ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эстетическое учение Г. Гегеля.Учение о прекрасном. Главное сочинение – лекции по эстетике (1818-1929). Главное у Платона – идея, она совершенный образец. У Гегеля наоборот: понятие, не породившее ничего, остается лишь понятием. Если же оно породило реальность, оно является идеей. Идея же породила чувственную реальность, поэтому Гегель называет ее прекрасным. Чувственное представление – это образ с деталями, почти осязаемый. Идея должна сначала конкретизироваться внутри себя. Таким образом, условия прекрасного: - конкретизация идеи - свобода порождения - порожденное должно быть пронизано этой идеей Прекрасное – это полное адекватное чувственное явление идеи. Но Гегель задался вопросом: в какой области это возможно? Он идеалист: реальность всегда портит идею, поэтому это возможно только в духовной сфере, в художественном произведении. Поэтому предмет эстетики Гегеля – прекрасное в искусстве. В природе есть зародыши будущего прекрасного, его несовершенные проявления. Живое, по Гегелю, родственно духу. Гегель не требует от прекрасного пропорции: лишь бы идея была воплощена. Красота и истина – две стороны одной медали. Красота содержательна, т.к. она истинна и связана со свободой. Красивое может быть только свободным. Гегель не только идеалист, но и диалектик: искусство, считает он, не только развивается, но и проходит этапы: 1. оно ищет себя, не вполне являясь искусством (символическая форма) 2. оно раскрывает все возможности (классическая форма) 3. оно развивается, превращаясь во что-то иное (романтическая форма) На 1 этапе отсутствует совпадение идеи и материала, т.к. идея еще не развилась, она пока еще абстрактна. Искусство Древнего Востока. Господствующий вид – архитектура. Содержание искусства: нет ясности, т.к. создатели еще не осознали, что они хотят выразить. Поэтому содержание приходится угадывать, а угадывание характерно для символа. На 2 этапе идея и чувственный облик полностью адекватны. Господствующий вид – скульптура. Древняя Греция и Рим. Такой зрелости искусство достигает только в особом обществе, где есть особый тип человека – прекрасная свободная индивидуальность. В родовом и рабовладельческом обществе личность не свободна. Но между этими обществами есть период, когда во главе стоит вождь племени. Их ничто не сковывало. Воплощение их – герои «Илиады» (Ахилл). Они отличаются следующим: они воюют за личные интересы, но имеют и общественно значимые цели. По Гегелю, человеком движет субстанциальные цели (нравственные субстанции, или идеи, за которые люди готовы жертвовать жизнью). Героем человека делает то, что, защищая себя, он выражает и общественные интересы. Вот тут и возникает классическое искусство. Как это происходит? Каждая форма стремится к разложению, и символическая тоже. Исчезает загадка и возникает рациональное отношение. Содержание и чувственное воплощение соединяются лишь с помощью разума. В свою очередь, классическая форма разлагается, когда появляется сатирическое отношение к жизни. Происходит раздвоение: действительность и художник, который обличает ту же действительность, в которой живет. Это ложное отношение проявилось, по Гегелю, в римской комедии. К 3 этапу относится все христианское искусство. Христианство дало другое содержание искусству: от внешнего искусство идет в глубь человеческой души. Религиозное искусство, рыцарское и романтическое становится «всеядным»: воспеть можно все. Духовное содержание превалирует над чувственным воплощением. Содержание настолько детализировалось, что ему тесно в материальных формах. Отсюда изобразительное искусство, музыка. Что дальше? У Гегеля двойственная позиция: - искусству приходит конец Искусство расцветает там, где есть прекрасная свободная индивидуальность. Но сейчас таковых нет, поэтому не может быть искусства. *Гегель не претендует на решение проблемы свободы, но говорит, что есть свобода в историческом масштабе, а есть частная свобода. - искусство не исчезнет, но… Размышления обогнали изящные искусства; люди стали мыслить рациональнее, поэтому почва для художественных образов исчезает. Искусство не исчезнет совсем, но перестанет быть магистральной линией человеческого духа. По Гегелю, существует три духовных формы человеческой жизни: искусство, религия и философия. Искусство оперирует образами, поэтому оно ниже других, а философия понятиями, поэтому она выше других. Заслуга Гегеля в том, что он утвердил исторический взгляд на искусство, а также изложил историю искусств. Однако Гегель отнюдь не сторонник только светлого и гармонического в искусстве. Он понимал, что жизнь – это противоречия, которые тоже должны отражаться в искусстве. Поэтому герои, по Гегелю, безупречны, т.к. кроме личного, несут и общее. Герои по духу рождаются и в наше время, но эта субстанциальная идея исчезла. Это личности, которые утверждают себя. У них формальная самостоятельность и такая же гордость (герои Шекспира – вырождающиеся герои древности). Личности, желающие изменить этот мир, рождаются, но мир стал другим, он устоялся, и им негде проявить себя, они становятся обыкновенными. Теория трагического у Гегеля. Эта теория не безупречна, но у нее глубокие исторические корни. В обществе назревает некая великая нравственная идея. Но любая такая идея имеет 2 полюса: положительный и отрицательный. Человеческая личность ограничена и человек прирастает к одной стороне. Таким образом, каждый трагический герой сам виноват в своей трагической судьбе. Он прав наполовину и наполовину же неправ. Но где золотая середина, не знает никто. *Гегель рассматривал определенный вид трагического, где сталкиваются две героические личности («Антигона», например)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|