Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исламский ритуал. Пять столпов ислама




Самые главные ритуальные и обрядовые обязанности мусульманина выражены в так называемых «пяти столпах ислама»: исповедании веры, молитвы, милостыни, посте и паломничестве в Мекку.

Первый столп: Шахада – исповедание веры: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед – пророк Его». [Ла илаха илла–л–лаху ва Мухаммедун расулу–л–лахи]. В нем выражается признание истинности тех столпов веры, в которых говорится о единобожии и пророке. Троекратное произнесение этой фразы на арабском языке в присутствии двух мусульман может считаться обрядом принятия ислама. Это свидетельство единобожия возникло как слова молитвы, в которой мусульманин отделяет себя от язычников и иноверцев. Шахада служила также боевым кличем, а потому павшие войны назывались шахиды (свидетели).

Второй столп: Салят (арабск.) или намаз (тюркск.) – ежедневная пятикратная молитва. С точки зрения ислама, молитва – это раз и навсегда жестко закрепленный ритуал, состоящий из чередования одних и тех же неизменных поз и фраз исключительно на арабском языке, смысл которого состоит в выражении покорности перед Аллахом. Малейшее нарушение предписанного ритуала делает молитву недействительной. Личные прошения позволяются после совершения необходимого ритуала, но это не необходимо.

Время, условия, порядок исполнения намаза строго регламентированы. Ежедневная пятикратная молитва распределена следующим образом: первая утренняя молитва на заре совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца; вторая – полуденная; третья – во второй половине дня до заката солнца, четвертая – при заходе солнца и пятая – в начале ночи. Кроме ежедневной существуют и другие обязательные молитвы. Молитва бывает индивидуальной, когда верующий совершает ее сам, и коллективной (еженедельная пятничная молитва в мечети и др.) Считается, что пятничная молитва в мечети на 27 ступеней выше индивидуальной молитвы.

Молитве обязательно предшествует очищение в воде или при ее отсутствии песком. Без омовения молитва недействительна. Молитва всегда совершается в сторону Мекки. В мечети направление молитвы указывает ниша, которая называется кибла.

Во время молитвы читается первая сура Корана (аль–Фатиха), а также любой другой отрывок из Корана. Каждой молитвенной формуле соответствуют определенные телодвижения и положение тела (стоя, сидя на коленях, поясной поклон, земной поклон). Один цикл таких телодвижений называется ракатом, которых в каждой молитве несколько.

В случае коллективной молитвы в мечети, имам становится впереди, произносит необходимые формулы и совершает ракаты, а сидящие за ним рядами мусульмане синхронно повторяют все действия. Молитва в мечети отличается также наличием проповеди (хутба), которую произносит имам. Имамом может быть любой мусульманин, обладающий достаточными знания для руководства молитвой.

Призыв на общую молитву – азан, заблаговременно осуществляется специальными муэдзинами с минаретов мечети. Он также служит объявлением о наступлении времени очередной из пяти молитв, так что те мусульмане, которые не могут посетить мечеть, должны исполнить молитву на том месте, где они находятся. Даже тяжелобольные должны исполнять ее, заменяя поклоны кивками головой. Исключение делается для малолетних (до 7 лет) детей, беременных женщин и солдат, участвующих в боевых действиях.

Индивидуальная молитва, как правило, совершается в домах, уединенном месте. Подавляющее большинство женщин совершает молитву дома, хотя ислам не запрещает им посещать мечеть. Если женщины посещают мечеть, они совершают молитву или в отдельной комнате, или на втором этаже, или на определенном расстоянии за спинами мужчин.

Третий столп: Саум (арабск.) или ураза (тюркск.) – соблюдение религиозного поста в течение 30 дней месяца Рамадан по мусульманскому лунному календарю. Пост обязателен для всех мусульман, кроме больных, немощных, несовершеннолетних, а так же беременных и кормящих женщин. Те, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Соблюдение поста в месяце Рамадан связано с тем, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джибраила впервые ниспослал Мухаммеду в виде откровения Коран.

В течение светлого времени суток человек не ест и не пьет и воздерживается от супружеских отношений, курения, развлечений и даже приятных запахов. Разрешается лишь глотать слюну и жевать жвачку. От заката до восхода, «когда белая нитка станет неотличимой от черной» все запреты снимаются. Согласно Сунне, соблюдение поста в месяц Рамадан обеспечивает прощение всех грехов, совершенных за год. Завершается пост праздником разговенья (Ид аль–фитр или Ураза–байрам).

Четвертый столп: Закят – налог, приносимый публично в мечети (причем при всех оглашается сумма пожертвования), который должен выплачивать каждый обеспеченный мусульманин. Он составляет примерно 2,5 % своей годовой прибыли и определенных видов имущества. Закят должен расходиться на нужды неимущих мусульман. Этими неимущими могут быть и свои родственники, так как Мухаммед во многих хадисах говорит о предпочтительности милостыни родным перед милостыней незнакомым. Милостыней считается только пожертвование мусульманину. Исключение делается в том случае, когда с помощью закята можно привлечь неверного к исламу. В прошлом в исламских государствах закят был единственным налогом, который платили мусульмане. В настоящее время, в силу того, что мусульмане платят множество налогов, обязательный закят заменен добровольным пожертвованием (садака). Закят и садака совершаются во время главных мусульманских праздников.

Пятый столп: Хадж – большое паломничество в Мекку, которое совершается в двенадцатый месяц (зуль-хиджа) мусульманского лунного календаря. Его должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж). В хадже могут принимать участие и женщины, но в сопровождении мужчины или группой.

Сам обряд хаджа берет свое начало с практики доисламской Аравии, но его окончательный вариант был установлен Мухаммедом в 632 году. Основоположниками хаджа мусульмане считают Адама и Хаву (Еву), а в последствии Ибрахима (Авраама) и Исмаила.

Хадж совершается в специальных белых одеждах, и во время его действует ряд обязательных требований. Паломники (хаджи) совершают обход вокруг Каабы, кланяются и прикладываются к Черному Камню, семикратно пробегают между холмами Мерв и Сафа, бросают камни в столб, изображающий дьявола, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем, совершают молитвенное стояние у подножие горы Арафат, участвуют в жертвоприношении.

Вокруг самой Каабы в более поздние времена был построен гигантский комплекс зданий, называемых священной мечетью. Священной считается территория городов Мекки и Медина, называемая хиджаз, куда под страхом смерти запрещен вход иноверцам. Каждый год во время хаджа ее посещают до 3 миллиона мусульман. Все они должны совершить одни и те же действия синхронно, в одно время. Нередки случаи, когда сотни и даже тысячи паломников погибают от духоты и давки. Пытаясь ограничить количество подобных происшествий, правительство Саудовской Аравии вводит квоту, допуская каждый год не более 1% мусульманского населения из каждой страны. Наконец, на горе Арафат паломники приступают к жертвоприношениям в знак готовности служить Аллаху и в память о жертвоприношении Ибрахимом Исмаила (по мусульманским представлениям). День совершения хаджа является самым главным ежегодным праздником мусульман, так как совпадает с праздником жертвоприношения (араб. Ид аль-адаха, тюрк. Курбан-байрам). В этот день все мусульмане, даже те, кто не совершают хадж, стараются совершить жертвоприношение.

Над приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети – мулла или муэдзин, – читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Мясо варят и съедают за обшей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла. Мусульмане верят, что у входа на мост ас-Сират в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в праздник Ид аль-адаха, на которых хозяева животных будут переправляться в рай.

Еще одной из главных обязанностей мусульман, примыкающая к пяти столпам ислама, и подразумевающая усилия мусульманина во имя Аллаха является джихад (араб. – усердие в вере, борьба за веру). Первоначально под ним подразумевались военные действия в защиту ислама. В современном мусульманском богословии выделяют несколько видов джихада. «Джихад сердца» подразумевает борьбу со своими собственными недостатками. «Джихад языка» – разрешение одобряемого и порицание запрещенного Кораном. «Джихад руки» – наказание тех кто преступил закон и нравственные нормы. «Джихад меча» – вооруженная борьба с неверными, ведение «священной войны». Последний вид называют также газават (набег) или фатх (завоевание), а вступивших на этот путь «муджахидами». Такое толкование наиболее распространено и предполагает ведение боевых действий не только с язычниками, но и с теми, кто покушается на границы государства, против «людей Писания», отказывающихся платить налог в мусульманском государстве, препятствующих распространению ислама, вероотступников и тиранов.

 

8. Исламский закон – шариат

Шариат (закон, ясно установленный путь), представляет собой комплекс религиозно–правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, и регулируют практически все сферы повседневной жизни. Эта традиция восходит к Мухаммеду, который не делал различия между божественным и светским правом. Сложившись в средние века, он до сих пор остается действующим в ряде мусульманских стран. В каждой из них применение законов шариата зависит от степени секуляризации самого государства.

Исламская юриспруденция (фикх) как нормативно–правовая часть шариата вобрала в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В рамках фикха регламентируется все поведение мусульманина и определяется пятью категориями: 1. «фард» или «ваджиб» – нечто, подлежащее обязательному и беспрекословному исполнению, например соблюдение пяти столпов ислама; 2. «харам» – нечто абсолютно запретное, например супружеская измена или употребление в пищу свинины; 3. «мандуб» или «суннат» – рекомендованные, но необязательные действия, например совершение из добрых побуждений дополнительных молитв; 4. «макрух» – не запрещенные, но и не поощряемые действия, например развод; 5. «муба» – действия, по поводу которых не существует ясного указания, а потому оставленные на суд совести и здравого смысла каждого мусульманина. Большинство проблем современной жизни подпадает под категорию муба. Все, что не запрещено, в исламе является разрешенным, в разумных, естественно, пределах и в гармонии с исламскими принципами и личной совестью.

Юристы признают существование четырех источников права – это Коран, сунна, иджма (согласованное мнение) и кийас (суждение по аналогии). Первые два источника являются общепризнанными, но крайне ограниченными по применению, т.к. не смотря на обилие в Коране и Сунне правовых норм, они не в состоянии охватить всех случаев, регулируемых шариатом. Иджма предполагает согласие мусульманских богослов с выведением новых правовых норм (в том числе судебных решений) опираясь на дух Корана и Сунны. Кийас – это суждение о правовых нормах по аналогии с установленным в Коране и Сунне и выработка новых решений на этой основе. Выведенные однажды нормы считаются неотменяемыми.

В классической исламской юриспруденции существуют четыре школы (мазхабы): ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. Каждой из них приходилось решать следующую дилемму: до какой степени законодателю позволено прибегать к «независимому суждению», если спорный случай не имеет прецедентов в жизни самого Мухаммеда?

Основателем ханифитского мазхаба является Абу Ханифа (ум. 767). Особенностью мазхаба широкое применение обычного права мусульманских народов (адат) как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. Благодаря широкой терпимости этот мазхаб начиная с XI в. стал быстро распространяться и в настоящее время ханифитами является подавляющее большинство мусульман России (кроме некоторых народов Северо–Восточного Кавказа), Средней Азии и стран Балканского полуострова.

Основатель маликитского мазхаба – Малик ибн Анас Аль–Асбахи (ум. 795). Особенность школы ориентация на правовую практику жителей Медины при жизни Мухаммеда. В настоящее время большинство мусульман, придерживающихся маликитского мазхаба, проживают в Африке.

Основатель шафиитского мазхаба – аш–Шафии, абу Абдаллах (767–820), ученик Малика ибн Анаса. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Мазхаб распространен в Палестине и на юге Аравийского полуострова и среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей.

Основатель ханбалитского мазхаба – Ахмад ибн Ханбал (780–855). Ханбалиты одними из первых приступили к систематизации традиционалистской концепции вероучения. Они отвергали как буквальное, так и аллегорическое толкование Корана и хадисов, а также возможность любого рационалистического истолкования догматов веры. Важной особенностью этого мазхаба является отрицание любых нововведений в области вероучения и мусульманского права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах. Нетерпимый к «новшествам» ханбалитский мазхаб крайне строг в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. В XVIII веке в Аравии идеи ханбалитского мазхаба легли в основу ваххабитского движения и в настоящее время эта богословско–правовая школа является господствующей на данной территории.

Школы мусульманского права различаются между собой по многим деталям, но их принципы остаются общими. Так, кто–либо может примкнуть к другой школе, подчиниться власти иной школы, при этом он не перестает считаться мусульманином.

 

Культ в исламе

Праздники

Все исторические даты, праздники отмечаются только по лунному мусульманскому календарю, который короче солнечного и составляет 354 дня. Вследствие этого мусульманские праздники не приурочены постоянно к определенному времени года дате и каждый год наступают на 10-12 дней раньше. Исламский календарь состоит из двенадцати месяцов: мухаррам, сафар, рабиа авваль, рабиа саани, джумада авваль, джумада сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль–каада и зуль–хиджа. Первое число месяца мухаррама – Новый год, установленный в память о хиджре – переселении Пророка в Медину – и отмечается после появления на небе новой луны.

Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника: «Ид аль–адха» – праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России под тюркским названием Курбан–байрам, это «большой праздник», и «Ид аль–фитр» – праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза–байрам – «малый праздник». Остальные существуют как памятные даты жизни Пророка. Курбан–байрам отмечается в десятый день 12–го месяца мусульманского календаря зуль–хиджа, в период совершения паломничества в Мекку. Он совершается в память жертвоприношения Ибрахима. Ураза–байрам – праздник разговения и посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля. Оба праздника длятся три–четыре дня, в течение которых совершается закят (или садака), происходит угощение бедных мусульман.

Другие праздники отмечаются скромнее. Мавлюд – день рождения и смерти пророка Мухаммеда, отмечается 12 числа месяца рабиа авваль. Мирадж празднуется в ночь 26-27 числа месяца раджаб в память о чудесном перенесении пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха. Лейлят-аль-Кадр (ночь Предопределения) отмечается на 27 день поста в месяц рамадан в память о ниспослании Корана на землю и начало его передачи Джибраилом Мухаммеду. Согласно традиции в этот день каждого года ангелы получают от Аллаха указания судьбы каждого человека, а потому необходимо этот и следующие дни до окончания поста провести в особом благочестии. Ашура празднуется 10 числа месяца мухаррама и вспоминаются многие события Корана, а так же в этот день ожидается начало Страшного суда. Особо почитается этот праздник у шиитов, вспоминающих убийство внуков Пророка Хасана и Хусейна и именуется «шахсей-вахсей».

Особый, еженедельный праздник – пятница (джума), который является днем общественной молитвы, сопоставимым по значимости с субботой иудеев и воскресеньем у христиан.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных