ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Железняк Юрий Дмитриевич, Слупский Леонтий НиколаевичВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Железняк Слупский
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................………………………………………………………………….…...3 Глава 1. Немного истории..........………………………………………………………...4 Глава 2. Техника игры в волейбол.………………………………………………….......8 Глава 3. Тактика игры в волейбол..………………………………………………….....24 Глава 4. Методика обучения навыкам игры в волейбол...……………………………37 Глава 5. Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе…….80 Глава 6. Соревнования, правила игры по волейболу, организация и проведение …..94 Глава 7. Оценка уровня подготовленности учащихся по волейболу.... ………….111 Глава 8. Оборудование и инвентарь на занятиях по волейболу...…………………..116 Приложения..............…………………………………………………………………...123 Литература...............……………………………………………………………………128
ЛИТЕРАТУРА 1. А г а ш и н Ф. К. Биомеханика ударных движений.— М.: Физкультура и спорт. 1977. 2. А ш м а р и и Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультуа и спорт, 1978. 3. Волейбол /Под.ред. Ю. Н. Клещева и А. Г. Айриянца.—М.: Физкультура и спорт, 1985. 4. Волейбол: Справочник / Сост. А. С. Эдельман.— М.: Физкультура и спорт, 1984. 5. Волейбол: Правила соревнований.— Вильнюс: Госкомспорт СССР, 1989. 6. Голомазов В. А., Ковалев В. Д., Мельников А. Г. Волейбол в школе.— М.: Просвещение, 1976. 7. Ж е л е з н я к Ю. Д., К л е щ е в Ю. Н., Ч е х о в О. С. Подготовка юных волей-6'олистов. — М.: Физкультура и спорт, 1967. 8. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу.—М.: Физкультура и спорт, 1970. 9. Ж е л е з н я к Ю. Д. К мастерству в волейболе.—М.: Физкультура и спорт, 1978. 10. И в о и л о в А. В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки.— М.: Физкультура и спорт, 1981. 11. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы психологии.— 1972.— № 9. 12. П е р ел ь м а н М. Р. Специальная физическая подготовка волейболистов.— М.: Физкультура и спорт, 1969. 13. С л у п с к и й Л. Н. Волейбол: игра связующего.— М.: Физкультура и спорт, 1984. 14. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова.— М,: Физкультура и спорт, 1976. Учебное издание Волейбол в школе: Пособие для учителя. —М.: Просвещение, 1989.- 128 с.: ил. В пособии, адресованном учителям средних школ, излагаются основы методики и организации занятий по волейболу как на уроке, так и во внеурочное время и школьной секции, раскрываются вопросы обучения детей технике и тактике этой игры.
Железняк Юрий Дмитриевич, Слупский Леонтий Николаевич ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ ©Железняк Ю. Д.. Слупский Л. Н., 1989 ВВЕДЕНИЕ
Осуществление на практике положений реформы общеобразовательной и профессиональной школы требует совместных усилий педагогов, учителей физической культуры и спортивных специалистов, родителей, самих учащихся. Среди большого многообразия средств решения этой задачи в школе важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только ее доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), что имеет исключительное значение в школьном возрасте. Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу способствует выявлению «волейбольных» талантов еще в школе, а также создает предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни. Авторы настоящего пособия ставят своей целью оказать помощь учителю физической культуры и всем, кто участвует в организации и проведении занятий по волейболу в школе. В пособии дается краткий исторический очерк о возникновении и развитии волейбола, описание техники и тактики игры: представлено содержание работы по волейболу в школе, отражена специфика этой работы; даны рекомендации по оценке успеваемости обучаемых волейболу; представлено описание оборудования и инвентаря, обеспечивающего эффективность занятий по волейболу; показана роль соревнований и даны рекомендации по их организации и проведению в условиях школы. Авторы с благодарностью примут замечания читателей. Великая Отечественная война приостановила спортивную жизнь нашей страны. Но и в тяжелые годы войны бойцы и командиры Красной Армии в короткие часы досуга не забывали любимую игру. Проводились первенства армий, фронтов, военных округов. Уже в 1943 г. разыгрывается первенство Москвы, Тбилиси, Баку и других городов. С 1945 г. возобновляется первенство СССР. С 1946 г. во Всесоюзных соревнованиях по волейболу стали принимать активное участие команды республик Советской Прибалтики, Молдавии, Средней Азии. Год 1947-й ознаменовался выходом наших волейболистов на международную арену. Команда Ленинграда приняла участие в соревнованиях на Международном фестивале демократической молодежи в Праге, продемонстрировав значительное превосходство над другими командами. В этом же году создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), членом которой с 1948 г. становится Всесоюзная секция волейбола (ныне Федерация волейбола СССР). Волейболисты СССР получают право участия во всех официальных соревнованиях. Первые официальные выступления наших команд завершились блестяще: в 1949 г. мужчины стали победителями первого чемпионата мира, женщины — чемпионата Европы. Звание чемпионов наши спортсмены подтвердили и на последующем чемпионате мира, который проводился в 1952 г. в Москве. В 1962 г. Москва принимала очередной чемпионат мира. Наша мужская команда вновь выиграла 1-е место, женская уступила волейболисткам Японии, показавшим игру самого высокого класса, в том числе и новое грозное оружие нападения — планирующую подачу, с приемом которой так и не смогли совладать наши спортсменки. В последующие годы значительно возросла техника и тактика многих, команд, шла усиленная подготовка к XVIII Олимпийским играм 1964 г. в Токио, где предстояло дебютировать волейболу. Первым олимпийским чемпионом среди мужчин стала команда СССР, а среди женщин - Японии. С 1965 г. вступают в силу некоторые существенные изменения в правилах игры, в том числе разрешение переносить руки на сторону соперника при блокировании. В первое время казалось, что данное изменение мало повлияет на прямолинейную мощь атакующих ударов. В какой-то мере это ошибочное мнение подтвердил успех наших волейболистов на розыгрыше первого Кубка мира 1965 г. среди мужских команд и чемпионате Европы 1967 г. Добившись победы, наши волейболисты в целом продолжали традиционно строить игру на мощи атакующих ударов, хотя теперь они достигали цели реже обычного. Игры XIX Олимпиады 1968 г. в Мексике закончились для наших волейболистов триумфально: и мужчины, и женщины стали обладателями высших наград. Однако победы эти достались в исключительно трудной борьбе. Нашей мощи атакующих ударов сильнейшие команды мира противопоставили более гибкую тактику, в основе которой была острокомбинационная игра в нападении и виртуозная — в защите. Между тем наши волейболисты не прониклись глубоко этими новыми веяниями в игре. Это привело к снижению результатов наших спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в последующее время. Понадобилось много усилий в подготовке волейболистов-связующих нового плана, прежде чем положение изменилось к лучшему. Оптимальное сочетание в игре наших спортсменов традиционно мощного нападения при гибком его построении, совершенствование техники группового блокирования и усиление защитных действий способствовали тому, что к 1980 г. наши волейболисты вернули себе все самые высокие титулы. На играх XXII Олимпиады 1980 г. в Москве советские волейболисты продемонстрировали мастерство самого высокого уровня и заняли первые места. В последующие годы мужская и женская сборные команды добиваются больших успехов в международных соревнованиях. Советская школа волейбола пользуется высоким международным авторитетом. В нашей стране игра всемерно развивается. Постоянно совершенствуется система соревнований, техническая и тактическая подготовка спортсменов. Сборные команды СССР принимают участие во всех крупнейших соревнованиях: в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, в играх на Кубок мира. Молодежные команды принимают участие в чемпионатах мира и Европы, сборные юношеские команды принимают участие в международных турнирах «Дружба» для команд социалистических стран. Особое внимание в нашей стране уделяется развитию детско-юношеского волейбола. Так, уже в 1929 г. прошла I Спартакиада пионеров и школьников, в программе которой был и волейбол. Она способствовала широкой популяризации игры, росту спортивного мастерства юных волейболистов. Огромным толчком в развитии волейбола среди молодежи послужило Всесоюзное первенство школьников, проведенное в 1935 г. В настоящее время более 3 млн. детей и подростков занимаются волейболом в школьных спортивных секциях и ДЮСШ. Подготовку резервов для команд высших разрядов осуществляют СДЮШОР (специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва), ДЮСШ, УОР (училища олимпийского резерва), специализированные спортивные классы. В СССР насчитывается более 30 СДЮШОР и 10 УОР по волейболу и более 1400 отделений волейбола в ДЮСШ. В 1959 г. была создана комиссия по детско-юношескому спорту в составе Федерации волейбола СССР. Комиссия занимается вопросами развития волейбола среди учащихся. Волейбол включен в программу Всесоюзных спортивных игр молодежи и Всесоюзных игр учащихся спортивных школ. Первенство СССР для команд юношей и девушек регулярно проводится с 1954 г.; в этих соревнованиях участвуют спортсмены трех возрастных групп: 13—14, 15—16 и 17—18 лет. Волейбол — один из самых популярных видов спорта в школе. В спортивных секциях школьных коллективов физической культуры занимается больше всего учащихся. Как составная часть программы по физической культуре в школе, волейбол является одним из средств решения основных задач физического воспитания. Занятия волейболом укрепляют здоровье, способствуют разносторонней физической подготовленности, воспитывают чувство коллективизма, закаляют волю. Волейбол включен в уроки физической культуры в V—XI классах, значительное место он занимает в других формах физического воспитания учащихся. Многолетний опыт работы с юными спортсменами показывает, что повышение уровня мастерства советских волейболистов находится в прямой зависимости от планомерного и квалифицированного массового обучения игре детей в школе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|