Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление навыков игры в волейбол




В процессе становления навыков игры, как в фокусе, находят свое отражение закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств, специфика игры в волейбол, задачи, средства, методы и принципы тренировки.

Под двигательным навыком понимают такую степень владения приемом игры, когда управление движениями осуществляется автоматизировано, а сознание направлено на оценку ситуации и результат деятельности; вся система движений характеризуется большой устойчивостью к различным сбивающим факторам (утомлению, эмоциональным сдвигам и т. д.).

В образовании навыка выделяют три относительно четко выраженные стадии, соответствующие определенным этапам педагогического процесса обучения приемам игры и тактическим действиям: стадию образования первоначального умения на этапе овладения основой техники изучаемого приема; стадию уточнения системы движений на этапе детального овладения техникой приема; фазу упрочения и совершенствования навыка на этапе совершенствования технического и тактического мастерства.

При формировании двигательного навыка наблюдается взаимосвязь уровня физических качеств и овладения техникой. Изменение уровня развития физических качеств требует перестройки движений, то есть определенного изменения техники. Если у волейболиста повысилась прыгучесть, то это должно найти отражение и в технике нападающего удара (разбег, прыжок, амплитуда замаха по отношению к направлению и скорости полета мяча). Отсюда важная роль специальной физической подготовки.

Прежде чем приступать к обучению новому приему игры, необходимо развить до оптимального уровня физические качества в сочетаниях, специфичных именно для этого приема. Большое значение имеет запас двигательных навыков, особенно тех, которые могут облегчить овладение новым приемом по принципу положительного переноса навыков. Ведущее значение здесь имеет общая и специальная физическая подготовка. После этого у занимающихся необходимо создать двигательное представление об изучаемом приеме.

На первой стадии становления навыка от педагога требуется максимальное облегчение процесса овладения основами приема игры, чтобы уже при первых попытках ощущения приема были верными, исключающими появление ошибок. Здесь первостепенное значение приобретают подводящие упражнения.

Для второй стадии характерно образование рациональной кинематической и динамической структуры движений, стремление к формированию гибкого навыка: прочного в своей основе, но пластичного во внешнем проявлении (сообразно складывающейся игровой обстановке) . Достигают этого с помощью усложнений самого технического приема и особенно условий, в которых он выполняется. Усложнение условий должно способствовать воспитанию тактических умений, связанных с применением изучаемого приема в игре.

В третьей стадии на первый план выступает тактический аспект применения технического приема на надежной основе, позволяющей все внимание сосредоточить на анализе игровой ситуации, выборе наиболее разумного и своевременного ответного действия. На стадии автоматизации главное - эффективность применения технического приема в сложных условиях (в игре и на соревнованиях).

В связи с этим в методике обучения навыкам игры выделяют следующие этапы: 1. Создание предпосылок и ознакомление с разучиваемым приемом (действием). 2. Разучивание приема (действия) в упрощенных условиях. 3. Разучивание приема (действия) в усложненных условиях. 4. Закрепление приема (действия) в игре.

Становление навыков обеспечивается всеми компонентами процесса тренировки. На схеме 6 представлена структура становления навыков игры. Каждая в отдельности составная часть структуры содержит ведущие задачи в логической последовательности с учетом уровней структуры соревновательной деятельности. Такое положение дает методический ключ к постановке более частных задач, выбору средств и методов в тренировочных занятиях.

Формированию навыков предшествует физическая подготовка (общая и специальная). При помощи подводящих упражнений происходит овладение структурными элементами приемов игры. На этой основе при помощи упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приема игры. Вначале обучение проводится в условиях, облегчающих занимающимся процесс овладения приемом и по возможности исключающих лишние движения, присущие начальной стадии становления навыка.

По мере того как занимающиеся овладевают основой двигательного навыка, условия выполнения приема постепенно изменяются до тех пор, пока не приблизятся к соревновательным (упражнения по технике, игровые фрагменты, подготовительные игры, двусторонние игры, контрольные игры, соревнования).

Каждая предшествующая ступень создает логическую основу другой. Так, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физической к технической подготовке. Упражнения по технике (построенные в определенном порядке усложнения) способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучаются индивидуальные, групповые и командные, тактические Действия и фрагменты игры, учебные игры с заданиями и игровые тренировки.

Со структурой становления навыков игры тесно связана классификация физических упражнений (как основных тренировочных средств), применяемых в процессе подготовки спортсменов. Средства определенным образом сгруппированы по их образовательному значению в процессе тренировки. Это упорядочивает подбор таких средств, которые в большей мере содействуют решению задач на определенном этапе тренировки.

Схема 6. Взаимосвязь навыков игры с компонентами тренировки

Отправным моментом в построении классификации принята соревновательная деятельность волейболистов и те специфические действия, при помощи которых они ведут борьбу с соперником в игре. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на соревновательные и тренировочные (схема 6). Соревновательные упражнения составляют двусторонние учебные игры, упражнения по тактике и по технике - в нападении и защите. Тренировочные включают в себя специальные - подводящие (облегчающие освоение техники), подготовительные (развивающие специальные физические качества для конкретного приема) и общеразвивающие для развития двигательных (физических) качеств силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и совершенствования навыков естественных видов движений.

Структура соревновательной деятельности, процесс становления навыков игры, компоненты тренировки и классификация физических упражнений (как основных средств), применяемых в процессе тренировки спортсменов, теснейшим образом связаны между собой В структуре соревновательной деятельности, как было показано раньше, имеет место четкая иерархия уровней - от высших к низшим Становление навыков происходит строго в обратном, по отношению к уровням структуры соревновательной деятельности, порядке. Отсюда значимость и место отдельных компонентов тренировки, категорий упражнений в тренировке волейболистов.

На основе структуры соревновательной деятельности, факторов, обусловливающих ее эффективность, закономерностей становления навыков игры, классификации средств определяется содержание компонентов тренировочного процесса. На схеме показаны стадии становления навыков игры, составные части, основные средства тренировки и этапы обучения навыкам игры, логически связанные с теорией поэтапного формирования и обучения действиям.

Применяя обширный арсенал средств, объединенных по видам подготовки, в конечном счете необходимо обучить волейболиста реализовывать свои навыки в игровых действиях, где в стремлении к победе слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, теоретические знания и т. д.

Игровая деятельность спортсменов - яркий образец системности, связного целого. Недостаточно хорошо решать задачи каждого вида подготовки отдельно и надеяться, что в учебных двусторонних играх их эффект проявится сам по себе. Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Именно этот смысл вложен в понятие интеграции всех качеств, умений и знаний. Значимость этого настолько велика, что в системе подготовки волейболистов мы выделили специальный раздел, посвященный этой проблеме.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных