ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БОКСЕРА
Обучение боксера строится на основе установленных в советской педагогике дидактических принципов: сознательности, наглядности, активности, систематичности, доступности и прочности. Дидактические принципы неразрывно связаны друг с другом. Осуществляя эти принципы, выражающие основные требования, предъявляемые к педагогическому процессу, тренер получает возможность правильно организовать свою педагогическую работу и с меньшими усилиями и более успешно вооружать учеников специальными знаниями и навыками. Усвоение учебного материала должно быть сознательным, осмысленным. Ученик должен понимать и ясно представлять себе смысл и содержание изучаемого материала, его значение для практики. На первых же занятиях следует ознакомить занимающихся с задачами, которые ставятся перед ними в курсе обучения для достижения поставленной цели — высоких спортивных результатов в боксе. Осознание этой цели и поставленных задач, сознательное отношение к обучению и тренировке обеспечат успех спортивной деятельности каждого боксера и всего коллектива в целом. Тренер постоянно должен воспитывать у занимающихся способность сознательно и критически воспринимать изучаемое, увязывать его с практикой. Тренер не может быть простым передатчиком знаний и навыков. Он должен так строить обучение и тренировку, чтобы развить у воспитанников способность самостоятельно и правильно разбираться во всех вопросах, связанных со спортивной практикой. Знания, излагаемые тренером, должны быть систематизированы в логической взаимосвязи. Боксеры, воспитанные на основе сознательного усвоения изучаемого материала, получившие систематизированные знания и навыки, способны самостоятельно и с успехом строить свою тренировку, ставить в ней определенные задачи и решать и-х рациональными, сознательно избранными средствами. Разучивая какой-либо удар, защиту или контрудар, тренер разъясняет занимающимся, чем рационально данное движение, указывает его место в общей классификации боевых средств, его связь с другими боевыми средствами. Например, разучивая прямой удар левой в голову, необходимо противопоставить этому удару определенные виды защиты, указав при этом, как выбирать контрудары в соединении с той или иной защитой. Разобравшись в том, как надо применять приемы защиты против изучаемого удара, занимающиеся в дальнейшем сами легко будут находить нужные для себя боевые средства. Таким образом, тренер открывает занимающимся путь к технической разносторонности в бою. Сознательному использованию технических средств бокса в бою способствует изучение и боевой тактики. Показывая какой-либо удар или защиту, тренер объясняет занимающимся, как технически правильно выполнить данный прием и как его тактически использовать в бою. Примерами из боевой практики выдающихся советских мастеров бокса можно отлично иллюстрировать изучаемые приемы. Необходимо, чтобы ученики все общеразвивающие и специальные упражнения воспринимали сознательно; они должны знать педагогическую цель каждого упражнения. Предлагая ученикам гимнастическое упражнение, тренер разъясняет его значение и указывает методику использования для воспитания нужного качества. В ходе занятий тренер обязательно проверяет, насколько занимающиеся разобрались в изучаемых приемах и действиях, правильно ли поняли задание, умеют ли объяснить и обосновать свои действия. Сознательное и активное усвоение средств бокса позволит занимающимся целеустремленно и успешно использовать в спортивной практике полученные знания и навыки. Для успешного изучения бокса существенное значение имеет наглядность обучения. Если в обучении и тренировке правильно применен принцип наглядности, занимающиеся получают живое представление о боевых средствах бокса и тем самым легче и правильнее воспроизводят их. Наглядность необходима не только для изучения спортивной техники и тактики, но и при изучении истории бокса, судейства по правилам боя и т. п. Тренеру следует широко использовать различные формы наглядного обучения и тренировки, чтобы создать у занимающихся правильное представление об изучаемом предмете. К основным формам наглядного обучения и тренировки относятся: а) показ техники, б) изучение техники по кинокольцовкам, в) изучение кинограмм, г) просмотр учебных и хроникальных фильмов, д) посещение соревнований, е) использование учебных плакатов, ж) просмотр художественных фильмов, где показывается бокс, з) посещение спортивных музеев и выставок, и) совместная тренировка с мастерами и др. Показ служит основным средством наглядного обучения и технического совершенствования на занятии. Объяснение всегда нужно сочетать с выразительным практическим показом. Тренер должен отлично демонстрировать как отдельные элементы техники, так и законченные действия. Показ должен быть четким и точным. Показывать, как выполняется тот или иной элемент (или действие), надо несколько раз. Все демонстрируемые движения и действия должны быть именно такими, какими они бывают в условиях боя. Например, изучая какой-либо удар, ученик должен получить правильное представление о его структуре, т. е. об исходном положении, из которого наносят удар, о форме движения, о последовательном сочетании элементов движения в целостном действии, о характере усилий для выполняемого удара, о фиксации удара на цели, о движениях тела, необходимых, чтобы сохранить равновесие после удара. Чтобы каждый изучаемый удар или другой элемент техники воспринимался не изолированно, а во взаимной связи с другими действиями, тренер указывает ученикам, какие действия могут следовать за разученным, как сочетается разученное движение с последующим. Во всех случаях вначале следует показывать целостное, законченное действие. Только после того, как ученики получат правильное представление об ударе в целом, тренер обращает их внимание на детали, имеющие существенное значение в технике данного движения. Обучая однократным движениям (ударам и защитам), не следует расчленять их на отдельные фазы. Расчленять можно только слитно чередующиеся однократные движения (серии ударов, ответные удары, наносимые из положения защиты, и т. п.). Чтобы выработать у занимающихся правильные технические навыки, тренер, замедленно показывая движения удара или защиты, должен воспроизводить такую форму движения удара, какой она бывает в условиях действительного боя. Наглядные пособия значительно содействуют успеху обучения и тренировки. Тренер обязан позаботиться о том, чтобы были приобретены необходимые наглядные пособия. Наиболее простые и доступные наглядные пособия — учебно-методические плакаты, содержание которых относится к самым различным разделам спортивной работы. На плакатах могут быть показаны история бокса, техника, классификация боевых средств, судейство, правила боя и т. п. Важным наглядным пособием для изучающих технику бокса служат кинограммы. Кинограмма состоит из ряда последовательно расположенных кадров, взятых из кинопленки, зафиксировавшей движение какого-либо удара, защиты и т. п. Ценность кинограммы как учебно-наглядного пособия в том, что она дает возможность получить точное представление о положениях тела в отдельных фазах общего слитного движения, выполненного определенным боксером в своей боевой или учебной практике. Имея в своем распоряжении кинограммы боевых приемов в исполнении лучших мастеров бокса, тренер может успешно использовать эти кинограммы для теоретического анализа, помогая ученикам детально разобраться не только в технике выполнения изучаемых приемов, но и в целесообразности или нецелесообразности применения того или иного приема в моменты боя, показанного на кинограмме. Большую пользу в изучении спортивной техники приносят просмотры кинокольцовок. Кинокольцовки — особый вид наглядного пособия, представляющий собой отрезок кинопленки, склеенной в кольцо. На пленке снято спортивное упражнение или технический прием мастера спорта. Зафиксированное на кинокольцовке движение спортсмена неоднократно повторяется в проекции на экране. Это дает возможность занимающимся детально изучить все особенности техники того или иного приема в исполнении мастера. Используя кинокольцовки, можно изучать самые различные боевые средства. Средства кинематографа также необходимо широко использовать в обучении и тренировке. В любом клубе можно организовать просмотры кинохроники, посвященной состязаниям по боксу, учебных фильмов по боксу и, наконец, художественных фильмов, затрагивающих темы бокса. Просмотры могут принести занимающимся большую пользу. Например, организуя просмотр хроники состязаний, тренер, предварительно ознакомившись с содержанием картины, может комментировать ее, обращая внимание занимающихся на моменты, относящиеся к технике и манере боя мастеров. Тренер может связывать просмотры с беседами о тактике и стиле в боксе, положительных и отрицательных сторонах ведения боя различными боксерами и с другими вопросами, относящимися к спортивной практике. Значительно содействует спортивным успехам начинающих боксеров посещение крупных соревнований. Наблюдая за боями квалифицированных боксеров, молодежь получает представление о подлинном мастерстве в боксе. Впечатления о боевом поведении мастеров бокса дадут новичку большой материал для размышлений о путях к мастерству, заставят его подумать, критически пересмотреть собственную манеру боя. Тренер должен помочь ученику разобраться в полученных им впечатлениях. Начинающему боксеру полезно также присутствовать на тренировках мастеров бокса, где он сможет найти много ценного, раскрывающего ему пути к мастерству, или тренироваться вместе с мастерами. Совместная тренировка с мастерами будет побуждать его к разумному подражанию и содействовать воспитанию качеств, присущих мастерам. Обучение и тренировка должны побуждать занимающихся к активности. Успех каждого спортивного коллектива зависит от дружной совместной работы. Активность не возникает случайно. Никакой, даже самый квалифицированный, тренер не сможет добиться активного отношения учеников к занятиям, если он не будет жить одной жизнью с коллективом. Лишь когда занимающиеся почувствуют в тренере настоящего руководителя, полностью отдающего свои силы интересам коллектива, когда они ощутят его настоящее взимание к себе, тренер найдет в учениках верных и активных помощников. Большую роль в успешной работе коллектива играет актив секции, выбираемый самими занимающимися. Руководя активом и опираясь на его помощь, тренер воспитывает дружный и спаянный коллектив. В каждом занятии тренер должен стараться пробуждать у занимающихся интерес к изучаемому материалу, стимулируя и активизируя их работу. Для этого на уроке он внимательно наблюдает за ними и постоянно контролирует, насколько внимательно и активно относится каждый к предлагаемым заданиям. Переходя от одной пары к другой, тренер видит, правильно ли занимающиеся поняли задание, активно ли и с интересом выполняют упражнения Делая соответствующие указания, тренер помогает ученикам разобраться в задании, направляет работу по правильному пути. Ободряя и заинтересовывая обучаемых, тренер вызывает у них стремление как можно лучше усвоить содержание урока. Тренер обязан привлекать к активной работе всех занимающихся, уделяя внимание каждому из них. Нельзя увлекаться работой с каким-либо одним способным учеником. Если тренер занимается лишь с двумя-тремя боксерами, а остальным дает лишь случайные задания, предоставляя их целиком самим себе, интерес к занятиям падает. Отрицательная сторона занятий с группой, составленной из боксеров различной квалификации, заключается в том, что предлагаемые задания не могут быть общими для всех и, занимаясь с неоднородным по подготовленности составом, тренер часто обращает основное внимание на более подготовленных. Необходимо правильно и стройно организовывать занятия и укомплектовывать учебно-тренировочные группы примерно одинаковыми по степени подготовленности учениками. В групповом обучении задания в уроке должны быть общими для всех и направленными на достижение общей цели. Число занимающихся на уроке должно быть таким, чтобы тренер смог уделить достаточно внимания каждому ученику. Большую роль в воспитании активности играют задания на уроке, требующие самостоятельной работы занимающихся. Самостоятельное задание может быть, например, таким: определить все виды защит и контрударов, соединенных с ними, против какого-либо одного из атакующих ударов; совершенствовать средства защиты в попеременных упражнениях с партнером. Давая такое задание, тренер не должен в то же время забывать о своей руководящей роли; он обязан, например, если ученики сами не могут найти необходимые защиты или пользуются одними и теми же, указывать на другие возможные защиты против данного удара. Задания для самостоятельной работы должны быть основным методическим приемом тренера в период обучения, когда занимающиеся уже достаточно овладеют основами техники бокса. В упражнениях, направленных на усвоение технических средств бокса, следует разучивать приемы в парах, свободно передвигающихся по залу. Этим тренер избежит схематизма и механического усвоения занимающимися техники. В активном, любознательном отношении учеников к учебному материалу выражается стремление их творчески подойти к усвоению приема. Эту активность следует всячески поощрять. Активность боксера, воспитанная в обучении и тренировке,— залог его успеха в дальнейшей спортивной деятельности. Учебно-тренировочный процесс должен быть систематичным и последовательным. Все виды и разновидности ударов, защит и другие средства бокса изучаются в определенной рациональной последовательности. Если курс обучения излагается стройно и последовательно, занимающиеся получают систематизированные знания, усваивая в определенном порядке основные элементы техники и тактики бокса. Последовательно включаемые в занятия общеразвивающие и специальные упражнения способствуют всестороннему физическому развитию боксера. В обучении и тренировке необходимо постепенно вести занимающихся от простого учебного материала к более сложному. Важнейшее условие планирования курса обучения и тренировки заключается в том, что в занятиях последующее всегда основывается на предыдущем и предшествующее укрепляется последующим. Опыт педагогической работы советских тренеров показывает, что обучение технике лучше всего начинать с передвижений в боевой стойке. «Поставить боксера на ноги» — значит выработать у него умение легко передвигаться, сохранять направление боевой стойки, рассчитывать время и дистанцию. Все это служит основой для выработки всех последующих навыков техники защиты и нападения. Обучение ударам лучше всего начинать с прямых ударов. Изучение дисциплинирует начинающего, направляя его внимание на техническую сторону боя. Далее изучаются боковые удары и удары снизу. По мере того как будут усвоены эти виды ударов, их сочетают в двойных ударах и ударах сериями. Овладев прямыми ударами, можно слитно и последовательно сочетать их между собой, нанося двойные удары. Изучив боковые удары, можно их комбинировать в атаках с прямыми. Усвоив удары снизу, можно переходить к изучению ударов сериями, сочетая различные удары. Сначала надо всесторонне изучить один удар, усвоить наиболее легкие виды защиты от него и возможные при данной защите контрудары. Только после того как будет тщательно изучен тот или иной удар (после совершенствования его в условном бою с партнером и закрепления приобретенных навыков в вольном бою в различных тактических положениях), начинают разучивать новые удары и защиту. Специальные подготовительные упражнения следует подбирать так, чтобы они помогали боксеру овладевать техникой боевых приемов. Общеразвивающие упражнения используют во время обучения и тренировки для развития у занимающихся быстроты, ловкости, силы, выносливости и поддержания общей тренированности; эта задача осуществляется на всех этапах обучения и тренировки, причем упражнения подбираются в соответствии с уровнем физической подготовленности занимающихся. Содержание и методы обучения и тренировки должны быть доступными для занимающихся. Занятия боксом привлекают спортсменов самого различного возраста и подготовленности как в физическом развитии, так и в спортивной квалификации. Поэтому в учебно-тренировочной работе нужно по-разному подходить к различным по составу и подготовленности группам занимающихся, по-разному подбирать учебный материал, изучать его, устанавливать физическую нагрузку в упражнениях. Что может быть понятно взрослому, не всегда доступно подростку. Подготовленный боксер легко усвоит сложный боксерский прием, который еще труден новичку. Организм тренированного спортсмена легко выдерживает большую физическую нагрузку, в то время как эта же нагрузка непосильна для нетренированного. Единая спортивная классификация по боксу, подразделяющая боксеров на спортивные разряды, возрастные группы и весовые категории, уравнивает соотношение сил участников соревнований; определенная правилами продолжительность боя различна для разных разрядов и возрастных групп. Все это — прямое выражение принципа доступности. Комплектуя учебно-тренировочные группы и определяя содержание и методику занятий с ними, тренер исходит из Единой спортивной классификации и учета возраста занимающихся. Тренер должен стремиться подбирать в одну группу учеников примерно одинакового возраста и одинаковой подготовленности. В противном случае он не сможет дать учебный материал, одинаково доступный всем занимающимся. Каждую учебную и тренировочную группу должны объединять общность интересов и относительно одинаковый уровень возможностей обучаемых. Доступность изучаемого материала тесно связана с тем, насколько последовательно и систематично построен курс обучения. Тот или иной элемент техники, например зашита шагом в сторону с поворотом, который легко усвоят ученики в конце курса обучения, окажется не доступным для них, если обучать ему преждевременно, до того, скажем, как занимающиеся научатся легко и непринужденно передвигаться по рингу. Доступность предлагаемого материала может зависеть и от того, насколько физически развиты и подготовлены ученики; отдельные упражнения могут оказаться непосильными по нагрузке, если занимающиеся не приобрели достаточной выносливости или силы и быстроты. Поэтому тренеру в обучении всегда нужно постепенно переходить от простого к более сложному, от легкого к более трудному. Тренер должен заботиться о том, чтобы изучаемый материал был прочно усвоен занимающимися. Бой на ринге сложен и характеризуется быстрой сменой обстановки; все внимание боксер сосредоточивает во время боя на тактической стороне своих действий. Чтобы боксер мог контролировать, насколько верны его действия, ему необходимо обладать правильно и прочно усвоенными навыками. Все способы ударов, защит, сочетаемых с контрударами, применяемые в бою в зависимости от тактических задач боксера, должны быть в ходе обучения и тренировки усвоены прочно. Только при этом условии движения боксера во время боя будут рациональны и технически точны и ему не нужно будет чрезмерно напрягать внимание, чтобы контролировать их технику. Только тогда боксер сможет уверенно и ловко действовать в бою, а его боевые движения будут экономны и эффективны. Прочные навыки вырабатывают, многократно повторяя упражнения и приемы. Имеется в виду не простое зазубривание шаблонных движений, а осмысленное повторение движений в самых разнообразных тактических условиях. Когда боксер осознает, насколько широко он сможет применять приобретенные им навыки непосредственно в бою, его боевые действия станут более разнообразными. Например, неверно было бы, изучая боковой удар правой в голову, ограничиваться только одним, раз навсегда установленным стандартом. Разнообразные тактические возможности в бою изменяют и техническую структуру этого удара. В частности, вопрос о том, под каким углом нужно наносить удар, решается положением тела противника. Этот удар можно наносить и в строго горизонтальной плоскости, и по наклонной линии снизу вверх, и сверху вниз, и сильно согнутой в локте рукой, и почти выпрямленной. Чтобы прочно усвоить и усовершенствовать боевые навыки, боксеру следует часто повторять изучаемые движения в различных упражнениях. Эти упражнения придадут движениям боксера определенные, нужные ему качества. Например, разучивая какой-либо удар, боксер в первую очередь усваивает правильную форму движения удара, вырабатывает его силу и точность в упражнениях с мешком и другими боксерскими снарядами. Упражняясь с партнером, боксер учится тактически использовать удар. В вольном бою боксер объединяет все разученные ранее боевые средства, упражняется в них. Именно здесь навыки боксера проверяются и закрепляются непосредственно в боевой обстановке. Все вводимые в вольный бой новые элементы техники предварительно закрепляются и совершенствуются в условном бою, для которого боевые средства избирает тренер. Ограничивая действия боксеров в условном бою, тренер дисциплинирует боевые действия своих учеников, направляет их внимание на техническую сторону боя и предупреждает возможные ошибки. По мере того как занимающиеся будут приобретать новые навыки, вольный бой постепенно усложняется новыми боевыми средствами. В конечном итоге он должен объединить в себе весь пройденный в результате обучения комплекс боевых средств боксера. Тренер основное внимание направляет на то, чтобы его ученики приобрели правильные и прочные навыки. Но это может быть достигнуто только в том случае, если прочны и знания учеников. Занимающиеся должны иметь достаточно полное представление о боксе в целом, о методах тренировки, о правилах, о тактике бокса и т. д. Только тогда ученики будут осмысленно и целеустремленно работать над отдельными элементами техники, воспринимать их не изолированно, а в общей связи со всем учебным материалом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|