Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные художественные 4 страница




Поскольку конечная концепция социалистического реализма соединила все более или менее значимые высказывания деятелей культуры и компартии того периода, имеет смысл привести и другие высказывания. Так, в записной книжке одного из партийных кураторов искусства записаны слова, относящиеся к 1926 г.

Наш реализм с социалистическим содержанием, он согрет теплом конечной цели, в противовес буржуазному реализму, сосредоточиваю-

1 См: О политике партии в области литературы и искусства. — М., 1958.

2 На литературном посту. 1928. № 8. С. 34.

3 Толстой А.Н. Поли. собр. соч. — М, 1949. — Т. 13. — С. 286.

щему внимание на отдельной личности, — наш реализм будет личность брать в совокупности условий, окружающих ее, воздействующих на нее1.

К началу 30-х гг. советские писатели все больше сходились на определении своего метода как социалистический реализм. В передовой статье «Литературной газеты» от 29 мая 1932 г. говорилось: «Массы требуют от художника искренности, правдивости, революционного социалистического реализма в изображении пролетарской революции»2.

Однако термин был утвержден окончательно, когда по вопросу высказался Сталин. 26 октября 1932 г. на квартире М. Горького состоялось совещание писателей, на котором присутствовал Сталин. Обсуждались вопросы литературы и среди них вопрос о творческом методе. Сталин следующим образом высказал свое видение проблемы:

Если художник пра!диво будет показывать нашу жизнь,— сказал он,—то в ней он не мог не заметить, не показать того, что ведет ее к социализму. Это и будет социалистическое искусство. Это и будет социалистический реализм3. Таким образом в окончательном виде вопрос был решен «непререкаемым» авторитетом того времени. И потому совершенно правыми были те критики социалистического реализма, которые утверждали, что это абсолютно искусственная концепция не более, чем порождение культа личности.

Теоретической основой социалистического Теоретическая реализма была марксистская идеология, соз-основа соцреализма ддтели которой с момента начала ее форми-марксизм и ленин- рования ставили целью выработку тотально-ский принцип го мировоззрения, охватывающего вопросы партийности природы, общества, мышления, а также культуры во всех ее аспектах.

Основополагающее марксистское положение по вопросам культуры — положение о том, что духовная культура имеет надстроенный характер и является производной от культуры материальной. Словом, сложное — порождение простого. Тот факт, что «марксизм в силу характера и способа мышления его создателя был наглухо закрыт для духовной проблематики»4, породило в марксизме редуцированную концепцию духовной культуры, литературы и искусства, которая и явилась теоретической основой социалистического реализма.

Сущность зрелого марксизма состояла в том, что главной силой исторического процесса был признан пролетариат, миссию

1 Цит по: О политике партии... Указ соч. С. 108.

2 Там же. С. 110.

3 О политике партии... С. 111.

4 Ципко А. Хороши ли наши принципы. // Новый мир, 1990. № 4. С. 197.


которого создатели марксизма видели в создании справедливого общества.

Экстраполяция учения о пролетариате как основной движущей силе исторического процесса на область советской эстетики способствовала упрощенности многих ее положений, например, таких, как понимание искусства как обусловленного экономикой, якобы диктующей ему характер его развития и эволюции.

В. Мухина. Рабочий и колхозница, 1937.

Скульптура — символ соцреализма: отражает одну

из идеологических доминант марксизма-ленинизма —

союз рабочего класса с крестьянством

На основе марксистской идеи о руководящей роли компартии в обществе в эстетике была сформулирована идея о подконтрольности искусства и необходимости руководить им как мощнейшим средством воспитания масс. На практике это привело к созданию цензуры и тотальному контролю за художественной деятельностью в СССР.

Одновременно были сформулированы принципиальные идеи концепции социалистического реализма: идея классовости и партийности искусства, социального долга художника перед партией

и народом, идея непримиримости по от-ношению к буржуазной культуре, идея необходимости осознания художником своей роли в формировании у народа коммунистической убежденности.

Одно из важнейших положений марксизма — идея о восходящем развитии истории через смену общественно-исторических формаций. Каждая из новых формаций — более совершенная и является новой более высокой ступенью в развитии свободы. Все развитие истории — целенаправленное движение к коммунизму. В закономерностях исторического процесса изначально заложен исторический оптимизм. С этим связан категорический императив социалистического реализма — искусствосо-циалистического реализма должно быть пронизано оптимизмом, жизнеутверждающим пафосом, верой в торжество коммунизма. По словам Ю. Борева, искусство социалистического реализма

должно утверждать установленный революцией строй, не критиковать (не мешать) ни это общество, ни его руководство (партбюрократию и правительство) и поддерживать коммунистическое строительство (впрочем, на уровне управдома и даже председателя колхоза критика допустима; в исключительных обстоятельствах 1941—1942 гг. с личного разрешения Сталина в пьесе А. Корнейчука «Фронт» допускалась критика даже командующего фронтом).

Основополагающая идея марксизма о том, что общественное сознание — всего лишь отражение общественного бытия не только ограничивало творческие возможности художников-современников социалистического реализма, несмотря на все оговорки, но и лишило несколько поколений советских людей адекватного восприятия классических произведений искусства и литературы.

Это было связано также с тем, что указанная марксистская закономерность общественного развития сочеталась с принципом историзма — утверждением неповторимости прожитых людьми форм общественного бытия. Раз неповторимы формы общественного бытия, неповторимы и зависимые от него формы художественного мышления, и созданные в определенный исторический период произведения могут иметь только историческое значение.

Этот тезис Маркс развивает на примере античного эпоса:

Относительно некоторых форм искусства, например, эпоса,—писал Маркс,—даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство как таковое; что, таким образом, в области самого

Борев Ю. Указ. соч. Т. 2. С. 114—115.


искусства известные значительные формы его возможны только на низкой ступени развития искусств1.

Развитие искусства не подтвердило утверждение Маркса о преходящем характере такой его формы, как эпос. На новом историческом материале были созданы такие замечательные эпические произведения, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Буд-денброки» Т. Манна, «Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси и многие др.

Социалистический реализм и его адепты использовали данное положение Маркса для отрицания общечеловеческих ценностей, для дискредитирования положений классической эстетики как несоответствующих их классовому характеру и принципу партийности.

А между тем ленинский принцип партийности является одним из основополагающих теоретических принципов социалистического реализма. Он результат развития марксового принципа классового характера искусства.

Принцип партийности искусства враждебен принципу общечеловеческих ценностей, которым в своем творчестве руководствуется художник. Вот как понимался этот принцип сторонниками социалистического реализма:

Коммунистическая партийность—исторически высшая ступень народности искусства заключается в глубоко правдивом отражении в нем жизни народа2.

Признавая историческое изменение принципа партийности, его сторонники понимали это следующим образом: в досоциалистический период определяющим качеством передового искусства признавался «критический пафос», а после социалистической революции на первый план выдвигается «утверждающее начало», т.е. апологетика, «вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического» в сочетании с «облегчением всего того, что противодействует движению общества вперед».

В советских учебниках по эстетике социа-Содержание метода диетический реализм определялся как веду-

соцреализма щий творческий метод прогрессивного искусства, основывающийся на ленинском принципе партийности и народности искусства, предполагающий правдивое изображение действительности в развитии ее ведущих тенденций в сочетании с отчетливым осознанием своей роли в формировании у народа коммунистической убежденности высокой нравственности и хорошего эстетического вкуса.

1 Марксистско-ленинская эстетика. — М., 1973. — С. 395.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 736.

Задача социалистического реализма состояла в том, чтобы показывать действительность в ее революционном развитии в целях воспитания масс в духе коммунистических идеалов.

Главным в социалистическом режиме было выражение в художественных образах жизненной правды с позиций коммунистического мировоззрения. Считалось, что произведения, созданные в духе социалистического реализма, духовно обогащали человека, помогали становлению его активного отношения к действительности, что означало непримиримость к Пережиткам прошлого, непримиримость ко всему, что препятствовало продвижению общества к коммунизму. Писатели должны были показывать действительность в революционном развитии, в этом виделось преимущество, например, творчества М. Горького перед творчеством А. Куприна и Л. Андреева, позиция которых считалась позицией «отвлеченного гуманизма».

Итак, социалистический реализм—это искусство, обслуживающее потребности тоталитарного общества. Яркий пример произведения социалистического реализма — роман М. Шолохова «Поднятая целина». Это и есть «пример» изображения действительности в ее «революционном развитии», где, как писали критики того периода, писатель показал, как у рядовых колхозников Гремучего Лога «появляются ростки нового, подлинно коммунистического». И все это происходило, когда лучшая, наиболее работоспособная часть крестьянства либо сознательно обрекалась властью на голодную смерть, либо в вагонах для скота вывозилась без всякого имущества в голые степи Казахстана.

Концепция социалистического реализма, как и вся тоталитарная идеология, предельно лицемерна. На словах ее идеологи проповедовали «бережное отношение к талантам», на деле— таланты преследовались и уничтожались. Достаточно вспомнить творческую и человеческую судьбу О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Платонова А. Солженицына; достаточно вспомнить Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 г., где о талантливейшей поэтессе XX в. А. Ахматовой говорилось, что произведения этой не то монахини, не то «блудницы» не могут правильно воспитывать молодежь, что ее творчество вообще не может быть терпимо, а М. Зощенко был назван мещанином и пошляком, «бессовестным литературным хулиганом».

В эпоху социалистического реализма торжествовала зловещая формула основоположника социалистического реализма М. Горького: «Если враг не сдается, его уничтожают».

И действительно, наиболее стойкие либо оказывались в ГУЛАГе, либо эмигрировали. Оставшиеся либо молчали, либо нравственно ломались, принимая «законы» социалистического реализма. Социалистический реализм —это не художественный метод, это


идеологический инструмент подавления свободы и полного подчинения искусства целям тоталитарного государства.

15.9. Модернизм

Модернизм — это художественный стиль европейского искусства конца XIX—XX вв. Особенно отчетливо модернизм проявился в архитектуре, где использовались новые технические средства, свободная планировка, своеобразное архитектурное оформление для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Яркий пример этого стиля — собор Саграда Фамилья в Барселоне испанского архитектора Антонио Гауди (1852—1926).

Модернизм распространяется на изобразительное искусство, театр, музыку, литературу. Влияние модернизма сказывается и на философии.

А. Гауди. Собор Саграда Фамилья (Святое семейство) в Барселоне

На зов нового времени откликается и архитектура. Гауди комбинирует текущие формы Ар Нуво с элементами

арабской и испанской, средневековой архитектуры, обогащая их своей поразительной изобретательностью

Как все новое, эстетика которого разительно отличается от предшествующей культуры, модернизм очень быстро приобрел

как фанатичных поклонников, так и агрессивных противников, которых особенно много было в идеологической сфере. Отрицательная оценка модернизма особенно долго сохранялась в советской культуре, о чем свидетельствует работа профессора Санкт-Петербургского университета М.С. Кагана «Философия культуры» (1996).

Культура модернизма, по мнению Кагана, антиприродна, антисоциальна, за что общество «мстит», разрушая ее и уничтожая ее носителей в ходе революций. Эту культуру он йазывает также «античеловечной».

На смену классической европейской культуре модернизм, по мнению Кагана, принес скепсис, декаданс, иррационализм, сознание бессмысленности жизни. Стремление философов-классиков к созданию глобальных теоретических систем объявляется бесплодным. Философия дробится на множество течений и утрачивает былое влияние на умы.

В искусстве модернизм отказывается от изображения реального мира и провозглашает «беспредметность» в качестве главного художественного принципа. Абсурд, абстракция, сюрреализм — принципы модернизма, развенчивающие нравственные и эстетические идеалы предшествующей эпохи.

Однако далеко не все теоретики модернизма согласны с такой его оценкой, хотя бы потому, что это движение было слишком многообразным для того, чтобы оценивать его столь однозначно. Модернизм включал в себя множество «подстилей», отошедших от традиции внешнего подобия и утверждавших новый подход к изображению бытия.

Теоретической основой искусства модерниз-Теоретическая ма явились эстетические концепции таких основа модернизма философов XX в., как Б. Кроче, А. Бергсон, Г. Рид, К. Г. Юнг и др.

Французский философ А. Бергсон (1859—1941) пробудил у образованной публики интерес к философским проблемам, осуществил переоценку метафизических ценностей, поднял новые проблемы в психологии, обозначив и выделив «движущую реальность» человеческого бытия.

Главными в эстетической концепции Бергсона были интуиция, с помощью которой человек получает непосредственный и прямой опыт действительности, и «духовная энергия». Абстрактному метафизическому времени Бергсон противопоставил психологическое время, конкретную «длительность», свободную и созидательную, которая, по его мнению, и является фундаментом, внутренней природой сознания.

Интуиция человека, а не его разум устанавливает контакт с миром на уровне «внутреннего Я», устремляющегося ввысь в виде «жизненного порыва».


Большое значение для искусства XX в. имела идея Бергсона о роли эмоционально-образного художественного мышления, важного для «живой гибкости культуры», а также его идея божественно озаренного гения, способного увлечь человечество к духовности и проложить путь к «открытому обществу».

Итальянский мыслитель Б. Кроне также в» своей эстетической концепции главную роль отводил интуиции, которая, будучи у него «интуицией-выражением», представляла собой некое прото-событие, в котором в свернутом виде уже присутствуют все «формы духа», а культура есть не что иное, как разворачивание этих форм. Идея Кроче о том, что реальна только жизнь духа, явилась основополагающим принципом искусства модернизма.

Эстетическая концепция Кроче, в соответствии с которой искусство есть лирическая интуиция, господствовала в эстетике на протяжении трех первых десятилетий XX в.

В статье «Эстетика», написанной для Британской энциклопедии в 1946 г., Кроче дает следующее определение искусства: искусство — это выражение чувств, простой, но имеющий первостепенное значение акт воображения. Оно конкретизирует бесформенный поток непосредственного опыта. Не связанное с понятиями истины или нравственности, искусство является переходом человека от детского восприятия к четкой членораздельной речи.

Проблема интуиции и ее роли в искусстве находит свое дальнейшее развитие в творчестве Г. Рида (1893—1968), представителя неоинтуитивизма. Он автор многих книг по-эстетике, и его неоинтуитивистская эстетика формы также явилась теоретической основой искусства модернизма.

В своей автобиографии Рид пишет о потере человечеством детской непосредственности, связывая это с недооценкой интуиции. В течение четырех столетий человек основывал свою деятельность на математической рассудочности и накоплении положительных фактов. Это сделало его активным, сильным, энергичным и хладнокровным, но лишило непосредственности и живости чувств. И, опираясь на собственный опыт, он советует поднять значение чувств и интуиции в жизни и творчестве.

В этом Рид опирается также на философию Бергсона, считавшего, как отмечалось, интуитивный способ общения с действительностью более утонченным, отличающимся глубиной проникновения.

Творческая интуиции дает возможность художнику вкладывать в свое творчество максимум выразительности. Непосредственность восприятия помогает ему передавать свои ощущения окружающим.

Бергсон считал, что научный подход слишком долго задерживал на себе внимание человечества и что простота, отзывчи-

вость и здравый смысл вновь войдут в нашу жизнь только тогда, когда художественное восприятие жизни займет надлежащее место в повседневных делах человека. Такой же точки зрения придерживался и Рид. Сущность эстетического Рид видел в форме, творящейся интуитивно и потому не подлежащей анализу рациональными средствами. Сторонник абстракционизма, Рид проделывает долгий путь исследования истории искусства, чтобы доказать, что путь к абстракционизму начинается с Рембрандта, у которого имеет место отход от «внешне достоверного жизне-подобия к символическому постижению личности и ее глубин. Эта эволюция художественного сознания находит свое завершение в творчестве П. Клее».

Эстетическая концепция Рида сформировалась не только под влиянием Бергсона: на нее большое влияние оказала фрейдистская концепция индивидуального и коллективного бессознательного, воспринятого Ридом в качестве источника художественного творчества. Концепции Юнга и Фрейда явились для Рида аргументами для обоснования нефигуративного искусства модерна. Именно концепцией архетипов Юнга Рид объяснял механизм закрепления и передачи чувственного опыта в процессе развития искусства.

Эстетическая концепция Рида, на наш взгляд, важна как оправдание нефигуративного искусства модернизма XX в. перед теми теоретиками, как Каган, и теми многочисленными зрителями, которые на протяжении многих десятилетий его не принимали и не принимают до сих пор, хотя среди них были не только идеологически ангажированные люди или новички, впервые переступавшие пороги музеев современного искусства, но и такие выдающиеся знатоки культуры и мыслители, как И.А. Ильин.

В работе «О новом человеке» Ильин следующим образом критикует искусство модернизма:

«Творящий» без верховного Начала, без идеала, перед которым он преклоняется, не творит, а произвольничает, «балуется», тешит себя или просто безобразничает (наподобие Пикассо и других модернистов).

КГ. Юнг в работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) написал о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя — коллективного бессознательного как отражения опыта прежних поколений, запечатлевшегося в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы, названные Юнгом архетипами, например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества.


И Рид, опираясь на данную концепцию Юнга, создает теоретическое «оправдание» модернизма.

Архетипы находятся в глубинных слоях подсознания и в ходе исторического развития оседают все глубже к глубже. Искусство, считает Рид, является способом объективации и организации чувственного опыта в осмысленные символические структуры.

При этом глубинный источник этих структур сохраняет свой ин-туитивистский статут. Предметность релятивна. Истинно духовная реальность — реальность культуры, создаваемая творческой активностью художников, деятельность которых лежит в основе всякой деятельности. Акт творчества — познавательный акт, формирующий знание. Изменение организующего наш опыт категориального аппарата мышления тождественно изменению реальности1.

Искусство помогает человеку вторгаться в область неведомого и является «чувствилищем культуры». Художественное творчество выхватывает из глубин бессознательного очертания нового чувственного опыта, новой предметности. В процессе эстетического акта происходит овладение тем или иным фрагментом реальности, который обретает эстетическую форму.

Художник имеет обостренную интуицию и особо чувствителен, по мнению Рида, к своему внутреннему миру и к своему опыту. Этот опыт воплощается в художественном произведении.

Рид считает, что современное искусство обожествляется, так как остается загадкой для человека. Художник, согласно Риду, выражает в своих произведениях состояние собственной души. И только случайно он может выразить нечто объективное.

Идеи прагматизма также явились теоретическим обоснованием модернизма. Сторонники этой концепции рассматривают искусство как одно из средств решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях, оно, по мнению сторонников прагматизма, является средством для приспособления человека к среде с целью его успешного действия.

Модернизм возникает в Европе в счастливое

Новое искусство время: не случайно, первые 12 лет XX столе-

XX в. «Нужно жить тия подучидл название «блестящей эпохи».

ослепленным» Сооружение Эйфелевой башни (1889), первые прорывы в небо авиаторов (К. Адер, 1897) были предзнаменованием тех успехов, которые в 1900 г. продемонстрировала Всемирная выставка в Париже. И интеллектуальная и художественная деятельность, живая и блестящая, хорошо согласовывалась с этой общей эйфорией.

Привлеченные репутацией французской школы живописи XIX в., художники со всего света собираются в Париже, где и

1 Борев Ю.Б. Указ соч. С. 292.

рождаются модернистские художественные движения: набизм (Боннар, Дени, Виллар), фовизм (Матисс, Вламинк, К. ван Дон-ген), кубизм (Брак, Грис, Пикассо).

Новое искусство XX столетия сформировалось в период между 1884 и 1914 гг. Переворот в искусстве и философии этого периода сравнивают с изменениями, отметившими конец Средневековья, вызвавшими великое пробуждение Возрождения.

Впервые в истории Европы эстетическая эволюция осуществилась в полной независимости от моды, вкуса и нравов, «за пределами» всякого социального влияния. Ее единственные зачинщики, поэты и художники, ниспровергатели по определению, становятся чем-то таким, что отвергает общество: париями, изгоями, «проклятыми», осужденными официальной средой.

Будучи изолированными, эти парии находят друг друга и группируются, образуя новый тип товарищества, в кафе, вокруг какого-нибудь журнала, художественной мастерской. Придется долго ждать тех лет, что последуют за Первой мировой войной, чтобы благодаря новому снобизму и проникновению в область искусства финансовых спекуляций, общество реабилитировало богему и признало ее скандальные выходки.

В этой обстановке расцветают семена, брошенные в землю импрессионизмом, освободившим человека от реальности. Великой революцией окажется выбор художником в качестве материала творчества ощущений и впечатлений, этого нового, нового инстинктивного приближения мира видимости как первого средства познания и как отправной точки всего поэтического и художественного опыта.

С этим связано обновление Верленом и К. Моне самого понятия реальности, которую до тех пор всегда связывали с понятием объективности. Теперь реальность была неотделима от визуального, слухового и тактильного впечатления, которое она производила на художника. «Нужно жить ослепленным» — таков был лозунг новых художников. Такая их позиция совпадала с работами А. Бергсона о «прямой интуиции непосредственных данных», демонтировавшей рациональную и интеллегибельную реальность пространства и времени, в то время как достижения научного и технического прогресса опрокидывали привычный ритм жизни, создавая ее новые измерения и давали вместе с только что родившимся кинематографом оригинальное видение вечной метаморфозы мира. Сама эпоха говорила «нет!» стабильной уверенности картезианского здания.

Все это и приводило к разработке в области искусства абсолютно новых понятий. Была провозглашена своеобразная «табу-ла раза» (лат. чистая доска) предшествующим принципам, и ис-


кусство перестало быть академической и конформистской дисциплиной, чтобы стать всегда живым, постоянно обновляемым опытом. Так и родились понятия «модернизм», «авангард». Этот исторический демарш потребовал от художника, чтобы его произведение всегда было живым источником.

Это созидательное усилие объясняет осуществление многочисленных эстетических революций, ставших вехами XX века.

Набизм — своеобразный вариант стиля мо-Набизм дерн, близкий к литературному символизму.

Своим названием течение обязано Полю Серюзье (1863—1927), написавшему основателю набизма Морису Дени: «Я мечтаю о подлинном будущем братстве, состоящем исключительно из убежденных художников, влюбленных в прекрасное и доброе, демонстрирующих своими работами и своим поведением то непостижимое, что я определяю словом Наби». Это был эстетический, духовный и апостольский идеал, вдохновлявший Серюзье и эхом отразившийся в душах многих художников, среди которых были М. Дени, Э. Вюйяр, П. Боннар и К. Руссель, сгруппировавшихся в «братьев» вокруг Серюзье. Они считали себя посвященными в магическую тайну искусства, которому должны были служить, взывая к истине.

В чем состояла тайна набизма? Открыл ее Поль Гоген, и состояла она в наивном упрощении художественного видения, в плоскостности, в двухмерных полотнах, которые конструировал цвет.

Программу Гогена для своих учеников, с которой набистов познакомил Серюзье, они сделали своим правилом, основным принципом которого было упрощение цветов: брать зеленое, насколько это возможно, фиолетовое, голубое, не смешивая их с белым — таковой была эта программа.

Набисты, вызывая шок с воими идеями «наивного» и «чистого» в искусстве, вслед за Гогеном признавали волшебную власть живописи. Провозглашая принцип «табула раза», близкий стилю модерн, набисты в своих произведениях, преимущественно декоративных, присоединяются к японской манере, идут в ногу с реальностью своего времени.

В свои произведения они вкладывают всю иронию искусства модерна.

Понятие «фовизм» происходит от француз-Фовизм ского слова «дикий». Названное так направ-

ление существовало во Франции в 1905—1907 гг. Его членами были художники А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк, Ж. Брак. «Великое освобождение цвета», вброшенное в живопись Э. Делакруа, оказавшее воздействие на импрессионизм Ж. Сера и П. Сезанна, на короткий период суще-

I

ствования фовизма внезапно приобретает суверенное измерение. Цвет, эмансипированный магией искусства Гогена и Ван Гога, признававших за ним характер и личность воистину живого существа, через фовистскую экзальтацию достигает пределов пароксизма.

Ретроспективное обращение к Ван Гогу художников-фовис-тов позволило вылиться их страстному темпераменту и осуществить свои яростные требования.,

Фовисты превозносили динамику самого творчества и хотели воссоздавать мир средствами обостренной чувственности, благодаря магии цвета, брыжжущего прямо из тюбика на холст.

Фовизм родился вместе с работой Анри Матисса «Интерьер в Колиуре», где сюжетом композиции являются метаморфозы в цветных пятнах: зеленое пятно платья на розовом пятне простыни. Игра цветов Матисса никогда не была ядовитой, пронзительной, как у Дерена. Технику фовизма раскрывают «Заметки о художнике» Матисса. Статья, опубликованная в «Большом Ревю» в 1908 г., явилась эстетической программой фовизма.

Если на белом холсте, — писал Матисс, — я располагаю ощущения голубого, зеленого, красного, по мере того, как я прибавляю к этим ощущениям прикосновения кистью, каждое из этих предшествующих ощущений теряет свою значимость. Допустим, я должен нарисовать интерьер. Передо мной шкаф, он дает мне очень живое ощущение красного, и я кладу красное, которое меня удовлетворяет. Между этим красным и белизной холста устанавливается отношение. Чтобы положить рядом зеленое, чтобы сделать паркет желтым, нужно еще, чтобы между этим зеленым или этим желтым и белизной холста были отношения, которые меня удовлетворяли. Эти различные тона взаимно уменьшаются.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных