ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Условия присвоения спортивных званий и разрядов.Спортивные звания «Мастер спорта России международного класса», «Мастер спорта России» присваиваются спортсменам Российской Федерации независимо от возраста. Спортивные звания и разряды присваиваются, если в состав судейской коллегии соревнований, проводимых на территории России, входили судьи следующих квалификаций: - «Мастер спорта России международного класса», «Мастер спорта России» — не менее трех судей республиканской категории; - «Кандидат в мастера спорта» — не менее двух судей республиканской категории; - 1-й разряд — не менее одного судьи республиканской категории; - 2-й, 3-й разряды — не менее одного судьи 1-й категории. В таблице 34 приводятся данные для оценки уровня плавательной подготовленности лиц с нарушениями интеллекта, которая может в некоторой степени использоваться вместо классификационных нормативов но времени проплывания. Но для пловцов, которые овладели спортивными способами плавания, необходимо создать классификационные нормативы для мотивации дальнейшего совершенствования в плавании. Согласно классификации Параолимпийских игр пловцы, признанные умственно отсталыми в соответствии с требованиями международных стандартов ВОЗ, относящиеся к Международной спортивной федерации для лиц с нарушением интеллекта (INAS-FID), имеют классы 514, 5Я14, 5Д/14. Приведем требования ВОЗ для допуска к соревнованиям на Параолимпийских играх: - уровень интеллекта, измеряемый в баллах, не превышает 70 IQ; - наличие ограничений в овладении обычными навыками (такими, как общение, социальные навыки, самообслуживание и т.п.); - проявление умственной отсталости до достижения возраста Оценка спортивного мастерства пловцов с нарушением интеллекта определяется по сумме баллов за освоение 30 отдельных навыков, данные которых приведены в таблице 34 (раздел А). За каждый освоенный навык пловцу начисляется 1 балл. Сумма баллов соответствует первому уровню мастерства. 1. 0— 10 баллов — «Начинающий». 2. 11 —20 баллов — «Новичок». 3. 21—30 баллов — «Победитель». Если пловец освоил все навыки первого уровня и получил 30 очков, то он переходит во второй уровень спортивного мастерства, который оценивается по таблице 34 (раздел Б). За каждый освоенный навык, приведенный в таблице, пловцу также начисляется 1 балл. К сумме полученных баллов прибавляется 30 баллов за пер- Та б л и на 34 Градация плавательной подготовленности лиц с нарушением интеллекта, рекомендуемая Специальной олимпийской программой
Продолжение таблицы 34
Продолжение таблицы 34 Окончание таблицы 34
вый уровень. Общая сумма баллов отражает второй уровень мастерства. 1. 31—40 баллов — «Звезда». 2. 41 —50 баллов — «Суперчемпиои». 3. 51—60 баллов — «Суперзвезда». 5.6.3. Организация, проведение и судейство соревнований Организация, проведение и судейство соревнований для лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются следующими международными спортивными организациями: (^/^(Международная спортивная организация глухих, созданная в 1924 г.); ISMWSF (Международная спортивная федерация инвалидов-колясочников, созданная в 1952 г.); ISOD (Международная спортивная организация инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата, созданная в 1964 г.); CP-ISRA (Международная спортивная организация людей с последствиями детского церебрального паралича, созданная в 1978 г.); IBSA (Международная спортивная организация слепых, созданная в 1980 г.); INAS-FMH (Международная ассоциация спорта для людей с нарушением интеллекта, созданная в 1986 г.). Проведение соревнований по плаванию для лиц с ограниченными возможностями здоровья соответствует официальным правилам соревнований Международной любительской федерации плавания (FiNA), если они не противоречат правилам проведения соревнований международных спортивных организаций.
Программа соревнований для пловцов с нарушениями слухового анализатора 1. Плавание вольным стилем на дистанции 50, 100, 200, 400 800, 1500 м. 2. Плавание брассом на дистанции 50, 100, 200 м. 3. Плавание на спине на дистанции 50, 100, 200 м. 4. Плавание баттерфляем на дистанции 50, 100, 200 м. 5. Комплексное плавание на дистанции 200 и 400 м. 6. Эстафетное плавание вольным стилем 4х 100, 4x200 м. 7. Комбинированные эстафеты 4х 100 м. Старт на соревнованиях проводится по трем командам: первая команда: «Занять места!», поднятая рука стартера — пловцы встают на задний край тумбочки (при плавании на спине пловцы входят в воду); вторая команда: «На старт!», рука стартера опускается до уровня плеч и направлена в сторону старта — пловцы встают одной или двумя ногами на передний край тумбочки и принимают неподвижное положение (при плавании на спине пловцы находятся в воде в группировке, принимая неподвижное положение, пальцы ног не должны показываться на поверхности воды); третья команда: «Марш!», стартер нажимает на кнопку фотовспышки — пловцы выполняют стартовый прыжок. Программа соревнований для пловцов с нарушениями зрительного анализатора 1. Плавание вольным стилем на дистанции 50, 100, 200, 400, 800, 1500 м. 2. Плавание брассом на дистанции 50, 100, 200 м. 3. Плавание на спине на дистанции 50, 100, 200 м. 4. Плавание баттерфляем на дистанции 50, 100, 200 м. 5. Комплексное плавание на дистанции 200 и 400 м. 6. Эстафетное плавание вольным стилем 4х 100, 4x200 м. 7. Комбинированные эстафеты 4х 100 м. Соревнования проводятся в соответствии с правилами FINA, за некоторым исключением. Для предотвращения возможного травматизма между бортиком бассейна и дорожками, на которых проводятся соревнования, должна быть свободная дорожка. Старт: - незрячий пловец может стартовать из воды, с бортика бассейна или со стартовой тумбочки (в любом случае необходим контакт с краем бассейна); - если пловец имеет нарушения слухового и зрительного анализаторов, то: по первой команде: «Занять места!» — пловца отводят на место старта; по второй команде: «На старт!» — пловца касаются рукой для принятия им неподвижного стартового положения (при плавании на спине пловец, находясь в воде в группировке, принимает неподвижное положение, пальцы ног не должны показываться на поверхности воды); по третьей команде: «Марш!» — пловца также касаются рукой для выполнения старта. Плавание на дистанции: - если пловец наскочил на разграничительную дорожку, он должен самостоятельно освободиться от нее и, не используя ее для продвижения вперед, продолжить плавание; - если пловец после старта, поворота или проплывания дистанции оказался не на своей дорожке, его необходимо вернуть на свою дорожку, используя словесные сигналы или специальный шест; пловец может финишировать не на своей дорожке только в том случае, если дорожка свободна. Поворот: - для информации о выполнении поворота и финиша нужно Эстафетное плавание: - для предотвращения травматизма и для того, чтобы избежать Определение победителей проводится раздельно по классам (51, Я2, ВЗ). Программа соревнований для пловцов с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1. Плавание вольным стилем на дистанции 50, 100, 200, 400, 800, 1500 м. 2. Плавание брассом на дистанции 50, 100, 200 м. 3. Плавание на спине на дистанции 50, 100, 200 м. 4. Плавание баттерфляем на дистанции 50, 100, 200 м. 5. Комплексное плавание на дистанции 200 и 400 м. 6. Эстафетное плавание вольным стилем 4х 100, 4x200 м. 7. Комбинированные эстафеты 4х 100 м. Соревнования проводятся в соответствии с правилами FINA, за некоторым исключением. Общие положения: - пловцам не разрешается применять протезы в ходе соревнований; - пловцы участвуют только в тех видах программы, которые соответствуют его классу нарушения здоровья (классы от 1 до 10). Стар т: - пловцы классов 1 и 2 стартуют из воды с обязательным каса Повороты: - при выполнении поворотов и финиша пловцы с ампутацией Программа соревнований по плаванию для пловцов с нарушениями интеллекта 1. Плавание вольным стилем на дистанции 25, 50, 100, 200, 400, 800 м. 2. Плавание брассом на дистанции 25, 50, 100, 200 м. 3. Плавание на спине на дистанции 25, 50. 100, 200 м. 4. Плавание баттерфляем на дистанции 25, 50, 100, 200 м. 5. Комплексное плавание на дистанцию 100 м. 6. Эстафетное плавание вольным стилем 4x25, 4x50, 4х 100 м. 7. Комбинированные эстафеты 4x25, 4x50 м. 8. Ходьба по дну бассейна — дистанция 15 м. 9. Плавание на индивидуальных плавучих средствах — дистанция 15 м.
10. Плавание с посторонней помощью — дистанция 10 м. 11. Плавание без посторонней помощи — дистанция 15 м. Рассмотрим специфические виды соревнований по плаванию по программе Специального олимпийского движения, не определяемые правилами FINA. Ходьба по дну бассейна — дистанция 15 м Средства: свисток, маркеры дорожек, секундомеры. Организация: - при проведении соревнований па каждого пловца должен быть один спасатель, владеющий навыками реанимации при утоплении; - необходимо разметить линию старта на расстоянии 15 м от мелководного края бассейна, дорожки шириной 2 м. Правил а: - пловец начинает движение от линии старта; - состязание начинается по стартовому свистку; - ноги пловца должны касаться дна бассейна;
- во время всего состязания пловец должен оставаться на своей дорожке; - помощник может направлять движение пловца; - не допускается помощь в поступательном движении вперед; - в момент финиша пловец должен коснуться стенки бассейна одной или двумя руками. Определение результатов: - время прохождения дистанции пловцом фиксируется от стар Плавание на индивидуальных плавучих средствах — дистанция 15 м Средства: плавающая линия старта (извлекается изводы после старта), индивидуальное плавучее средство, свисток, секундомеры, маркеры дорожек. Организация: - при проведении соревнований на каждого пловца должен - необходимо использовать маркеры дорожек, разметить ли Правил а: - пловец начинает движение от линии старта на плавучем средстве по стартовому свистку; - пловец преодолевает дистанцию 15 м на индивидуальном плавучем средстве; - в момент финиша пловец должен коснуться стенки бассейна любой частью тела; - во время всего состязания пловец должен оставаться на своей дорожке; - помощник может направлять пловца на исходное положение для старта. Определение результатов: - время прохождения дистанции фиксируется от стартового Плавание с посторонней помощью — дистанция 10 м Средства: плавающая линия старта (извлекается изводы после старта), индивидуальное плавучее средство, свисток, секундомеры, маркеры дорожек. Организация: - при проведении соревнований на каждого пловца должен - необходимо использовать маркеры дорожек; - необходимо разметить линию старта на расстоянии 10 м от мелководного края бассейна;
- необходимо обозначить дорожки шириной 2 м. Правила: - пловец начинает движение от линии старта; - состязание начинается по стартовому свистку;
- пловцу разрешено преодолевать дистанцию Юме помощью помощника; - помощник может касаться пловца рукой, направлять его движение; - не допускается поддерживать пловца или оказывать ему помощь в движении вперед; - в момент финиша пловец должен коснуться стенки бассейна любой частью тела; - во время всего состязания пловец должен оставаться на своей дорожке; - для восстановления положения возможно касание дна; - не допускается ходьба по дну бассейна. - время прохождения дистанции фиксируется от стартового Плавание без посторонней помощи — дистанция 15 м Средства: свисток, секундомеры, маркеры дорожек. Организация: - при проведении соревнований на каждого пловца должен быть один спасатель, владеющий навыками реанимации при утоплении; - необходимо использовать маркеры дорожек; - необходимо разметить линию старта на расстоянии 15 м от мелководного края бассейна, дорожки шириной 2 м. Правила: - пловец преодолевает дистанцию 15 м, не пользуясь посторонней помощью; - состязание начинается по стартовому свистку; - помощник может направлять пловца на исходное положение для старта; - во время всего состязания пловец должен оставаться на своей дорожке; - в момент финиша пловец должен коснуться стенки бассейна любой частью тела; - для обеспечения безопасности помощник может идти сзади пловца; - не допускаются касание и поддерживание пловца. Определение результатов: - время прохождения дистанции фиксируется от стартового свистка до момента касания пловцом стенки бассейна любой частью тела. 5.6.4. Основные параметры спортивной тренировки и достижения российских пловцов с ограниченными возможностями В процессе подготовки спортсмена к соревнованиям тренеру необходимо знать, с одной стороны, уровень тренировочных параметров и их взаимосвязь с показателями подготовленности пловца, с другой — взаимосвязь показателей подготовленности с уровнем спортивных достижений. Подготовленность спортсмена как комплексная характеристика этапного состояния (сохраняющегося относительно длительный промежуток времени) является интегральным показателем уровня интеллектуальной, психологической, технической, тактической и физической подготовленности и отражает возможности пловца к демонстрации определенного уровня спортивных результатов. Поэтому оценка спортивных достижений, взаимосвязанная с уровнем состояния пловца, имеет важное значение при планировании его подготовки. Рассмотрим статистические данные чемпионата России по плаванию среди спортсменов-инвалидов 2003 г., так как по итогам таких крупных соревнований можно судить о тенденциях развития плавания. В соревнованиях приняли участие 32 команды: 20 команд пловцов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7 команд пловцов с нарушениями зрительного анализатора и 5 команд с нарушением интеллекта. Это говорит о тенденции развития в России спортивного плавания для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В данных соревнованиях количество стартов у пловцов-мужчин с нарушениями опорно-двигательного аппарата было 2,2 раза больше, чем у женщин; у пловцов с нарушениями зрительного анализатора — в 2 раза больше, а у пловцов с нарушениями интеллекта — в 1,5 раза больше, чем у женщин. Эти данные косвенно отражают количественное соотношение мужчин и женщин, занимающихся спортивным плаванием. Самыми популярными дистанциями на соревнованиях были дистанции 50 и 100 м вольным стилем у всех категорий пловцов. С уменьшением нарушений опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора увеличивается число стартов, причем у женщин это выражено больше, чем у мужчин. Эти данные косвенно говорят о том, что чем больше выражены нарушения, тем меньше
■ь ---- л- —у пловчихе нарушениями слухового анализатора; -D--o- —у пловчихе нарушениями интеллекта: То" И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Возраст, лет Pjic. 5.33. Динамика спортивных достижений таких спортсменов в плавании. Связано это не только с личностными качествами пловцов, но и с неприспособленностью спортивных бассейнов для работы с пловцами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Важными категориями спортивных достижений являются их динамика и соотношение тренировочных нагрузок разной энергетической направленности. Рассмотрим многолетнюю динамику спортивных результатов девушек, имеющих нарушения слухового анализатора, интеллекта и без нарушений здоровья (рис. 5.33). Как видно из рисунка, динамика спортивных результатов у спортсменов имеет однотипные изменения. Различен лишь только абсолютный уровень спортивных достижений, определяемый в основном нарушениями слухового анализатора и интеллекта. Анализ тренировочных нагрузок по зонам различной энергетической направленности в годичном цикле подготовки у спортсменки с нарушением слухового анализатора показал, что процентное _ 40 g 30 12 3 4 5 12 3 4 5 Зоны 'энергетической направленности Рис. 5.34. Распределение объемов тренировочных нагрузок по зонам различной энергетической направленности в годичном цикле у пловчих: / — с нарушениями слухового анализатора: 2 — бе i нарушений здоровья соотношение нагрузок различной направленности такое же, как и у спортсменки без нарушения здоровья (рис. 5.34). Естественно, абсолютные показатели нагрузок у данной спортсменки ниже в силу более низкого уровня спортивных результатов. Рассмотренные примеры подтверждает тезис Л.С.Выготского об общности закономерностей развития лиц без нарушений здоровья и лиц, имеющих таковые нарушения, которые выражаются и в общности закономерностей процесса подготовки спортсменов. Контрольные вопросы и задания !. Расскажите о плавании в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. 2. Дайте психолого-педагогическую характеристику направленности личности как основы индивидуализации работы с пловцами, имеющими ограниченные возможности. 3. Расскажите об основных особенностях физического развития лиц с нарушениями слухового анализатора. 4. Расскажите об основных особенностях физического развития лиц с нарушениями зрительного анализатора. 5. Расскажите об основных особенностях физического развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 6. Расскажите об основных особенностях физического развития лиц с нарушениями интеллекта. 7. Расскажите об особенностях материально-технического обеспечения и оборудования бассейнов для лиц с ограниченными возможностями. 8. Охарактеризуйте работу тренера и ею помощников при первых посещениях бассейна лиц с ограниченными возможностями. 9. Расскажите об особенностях входа и выхода из воды для лиц с ограниченными возможностями.
10. Каковы особенности обучения спортивным способам плавания лиц с нарушениями слухового анализатора? 11. Каковы особенности обучения спортивным способам плавания лиц с нарушениями зрительного анализатора? 12. Каковы особенности обучения спортивным способам плавания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата? 13. Каковы особенности обучения спортивным способам плавания лиц с нарушениями интеллекта? 14. Расскажите об особенностях тренировки лиц с ограниченными возможностями, об особенностях планирования тренировочных нагрузок для лиц с ограниченными возможностями. 15. Дайте характеристику принципиальных положений разработки спортивной классификации по плаванию для спортсменов с ограниченными возможностями. 16. Каковы особенности организации, проведения и судейства соревнований для лиц с нарушениями зрительного анализатора? 17. Каковы особенности организации, проведения и судейства соревнований для лиц с нарушениями опорно-двикнельного аппарата? 18. Каковы особенности организации, проведения и судейства соревнований для лиц с нарушениями интеллекта? 19. Расскажите о достижениях российских пловцов с ограниченными возможностями и основных параметрах их спортивной тренировки. Рекомендуемая литература Ермаков В. П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справочно-метод. пособие для учителя. — М., 1990. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. — М., 2002. Мосунов Д.Ф.Хазыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: Учеб. пособие. — М., 2002, Плавание. Прыжки в воду: Программа спортивной подготовки. Официальные правила соревнований. Специальная олимпиада Евраазии — М 1995. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. С. Н. Попова. — Ростов н/Д, 1999. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л.В.Шапковой. - М.. 2003. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................................ 3 Глава 1. Плавание в системе оздоровления и реабилитации человека.......................................................................................................................... 5 1.1. О понятиях «здоровье», «оздоровление» и «реабилитация человека» 5 1.2. Оздоровительное, прикладное и спортивное значение плавания.............................................................................................................. 14 1.3. Физические свойства воды.............................................................................. 17 1.4. Воздействие плавания на человека.............................................................. 21 1.5. Техника спортивного и прикладного плавания........................................ 26 1.5.1. Плавание как уникальное средство коррекции и тренировки вегетативных систем............................................... 26 1.5.2. Кроль на груди..................................................................................... 29 1.5.3. Кроль на спине..................................................................................... 31 1.5.4. Брасс на груди..................................................................................... 34 1.5.5. Брасс на спине...................................................................................... 37 1.5.6. На боку................................................................................................... 38 1.5.7. Дельфин.................................................................................................. 39 1.5.8. Старты и повороты............................................................................. 41 Глава 2, Организация и методика обучения плаванию....................... 46 2.1. Организация занятий........................................................................................ 46 2.1.1. Плавательные бассейны, оборудование и инвентарь............. 46 2.1.2. Купание и плавание в естественных водоемах......................... 51 2.1.3. Обязательные требования безопасности..................................... 53 2.1.4. Первая доврачебная помощь.......................................................... 55 2.2. Основы методики обучения........................................................................... 60 2.2.1. Задачи и содержание программ обучения.................................. 60 2.2.2. Комплектование учебных групп и выбор способа плавания 61 2.2.3. Этапы обучения.................................................................................. 62 2.2.4. Средства обучения плаванию........................................................ 64 2.2.5. Методические указания................................................................... 73 2.2.6. Обучение кролю на груди и на спине.......................................... 76 2.2.7. Обучение плаванию брассом на груди и на спине................... 94 2.2.8. Обучение плаванию на боку......................................................... 107 Глава 3. Оздоровительное и кондиционное плавание.............................. 117 3.1. Основные принципы оздоровительной и кондиционной тренировки. 117 3.2. Воздействие физических упражнений на организм................................... 125
3.2.1. Классификация тренировочных нагрузок.................................... 125 3.2.2. Физические нагрузки и регуляция массы тела............................. 130
3.3. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности.............. 132 3.4. Развитие выносливости.................................................................................. 145
3.4.1. Оздоровительная тренировка........................................................ 145 3.4.2. Кондиционная тренировка.............................................................. 147 3.4.3. Методы тренировки.......................................................................... 156
3.5. Развитие силы................................................................................................... 159 3.6. Развитие гибкости........................................................................................... 174 3.7. Совершенетвование технической подготовленности пловцов.............. 178 3.8. Построение тренировочных программ и их индивидуализация........... 186 3.8.1. Цель и задачи тренировочных программ...................................... 186 3.8.2 Оздоровительное плавание.............................................................. 188 3.8.3. Кондиционная тренировка............................................................... 193 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|