Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Амплуа актеров в китайском цирке




В XIII—XIV вв. в комических импровизированных сценках «цзацзюй» кроме двух исполнителей начали появляться и другие персонажи. Теперь почти в каждом представлении «цзацзюй» участвовали четыре или пять человек, причем главным был мони (глава труппы, руководитель всего сценического действия, исполнитель танцевальных номеров в представлении, ведущий актер).

Был еще иньси («ведущий», буквально «выводящий»); он выводил актеров на сцену. Позднее это амплуа трансформировалось в «чжуганьцзы», который не только выводил, но и уводил актеров со сцены. Фуцзин, переодеваясь в различные костюмы, представлял разных людей. Фумо смешил и подшучивал над всеми. Существовало еще амплуа чжуангу («переодетый в чиновника» или «не настоящий чиновник»), который специализировался на изображении чиновников.

«Фумо» в переводе означает «второй мо». Актер этого амплуа на сцене действовал в традициях известного нам «цангу», то есть подавал реплики и вел диалог с комиком амплуа «цаньцзюнь». Теперь же партнером Фумо стал Фуцзин, который, продолжая традиции «цаньцзюнь», был комиком, зачинщиком забавных, а порой нелепых споров, потасовок, остроумные реплики которого вызывали хохот публики. Нередко и сам Фуцзин попадал в комические положения. Фуцзин вел себя на сцене буквально как цирковой Рыжий. Потешался над окружающими и сам зачастую оказывался в смешных ситуациях.

Внешний вид комика наглядно представляет скульптурка, найденная при археологических раскопках в провинции Шаньсн близ Хоума. Фигурка актера относится к началу XIII в. Комик невысок, кряжист. На голове его, обвязанной платком, на самой макушке смешно торчит пучок волос, на ногах широкие неуклюжие сапоги. Короткий желтый халат, раскрашенный под тигровую шкуру, небрежно распахнут на груди. Из-под рукавов, один из которых небрежно закатан до плеча, высовываются волосатые сильные руки, перехваченные у запястья тяжелыми красными кольцами-браслетами.

Одной рукой он прижимает к себе толстую палку наподобие той, на которой в Китае носят поклажу, два пальца другой руки засунуты в рот, словно он свистит, подавая кому-то сигналы.

На лице его наложен грим. Белый треугольник в форме бабочки, которым выделены глаза и часть лба, придает лицу актера очень комичное выражение. Белая часть комического грима называется «и куай доуфу» («кусок бобового сыра»). Комики и сегодня используют ее в своей комедийной маске. Продолжая рассказ о гриме Фуцзин, отметим, что на лбу артиста были два черных толстых мазка, нанесенные на середине лба, являющиеся как бы продолжением комично изогнутых и удлиненных бровей.. Грим комика дополняют черные пятна-кружочки на щеках.

Позднее комические сценки «цзацзюй» переросли в большие драматические спектакли, многоактные пьесы, но традиции комиков Фумо и Фуцзин продолжали сохраняться в выступлениях бродячих актеров, которые, объединившись в театральные и цирковые труппы, передвигались по дорогам Китая, демонстрируя свое искусство и в больших балаганах, и на сельских площадях, и в дни праздничных гуляний. История китайского цирка весьма интересна, к тому же своими корнями она уходит в века, про которые принято говорить «до нашей эры». Современные клоуны, особенно европейские, мало что почерпнули из богатой кладовой китайского искусства, но даже стоящее особняком, оно заслужило того, чтобы быть включенным в нашу энциклопедию «Мир цирка».

 

Китайские глиняные фигурки (около рубежа н.э.):

 

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР

(как веселились в Древней Руси)

Откройте любую известную русскую сказку, и что вы увидите? Все в них вверх тормашками: щука говорит по-человечьи, Баба Яга летает в ступе, избушка бегает на курьих лапках. Это и есть "перевернутый мир". Мир нереальный, удивительный, выражаясь научным языком, алогичный. Опираясь на него, строят свои выступления клоуны. Их поведение кажется нам таким же нелепым, как, к примеру, раку кажется нелепым идущий вперед человек. Наши предки, по всему видно, крепко дружили с "перевернутым миром". Об этом говорят народный литературный фольклор, сохранившиеся описания обрядов и праздников, гуляний и потех. Из этого раздела главы вы узнаете, как веселились в старину на Руси и что из народного юмора перешло в арсенал современных клоунов.

 

Ряженые

В далекие времена, на заре человечества, люди рядились в зверя, птицу или какое-нибудь чудище, чтобы обмануть животное, за которым охотились, избежать кары злого духа или даже внушить соплеменникам мысль о своей необычайной силе и ловкости.

Совершая магические пляски и действия религиозного характера, первобытный человек тщательно подготавливал себя, свой внешний облик к ритуалу — надевал украшения, размалевывал лицо или обряжался так, что его невозможно было узнать.

Но шло время, изменялся человек, изменялись его представления о внешнем мире, о силах природы, менялись и религиозные верования. И былые магические действия, заклинания и групповые пляски колдовского характера превращались в обычай или народную игру, а увеселение — словом, в карнавал с переодеваниями, перевоплощениями, веселыми обманами.

Такие игрища сохранились и на Руси. Они ведут свое происхождение от языческих времен, тесно связаны с календарем природы и приурочены к определенным праздничным датам.

Труд земледельца был очень тяжел; подготавливая поле к посеву, крестьянин очищал его от кустарников и деревьев, убирал камни, вспахивал примитивными орудиями — домой приходил лишь есть и спать. И так изо дня в день. Плоды труда были скудными, изобилие оставалось несбыточной мечтой. Поэтому праздник, то есть день, свободный от работы, был долгожданным отдыхом.

К нему готовились, для него припасали лишний кусок. В такой день забывались все заботы и невзгоды, люди давали волю своему веселью, своей жизнерадостности. Собирались всем селением, устраивали хороводы с пением и плясками, с игрой на самодельных музыкальных инструментах.

И, конечно, зачинщиками веселья была молодежь. Не будем забывать, что молодые люди воспитывались тогда в большой строгости. Девушки и юноши были разделены суровыми правилами морали и жизненного уклада. Но всегдашнее влечение молодых людей друг к другу находило отдушину в узаконенных праздниках, когда можно было отступить от затверженных правил. Облачиться в нарядную одежду, девушкам набелиться и нарумяниться, надеть украшения и беспрепятственно предаться откровенному веселью. Молодым людям можно было вместе водить хоровод, взявшись за руки.

Свободу действиям давало и широко применяемое в праздники - ряжение, когда под личиной и в чужой одежде, неузнанный, серьезный в глазах односельчан, человек мог ломать коме-дню, горланить песни, плясать до упаду.

Переодетый и под маской влюбленный юноша мог открыть свои затаенные чувства избраннице, поиграть с ней в догонялки и даже поцеловать.

Беспечное веселье снимало с человека напряжение повседневной жизни. Смех облегчал людям их трудную жизнь, успокаивал, бодрил и даже лечил.

Такие вольности в праздники позволяли себе даже цари. Любил почудить, полицедействоватъ и царь Иван Васильевич, прозванный Грозным. И шубу мехом наружу по- скоморошьи напяливал, и в шутовские одежды переодевался и послания любил шутовским стилем составлять. История знает немало фактов "разгульного ломания комедий", к которым у Грозного царя-батюшки был явный талант.

Остановимся несколько подробнее на играх, которые устраивались во время Масленицы. Как известно, этот любимый народом праздник вырос из древнего обычая провожать зиму и встречать весну, то есть теплое весеннее солнце. К этому дню пекли блины, символизирующие солнечный круг, подавали и другие угощения, знаменующие грядущее щедрое лето.

Веселье на Масленицу неизменно связывалось с ряжением. Рядились в медвежью или козью шкуры, выворачивали наизнанку овчинные тулупы, шапки надевали задом наперед, прицепляли мочальные бороды, усы из соломы. Все это обозначало "изнаночный мир", противоположный божьему миру. И многие персонажи среди ряженых воспринимались как образы чертей с рогами, бесов из преисподней, вымазанных сажей, будто они только что поджаривали грешников, или то были оборотни, лешие и другая нечистая сила. А посему в их изображении уместна была сатира, злая насмешка, дерзкое озорство... чем больше веселой причудливой фантазии, тем лучше.

Глумление над противниками миропорядка означало в те далекие времена нечто вроде казни. В истории Новгорода известно такое событие, происшедшее в 1490 году. Церковники выявили в своей среде еретиков. Требовалось не только наказать их, но и высмеять "дабы другим было неповадно". Архиепископ Геннадий приказал, чтобы отступники от веры вывернули свои полушубки, на головы им надели карикатурные шлемы из бересты, затем посадили на лошадей задом наперед (лицом к хвосту); на конских боках укрепили надпись "се есть сатанинское воинство". Таким образом их причислили к бесовскому - изнаночному племени.

...Едет-плывет сама Масленица, широкая Масленица, с блинами, с снятками, с

оладьями... с пляской, с пеньем, да с погудками, с гуслярами едет, с скоморохами...

Встречай бодрей, провожай веселей!

Но продолжим рассказ о народных гуляниях на Масленицу. Праздник длился неделю, которая завершалась площадным театральным действием с ряжеными. Тут были Весна-Красна, Великий пост и комический персонаж — сама Масленица. Вот как комически изображал народный потешник в Ярославской губернии: "...на двух ухватах, как на костылях, подпираясь вместо посоха сковородником, в замасленном сарафанишке, с привешенной на левом бедре сковородою, накинув на плечи, нагольную шубенку, закутавши свою голову затасканным утиральником, высуня запекшийся от усталости язык".

Замечательно то, что народные игры не были ограничены древней традицией. Они легко изменялись вместе с жизнью и охотно включали приметы нового времени. С этой точки зрения интересно масленичное действо, которое видели собиратели фольклора на Урале в прошлом веке. Крестьянин Иван Сазонов изображал "госпожу честную Масленицу", а воеводой был Никифор Калинин. Оба распоясаны и босы.

Кто-нибудь из публики спрашивал: "Гей, Масленичка! А есть ли у тебя пачпорт?". И та отвечала: "Вот у меня пачпорт". — Сазонов выпихивал вперед себя воеводу, который начинал балагурить на темы, близкие односельчанам. Затем опять раздавались голоса: "Ну-ка, Масленка, распотешь честной народ, спой старинку-песенку". И оба балагура пели о том, как князь Белозерский на своей свадьбе схватился бороться с двумя молодцами. После этого Масленицу и ее свиту угощали водкой и домашним пивом.

Празднично-обрядовые народные действа часто носили игровой характер, в них все больше и больше вводилось элементом театральности.

А вот и еще одна особенность: в отличие от большинства наших представлений, когда одни играют, а другие пассивно смотрят, в праздничных потехах наших предков участвовали в равной мере и те, кто забавлял, и те, кого забавляли. Таким образом, обогащалась сокровищница народного юмора и комизма.

В праздничных представлениях выявлялись народные таланты. Почти в каждой местности был свой любимый балагур забавник, умевший особенно смешно чудить и развлекать собравшихся. Они обладали даром импровизатора, могли легко обращать в веселую шутку возникшую ситуацию. Они придумывали потехи, распределяли роли, сочиняли забавные припевки и всякие смешные нескладушки-неладушки. Именно такие лица и способствовали развитию народной смеховой культуры.

 

«Ходят с потехами в харях...»

Наряду с ряжением, русские народные забавники широко пользовались масками. Но, прежде чем начать разговор об этом, познакомимся со значением двух редко употребляемых слов: "глум" и "лицедейство", поскольку будем ими здесь пользоваться.

Глумом в старину называли веселую шутку. Глумотворец. — шут, комедиант. Вы, конечно, знаете слово того же корня — глумиться, то есть насмехаться, издеваться.

Лицедей — актер. Лицедействовать — играть, преображаться в другое лицо или другое существо.

Наделенные чувством юмора, способные к лицедейству глумотворцы из народа разыгрывали, как уже говорилось, во время многолюдных праздничных сборищ "шутейные действа" — смешные сценки. При этом они нередко пользовались масками, или, как их называли в старину, "харями".

Хари походили на звериные морды — чаще всего медведя и козы. В других случаях это были маски смешных или страшных чудищ.

Гоголь в повести "Вечер накануне Ивана Купалы" говорит о сельских проказниках: "...начнут бывало наряжаться в хари. — боже ты мой, на человека не похожи". И у А.Н. Островского в пьесе "Воевода" читаем: "...в харях ходят с потехами и песнями... ". В том же значении, что и маска, употребляется такое слово "личина".

Маски для глума использовали с незапамятных времени. Археологами точно установлено, что в культовых обрядах тоже применялись маски.

Но маска не умерла с отмиранием того или иного религиозного культа. Напротив, потребность видоизменять или закрывать лицо переходила в некоторые области жизни и прежде всего в древние театры — греческий, римский, китайский, индонезийский... Маска по сей день играет свою важную роль у народов Африки, Океании и др.

В России использование масок-харь и ряжение теснейшим образом связано с театрализацией. Элементами театральности пронизаны были едва ли не все обрядовые игрища.

Маски самого различного устройства используются и сегодня, равно как и преображение в каких-либо персонажей — в театре, з цирке, во время карнавалов, Рождественских праздников...

В современном искусстве клоунады способы преображения называются средствами выразительности, применяются они для того, чтобы ярче передать характер образа или какую-либо мысль.

Тот факт, что прием маскировки и ряжения дошел из дали зеков до наших дней лишний раз говорит о тесной преемственности смеховых традиций.

Расскажем об удивительной функции маски в средневековой Италии, Почти полгода все венецианцы ходили по городу в масках, начиная от дожа — главы республики — и кончая простой служанкой. В книге «Искусство комедии» написано: «В маске исполняет свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делает визиты. В маске можно все сказать и на все осмелиться... Никаких преград, никаких званий». Все разрешено Республикой. «Маска находится под ее покровительством».

 

«А вот я опять! Не сжечь меня, не распять!»

Рыжий клоун несомненно был в родстве и с главным действующим лицом русских кукольных представлений — Петрушкой.

Этот веселый балагур, никогда не унывающий проказник выглядел довольно живописно: на нем неизменная красная рубаха без пояса, на голове — колпачок с кисточкой, лицо густо нарумянено, нос большой крючком, рот смеющийся. Характер Петрушка имел задиристый и независимый.

А теперь вкратце о пьесках, которые разыгрывал этот любимец народа. Ну,скажем, к примеру, сердитый усатый капрал пытался завербовать Петра Иваныча (Петрушка иногда именовался и так) в солдаты. Л ему, представьте, ну никак не хотелось под ружье, и потому он всячески старался увильнуть. Спор кончался тем, что Петрушка пускал в ход свою дубинку, которая его не раз выручала.

Таким же образом этот удалец разделывался и с цыганом, всучив ему никуда не годную лошадь. Колотил своей дубинкой он и тёщу, и квартального надзирателя, то есть полицейского, когда тот взялся выселять его с квартиры...

В конце пьески над кукольной ширмой возникала зловещая фигура черта. Он хватал Петра Иваныча за нос и, ехидно хохоча, :кивал беднягу прямо в ад...

 

Но не на таковского напали! Красная рубаха вновь появлялась наверху с громким торжествующим возгласом: "А вот я опять! Не сжечь меня, не распять!"

Так же бессмертен, кстати сказать, и рыжий клоун. В характере этих двух персонажей, как у близнецов, много общего, Рыжего с Петрушкой роднит жизнерадостность, напористость и неугомонность. И первый и второй удивительно предприимчивы, и тот и другой постоянно затевают какой-нибудь подвох или веселую шутку; оба — веселые хитрецы, оба не прочь прикинуться круглыми дураками, оба неистощимые выдумщики, оба любят импровизировать. Словом, оба — плоть от плоти своего народа.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных