэффициентом интеллекта может растянуться гга весь учебный год.

Рис. 5.31. Помощь партнера для определения направления движений пловца

При выполнении упражнений должен строго соблюдаться прин­цип от простого к сложному. Упражнение, если оно достаточно сложное для занимающегося, должно осваиваться целостно-раз­дельным методом (освоение по отдельным фазам движения). Уп­ражнения на суше и в воде первоначально осваиваются совместно с партнером, который направляет движения занимающегося, по­могает ему осваивать движения, начиная с контроля за положени­ем головы. Необходимо повторять упражнения, которые разучива­лись в течение недели. При объяснении упражнения нужно фикси­ровать внимание на той части тела, которая в данный момент со­вершает движение.


Та6л и на 29 Оценка развития пловцов с нарушениями интеллекта

 

л/п Приобретаемые наныки к ра ишчныч обллаях жизнедеятельности Балл
2 3 ИСКУССТВО: Подбирае'1 и ишнавливаст эмблему команды и ее тали­сман Изготавливает вымпелы для состязаний по плаванию Изготавливает плоские фигурки для демонстрации тех­ники  
5 6 НАУКА: Понимает, почему человек плывет быстрее, когда вы­полняет сильные и частые гребковые движения руками и ногами Понимает, почему тело держится на воде Ныряя в воду, определяет глубину воды Различает части тела, участвующие в выполнении греб-ковыхдвижений  
9 10 РЕМЕСЛА: Изготавливает плавательные доски Изготавливает простейшую фланелевую доску для пока­за приемов плавания Изготавливает спасательный шнур  
12 13 МАТЕМАТИКА: Фиксирует секундомером результаты на соревнованиях по плаванию Подсчитывает количество гребков руками Выполняет разметку дистанции плавания  
14 15 ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО: Соответствующим образом одевается для плавания Ремонтирует и следит за купальным костюмом  
  ЗДОРОВЬЕ: Во время плавания отрабатывает навыки безопасности на воде Знает основы оказания скорой помощи при незначи­тельных травмах (царапины, солнечные ожоги)  

 




Окончание таблицы 29

 

№ п/п Приобретаемые навыки н различных областях а и шедеятелыюсти Балл
  Плавая на солнце, пользуется солнцезащитными очка­ми, лосьоном для загара Плавает is подходящей воде  
20 21 22 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: Выполняет разминочные упражнения Знает и выполняет правила и навыки плавания Совершенствует навыки плавания и безопасного повеле­ния на *воде Считает плавание приятным времяпровождением  
26 27 28 ЧТЕНИЕ/ЯЗЫК: Читает правила безопасною поведения Расширяет свой словарь за счет употребления терминов по плаванию Прислушивается к мнению тренера и выполняет ука­зания Выражает свои эмоции во время плавания (аплодирует, радуется) Читает и слушает инструкции по плаванию  

На занятиях должны широко использоваться звуковые и рече­вые сопровождения, так как слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улуч­шают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использован, игровой метод, а также оцени­вать и фиксировать уровень овладения занимающимися упражне­ний по освоению с водой.

Все методы обучения применяются комплексно. Обучение спортивным способам и отдельным двигательным действиям про­исходит с применением целое гно-раздсльного метода обучения. Как на суше, так и в воде при обучении плаванию используется по­мощь партнера, направляющего движения пловца (рис. 5.31). При игровом методе обучения используются уже освоенные двигатель­ные действия.

Необходимо оценивать любые, даже самые незначительные, сдвиги занимающихся в двигательной подготовленности при вы­полнении отдельных упражнений.


Большое воздействие на обучаемых оказывает интегральное вос­питывающее обучение, включающее плавание и некоторые дру­гие аспекты. Специальная олимпийская программа рекомендует включать в подготовку лиц с нарушениями интеллекта следующие разделы (табл. 29).

5.6. СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

5.6.1. Спортивная тренировка

Если рекреативное и реабилитационное плавание для инвали­дов широко применяется на протяжении многих десятилетий, то спортивные состязания для этого контингента начали проводить­ся сравнительно недавно. По распространенности соревнований среди инвалидов плавание занимает всего лишь третье место. Во многом это объясняется трудностями транспортировки до места занятий и плохой обеспеченностью бассейнов специальным ин­вентарем и оборудованием (для входа и выхода из воды, переме­щения инвалидов внутри бассейнов и т.п.). Кроме того, инвалиды не участвуют в спортивном плавании из-за низкого качества тре­нировочного процесса, недостаточного количества организацион­ных мероприятий и программ, которые должны вовлекать инва­лидов в спорт.

Несмотря на объективные трудности, занятия спортивным пла­ванием для инвалидов имеют большое значение. Спорт учит быть самостоятельным и опираться на собственные силы, насколько это возможно. Соревнования развивают спортивный дух и помога­ют выстраивать положительные взаимоотношения с товарищами по команде. Спортивные успехи, особенно если они достигнуты благодаря своим собственным усилиям, порождают уверенность в своих силах и закрепляют самооценку. Соревнования, проводимые среди инвалидов, фокусируются не на физическом недуге лиц с ограниченными возможностями здоровья, а на способностях вы­держивать тренировочные и соревновательные нагрузки; не на те­рапевтическом эффекте физических упражнений, а на получении удовольствия от физической активности и спортивной борьбы.

Спортивное плавание может стать неоценимым психологиче­ским тренингом для инвалидов, а соревнования по плаванию мо­гут повысить уверенность в своих силах, снять стресс, предоста­вить возможность приобрести круг единомышленников, стать при­частным к важному общему делу. Спортсмены, соревнующиеся на национальном и региональном уровнях, как правило, участвуют в круглогодичных напряженных тренировках. Они должны получать


такое же признание и уважение со стороны общества, как и здо­ровые спортсмены, составляющие национальную элиту.

Спортивное плавание может преобразить инвалида, ведущего сидячий образ жизни и редко покидающего привычный круг семьи или интерната, в физически активного и спортивного человека.

Совместная и раздельная соревновательная деятельность

С каждым годом увеличивается количество соревнований регио­нального, национального и международного уровней, в которых принимают участие спортсмены-инвалиды. Однако участие в со­ревнованиях только среди лиц с физическими недостатками уве­личивает разрыв между ними и остальным обществом. В зарубежных странах все больше набирает силу тенденция непосредственного включения спортсменов-инвалидов в спортивные соревнования среди физически здоровых людей. Многие спортсмены-инвалиды достаточно амбициозны, хорошо подготовлены и показывают ре­зультаты, достойные высокого профессионального уровня. Однако большинство инвалидов имеют такие физические недостатки, ко­торые не позволяют напрямую состязаться со здоровыми. В этом случае целью участия инвалидов в соревнованиях служит не завое­вание призового места, а улучшение личного результата. Спортив­ные общественные и государственные организации должны сде­лать шаг навстречу инвалидам. Так, статья 105 правил соревнова­ний Федерации плавания США позволяет судье-рефери изменять правила соревнований таким образом, чтобы пловцы-инвалиды могли участвовать в соревнованиях вместе со здоровыми.

Особенности тренировки

Принципиальный подход к планированию и построению спор­тивной тренировки для лиц с ограниченными возможностями здо­ровья практически такой же, как и для физически здоровых лиц. Закономерности адаптации к тренировочным нагрузкам и прин­ципы построения тренировки в общем одинаковы и для здоровых людей, и для инвалидов. В зависимости от уровня подготовленно­сти следует ориентироваться на средства и методы тренировок, которые представлены в главе 3 о кондиционной либо оздорови­тельной тренировке. Однако величина объема нагрузок и их интен­сивность при одинаковой спортивной квалификации у инвалидов существенно ниже. Это связано с тем, что процесс восстановле­ния сил после больших нагрузок у инвалидов проходит медлен­нее, чем у здоровых спортсменов, поэтому добиться прироста физических качеств у спортсменов-инвалидов сложнее. Немалова­жен и фактор спортивного отбора: тренировочные нагрузки, не­обходимые для достижения спортивной квалификации на уровне


мастера спорта и выше, могут выполнять далеко не вес занимаю­щиеся. Даже сравнительно узкому Kpyiy весьма одаренных в спортив­ном отношении подростков требуется многолетняя планомерная подготовка, постепенно подводящая к нагрузкам, характерным для спорта высших достижений.

Кроме того, для каждого контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья существуют специфические рекоменда­ции по модификации тренировочного процесса, которые следует учитывать при проведении занятий с различными категориями занимающихся.

Пловцы с нарушениями слухового анализатора. Объяснять мед­ленно, четко, коротко, стоя лицом к занимающимся. Использо­вать грифельные или белые доски для показа плана тренировки. Выучить язык жестов, по крайней мере достаточный для передачи сообщений, наиболее часто встречающихся инструкций и указа­ний для исправления ошибок, похвалы и приветствий. Этим спорт­сменам надо чаще показывать и просить повторить желаемое дви­жение, чтобы гарантировать понимание ими правильной техники. Необходимо научить пловцов пользоваться световым стартовым сигналом.

Пловцы с нарушениями зрительного анализатора. Потеря зрения влияет на выполнение техники движений:

- труднее обучать сложным движениям, поскольку вместо по­каза используются только словесные объяснения;

- труднее контролировать правильное положение головы и ту­ловища при плавании;

- труднее обучать движениям, в которых работают и ноги, и руки;

- необходимо постоянно контролировать приближение пловца к бортику бассейна.

Спортсменам с потерей зрения необходимо уметь считать греб­ки во время плавания и знать, сколько гребков нужно сделать для преодоления бассейна в длину. В эстафетном плавании для смены этапов необходимо хлопнуть стартующего пловца по ноге.

В начате обучения плаванию проводится ознакомление с обо­рудованием и устройствами, используются богатые вербальные опи­сания и «ручные» демонстрации для сообщения инструкций и эле­ментов техники плавания. Необходимы надежные способы пред­упреждения пловцов о приближающемся повороте или финише: мягкий шест для касания пловца, разбрызгиватель, прикреплен­ный к флажкам, подводный источник звуков и т.д.

Пловцы с нарушением интеллекта. Понимание данной категори­ей лиц инструкций очень разное. Речь инструктора должна быть максимально упрошена, необходимо использовать указания при движении рук или ног в том или ином направлении. Инструкции должны часто повторяться. К постоянному наблюдению должны


 




привлекаться партнеры, которые будут следить за выполнением упражнений, распорядком и регламентом тренировки и соревно­вания.

Пловцы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Каждому спортсмену необходимо подбирать свой вариант техники. Напри­мер, для спортсмена с одной ногой можно попробовать вариант с четырехударной координацией на спине: два удара — с левой сто­роны, два — с правой; спортсмен без руки должен быть осторож­ным, чтобы удержать равновесие во время старта. Использование лопаточек, ласт и поплавков может помочь данной категории плов­цов выработать лучшую технику плавания, а также заниматься вместе с другими пловцами во время тренировок.

Пловцы с неврологическими заболеваниями, такими, как цере­бральный паралич. Они испытывают трудности с координацией и управлением движениями. Обучение проходит более эффективно, если партнер помогает пловцу выполнять движения. Необходимо широко использовать пояса, растяжимые шнуры, специальные ло­паточки.

Когда функции ног существенно лимитированы, спортсмену и тренеру следует решить, как спортсмену плыть па соревнованиях (с движениями или без движений ногами).

Пловцы с повреждением позвоночника. Типичная проблема при обучении технике плавания данной категории лиц — полное иди частичное отсутствие работы ногами, а значит, трудности при под­держании правильного горизонтального положения тела, наблю­даются недостаточный поворот плеч, укороченный гребок ру­ками (с коротким глубоким захватом и коротким слабым оконча­нием гребка и др.), широкий пронос рук и ранний вдох. Не­достаточная сила рук и туловища при поражении позвоночника могут ухудшить технику плавания. Но продуманная, адекватная тренировка способствует улучшению техники движений. Широ­кое применение поплавков и других вспомогательных поддер­живающих средств позволит пловцам выполнять более интенсив­ные нагрузки. Упражнения, поддерживающие остаточные функ­ции ног, могут значительно улучшить технику плавания. Прави­ла соревнований разрешают выполнять различные варианты стар­та—с тумбочки, или с бортика, или из воды, поэтому пловцам-спинальникам и пловцам с дисфункциями ног следует отработать эффективный старт или из положения сидя, или из положения стоя.

Путь к ванне бассейна должен быть свободным для пловцов, использующих коляски, костыли и протезы; также необходимо заранее открыть двери, подготовить приспособления для удобного входа в воду колясочников, полотенца и т.п. Одни спортсмены способны войти в воду и выйти из нее самостоятельно, однако другим необходима помощь партнеров.


Тренировочные упражнения

Чем выше квалификация спортсменов, тем больше различий в тренировке между спринтерами и стайерами. При определении специализации спортсмена-инвалида нужно принимать в расчет не тренировочную дистанцию, а результат, показанный на сорев­нованиях на основной дистанции. Например, спортсмен, демон­стрирующий результат, равный 4 — 5 мин на основной соревнова­тельной дистанции, должен тренироваться как пловец-средневик, специализирующийся па дистанции 400 м, независимо от того, какова в действительности длина соревновательной дистанции.

Такой же подход применяется при планировании циклов на­грузки и при разработке тренировочных занятий. Здесь следует ори­ентироваться на нормы объемов тренировочных нагрузок, выра­женные не в единицах расстояния (м или км), а в единицах време­ни (мин или ч). Конечно же, буквально следовать этому принципу при тренировке в бассейне невозможно, потому что нельзя зада­вать тренировочную серию так, как это можно делать при заняти­ях на суше (например, 6 повторений по 45 с). При тренировке на воде непосредственно в процессе плавания длина отрезка дистанции должна быть кратна длине бассейна. Поэтому серии подбирают­ся в зависимости от времени преодоления тренировочных отрез­ков дистанции спортсменами-инвалидами. Например, если один из пловцов способен преодолеть только 50 м, когда другие про­плывают 100 м за одно и то же время, то он должен проплывать 6x50 м вместо 6х 100 м.

Нельзя недооценивать возможности пловцов-инвалидов. Вес спортсмены, и в том числе инвалиды, должны выполнять тяже­лые нагрузки, чтобы добиться прироста силы, скорости и вынос­ливости. Самооценка повышается, если пловец справляется с труд­ными заданиями.

Тренировка пловцов-инвалидов должна быть разносторонней, включать силовую и интеллектуальную подготовку. Оборудование и тренажерные устройства должны иметь специальные эластич­ные бандажи, помогающие спортсменам держать рукояти и лопа­точки тренажеров, грифы штанг, удерживать пловцов на скамей­ках во время работы на тренажере.

Годичный план тренировки

Рассмотрим основные принципы построения годичною трени­ровочного цикла квалифицированной спортсменки. Предположим, что годичный цикл состоит из 46 педель, с основными соревнова­ниями на 24-й и 46-й неделях. При подготовке спринтеров, спе­циализирующихся на дистанциях 50, 100 м, динамика ведущих физических качеств выглядит примерно так, как это показано на


 


L




рисунке 5.32. Динамика специальной кынослиносли представлена кривой изменения результата на основной дистанции 100 м, ско­ростных возможностей — изменения результата на 25 м, выносли­вости — изменения результата на 800 м (результаты выражены в процентах от лучшего достижения в рассматриваемом сезоне под­готовки).

На основе данных, представленных на рисунке 5.32, построена таблица 30, где показана динамика результатов на основной и до­полнительных дистанциях, а также в основных тестах, применяе­мых для оценки выносливости в различных зонах энергетической производительности: 4x50 м с отдыхом 10 с; 10х 100 м с отдыхом 15 с; дистанция 2000 м вольным стилем (в/с) и скоростью плава­ния на пороге анаэробного обмена (ПАНО).

В качестве примера рассмотрен план тренировки спортсменки, выступающей на дистанции 100 м в/с. Лучший результат предыду­щего сезона — 1.02,0 с, планируемый спортивный результат на основных соревнованиях на 46-й неделе — 1.00,0 с.


-й макроцикл 2-й макроцикл I

(} 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 44 48 Недели

Рис. 5.32. Динамика результатов на основной и дополнительных дистанци­ях в годичном цикле спринтеров высокой квалификации

В начале подготовительного периода — с 1-й но 4-ю неделю — идет этап «втягивания». Если предыдущий сезон завершился четы-рех-шестинедельным переходным периодом, в котором были сни­жены нагрузки и спортсмены активно отдыхали, то на этапе «втяги­вания» объем и интенсивность нагрузок увеличиваются медленно, преобладает работа, направленная на совершенствование общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возмож­ностей основных функциональных систем его организма. Объема специализированной работы недостаточно для поддержания специ­альной работоспособности, уровень тренированности может вре­менно снизиться. Следующий этап подготовительного периода — этап наращивания объемов тренировки.


Темпы роста тренировочных объемов довольно велики, в тече­ние 3 — 4 недель общий объем нагрузки может возрасти в 1,5 — 2 раза. Происходит это вначале за счет аэробных, затем — смешанных аэробно-анаэробных нагрузок. В зависимости от продолжитель­ности макроцикла этап наращивания объемов может составлять от 4 до 8 недель.

На увеличение нагрузок организм реагирует стабилизацией или даже некоторым снижением результатов на средних и длинных дистанциях (примерно до 8-й недели). Затем начинает формиро­ваться кумулятивный тренировочный эффект, и в соответствии с принципом «запаздывающей трансформации» наблюдается посте­пенный рост работоспособности. Но он происходит весьма нерав­номерно в различных зонах энергетической производительности. Поскольку в тренировке в данный момент преобладает работа аэроб­ного характера, то и прирост аэробных возможностей наиболь­ший. Это выражается в быстром улучшении результатов на 800 и 2000 м, увеличении скорости ПАНО. Рост выносливости в сме­шанной зоне, который отражен в динамике результата на 400 м и в тесте 10 х 100 м, несколько запаздывает. Результаты на 100, 200 м стабилизируются на самом низком за сезон уровне, а скоростные возможности могут даже продолжать ухудшаться вследствие боль­ших объемов аэробной работы. Очень важно не допустить их значи­тельного ухудшения, для чего в небольших объемах целесообразно выполнять скоростные упражнения, сочетающиеся с работой над техникой.

Обычно на 10— 14-й неделе тренировок достигаются максималь­ные объемы нагрузок, которые удерживаются в течение 3 — 4 не­дель. Постепенно изменяется направленность тренировочной ра­боты: если на предыдущем этапе увеличение нагрузки достигалось за счет аэробной работы, то теперь на первый план выходят уп­ражнения, выполняемые на уровне ПАНО, и смешанная аэроб­но-анаэробная работа. К 17— 18-й неделе достигается пик работо­способности в аэробной зоне, после чего начинается снижение результатов на длинных дистанциях (от 800 м и более). Скорость ПАНО некоторое время стабилизируется, затем ближе к соревно­ваниям также может несколько снизиться.

Примерно за 6 — 8 недель до основного соревнования в макро­цикле начинается постепенное уменьшение общих объемов нагрузки. В это время нагрузка сметанной аэробно-анаэробной направ­ленности достигает наибольших значений, и к 20-й неделе плов­цы готовы к лучшим результатам на 400 м и в тесте 10 х 100 м. За 3 — 4 недели до соревнований начинается этап «сужения». Общий объем нагрузок продолжает быстро снижаться, хотя именно за 1 —2 недели до старта проводится интенсивная работа гликолити-ческой анаэробной и алактатной направленности. Снижение объе­мов нагрузок сопровождается тщательной работой над техникой


 




плавания на скорости, близкой к соревновательной. «Сужение» — один из наиболее сложных периодов в тренировке пловцов. Спе­циальная тренированность быстро нарастает, результаты в тестовых и тренировочных упражнениях улучшаются, пловцы тренируются с большим желанием. Здесь очень важно выполнить достаточно большой объем высокоинтенсивных специализированных упраж­нений и в то же время не перетренировать спортсменов. Чрезмер­ное количество работы гликолитической анаэробной направлен­ности может быстро исчерпать адаптационные возможности спорт­смена и вызвать переутомление. Применение излишне высоких объемов скоростной работы ведет к формированию «скоростного барьера» и препятствует дальнейшему росту максимальной скоро­сти плавания.

К 24-й неделе на основной дистанции — 100 м — достигается результат 1.01,1 с, что на 0,9 с превышает лучший результат пре­дыдущего сезона. Лучшие результаты демонстрируются также на дистанциях 25 и 50 м, но на дистанциях большей длины отмечается неизбежное ухудшение работоспособности. Это связано с неболь­шими нагрузками невысокой интенсивности в течение последних 6 — 8 недель. Такое построение макроцикла обеспечивает достаточ­но высокий уровень работоспособности в смешанной аэробно-ана­эробной и аэробной зонах и в то же время не требует продолжи­тельного переходного периода. Иными словами, работа в следую­щем макроцикле во многом аналогична предыдущей, за исключе­нием того, что:

- все тренировочные скорости должны быть несколько выше;

- период наращивания нагрузок за счет аэробных нагрузок на­чинается раньше (через 1—2 недели после завершения соревно­ваний);

- поскольку уровень работоспособности в аэробной и смешан­ной аэробно-анаэробной зонах заметно выше, чем в начале пре­дыдущего макроцикла, то данный этап имеет более короткую про­должительность. Это позволяет раньше перейти к увеличению бо­лее интенсивных нагрузок.

5.6.2. Основные принципы построения спортивной классификации по плаванию

Основанием для определения требований для пловцов с ограни­ченными возможностями служат общие цели физического воспи­тания в той их конкретной интерпретации, которая проявляется в плавании.

При разработке спортивной классификации и содержания мно­голетних занятий плаванием выступают принципы дидактики, и в первую очередь принципы научности и доступности.


Оценка соревновательной деятельности. В настоящее время зна­чительно повысился интерес к исследованиям соревновательной деятельности пловцов, но особенно к анализу спортивных резуль­татов. Дело в том, что результаты пловцов на разных дистанциях и разными способами плавания не сопоставимы и не определяют состояние спортсмена (отличный результат для пловца-разрядни­ка будет плохим результатом для мастера спорта).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных