ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ежемесячные дни здоровья и спортаВ программе дней здоровья и спорта в I—VII классах большое значение имеют подвижные игры, среди которых определенное место занимают игры, подготовительные к волейболу, в VIII- XI классах значительное место отводится спортивным играм, особенно волейболу. Главным образом это упражнения с волейбольным мячом, проводимые в виде игры и соревнований, а также двусторонние игры в волейбол. Упражнения для дней здоровья можно найти в разделе уроков физической культуры и в других разделах Внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты Вопросы организации и проведения соревнований по волейболу в школе изложены в главе б.. Соревнования должны проводиться в течение всего учебного года по широкой программе, не ограничиваться соревнованиями только по волейболу. Необходимо стремиться к тому, чтобы в соревнованиях участвовали все без исключения члены секции волейбола. Соревнования по волейболу неизменно входят в программу физкультурных праздников. Во время туристских походов и слетов с успехом могут применяться игровые упражнения, подготовительные к волейболу игры и двусторонняя игра в волейбол. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ УЧАЩИХСЯ Выполнение требований комплексной школьной программы по физической культуре существенным образом зависит от того, насколько учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий. Основные формы самостоятельных занятий учащихся можно выделить следующие: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты во время приготовления уроков дома, игровые задания на удлиненных переменах, упражнения и игры во время физкультурных занятий в группах продленного дня, домашние задания по физической культуре. Процесс формирования у учащихся знаний, умений и навыков самостоятельных занятий включает в себя следующие взаимосвязанные составные части: воспитание у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями, в частности волейболом, формирование у школьников убеждения в необходимости систематических занятий физическими упражнениями, волейболом, вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками самостоятельно заниматься физическими упражнениями, волейболом. Главную роль в этом процессе играет учитель физической культуры, тренер секции волейбола, родители учащихся. Содержание упражнений для самостоятельных занятий подбирается из программного материала уроков физической культуры, на которых изучаются приемы волейбола, и из программы для школьной волейбольной секции. Глава 6. СОРЕВНОВАНИЯ, ПРАВИЛА ИГРЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В волейболе удачно сочетаются два наиболее эффективных метода физического воспитания: игровой и соревновательный. Во-первых, волейбол относится к спортивным играм и изобилует игровыми упражнениями. Во-вторых, в игровой форме учащиеся лучше усваивают определенный учебный материал. В-третьих, соревновательный момент заключается в самой игре в волейбол, а проведение многих упражнений в виде соревнований способствует максимальной мобилизации сил учащихся. Все это в целом говорит о большом значении соревнований в решении задач физического воспитания школьников. Спортивные соревнования также органически входят в систему подготовки волейболистов. Они являются не только непосредственной целью тренировки, но служат и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успеха, просто регулярно тренируясь, наращивая объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях—обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобрел и развил необходимые соревновательные качества, волю к победе, повысил надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, и воспитать специализированные качества и навыки, естественно, можно только в соревнованиях. Надо стремиться к тому, чтобы соревнования проводились в твердо установленные сроки. Лучшее время для районных и городских соревнований — январь-март, для внутришкольных — ноябрь-декабрь. Соревнования должны проводиться регулярно, чтобы их воздействие было достаточно эффективным. Очень большое число соревнований, так же как и слишком малое, нарушает нормальный ход тренировочного процесса в секции. В командах высших разрядов соревновательная подготовка складывается из 60—70 игр в году, из них 30—40 игр календарных, остальные — контрольные и товарищеские. Для ребят 15—17 лет количество игр в году должно быть 40—50, половина из них — календарные, в 13—14 лет количество игр соответственно 30 (14—16 календарных). Для ребят более младшего возраста количество игр по мини-волейболу будет 10—14 (6—8 календарных), кроме того,. для них проводятся соревнования по технике игры в волейбол. Волейбол — командный вид спорта, и результат участия в соревнованиях есть итог коллективных усилий членов команды. Но для того чтобы соревновательные коллективные действия были эффективными, необходимо, чтобы волейболисты индивидуально были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе. Всех юных волейболистов, например занимающихся в спортивных школах (их более 250 тысяч), официальными соревнованиями охватить невозможно, а готовить надо в равной мере всех по единой программе. Для этого необходимы регулярные соревнования по физической и технической подготовке, подвижным и подготовительным к волейболу играм, по волейболу в самой спортивной (общеобразовательной) школе, при стопроцентном охвате занимающихся. Соревнования эти должны носить официальный характер с выявлением и награждением победителей, лучших учебных групп по возрастам, лучших коллективов. В соревнованиях по физической и технической подготовке юный волейболист борется «за себя», здесь воспитываются очень важные бойцовские качества. В подвижных и подготовительных к волейболу играх эти качества переносятся в коллек- тивные действия, что в последующем положительно сказывается на соревновательной «волейбольной» подготовке. Члены волейбольной секции и групп начальной подготовки наравне со всеми обязательно участвуют в соревнованиях по программе комплекса ГТО, и это идет им в зачет по общей физической подготовке. Кроме того, для волейболистов проводятся соревнования по специальной физической подготовке. Такие соревнования проводятся в виде многоборий (отдельно в беге, прыжках, метаниях) и комбинированно (бег, прыжки, метания). Например: 1) прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, 2) метание набивного мяча из-за головы двумя руками сидя и в прыжке, метание хоккейного мяча на дальность, теннисного мяча на точность в прыжке, 3) бег 30 м, бег 92 м с изменением направления, бег ЗХ 10 м, бег 6Х 5 м, 4) бег 30 м, прыжок в длину с места, метание набивного мяча в прыжке. В начале и конце учебного года соревнования по физической подготовке служат контрольными испытаниями и позволяют судить о качестве учебно-тренировочной работы. Соревнования по технической подготовке повышают у ребят интерес к овладению техникой волейбола, а учителю позволяют проследить за тем, как юные спортсмены усваивают приемы игры. В программу соревнований входят: первые и вторые передачи мяча, передачи через сетку на точность, подачи на точность, нападающие удары на точность. Для детей 8—12 лет нужно проводить соревнования по подвижным играм, специальным эстафетам и играм, подготовительным к волейболу, по мини-волейболу. Программа соревнований включает игры, в которых проявляются скорость реакции, быстрота ответных действий и особенно ловкость. Это преимущественно командные игры — «Катающаяся мишень», «Охотники и утки», «День и ночь», «Пионербол», «Борьба за мяч» и др. Конечно, нельзя забывать о соревнованиях по баскетболу и ручному мячу. В эстафеты включаются различные способы перемещения (приставным шагом, прыжками на одной ноге и др.), переноска набивных мячей, кувырки, изменение направления перемещения и др. Из подготовительных игр в программу соревнований целесообразно включить «Мяч в воздухе» в различных вариантах (в круге, в круге с одним и двумя водящими в середине, на месте и в движении), «Два мяча через сетку», приблизив правила этой игры к волейболу. При проведении соревнований внутри школы целесообразно практиковать комплексный зачет: учитывать результаты по волейболу или мини-волейболу, физической подготовке, подвижным играм и эстафетам, технической подготовке. Элементы комплексного зачета, например, введены в проведение юношеского первенства СССР по волейболу. Соревнования по волейболу целесообразно проводить по одному возрасту (13 лет, 14 лет и т. д.), чтобы все учащиеся в равной мере были охвачены соревнованиями. Полезны игры старших с младшими, последним дается определенное преимущество (например, в очках в каждой партии). Соревнования проводятся полными составами (6Х6) и неполными: 5Х5, 4Х4, 3Х3, 2Х2, 1Х1. Такие соревнования в сочетании с соревнованиями по физической и технической подготовке совершенствуют «соревновательные» качества, которые затем проявляются в процессе коллективных действий в игре волейбол полными составами. Для учащихся 10—12 лет проводятся соревнования по мини-волейболу. Правила имеют некоторые отличия от «большого» волейбола. Для более эффективной подготовки юных волейболистов целесообразно в положении о соревнованиях оговаривать определенные моменты: подачу выполнять только нижнюю прямую, при приеме подачи первой передачей мяч направлять: а) в зону 3, б) в зону 2, в) в зону 4; передачу на удар выполнять только: а) находясь лицом к нападающему, б) спиной к нему; нападающий удар выполнять только средней силы в глубину площадки и т. п. Эти указания связываются с программным материалом для соответствующего возраста и направлены на более прочное его освоение в игровой и соревновательной обстановке. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ Виды соревнований Традиционно хорошо зарекомендовало себя в школе проведение следующих видов соревнований но волейболу: — показательные выступления квалифицированных команд; — матчевые (товарищеские) встречи с другими школами, подшефными организациями и т. д.; — однодневные соревнования — блиц-турниры; — соревнования на кубок или приз; — чемпионат (первенство) школы. Показательные встречи организуются с целью популяризации волейбола в школе и демонстрации спортивного мастерства. Для этого приглашают команды, прошедшие хорошую спортивную* подготовку в период, предшествующий организации работы секции. Прекрасно решается эта задача и в том случае, если в школьном зале проводятся соревнования среди квалифицированных команд. Товарищеские встречи необходимы для подготовки сборной команды школы к районным или городским соревнованиям. Если товарищеские встречи проводятся с традиционно сильными соперниками, они представляют большой интерес и в плане популяризации волейбола. Блиц-турниры выгодно отличаются тем, что в течение одного дня в них может принять участие несколько команд. Поэтому их, как правило, проводят в выходные дни. Правила соревнований при этом могут изменяться: проводиться на время, из одной партии, но но круговому способу (см. в этой же главе раздел «Круговой способ»); до заранее оговоренного счета; уменьшенными составами (4Х4) и т. д. Соревнования на кубок или приз проводятся в школе традиционно. Их посвящают знаменательным датам или памяти прославленных выпускников школы. Они проводятся по системе с выбыванием. Чемпионат школы (первенство) — это единственное соревнование в году, в результате которого определяются сильнейшая команда школы и все последующие места. В зависимости от количества классов данные соревнования можно проводить раздельно для старшего (IX—Х класс) и среднего (VI1 —VIII класс) возраста. Чемпионат школы проводится по круговой системе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|