ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Священные тексты исламаВопросы по исламу 1. Где и когда возник ислам? Какие культурные и социальные особенности жизни арабов VII в. способствовали этому? 2. Каковы религиозные верования доисламской Аравии? В чем специфика языческой и монотеистической традиции? 3. Назовите основные события в жизни Мухаммеда. 4. При каких обстоятельствах начинается проповедническая миссия Мухаммеда? 5. Кто такие праведные халифа? Расскажите о деятельности каждого из них. 6. Оформление Корана и исламское учение о нем. Какова структура Корана? 7. Что такое Сунна? Как возникла и какое место занимает в исламе? 8. Расскажите о каждой из шести основ мусульманской веры. 9. Что такое «пять столпов ислама»? 10. Что такое «хадж» и каковы особенности его проведения? 11. В чем состоит особенность мусульманской молитвы? 12. Как в мусульманской традиции понимается «джихад»? 13. В чем специфика проведения мусульманами поста? 14. Что такое шариат и мазхабы? 15. Какие праздники существуют в исламе? Каковы важнейшие из них? 16. Какие обряды сопровождают мусульман при рождении, браке, смерти? 17. Какие запреты и предписания существуют в исламе? 18. Когда и почему мусульмане разделились на два главных течения: суннитов и шиитов? 19. В чем состоит специфика шиизма? Какие направления внутри него возникли и почему? 20. Что такое ваххабизм, в чем особенности его вероучения? 21. Расскажите об особенностях исламского мистицизма. 22. Где в настоящее время распространен ислам? 23. Каковы причины быстрого распространения ислама в VII-VIII вв. и его популярности в наши дни? 24. Когда и как получил распространение ислам в России? Какие народы его исповедуют?
Вопросы для самоконтроля 1. Какие процессы привели к возникновению современной нетрадиционной религиозности? 2. Как решают проблему классификации современные богословы и исследователи? 3. Укажите на характерные особенности тоталитарных сект. 4. Охарактеризуйте современные религиозно-философские учения. 5. Расскажите о развитии оккультизма и магии в современном мире. 6. Какое влияние оказывают биоэнергетика, экстрасенсорика и парапсихология на развитие современных нетрадиционных форм религиозности? Как связаны уфология и научная фантастика с современной религиозной жизнью? 7. Что вы знаете о возникновении и деятельности «Церкви Сайентологии»? 8. В чем специфика вероучения «Свидетелей Иеговы»? 9. Как возникло международное движение «Сознание Кришны»? 10. Расскажите о современном неоязычестве. 11. Что такое сатанизм? Что вы знаете о современном сатанизме? 12. Каковы, на ваш взгляд, причины популярности сект? 7. Что такое, согласно закону 1997 г., религиозное объединение, религиозная организация, религиозная группа? Каковы полномочия каждой из них? 8. Как закон 1997 г. относится к политической, экономической, образовательной деятельности религиозных объединений? 9. Сравните, составив таблицу, изученные вами религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) по следующим параметрам: кто является основателем; как он почитается последователями; когда и где возникла религия; в каких странах (частях света) распространена в наши дни; что является Священным Писанием и священным преданием; как воспринимает загробное существование; какие основные направления существуют; в каких формах существует в России. Введение Ислам – самая молодая и динамично развивающаяся мировая религия. Слово ислам означает «покорность (Богу)»; муслим (мусульманин) – «(тот), кто подчиняется (Богу)». Пророк Мухаммед, основатель ислама, провозгласил его как неискаженный монотеизм, обращенный к почитанию единого Бога Аллаха. Ислам исходит из того, что каждый человек может исправить себя покорностью Богу, и если будет следовать мусульманским традициям и законам, исправит себя и станет «другом Божьим». Человек свободен или принять, или отвергнуть истинную веру, но, приняв ее, он обязан жить по законам шариата. Нормы, необходимые для религиозной жизни, вживляются в ткань государства и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Ислам, возникнув в седьмом веке на Аравийском полуострове, к настоящему времени он распространился на все континенты. Он доминирует на Среднем Востоке, в кавказском регионе, в Малой и Южной Азии, в Северной и Восточной Африке. Количество последователей превышает 1,2 миллиарда человек. Быстрый количественный рост обеспечивается не только естественным приростом населения в исламских странах, но и его распространением там, где ислам не являлся традиционной религией. Очень сильна и политическая активность этой религии, что делает процесс исламизации одной из заметных тенденции современного мира. В нашей стране ислам берет свое начало с десятого века и сейчас является второй после православия религией по числу последователей. Религиозная, социальная и политическая активность мусульман делает эту религию важнейшим явлением в современной России.
Аравия до ислама Аравийский полуостров в V – VI веках в основном был населен бедуинами, ведущими кочевой образ жизни. Наименование «араб» можно перевести как «кочевник», «житель пустыни». Согласно библейской и коранической традиции, и представлениям самих арабов, они происходят от первого сына Авраама – Исмаила. Арабские племена придерживались традиционных для язычества верований в большое количество мужских и женских богов. Почитались и природные явления: дождь, гром. Все они носили подчиненный характер по отношению к верховному божеству, который обычно считался творцом мира и людей, покровителем племени, дарителем дождя. Богам отводилась священная территория, где находился бейт-эль (дом бога), считавшийся одновременно жилищем и земным воплощением божества. Это были обычно скала, дерево или грубо обработанный камень. Иногда вокруг бейт-эля возводилось здание кубической формы – кааба (куб). Особым почитанием пользовалось святилище, расположенное в городе Мекка. В Каабе города Мекки божество почиталось в виде «черного камня». Камень – оплавленный метеорит был вмурован в восточный угол здания. Согласно мусульманскому преданию, он был принесен ангелом Джибраилом из рая Адаму, после его раскаяния, который и положил начало Каабе. Камень был вделан в стену – Ибрахимом (Авраамом), установителем хаджа, восстановившему со своим сыном Исмаилом (родоначальником арабов) святилище, разрушенное всемирным потопом. Первоначально камень, как говорят мусульмане, был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновений многочисленных грешников. В доисламский период Кааба была окружена многочисленными изображениями местных божеств, центре помещался идол божества Хубала. Местные боги, по-видимому, не были объединены в единый общий пантеон. У каждого племени был свой почитаемый бог-покровитель, но мекканская Кааба становилась всеарабским языческим центром поклонения. Мекка и ее окрестности являлись местом паломничества в великий годовой праздник хадж – время перемирия бедуинских племен, когда прекращались все набеги и стычки. К середине V века племя курейшитов, которое вело практически оседлый образ жизни, полностью установило контроль над городом и святилищем. В числе арабских божеств, почитаемых язычниками, был и Аллах. Это название произошло от слова ал-илах, то есть, «бог». Согласно упоминаниям Корана, арабы-язычники к помощи Аллаха прибегали преимущественно на море. Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые были посредниками между миром людей и миром богов. С IV–V вв. в Аравии значительно распространился иудаизм, который исповедовали не только евреи, оказавшиеся в «рассеянии», но и ряд арабских племен. В этот же период происходит знакомство с христианством, по преимуществу монофизитского и несторианского толка. Известно, что северное арабское письмо, которым был записан и Коран, было создано христианскими миссионерами за столетие до появления ислама. На знакомство арабов с христианской и иудейской проповедью указывают в дальнейшем и библейские параллели в исламе. Помимо указанных религиозных групп, в доисламской Аравии существовали также ханифы – арабские аскеты, искатели и почитатели единого истинного Бога, не принадлежащие ни к одному определенному вероисповеданию. Какого-то единого течения с определенной идеологией они не представляли. Среди искателей и проповедников истины, были также лица, выдававшие себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным Богом. На этом фоне появление Мухаммеда и основные черты его проповеди не были чем-то уникальным. Но мусульманские богословы оценивают этот период как время «джахилийа» (невежества, неверия), который заканчивается лишь приходом пророка.
Жизнь Мухаммеда Основатель ислама Мухаммед родился в 570 году в Мекке в семье Абдаллы из рода Хашим племени курейшитов, которое контролировало центральную часть Аравийского полуострова. Согласно преданию, его матери перед рождением сына явился ангел и сказал: «Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного. Назови его Мухаммед (достохвальный)». Отец Мухаммеда умер за два месяца до его рождения, а мать – когда ему было шесть лет. Таким образом, мальчик, знатного происхождения, рано остался сиротой. Родители его были бедны и не оставили юному Мухаммеду средств к существованию. Сначала его воспитывал дед Абд аль-Муталлиб, а потом дядя Абу Талиб. Еще в отрочестве Мухаммед пас скот, был погонщиком верблюдов, помогал дяде по торговым делам, ходил с караванами; один раз он побывал в Сирии, где, согласно легенде, христианский отшельник распознал в нем будущего пророка. В 594 году его заметила и сделала своим приказчиком дальняя родственница Хадиджа, а через год вышла за него замуж. Несмотря на пятнадцатилетнюю разницу в возрасте, их брак был счастливым. У них родилось шестеро детей. Женитьба, состоявшаяся по инициативе Хадиджи, дала Мухаммеду свободу действий и предоставила ему досуг, необходимый для духовного развития. Ежегодно он проводил какое-то время в одиночестве на горе Хира, неподалеку от Мекки. Во время одного из таких уединений в месяц Рамадан 610 года, когда сорокалетний Мухаммед после молитвы заснул, ему было видение, которое в Коране описывается так: «Явился мне Джибраил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так, что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!». Я ответил: «Я не умею читать». Он вновь стал душить меня, так что я решил, что наступил конец, потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Что читать?», желая только избавиться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше. Тогда он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший...научил человека тому, чего он не знал». В страхе Мухаммед прибегает домой и рассказывает о видении жене Хадидже, которая успокаивает его. После первого видения несколько недель ничего не происходило, и это приводило его в отчаяние, так что однажды Мухаммед был готов броситься со скалы. В этот момент сияние озарило местность, и он почувствовал необыкновенную умиротворенность. Вернувшись домой, он завернулся в плащ – его стала бить дрожь и он услышал: «О, ты, завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа Твоего возвеличивай!». После второго откровения Мухаммед уже не сомневался, что Всевышний избрал его своим пророком и повелел проповедовать истинную веру, но первое время он рассказывал о том, что ему открылось только в узком кругу. Появились первые немногочисленные последователи – мусульмане («покорные»). Ими стали, прежде всего, родственники (жена Хадиджа, племянник Али и т.п.) и близкие знакомые. Спустя три года после первого откровения, Мухаммед получает указание начать общественную проповедь, что он и делает. Основой проповеди стало возвещение единобожия, призыв отказаться от поклонения ложным богам и утверждение неотвратимости Последнего Суда. Хотя появилось еще несколько десятков обращенных, проповедь была встречена в целом равнодушно. Конфликт между малочисленными последователями Мухаммеда и язычниками обострился тогда, когда «пророк» выступил против почитаемых мекканских божеств. Со временем конфликт начал выливаться в потасовки и преследования. Положение ухудшилось в 619 году, когда умерли дядя Абу Талиб, глава рода и покровитель Мухаммеда и жена Хадиджа. Преемником Абу Талиба становится другой дядя Абу-Суфиан. Он перестал защищать Мухаммеда; преследования Пророка и его сторонников усилились. Попытки Мухаммеда найти поддержку в городе Таифе были безуспешны. Большое число последователей Мухаммеда бежали в Эфиопию, чтобы спастись от гонений. Пророк был близок к отчаянию, но в этот момент на защиту Мухаммеда выступили жители города Ясриб, куда, в качестве третейского судьи, его приглашали представители племен, населявших город, и которые надеялись, что присутствие мусульман окажет стабилизирующее воздействие. Мухаммед соглашается и порывает связи со своим племенем и родом. Он призвал своих новых сторонников из Ясриба соблюдать основные заповеди, установленные Аллахом: не веровать в других богов, не прелюбодействовать, не красть, не убивать собственных детей, не клеветать и во всем слушаться своего пророка. Своим обращением к иноплеменникам Мухаммед продемонстрировал, что отныне истинным его последователем, будет считаться только тот, кто готов отказаться от своего рода ради новой религиозной общины. В 622 году Мухаммед и его тесть Абу Бакр (отец молодой жены Пророка Айши) тайно бежали из Мекки в Ясриб. Это событие – «хиджра» – «переселение» из Мекки в Ясриб стало впоследствии начальной датой нового мусульманского летоисчисления. Сам же город Ясриб с тех пор стал называться Мадинат ан-Наби (город пророка) или Медина. В Медине Мухаммед провел остаток жизни. Здесь его учение оформляется в религию, противопоставленную христианству и иудаизму. Формируется религиозная община – «умма», по принципу приверженности вероучению и равенства не зависимо от принадлежности племени или социального статуса. Складывается религиозный ритуал. Днем общественной молитвы становится пятница, противопоставленная субботе и воскресенью иудеев и христиан. Появляется особое место молитвы – мечеть, которой первоначально служит двор с колодцем. Направлением молитвы (киблой) становится мекканская Кааба. Это указывало на цель Мухаммеда в этот период – захват города, откуда он был изгнан. Объединив под своей властью враждующее население Медины, он успешно сражается с мекканцами. С 624 года в нескольких сражениях ему удается полностью разгромить их. В 630 году Мухаммед во главе многотысячного войска двинулся на Мекку и город капитулировал. Из Каабы были выброшены и разрушены все языческие идолы, и пророк семь раз обошел вокруг святыни. Мухаммед демонстративно простил своих самых заклятых врагов, и они приняли ислам. Вскоре вся Центральная Аравия подчинилась Мухаммеду. От присоединившихся к новому государству требовалось выполнять четыре условия: отказаться от поклонения идолам; признавать Мухаммеда пророком истинного Бога – Аллаха; совершать молитву 5 раз в день; платить подати в казну единого государства. Многобожие запрещалось, о чем было официально провозглашено в 631 году. Пророк уже стал готовиться к большой войне со всеми «неверными». Он отправил послания императору Византии, и царю Персии, где требовал, чтобы те приняли ислам. В марте 632 года пророк Мухаммед совершил свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, во время которого ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для «предстояния перед Аллахом», он произнес свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухаммед был тяжело болел. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и он слег окончательно. Ему было 63 года. Умер и похоронен был в Медине, в доме жены Айши.
Праведные халифы Мухаммед умер, не оставив наследников мужского пола. Мальчики, рожденные женами, умерли в младенчестве. Приемный сын Зейд погиб в бою еще до смерти пророка. Возглавить общину должны были его ближайшие соратники – «праведные халифы». Халифы –приемники Мухаммеда, которые после его кончины в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в ее деятельности, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака. Первым кто возглавил общину после смерти пророка был Абу Бакр ас-Сиддик (632–634) – мекканский купец, который одним из первых принял ислам. Он сопровождал Мухаммеда во время хиджры, выдал за него свою дочь Айшу. В конце жизни Мухаммеда Абу Бакр иногда руководил пятничным намазом. Время правления Абу Бакра совпало с периодом, отпадения ряда племен от ислама и отказа платить налоги. Ему удалось подавить племенной сепаратизм и восстановить мусульманские владения в Аравии. При нем начала формироваться регулярную армию, и арабские войска продвинулись до границ Ирана и Византии. Но начало завоевания Сирии застала Абу Бакра на смертном одре. Чтобы избавить общину от раздоров он сам назначил приемника – Умара ибн Хаттаба. Умар (Омар) ибн аль–Хаттаб аль–Фарук (634–644) – второй из «праведных халифов». Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после встречи с Мухаммедом стал одним из его самых верных сторонников. В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман. Тогда же он стал советником Мухаммеда, а со временем и породнился с ним: его дочь (Хафса) вышла замуж за Пророка. Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. Были завоеваны огромные территории: Палестина, Сирия, Египет, Иран и Армения. Для завоеванных народов действовало правило: «Ислам, налог или меч». Причем меч предназначался в первую очередь для язычников и тех, кто отказывался сотрудничать и платить соответствующую подать. Обращенные в ислам избавлялись от налога. Созданная налоговая система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеяние пророка и его веры. Запрещалось прикасаться к мусульманской женщине, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д. Кроме того, немусульмане должны были «отличаться одеждой» от мусульман; им нельзя было строить жилища выше домов правоверных, пить публично вино, открыто носить кресты, иметь оружие, ездить верхом и т.п. Была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы. В городах действовали судьи – кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. Были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин. За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. Оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. Умар добавил к званию халифа титул амир аль–муаминин (повелитель правоверных). Систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса – на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. В 644 Умар был смертельно ранен в мечети. Он скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Им стал Усман (Осман) ибн Аффан (644–656) – третий халиф из плеяды «праведных». Среди первых последователей Мухаммеда он ничем не выделялся, но был выходцем из богатого рода и являлся зятем пророка. При Усмане происходит кодификациия Корана. Работа, начатая еще при его предшественнике, вступила в новую стадию: собранные тексты необходимо было сопоставить, выбрать из них наиболее достоверные и скомпоновать в единый сборник. Все последующие списки делались на основе этой редакции. Завоевательные экспедиции также продолжались. Мусульманам покорилась Северная Африка, острова Эгейского моря, Иран, частично Малая Азия и Закавказье. Усман занялся назначением на важные посты своих родственников. Люди из ближайшего окружения пророка, но не связанные с ним кровным родством, были лишены привилегий, так как Усман ставил кровные связи выше заслуг перед мусульманской общиной. Таким образом, он вернулся к старым, племенным традициям, отменив принципы, заложенные Мухаммедом. Это вызвало недовольство многих мусульман, особенно тех, кто считал, что место халифа (заместителя пророка) может занять только человек из рода Мухаммеда, то есть Али, его двоюродный брат и муж Фатимы, дочери пророка. Резко обозначилось разделение мусульманского общества на очень богатых, живущих в роскоши (чего не было при Мухаммеде, Абу Бакре и Умаре), и подавляющего большинства населения, прозябающего на грани нищеты. Это скрытое напряжение, которое сдерживал Умар, при Усмане вылилось в откровенный раскол в государстве. Мусульмане из Египта и Ирака подняли восстание и убили халифа. Али ибн Абу Талиб – четвертый и последний праведный халиф (656–661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и двоюродным братом пророка, который воспитывался вместе с ним. Али вторым (после Хадиджи) принял ислам. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммеда Фатиме. В мединский период Али участвовал во всех походах и битвах мусульман и отличился храбростью. После смерти пророка Мухаммеда Али, поддерживаемый Фатимой, предполагал, что именно он, как ближайший кровный родственник, станет во главе мусульманской общины. Однако этого не произошло. Но позднее, на фоне всеобщего недовольства политикой Усмана, многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины. Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них, поддерживаемые вдовой пророка Айшой, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть. Муавия ибн Суфьян, наместник сирийской провинции, двоюродный брат Усмана, объявил Али участником заговора против погибшего халифа и выступил против него под лозунгом «месть за Усмана». Али разбил войска Муавии и Айши, но не смог воспользоваться победой. Согласившись на переговоры с побежденным противником, он вызвал недовольство среди части своих соратников. В знак своего несогласия несколько военачальников покинули лагерь Али, уведя с собой 12 тысяч воинов. Их стали называть хариджитами (от араб. «покидать», в данном случае – «вышедшие из повиновения»). Впоследствии движение хариджитов, первоначально политическое, приобрело религиозный характер. Тех, кто остался верен Али, стали называть «шиа» (сторонники, партия), став впоследствии еще одним религиозным направлением – шиитами. Но теперь сторонников Али было недостаточно для борьбы с главным его соперником Муавией. Через несколько лет, в войнах с ним, Али теряет контроль над большей частью халифата. Преследования хариджитов делают их врагами Али. Он был убит хариджитом в 661 году на пороге мечети в Куфе. Его гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика. Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты персидского богатыря и святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али и его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммеда. Сторонники Али называют его «вали Алла» (араб. «друг Аллаха»). После гибели Али заканчивается эпоха праведных халифов. Следующим правителем халифата стал Муавия. Старший сын Али Хасан согласился отказаться от своих прав, а второй сын Али, Хусейн, согласился отложить свои требования до смерти Муавии. Но перед смертью своим преемником вместо Хусейна он назначил своего сына Йазида. Шиитское возмущение против этого решения вылилось в битву при Кербеле, во время которой Хусейн был убит. После смерти Муавии власть в халифате стала наследственной. Первой правящей династией стали Омейяды.
Священные тексты ислама Священными текстами ислама являются Коран и Сунна. По аналогии с текстами христианства Коран можно определить как Священное Писание, а Сунну – Священное Предание. «Коран» в переводе с арабского означает «то, что читают, произносят». Коран делится на 114 сур (глав), расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры. Она называется «аль–Фатиха» – «Открывающая книгу» имеет особое значение в исламском ритуале и состоит из семи аятов. Аяты – это стихи или фразы, на которые делятся суры. Всего в Коране 6236 аятов. Все суры (кроме девятой) начинаются с традиционного зачина: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Коран, согласно мусульманской традиции, был передан Мухаммеду в откровениях. Их источником он называл «Небесную книгу», которая открывалась Пророку частями, архангелом Джибраилом сначала в Мекке, а потом в Медине. Поэтому суры делят по происхождению на более ранние мекканские, которые отличаются от мединских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого периода возвышенны и эмоциональны, посвящены в основном проповеди единобожия. Суры мединского периода в основном содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, поскольку именно в Медине пророк стал реализовывать религиозно-правовые нормы ислама. Речь идет всегда от лица Бога: «Мы», или «Я». Содержание охватывает пересказ библейских историй, историй доисламской Аравии и древнего мира, нравственные и юридические установления, полемику с немусульманами, описание страшного суда и посмертного воздаяния и т.п. Мусульманское учение о Коране сформулировано следующим образом: «Коран является словом Аллаха, поэтому он всегда существовал, он не был сотворен Аллахом. Тот Коран, который сегодня имеется на руках – проявление в материальном мире извечного Корана – слова Аллаха. Пророк Мухаммед с помощью откровения получил эту Книгу и, ничего не добавляя своего и, ничего не утрачивая, передал ее своим сподвижникам. Поэтому Коран не содержит ничего, кроме слов Аллаха. Более того, текст Корана никто не сможет изменить по своему желанию. Аллах обещает сам хранить и оберегать Коран». При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме. Сподвижники пророка заучивали его проповеди и некоторые знали весь текст наизусть, а многие фрагментарно. Тогда же начали записывать отдельные части на камнях, кусках кожи, финиковых листьях, но полный сборник сур еще не был составлен. После смерти пророка, чтобы не утерять священные тексты, их начали собирать и записывать вместе. Третий халиф – Осман организовал комиссию по стандартизации текста Корана и сведению его в один корпус под руководством Зейда – последнего писца Мухаммеда. По всему халифату начали собирать и изыскивать сохранившиеся записи. Их сложили в главы, которые снабдили произвольными названиями и разместили в порядке убывания: ближе к началу располагались пространные суры (главы), ближе к концу – короткие. Полученный текст был объявлен единственно верным. Разрозненные материалы, использовавшиеся при его создании, были уничтожены. Копии канонизированной зейдо-османовской редакции Корана были разосланы в центры мусульманского мира. Коран считается священной книгой только на арабском языке. Переводы не считаются собственно Кораном как «словом Аллаха», хотя и производятся для понимания смысла. Однако в ритуальной жизни его можно читать только на арабском языке. Одним из направлений в мусульманском богословии уже с VII века стало толкование Корана – «тафсир». В нем специфической форме отразились основные этапы идеологической и политической борьбы в арабо-мусульманском обществе, и гамма религиозных убеждений и этнокультурных пристрастий их авторов. Можно говорить о разделении мусульманской общины на сторонников буквального понимания коранического текста и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл. Сунна – второй после Корана источник сведений о том, как подобает жить и действовать мусульманину. Сунна – это совокупность сообщений об изречениях, поступках и привычках Мухаммеда, о том, что он учил и одобрял. Полная форма: «суннат расул Аллах» (Пример посланника Аллаха), – поступки и высказывания пророка Мухаммеда как образец и руководство для мусульманской общины. Сунна состоит из хадисов, – кратких рассказов о каком-либо действии или изречении Мухаммеда. Рассказы эти устно передавались из поколения в поколение, от очевидцев их потомкам, из уст которых их и записали сборщики хадисов спустя двести лет после событий, которые в них описываются. К этому времени количество хадисов достигло колоссального количества, и даже для самых пристрастных мусульман было очевидно, что большая их часть являются искаженными или вовсе подложными. Мусульманские ученые предприняли значительную работу по отделению достоверных хадисов от недостоверных. Вынося решение о достоверности или недостоверности того или иного хадиса, мусульманские средневековые ученые критически исследовали «иснад» – цепочку передатчиков хадиса из поколения в поколение. Эти люди должны были реально существовать, иметь славу благочестивых мусульман и хронологические рамки их жизни должны были вписываться в цепочку передатчиков хадиса. Кроме этого, некоторые требования предъявлялись к содержанию хадиса («матн»): он не должен противоречить основам ислама. Оперируя этими принципами, хадисоведы разделили хадисы на несколько групп, основные из которых: «достоверный», «хороший» и «слабый». Каноническими являются только хадисы первой группы, хадисы других групп имеют меньший авторитет, но могут использоваться в назидательном значении. Результатами работы сборщиков хадисов (мухаддисов) явились шесть сборников достоверных хадисов, которые были признаны каноническими и составили собственно Сунну: 1) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари; 2) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима; 3) «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда; 4) «Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи; 5) «Аль-Джами аль-Кабир» имама ат-Тирмизи; 6) «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама Насаи. Составлены они были в VIII – IX века. Тогда же стали составляться сборники хадисов по тематическому принципу, а также сборники избранных хадисов. Сунна дополняет и разъясняет коранические установления. Так, например, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как молиться ответ дают хадисы. Пророк Мухаммед говорит: «Молитесь так, как я молился», а его сподвижники рассказывают и показывают, как молился пророк. Этому образцу и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступком пророка. Хадис дает толкование, разъяснение отдельных положений Корана и имеет пояснительный статус по отношению к «слову Аллаха». Но все, что в Коране недосказано, что требует разъяснения, может находить свое раскрытие в суждениях пророка. Можно сказать, что Мухаммед для мусульманина это образец для подражания. Причем это подражание касается не только основ духовной жизни, но и социальных отношений. Более того, образцом выступают и личные качества пророка, и его внешний вид и даже правила личной гигиены, исполняемые им и зафиксированные в Сунне.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|