ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пловцы с ампутацией ног 1 страницаПловцы с ампутацией одной ноги по коленный сустав или выше либо ниже коленного сустава, но по лодыжку или выше выполняют движения ногами дельфином. Культя имитирует, насколько это возможно, технику здоровой конечности. Пловцы с ампутацией обеих ног по коленный сустав или выше либо ниже коленного сустава, по по лодыжку или выше компенсируют тенденцию к нарушению равновесия в сторону головы более высоким ее положением; руки пловцов вытянуты вперед при входе в воду; из-за ампутации снижается погружение ног вниз (рис. 5.30). Пловцы со смешанной ампутацией рук и ног не испытывают больших затруднений с равновесием, но у них наблюдается тенденция к повороту бедер и плеч в разных направлениях. Часто испытывают затруднения в поддержании равновесия пловцы с ампутацией конечностей по одну сторону тела. Чем меньше культи, тем тяжелее Рис. 5.29. Симметричная работ ру- Рис. 5.30. Техника плавания дель- ками при плавании дельфином при фином у пловцов с ампутацией ног ампутации одной руки по локтевой выше колена
контролировать вращение тела. Используя знание закономерностей плавания, спортсмен и тренер должны жспериментировать, чтобы создать технику, подходящую;1ля каждого пловца индивидуально. 5.5.5. Обучение плаванию лиц с нарушениями интеллекта При обучении плаванию данной категории лип необходимо прежде всего учитывать психоэмоциональное состояние обучаемых, так как от этого зависит эффективность всего занятия. Освоение с водой у лиц с низким коэффициентом интеллекта может растянуться гга весь учебный год.
При выполнении упражнений должен строго соблюдаться принцип от простого к сложному. Упражнение, если оно достаточно сложное для занимающегося, должно осваиваться целостно-раздельным методом (освоение по отдельным фазам движения). Упражнения на суше и в воде первоначально осваиваются совместно с партнером, который направляет движения занимающегося, помогает ему осваивать движения, начиная с контроля за положением головы. Необходимо повторять упражнения, которые разучивались в течение недели. При объяснении упражнения нужно фиксировать внимание на той части тела, которая в данный момент совершает движение. Та6л и на 29 Оценка развития пловцов с нарушениями интеллекта
Окончание таблицы 29
На занятиях должны широко использоваться звуковые и речевые сопровождения, так как слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использован, игровой метод, а также оценивать и фиксировать уровень овладения занимающимися упражнений по освоению с водой. Все методы обучения применяются комплексно. Обучение спортивным способам и отдельным двигательным действиям происходит с применением целое гно-раздсльного метода обучения. Как на суше, так и в воде при обучении плаванию используется помощь партнера, направляющего движения пловца (рис. 5.31). При игровом методе обучения используются уже освоенные двигательные действия. Необходимо оценивать любые, даже самые незначительные, сдвиги занимающихся в двигательной подготовленности при выполнении отдельных упражнений. Большое воздействие на обучаемых оказывает интегральное воспитывающее обучение, включающее плавание и некоторые другие аспекты. Специальная олимпийская программа рекомендует включать в подготовку лиц с нарушениями интеллекта следующие разделы (табл. 29). 5.6. СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 5.6.1. Спортивная тренировка Если рекреативное и реабилитационное плавание для инвалидов широко применяется на протяжении многих десятилетий, то спортивные состязания для этого контингента начали проводиться сравнительно недавно. По распространенности соревнований среди инвалидов плавание занимает всего лишь третье место. Во многом это объясняется трудностями транспортировки до места занятий и плохой обеспеченностью бассейнов специальным инвентарем и оборудованием (для входа и выхода из воды, перемещения инвалидов внутри бассейнов и т.п.). Кроме того, инвалиды не участвуют в спортивном плавании из-за низкого качества тренировочного процесса, недостаточного количества организационных мероприятий и программ, которые должны вовлекать инвалидов в спорт. Несмотря на объективные трудности, занятия спортивным плаванием для инвалидов имеют большое значение. Спорт учит быть самостоятельным и опираться на собственные силы, насколько это возможно. Соревнования развивают спортивный дух и помогают выстраивать положительные взаимоотношения с товарищами по команде. Спортивные успехи, особенно если они достигнуты благодаря своим собственным усилиям, порождают уверенность в своих силах и закрепляют самооценку. Соревнования, проводимые среди инвалидов, фокусируются не на физическом недуге лиц с ограниченными возможностями здоровья, а на способностях выдерживать тренировочные и соревновательные нагрузки; не на терапевтическом эффекте физических упражнений, а на получении удовольствия от физической активности и спортивной борьбы. Спортивное плавание может стать неоценимым психологическим тренингом для инвалидов, а соревнования по плаванию могут повысить уверенность в своих силах, снять стресс, предоставить возможность приобрести круг единомышленников, стать причастным к важному общему делу. Спортсмены, соревнующиеся на национальном и региональном уровнях, как правило, участвуют в круглогодичных напряженных тренировках. Они должны получать такое же признание и уважение со стороны общества, как и здоровые спортсмены, составляющие национальную элиту. Спортивное плавание может преобразить инвалида, ведущего сидячий образ жизни и редко покидающего привычный круг семьи или интерната, в физически активного и спортивного человека. Совместная и раздельная соревновательная деятельность С каждым годом увеличивается количество соревнований регионального, национального и международного уровней, в которых принимают участие спортсмены-инвалиды. Однако участие в соревнованиях только среди лиц с физическими недостатками увеличивает разрыв между ними и остальным обществом. В зарубежных странах все больше набирает силу тенденция непосредственного включения спортсменов-инвалидов в спортивные соревнования среди физически здоровых людей. Многие спортсмены-инвалиды достаточно амбициозны, хорошо подготовлены и показывают результаты, достойные высокого профессионального уровня. Однако большинство инвалидов имеют такие физические недостатки, которые не позволяют напрямую состязаться со здоровыми. В этом случае целью участия инвалидов в соревнованиях служит не завоевание призового места, а улучшение личного результата. Спортивные общественные и государственные организации должны сделать шаг навстречу инвалидам. Так, статья 105 правил соревнований Федерации плавания США позволяет судье-рефери изменять правила соревнований таким образом, чтобы пловцы-инвалиды могли участвовать в соревнованиях вместе со здоровыми. Особенности тренировки Принципиальный подход к планированию и построению спортивной тренировки для лиц с ограниченными возможностями здоровья практически такой же, как и для физически здоровых лиц. Закономерности адаптации к тренировочным нагрузкам и принципы построения тренировки в общем одинаковы и для здоровых людей, и для инвалидов. В зависимости от уровня подготовленности следует ориентироваться на средства и методы тренировок, которые представлены в главе 3 о кондиционной либо оздоровительной тренировке. Однако величина объема нагрузок и их интенсивность при одинаковой спортивной квалификации у инвалидов существенно ниже. Это связано с тем, что процесс восстановления сил после больших нагрузок у инвалидов проходит медленнее, чем у здоровых спортсменов, поэтому добиться прироста физических качеств у спортсменов-инвалидов сложнее. Немаловажен и фактор спортивного отбора: тренировочные нагрузки, необходимые для достижения спортивной квалификации на уровне мастера спорта и выше, могут выполнять далеко не вес занимающиеся. Даже сравнительно узкому Kpyiy весьма одаренных в спортивном отношении подростков требуется многолетняя планомерная подготовка, постепенно подводящая к нагрузкам, характерным для спорта высших достижений. Кроме того, для каждого контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья существуют специфические рекомендации по модификации тренировочного процесса, которые следует учитывать при проведении занятий с различными категориями занимающихся. Пловцы с нарушениями слухового анализатора. Объяснять медленно, четко, коротко, стоя лицом к занимающимся. Использовать грифельные или белые доски для показа плана тренировки. Выучить язык жестов, по крайней мере достаточный для передачи сообщений, наиболее часто встречающихся инструкций и указаний для исправления ошибок, похвалы и приветствий. Этим спортсменам надо чаще показывать и просить повторить желаемое движение, чтобы гарантировать понимание ими правильной техники. Необходимо научить пловцов пользоваться световым стартовым сигналом. Пловцы с нарушениями зрительного анализатора. Потеря зрения влияет на выполнение техники движений: - труднее обучать сложным движениям, поскольку вместо показа используются только словесные объяснения; - труднее контролировать правильное положение головы и туловища при плавании; - труднее обучать движениям, в которых работают и ноги, и руки; - необходимо постоянно контролировать приближение пловца к бортику бассейна. Спортсменам с потерей зрения необходимо уметь считать гребки во время плавания и знать, сколько гребков нужно сделать для преодоления бассейна в длину. В эстафетном плавании для смены этапов необходимо хлопнуть стартующего пловца по ноге. В начате обучения плаванию проводится ознакомление с оборудованием и устройствами, используются богатые вербальные описания и «ручные» демонстрации для сообщения инструкций и элементов техники плавания. Необходимы надежные способы предупреждения пловцов о приближающемся повороте или финише: мягкий шест для касания пловца, разбрызгиватель, прикрепленный к флажкам, подводный источник звуков и т.д. Пловцы с нарушением интеллекта. Понимание данной категорией лиц инструкций очень разное. Речь инструктора должна быть максимально упрошена, необходимо использовать указания при движении рук или ног в том или ином направлении. Инструкции должны часто повторяться. К постоянному наблюдению должны
привлекаться партнеры, которые будут следить за выполнением упражнений, распорядком и регламентом тренировки и соревнования. Пловцы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Каждому спортсмену необходимо подбирать свой вариант техники. Например, для спортсмена с одной ногой можно попробовать вариант с четырехударной координацией на спине: два удара — с левой стороны, два — с правой; спортсмен без руки должен быть осторожным, чтобы удержать равновесие во время старта. Использование лопаточек, ласт и поплавков может помочь данной категории пловцов выработать лучшую технику плавания, а также заниматься вместе с другими пловцами во время тренировок. Пловцы с неврологическими заболеваниями, такими, как церебральный паралич. Они испытывают трудности с координацией и управлением движениями. Обучение проходит более эффективно, если партнер помогает пловцу выполнять движения. Необходимо широко использовать пояса, растяжимые шнуры, специальные лопаточки. Когда функции ног существенно лимитированы, спортсмену и тренеру следует решить, как спортсмену плыть па соревнованиях (с движениями или без движений ногами). Пловцы с повреждением позвоночника. Типичная проблема при обучении технике плавания данной категории лиц — полное иди частичное отсутствие работы ногами, а значит, трудности при поддержании правильного горизонтального положения тела, наблюдаются недостаточный поворот плеч, укороченный гребок руками (с коротким глубоким захватом и коротким слабым окончанием гребка и др.), широкий пронос рук и ранний вдох. Недостаточная сила рук и туловища при поражении позвоночника могут ухудшить технику плавания. Но продуманная, адекватная тренировка способствует улучшению техники движений. Широкое применение поплавков и других вспомогательных поддерживающих средств позволит пловцам выполнять более интенсивные нагрузки. Упражнения, поддерживающие остаточные функции ног, могут значительно улучшить технику плавания. Правила соревнований разрешают выполнять различные варианты старта—с тумбочки, или с бортика, или из воды, поэтому пловцам-спинальникам и пловцам с дисфункциями ног следует отработать эффективный старт или из положения сидя, или из положения стоя. Путь к ванне бассейна должен быть свободным для пловцов, использующих коляски, костыли и протезы; также необходимо заранее открыть двери, подготовить приспособления для удобного входа в воду колясочников, полотенца и т.п. Одни спортсмены способны войти в воду и выйти из нее самостоятельно, однако другим необходима помощь партнеров. Тренировочные упражнения Чем выше квалификация спортсменов, тем больше различий в тренировке между спринтерами и стайерами. При определении специализации спортсмена-инвалида нужно принимать в расчет не тренировочную дистанцию, а результат, показанный на соревнованиях на основной дистанции. Например, спортсмен, демонстрирующий результат, равный 4 — 5 мин на основной соревновательной дистанции, должен тренироваться как пловец-средневик, специализирующийся па дистанции 400 м, независимо от того, какова в действительности длина соревновательной дистанции. Такой же подход применяется при планировании циклов нагрузки и при разработке тренировочных занятий. Здесь следует ориентироваться на нормы объемов тренировочных нагрузок, выраженные не в единицах расстояния (м или км), а в единицах времени (мин или ч). Конечно же, буквально следовать этому принципу при тренировке в бассейне невозможно, потому что нельзя задавать тренировочную серию так, как это можно делать при занятиях на суше (например, 6 повторений по 45 с). При тренировке на воде непосредственно в процессе плавания длина отрезка дистанции должна быть кратна длине бассейна. Поэтому серии подбираются в зависимости от времени преодоления тренировочных отрезков дистанции спортсменами-инвалидами. Например, если один из пловцов способен преодолеть только 50 м, когда другие проплывают 100 м за одно и то же время, то он должен проплывать 6x50 м вместо 6х 100 м. Нельзя недооценивать возможности пловцов-инвалидов. Вес спортсмены, и в том числе инвалиды, должны выполнять тяжелые нагрузки, чтобы добиться прироста силы, скорости и выносливости. Самооценка повышается, если пловец справляется с трудными заданиями. Тренировка пловцов-инвалидов должна быть разносторонней, включать силовую и интеллектуальную подготовку. Оборудование и тренажерные устройства должны иметь специальные эластичные бандажи, помогающие спортсменам держать рукояти и лопаточки тренажеров, грифы штанг, удерживать пловцов на скамейках во время работы на тренажере. Годичный план тренировки Рассмотрим основные принципы построения годичною тренировочного цикла квалифицированной спортсменки. Предположим, что годичный цикл состоит из 46 педель, с основными соревнованиями на 24-й и 46-й неделях. При подготовке спринтеров, специализирующихся на дистанциях 50, 100 м, динамика ведущих физических качеств выглядит примерно так, как это показано на
L рисунке 5.32. Динамика специальной кынослиносли представлена кривой изменения результата на основной дистанции 100 м, скоростных возможностей — изменения результата на 25 м, выносливости — изменения результата на 800 м (результаты выражены в процентах от лучшего достижения в рассматриваемом сезоне подготовки). На основе данных, представленных на рисунке 5.32, построена таблица 30, где показана динамика результатов на основной и дополнительных дистанциях, а также в основных тестах, применяемых для оценки выносливости в различных зонах энергетической производительности: 4x50 м с отдыхом 10 с; 10х 100 м с отдыхом 15 с; дистанция 2000 м вольным стилем (в/с) и скоростью плавания на пороге анаэробного обмена (ПАНО). В качестве примера рассмотрен план тренировки спортсменки, выступающей на дистанции 100 м в/с. Лучший результат предыдущего сезона — 1.02,0 с, планируемый спортивный результат на основных соревнованиях на 46-й неделе — 1.00,0 с.
В начале подготовительного периода — с 1-й но 4-ю неделю — идет этап «втягивания». Если предыдущий сезон завершился четы-рех-шестинедельным переходным периодом, в котором были снижены нагрузки и спортсмены активно отдыхали, то на этапе «втягивания» объем и интенсивность нагрузок увеличиваются медленно, преобладает работа, направленная на совершенствование общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма. Объема специализированной работы недостаточно для поддержания специальной работоспособности, уровень тренированности может временно снизиться. Следующий этап подготовительного периода — этап наращивания объемов тренировки. Темпы роста тренировочных объемов довольно велики, в течение 3 — 4 недель общий объем нагрузки может возрасти в 1,5 — 2 раза. Происходит это вначале за счет аэробных, затем — смешанных аэробно-анаэробных нагрузок. В зависимости от продолжительности макроцикла этап наращивания объемов может составлять от 4 до 8 недель. На увеличение нагрузок организм реагирует стабилизацией или даже некоторым снижением результатов на средних и длинных дистанциях (примерно до 8-й недели). Затем начинает формироваться кумулятивный тренировочный эффект, и в соответствии с принципом «запаздывающей трансформации» наблюдается постепенный рост работоспособности. Но он происходит весьма неравномерно в различных зонах энергетической производительности. Поскольку в тренировке в данный момент преобладает работа аэробного характера, то и прирост аэробных возможностей наибольший. Это выражается в быстром улучшении результатов на 800 и 2000 м, увеличении скорости ПАНО. Рост выносливости в смешанной зоне, который отражен в динамике результата на 400 м и в тесте 10 х 100 м, несколько запаздывает. Результаты на 100, 200 м стабилизируются на самом низком за сезон уровне, а скоростные возможности могут даже продолжать ухудшаться вследствие больших объемов аэробной работы. Очень важно не допустить их значительного ухудшения, для чего в небольших объемах целесообразно выполнять скоростные упражнения, сочетающиеся с работой над техникой. Обычно на 10— 14-й неделе тренировок достигаются максимальные объемы нагрузок, которые удерживаются в течение 3 — 4 недель. Постепенно изменяется направленность тренировочной работы: если на предыдущем этапе увеличение нагрузки достигалось за счет аэробной работы, то теперь на первый план выходят упражнения, выполняемые на уровне ПАНО, и смешанная аэробно-анаэробная работа. К 17— 18-й неделе достигается пик работоспособности в аэробной зоне, после чего начинается снижение результатов на длинных дистанциях (от 800 м и более). Скорость ПАНО некоторое время стабилизируется, затем ближе к соревнованиям также может несколько снизиться. Примерно за 6 — 8 недель до основного соревнования в макроцикле начинается постепенное уменьшение общих объемов нагрузки. В это время нагрузка сметанной аэробно-анаэробной направленности достигает наибольших значений, и к 20-й неделе пловцы готовы к лучшим результатам на 400 м и в тесте 10 х 100 м. За 3 — 4 недели до соревнований начинается этап «сужения». Общий объем нагрузок продолжает быстро снижаться, хотя именно за 1 —2 недели до старта проводится интенсивная работа гликолити-ческой анаэробной и алактатной направленности. Снижение объемов нагрузок сопровождается тщательной работой над техникой
плавания на скорости, близкой к соревновательной. «Сужение» — один из наиболее сложных периодов в тренировке пловцов. Специальная тренированность быстро нарастает, результаты в тестовых и тренировочных упражнениях улучшаются, пловцы тренируются с большим желанием. Здесь очень важно выполнить достаточно большой объем высокоинтенсивных специализированных упражнений и в то же время не перетренировать спортсменов. Чрезмерное количество работы гликолитической анаэробной направленности может быстро исчерпать адаптационные возможности спортсмена и вызвать переутомление. Применение излишне высоких объемов скоростной работы ведет к формированию «скоростного барьера» и препятствует дальнейшему росту максимальной скорости плавания. К 24-й неделе на основной дистанции — 100 м — достигается результат 1.01,1 с, что на 0,9 с превышает лучший результат предыдущего сезона. Лучшие результаты демонстрируются также на дистанциях 25 и 50 м, но на дистанциях большей длины отмечается неизбежное ухудшение работоспособности. Это связано с небольшими нагрузками невысокой интенсивности в течение последних 6 — 8 недель. Такое построение макроцикла обеспечивает достаточно высокий уровень работоспособности в смешанной аэробно-анаэробной и аэробной зонах и в то же время не требует продолжительного переходного периода. Иными словами, работа в следующем макроцикле во многом аналогична предыдущей, за исключением того, что: - все тренировочные скорости должны быть несколько выше; - период наращивания нагрузок за счет аэробных нагрузок начинается раньше (через 1—2 недели после завершения соревнований); - поскольку уровень работоспособности в аэробной и смешанной аэробно-анаэробной зонах заметно выше, чем в начале предыдущего макроцикла, то данный этап имеет более короткую продолжительность. Это позволяет раньше перейти к увеличению более интенсивных нагрузок. 5.6.2. Основные принципы построения спортивной классификации по плаванию Основанием для определения требований для пловцов с ограниченными возможностями служат общие цели физического воспитания в той их конкретной интерпретации, которая проявляется в плавании. При разработке спортивной классификации и содержания многолетних занятий плаванием выступают принципы дидактики, и в первую очередь принципы научности и доступности. Оценка соревновательной деятельности. В настоящее время значительно повысился интерес к исследованиям соревновательной деятельности пловцов, но особенно к анализу спортивных результатов. Дело в том, что результаты пловцов на разных дистанциях и разными способами плавания не сопоставимы и не определяют состояние спортсмена (отличный результат для пловца-разрядника будет плохим результатом для мастера спорта). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|