ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Массовая культура, субкультура и контркультураВ индустриальном обществе культура начинает производиться, как автомобили и холодильники, культурное производство организовывается по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляет такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для массового потребления. Феномен массовой культуры появился в XX веке как результат социальных, экономических, политических процессов. Эти процессы привели к формированию так называемого «массового общества» и массовой культуры. Массовая культура – это деятельность людей по воспроизведению и обновлению их жизни, а также продукты и результаты этой деятельности, которые носят усредненный, стандартный, общедоступный, массовый или растиражированный характер (например, производство сериалов, мода, «бульварная» литература, поп-музыка, шоу-индустрия). Основные черты массовой культуры: примитивизм, дешевизна, развлекательность, агрессивность, низкое качество, низкая художественная ценность, пошлость. Инструментом массовой культуры стали СМИ – радио, газеты, Интернет. Массовая культура стала сферой экономики как способ зарабатывания денег. Производство продукции массовой культуры поставлено на научную основу: здесь применяются социологические опросы и эффективная реклама. Философы выделяют и положительное, и отрицательное воздействие массовой культуры на личность и общество в целом. В положительном смысле массовая культура выполняет полезную психотерапевтическую функцию. Она позволяет человеку отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. У массовой культуры самая широкая аудитория, она более доступна для масс. В негативном смысле массовая культура – мощное средство воздействия на общественное сознание для подмены истинных ценностей культуры фальшивыми, пошлыми, примитивными образами. Имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, массовая культура становится чрезвычайно опасной для общества, особенно для подрастающего поколения. Именно в подмене ценностей добра и зла, справедливости, счастья и других заключается пагубное влияние массовой культуры. Массовая культура приводит к разрушению личности, к разрушению индивидуальности человека. В рамках господствующей в обществе культуры можно выделить отдельные культурные предпочтения множества групп и слоев общества – демографических, профессиональных, религиозных. У каждой из них формируется собственная культура – субкультура (или «подкультура»). Субкультура – это система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Это может быть подростковая или молодежная субкультура, профессиональная субкультура программистов или художественная богема, субкультура военных или менеджеров. У представителей различных субкультур свой особый язык (сленг или жаргон), свои развлечения, хобби и вкусы. Контркультура – это субкультура, находящаяся в конфликте с ценностями, которые господствуют в обществе. Это сопровождается оппозиционным, протестным поведением, а также наличием определенной идеологической программы, продуманной системой альтернативных ценностей. Примером контркультуры может служить молодежное движение 60 – 70-х гг. XX века, вошедшее в историю как поколение хиппи, битников.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и ни какой иной) уровень развития человека, общества или явления. Культурность – это многокомпонентное качество человека, стержнем которого являются нравственные качества. В пространство культуры входят наука, религия, мораль, философия, искусство, творчество. Творческая деятельность пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности, что проявляется в изменении и обновлении мира. Искусство раскрывает феномен прекрасного. Сила творчества и искусства заключается в том, что они обладают огромным эмоциональным влиянием на человека. Культура и цивилизация – это две противоположные, но взаимосвязанные, взаимодополняющие друг друга стороны общества. Гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь с помощью развитой цивилизации, а высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества. В XX веке появился феномен массовой культуры. Продукты массовой культуры носят усредненный, стандартный, общедоступный, массовый или растиражированный характер (например, производство сериалов, мода, «бульварная» литература, поп-музыка, шоу-индустрия). ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Культура Культурность Творчество Искусство Цивилизация Массовая культура Субкультура Контркультур Вопросы и задания для самоконтроля по теме 9 «Философия культуры» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|