Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура и цивилизация. Категория «цивилизация» используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях:




Категория «цивилизация» используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях:

1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;

2) как общая социально-философская характеристика всемирно- исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально- традиционные особенности развития общества;

4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).
Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

В самом широком значении термин «цивилизация» во многом совпадает по смыслу с понятием «культура». Первый фиксирует достижения человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества; второе со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе говоря, понятие «цивилизация» в определенном смысле поглотило понятие «культура», оставив за ним то, что относится к формированию личностного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием «цивилизация» закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной стороны человеческой деятельности.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.

Таким образом, следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Таким образом, в истории философской и научной мысли можно выделить два основных подхода к рассмотрению соотношения культуры и цивилизации: 1) подход, в котором большинство мыслителей отождествляют культуру и цивилизацию; 2) позиция, представители которой характеризуют культуру и цивилизацию как нетождественные друг другу явления, стороны жизни общества. Наиболее ярко и глубоко эта позиция выражена в работах И. Канта, О. Шпенглера и Н.А. Бердяева.

Согласно Н.А.Бердяеву, культура и цивилизация противоположны друг другу. Цивилизация – это внешний по отношению к человеку мир техники и материальности, это обустройство жизни в материальных, гражданских аспектах. Цивилизация прагматична и технична, она отрицает все духовное и подчиняет себе человека. В отличие от нее культура – это наивысший потенциал духовного развития общества, проявляющийся в ценностях религии, искусства, философии, творчества. Культура и цивилизация – это такие стороны развития общества, которые должны гармонично дополнять друг друга. Но при этом культура должна быть ведущим началом. Характер цивилизации зависит от того, на каком уровне находится культура. Ранние цивилизации создавались и развивались в единстве с культурой. Поздние цивилизации отделялись от культуры. Полный отход культуры от цивилизации стал особенностью XX века.

Таким образом, можно выделить и некий третий, диалектический подход, согласно которому утверждается одновременно единство и противостояние культуры и цивилизации как двух различных, но взаимосвязанных сфер жизнедеятельности общества. Культура и цивилизация взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в культуре. Гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации, в свою очередь, высокая цивилизация может быть построена только на основе культурного творчества – в этом заключается необходимость гармонизации отношений между культурой и цивилизацией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных