Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические идеи Ф. Ницше.




Трактат «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Ницше задает вопрос: откуда появился такой познавательный оптимизм? Это критика рационализма. Есть другая, скрытая сторона, где возможно чудо Человек не единственно творящий: есть природа, есть мировая воля, которая тоже творит. В мироздании существует два начала: аполлоновское (мера и разум) и дионисийское (исступленное опьянение). У мировой воли есть один художественный инстинкт – индивидуализации, создания большего чиста разнообразных форм – и есть противоположный ему инстинкт разрушения, т.е. все индивидуальное должно в итоге погибнуть. Поэтому боль заложена изначально в мире. Человек не выдержал бы боли разрушения, если бы мировая воля не помогала ему. У человека есть возможность заслониться от этого ужаса с помощью культуры. Поэтому иллюзия также является необходимой для человеческой жизни.

Нормальное состояние культуры, по Ницше, это преобладание дионисийского начала, как было в Древней Греции. Но современный образ ее сфальсифицирован нашим поздним сознанием – это постократовская Греция. Греки сделали великое открытие: у них родилась классическая трагедия Эсхила и Софокла, где жизнь такова, как она есть. Но возникновение греческой рационалистической философии (Сократ) привелок концу трагедии. Ницше пересматривает теорию трагедии: настоящая трагедия, по его мнению, это синтез дионисийского и аполлоновского начал, с преобладанием первого. Дионисическое начало ассоциируется с музыкой, где оно не воплощается в образы, как в пластических искусствах, оно непосредственно. Со временем трагедия ушла из искусства, и оно постепенно пришло к упадку. По Ницше, трагедия меняет точку зрения на преступление: человек свободен в своем деянии, но за любое деяние он получает воздаяние. Преступление – это проявление свободы, за которую человек платит. Ницше отвергает понятие катарсиса и вводит понятие метафизического утешения: человек сочувствует трагическому герою, но жизнь торжествует, и у зрителя создается впечатление одновременно и трагедии, и радости.

Согласно Ницше, жизнь может быть оправдана только с эстетической точки зрения: общество может быть аморальным, но если в нем есть сильные личности, то это оправдано. Эстетическое начало Ницше ставит выше нравственного.

Какова же современная культура с точки зрения Ницше?

Много размышлений, мало практических людей. Господствует настроение пессимизма. Большинство посредственностей, мало аристократических личностей. Однако есть признаки возрождения: отдельные сильные характеры, музыка и философия. Выход из этой ситуации Ницше видит в отказе от старой аполлоновской эстетики (от прекрасного, гармонического, идеального) и в утверждении эстетики дионисийской (героической, трагической и ужасной).

Философия Ницше разбивается на три части: антропология, социально-политическое взгляды и философия культуры.

Эстетика зрелого Ницше. Он стал склоняться в сторону аполлоновского начала. Стал осуждать романтизм: он слишком распущен, слишком экзальтирован. Истинное искусство – это искусство большого стиля. А само искусство – это необходимая для жизни иллюзия. С истиной оно не имеет связи, но имеет связь с человеком. Отношение к художнику у Ницше тоже двойственно: художник иллюзионист и гений одновременно. Два типа художника: первый творит по запросу масс, а второй творит для вечности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных