Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики




Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует ее структурной перестройки, которая тесно взаимосвязана с реструктуризацией предприятий, особенно при их приватизации. Реструктуризация — это структурная организация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Для этого необходимо обеспечить улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности для повышения эффективности производства, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов их деятельности.Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным. Пассивная осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности, без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация осуществляется в сжатые сроки и, как правило, до приватизации. Активная происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.В современной практике применяются различные варианты реструктуризации:реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора. Базисные условия и механизмы для проведения реструктуризации определены Указом Президента РБ № 526 от 30 декабря 1995 г. «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности на 1996 год», в постановлениях Правительства Республики Беларусь № 64 от 14 сентября 1994 г. «Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности», № 310 от 6 мая 1996 г. «О порядке создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности».Повышение эффективности проведения реструктуризации предусматривается Положением о холдингах, создаваемых в процессе приватизации (утвержденное Постановлением Совета Министров № 250 от 20 апреля 1993 г.).Важнейшими задачами реструктуризации белорусских предприятий являются снижение энерго- и материалоемкости производств и уменьшение их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей. В РБ ФПГ формируются на основе Указа Президента Республики Беларусь № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (декабрь 1995 г.), Закона Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах» (1999 г.).На базе межправительственных соглашений с участием предприятий и организаций РФ и РБ зарегистрированы МФПГ: «Гранит», «Белрусавто», «Межгосметиз», «Формат», «Электронные технологии», «Интерагроинвест», «Оборонительные системы».

Эффективность деятельности ФПГ обусловливается высоким экономическим потенциалом, заложенным в такого рода объединения. Это прежде всего интеграция промышленного и финансового (банковского) капиталов на экономической основе, что позволяет решать задачи их развития без ущерба для интересов каждого из партнеров. Осуществление реструктуризации промышленных предприятий, в том числе на основе создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, позволит активизировать процесс модернизации промышленного производства и обеспечит устойчивое его развитие. Основным принципом реструктуризации предприятий должна быть рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Используемые при этом инструменты государственного воздействия следует ориентировать на поддержку инициативы по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, стимулируя в соответствующих направлениях инвестиционно-инновационную активность предприятий. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, проводить соответствующие институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и реструктуризации неэффективных (хронически убыточных) производств на основе разработки и реализации соответствующих программ.
55 Демонополизация и развитие конкуренции

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Для координации и проведения работ по демонополизации был создан Государственный комитет на антимонопольной политике, преобразованный в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. Последнее было ликвидировано в сентябре 2001 г. Функции поддержки предпринимательства, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации были определены в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 год, программах демонополизации экономики Беларуси на 1996— 1997 годы и 1998—1999 годы. Предусматривалось изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для развития конкуренции. Основны­ми направлениями демонополизации являются:

· формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

· разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

· государственное регулирование деятельности монополий;

· контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хо­зяйствующих субъектов, приобретением акций.

В Беларуси число предприятий промышленности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики, в последние годы заметно сократилось.

Наибольшее количество предприятий-монополистов в Республике Беларусь — в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции.Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Регулирование естественных монополий направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства. Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). В производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех додесяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая основана на предложении товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.
56 Гос-е и частное предпринимательство.
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме. ГП осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).Частное предпринимательство — экономическая система, в которой хозяйственной деятельностью занимаются независи­мые физические лица или фирмы (предприятия) при мини­мальном вмешательстве государства.По данным на 1 апреля 2010 года в Беларуси на учете состояло 80,6 тысяч малых предприятий.Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010 года составила 225 тысяч человек. То есть в Беларуси в настоящее время примерно более 300 тыс. человек – это учредители, директора фирм или люди, которые работают сами на себя – это индивидуальные предприниматели. Это порядка 7% от трудоспособного населения страны. Белорусские власти выражают недовольство в связи с тем, что вклад малых предприятий в экономику страны остается незначительным. По данным правительства, большинство малых предприятий заняты в сферах, где не требуется высокая квалификация работников и значительные объемы финансовых вложений.Основными задачами Департамента по предпринимательству Министерства экономики являются поддержка и развитие предпринимательства в Беларуси, координация деятельности органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере малого бизнеса. В Беларуси действует «Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 годы».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных