ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исламская догматика. Шесть столпов веры. Изложение догматического богословия в исламе называется «акида»Изложение догматического богословия в исламе называется «акида». Она традиционно разделяется на шесть основ: веру в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в последний день и в предопределение. • Первая основа: вера в Аллаха Под этим подразумевается знание и твердая убежденность в том, что Аллах существует и что Он является единственным достойным поклонения. Помимо признания существования Аллаха вера включает в себя также признание Аллаха единственным Творцом и признание того, что божественной природой обладает только Аллах. Он является творцом не только мира, но и всех, и добрых и злых, действий людей и животных, которые в нем обитают. Совершенное единобожие, по мнению мусульман, выражается в первой части исповедания веры: «Нет бога, кроме Аллаха». Мусульмане, основываясь на одном из хадисов, говорят о 99–и именах Аллаха, посредством благоговейного перечисления которых человек сподобляется рая. Это такие имена, как, например, «Всеведаюший», «Сущий» и т.п. Грехами против единобожия признаются неверие, многобожие и лицемерие, что выводит человека из ислама, и он считается неверным. • Вторая основа: вера в ангелов и демонов В исламе говориться о трех категориях духовных существ: ангелах, демонах и джиннах. Ангелы - это «посланцы» и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Ангелы живут на небесах, охраняют рай, окружают престол Аллаха, поют ему хвалу. Они «нисходят» на праведников, оберегают людей, передают пророкам слова Аллаха, следят за делами людей и записывают совершенные ими и предопределенные им дела. Они – участники всех этапов посмертного суда и наказания, хранители и стражи рая и ада. Коран выделяет несколько категорий ангелов. Высшие среди них – «приближенные» или «архангелы», находящиеся у престола Аллаха. К ним относится Джибраил, являвшийся посредником между Аллахом и Пророком Мухаммедом и другими посланниками. «Грубые и сильные» ангелы охраняют ад. Глава стражей ада носит имя Малик. «Ангел смерти» получил в предании имя Азраил. Каждого человека в жизни сопровождают два ангела, помогающие ему, ведущие учет его поступкам и намерениям и борющиеся за его душу с Шайтаном. После сотворения человека Аллах заставил ангелов пасть ниц перед Адамом, что они и сделали. Все, кроме Иблиса, который был низвергнут за это с небес, и обречен на муки ада после Суда. Иблис стал главным врагом человека в поклонении Творцу и поклялся вредить Аллаху на земле и совращать людей: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными». После Суда Иблис и все, кто послушался его, будут низвергнуты в ад. Иблис живет на земле, возглавляя злых духов – шайтанов, падших джинов, которых он способен сам порождать. Считается, что ангелы созданы из света, человек из земли, а джинны созданы из огня. В отличие от ангелов джинны различаются на полы. Они могут между собой иметь сексуальные отношения, могут вступать с людьми в таковые. Если ангелы полностью подчинены Аллаху, а шайтаны – это категория духовных существ, которые противятся Богу и строят козни людям, то джинны признаются как свободные духовные существа, которые могут определяться в своих действиях. Мусульманская традиция говорит о том, что джинны приходили послушать проповедь Мухаммеда и обращались в ислам. • Третья основа: вера в Писания Под этим подразумевается признание того факта, что Аллах ниспосылал некоторым своим посланникам Священные Писания. В Коране упоминаются: некие свитки, которые Аллах ниспослал Ибрахиму (Аврааму);), Таурат (Тора), которая была ниспослана Мусе (Моисею); Забур (Псалтирь), который был дарован Дауду (Давиду); Инджил (Евангелие), которое было ниспослано Исе (Иисусу), и Коран, который был ниспослан Мухаммеду. Эта вера вовсе не означает, что мусульмане считают Священным Писанием то, что имеется в ныне существующих Ветхом и Новом Завете. По учению ислама, Библия была искажена иудеями и христианами и потому Тора, Псалтырь и Евангелие не являются теми книгами, которые на самом деле были ниспосланы Моисею, Давиду и Иисусу и которые не сохранились. Священным Писанием считается только Коран, который сохранился неизменным и который был послан всему человечеству. Существующий на арабском языке Коран в неизменном виде передает слово Аллаха, существовавшее до сотворения мира и времен. • Четвертая основа: вера в посланников Вера в то, что Аллах направил к каждому народу посланника, призывавшего людей к единобожию. Эти посланники именуются пророки, но они не предвидят будущее, а передают волю Аллаха. Говориться о существовании 124000 пророков, из которых в Коране упомянуты имена лишь 25, большинство из которых библейские персонажи. Их имена: Адам, Нух (Ной), Идрис, Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Йа'куб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Лут (Лот), Шу'айб, Йунус (Иона), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Илйас (Илия), Закарийа (Захария), Йахйа (Иоанн Креститель), Йаса (Исайя), Зуль–Кифль (Александр Македонский), Дауд (Давид), Суляйман (Соломон), Айуб (Иов), Иса (Иисус Христос), Мухаммед. Особо великими считают Нуха, Ибрахима, Мусу, Ису и Мухаммеда. Сам образ библейских пророков в исламе зачастую совершенно иной, основанный на рассказах Корана и хадисов. По сути, ислам изображает под именами библейских пророков и Христа совершенно иные, чем в Библии личности. Так, согласно мусульманскому учению, Христос родился непорочно, т.е. без участия мужчины от Мариам (Девы Марии). Он был обычный человек, который имел пророческую миссию. В Коране говорится, что он слово и дух Аллаха, но на это не делается акцента в исламской традиции. Он был наделен даром чудотворения, а именно исцеления людей, оживления глиняных птичек и воскрешения мертвых. По мусульманским представлениям Христос предсказывал пришествие Мухаммеда, написал Евангелие, в котором содержался призыв к единобожию и предсказание пришествия Мухаммеда. Он имел апостолов. Иудеи хотели его распять, но по ошибке распяли другого человека, а Аллах восхитил к себе Иисуса как пророка Илию. Он находится на небе и перед концом мира он явится второй раз, будет жить здесь как нормальный человек, при этом будет заниматься проповедью ислама. По мусульманским представлениям тот Иисус, которого они ожидают, будет уничтожать кресты, и само христианство, якобы исказившее его миссию. Потом он умрет и будет похоронен в Медине. Там для него специально подготовлена могила. В отличие от всех предыдущих пророков, которые посылались к определенным народам, Мухаммед считается направленным ко всем людям и джиннам и потому самым величайшим из пророков и совершеннейшим из людей, непреложным образцом для подражания. Его посланничество универсально, и без принятия его как пророка, человек не может оказаться в раю. Также Мухаммед является последним пророком, «печатью пророков» и после него уже не может быть послано иных, новых пророков. Особое почитание Мухаммеда в исламе отчасти отражено в том, что после написания или произнесения его имени, добавляется фраза «Благословит его Аллах и приветствует». • Пятая основа: вера в последний день Это весь комплекс мусульманских эсхатологических представлений. В них входит вера в бессмертие души, существовании ада и рая, и неизбежности Судного дня. После того, как человек умирает, он подвергается «испытанию могилы»: ему являются двое ангелов, которые дознаются о его вере и жизни, душу нечестивого ангелы подвергают избиению, душа же мусульманина пребывает в состоянии блаженства вплоть до дня воскресения. Оно произойдет, когда ангел Исрафил, затрубит в трубу. От одного трубного гласа все живое в мире погибнет, от другого трубного гласа люди воскреснут и восстанут из могил. Аллах поднимет людей из их могил для отчета и воздаяния. Он будет судить их, после чего часть попадет в рай, а другая часть окажется в аду. Знанием о времени наступления этого часа обладает один лишь Аллах. Известно, что ему будут предшествовать: появление тридцати лжепророков, три лунных затмения, землетрясения, снисхождение с небес Иисуса, который «уничтожит все кресты» и т.п. Потом все люди предстанут перед Аллахом. При этом будут развернуты свитки с делами и будут спрошены как посланники, так и члены их общин. Мусульманам будут предъявлены их грехи, они признают их, и грехи эти будут покрыты. Умершие на джихаде пройдут в рай, минуя процедуру Суда. Остальные мусульмане будут подвергнуты Суду, пройдут через весы и прочтут записи своих дел. Так как у немусульман не окажется благих дел, расчет с ними будет состоять в том, что им представят их дурные дела и подвергнут их порицанию. Из тысячи людей только один будет предназначен для рая. Затем все люди направятся к мосту ас-Сират, пролегающий над адом и ведущий к раю. Праведные мусульмане сумеют пройти по нему и избежать ада, что же касается тех, кому уготован ад, то они упадут с этого моста. Перед входом в рай праведные мусульмане будут остановлены, и им будет предоставлена возможность воздать своим обидчикам за те обиды, которые они нанесли им в этом мире. В раю мусульмане будут предаваться всяческим наслаждениям: они будут иметь дома среди райских садов, множество красивых гурий – существ, специально созданных для утоления желаний праведников. При этом находящиеся в раю всегда будут видеть ад – созерцание мучающихся в огне врагов является одним из удовольствий мусульманского рая. Высшим наслаждением рая Коран называет созерцание Аллаха верующими. Оказавшиеся в аду будут претерпевать жуткие пытки от специальных ангелов. Особенно грешные мусульмане на некоторое время могут попасть в ад, но затем, по ходатайству Мухаммеда будут выведены из него и допущены в рай ради их ислама. Что же касается немусульман, то их мучения будут вечны. Рай и ад сотворены Аллахом, существуют в настоящее время и пребудут вечно. • Шестая основа: вера в предопределение Как в Коране, так и в Сунне имеется множество указаний на существование предопределения и обязательность веры в него, например: «Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению», и: «Веление Аллаха предопределено». Исламская вера в предопределение включает в себя следующие составные части: 1) Вера в то, что знание Аллаха охватывает собой абсолютно все, он знал обо всех людях еще до того, как он сотворил их, он заранее знал обо всех их поступках, их уделе, сроке жизни каждого из них. 2) Вера в то, что Аллах записал все это на «Хранимой Скрижали». Это предопределение, касается как целого, так и частностей. 3) Вера в то, что воля Аллаха всегда исполняется, что могуществу его нет предела, и что происходит лишь то, чего желает Аллах и ничто не происходит против его воли. Мусульманское богословие разделяет волеизъявление Аллаха на два вида: волеизъявление не связанное с любовью и благоволением и волеизъявление, включающее в себя элементы любви и благоволения. Это означает, что если имеет место нечто, связанное с проявлением повиновения, то Аллах пожелал это во втором смысле этого слова, то есть, что он любит это и это угодно ему. Если же случается нечто, связанное с ослушанием, это значит, что Аллах пожелал этого в первом смысле слова, но подобные действия ему ненавистны и неугодны. Так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то все происходящее – и добро и зло, – равно исходят от него. Но поскольку человек не знает того, что ему предопределено, каждый должен стремиться к тому, что может принести ему пользу в религиозном плане.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|