Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Медицинская составляющая опасностей и угроз 3 страница




Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития произ­водительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных иско­паемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему миро­вых хозяйственных связей.

Концептуальная модель экономической безопасности приведена на рисунке 8.

 

Рис. 8. Концептуальная модель экономической безопасности

Таблица 1

Основные угрозы экономической безопасности России

(экспертная оценка по 10- бальной шкале)

Виды угроз Оценка
Коррупция в органах власти 7,49
Спад производства в наукоемких областях 7,43
Резкий рост преступности 6,31
Разрушение отечественных научных школ 5,60
Невыполнение государством функций защиты субъектов хозяйствования 5,32

 

Таблица 2

Показатели экономической безопасности государства

№ п/п Показатели Пороговое значение Фактическое состояние Соотношение фактического и порогового значения Оценка
  Объем валового внутреннего продукта: - в целом от среднего по «восьмерке»; - на душу населения от среднего по «семерке»; - на душу населения от среднемирового   75% 50% 100%   29% 19% 25%   0,39 0,38 0,25 опасно
  Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70% 50% 0,71 опасно
  Доля в машинном производстве машиностроения 20% 15% 0,75 опасно
  Объем инвестиций в % к ВВП 25% 13% 0,6 опасно
  Расходы на научные исследования в % к ВВП 2% 0,5% 0,25 опасно
  Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91 опасно
  Разрыв между, доходами 10% самых высокодо­ходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп 8 раз 12,9 0,62 опасно
  Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 0,83 опасно
  Уровень безработицы по методологии МОТ 7% 9,2% 0,76 опасно
  Текущая потребность в обслуживании и погаше­нии внутреннего долга в % к налоговым поступ­лениям бюджета 25% > 100% 0,25 опасно
  Объем внешнего долга в % к ВВП 25% 31% 0,8 опасно
  Объем иностранной ва­люты в наличной форме к объему наличных руб­лей 25% 100% 0,25 опасно
  Объем иностранной ва­люты по отношению к рублевой массе в нацио­нальной валюте 10% 50% 0,2 опасно
  Денежная масса в процентах к ВВП 50% 12% 0,24 опасно
  Доля импорта во внут­реннем потреблении - всего - в том числе продо­вольствие   30% 25%   53% 30%   0,56 0,83 опасно
  Дифференциация субъек­тов Федерации по про­житочному минимуму 1,5 раза 5 раз 0,3  

 

Россия сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшего мирового экономического кризиса, имеется сложная демографическая и национальная ситуация.

С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Затрудненность обеспечения роста экономики обусловлено такими основными причинами:

· диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны;

· инфляционным обесценением собственных средств предприятий и массовыми неплатежами;

· падением эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей;

· неэффективной налоговой системой, давящей на производственный сектор;

· перенапряжением бюджетной системы государства, сопровождающимся резким ростом государственного долга и систематическим невыполнением правительственных бюджетных обязательств;

· обесценением сбережений населения в Сбербанке и "финансовых пирамидах", подорвавшим общественное доверие к финансовым институтам.

В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы безопасности будут сведены к минимуму. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. Для реализации этой цели представляется необходимым восстановление платежеспособного спроса, ведь именно спрос побуждает производителя повышать качество своей продукции, расширять объемы производства, просто производить её, наконец. То есть стержнем макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности. А для этого необходимо провести целый "пакет" мероприятий.

Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства, приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё.

Необходимо также провести глубокую налоговую реформу, которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство.

Во-первых, следует снизить уровень налоговых ставок на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда, освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на развитие производства и освоение новой техники, на научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств предприятия. Это необходимо, в частности, для повышения спроса на научно-технические разработки и обновления производства.

Во-вторых, необходимо изменение таможенной политики: ликвидировать все льготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары, которые российская промышленность в состоянии производить сама. Нужно сделать только для ввоза не производящегося в России наукоемкого оборудования и неприменяемых в стране новых технологий. Необходимо значительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины на экспорт сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременном стимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности.

Необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество.

В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).

Эти действия по нормализации макроэкономической ситуации и стимулированию инвестиционной активности в сложившихся условиях значительной недогрузки производственных мощностей и падения спросовых возможностей населения должны дополняться специальными мерами по стимулированию спроса, восстановлению сбережений граждан и оборотных средств предприятий:

  • осуществить программу восстановления сбербанковских личных сбережений, обесценившихся в результате инфляции;
  • широко использовать государственные закупки оборудования, требующего длительного производственного цикла, с последующей передачей в лизинг эксплуатирующим коммерческим организациям (самолеты, суда, сельхозтехника, оборудование для добывающей промышленности, вычислительные центры и т.п.);
  • ввести процедуры индексации находящихся в обороте средств коммерческих организаций (включая амортизационные отчисления);
  • активно внедрять вексельное обращение и другие платежные средства для уменьшения денежной массы;
  • применять различные формы взаимозачета обязательств для уменьшения взаимных неплатежей предприятий;
  • задействовать нормы индексации бюджетных расходов, предусматривающих возникновение государственных обязательств перед предприятием и населением;
  • провести пересмотр актов приватизации с отменой проведенных противозаконно, а также актов явно вредных для экономики страны;
  • окончательно закрепить и защитить права собственности в отношении остальных предприятий;
  • возможные случаи деприватизации ограничить исключительно сферами естественных монополий, оборонной промышленности, топливно-энергетического сектора, производства наркотических средств;
  • установить контроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействовать жесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за эффективное управление госимуществом, а также норм ответственности наемных управляющих перед акционерами, трудовым коллективом и государством;
  • создать условий для конкуренции.
  • существенно увеличить число малых и средних предприятий, число венчурных и опытных предприятий;
  • сократить разрыв между рентабельностью (то есть, нормой прибыли) учреждений финансово-банковской системы, торговли и рентабельностью отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • создать надежную законодательную базу и надежные методы контроля за обоснованностью калькуляции затрат, формированием себестоимости и отпускных цен на продукцию;
  • необходима и гибкая антимонопольная политика, направленная на выявление увеличения прибыли за счет нарушения правил конкуренции.

Подъем производства, рост его объемов - вот та архимедова точка опоры, которая даст толчок к решению проблем экономической безопасности. Политическую деятельность нужно подчинить национальным интересам и приоритетам, чтобы принятием политических решений не нанести вред экономике России. Необходимо создать единый рынок СНГ, усилить интеграцию стран содружества и Восточной Европы, что позволит уже на новой основе восстановить экономико-хозяйственные связи, разорванные в результате распада системы социализма. Таким образом, политическая сфера - ещё один фактор обеспечения экономической безопасности страны.

Государство должно взять управление развитием экономики на себя. Ни в коем случае нельзя сейчас вступать в ВТО, более сильные зарубежные конкуренты просто задавят российских производителей. Необходимо провести ещё одну реформу таможенных тарифов, с целью защиты собственных производителей, а не открытия рынка для проникновения иностранных компаний.

Важной задачей является восстановление связей со странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта для российской экономики, желательно создание торговых союзов. Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.

Фондовый рынок, в своей сегодняшней форме сильно зависит от спекулятивной игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести, наконец, налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание «финансовой площадки «Россия»».

Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения. В ближайшее время ожидается спад мировой экономики, поэтому необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения.

Следует повысить эффективность управления собственностью - и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас. А увольнять тех менеджеров, которые это советуют.

Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены в том, что это их собственность и государство больше не предъявит претензий за старые правонарушения.

Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспертно ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью.

Нужно также создать специальные институциональные основы для мониторинга экономической безопасности России, изучения угроз безопасности и разработки мер для поддержания и усиления экономической безопасности. Важной чертой такого учреждения должно быть наличие власти, а также тесный контакт исполнительной и законодательной властями.

4.5. Социальная безопасность.

 

Социальная сфера играет ключевую роль не только в экономической безопасности, но и во всей системе национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, семьи, общества, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяются прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.

Социальная безопасность - есть совокупность мер по защите интересов страны и общества в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образ жизни нынешнего и будущих поколений в соответствии с потребно­стями прогресса.

Суть социальной безопасности состоит в прочном гражданском мире, построенном на справедливом распределении общественного богатства. Концептуальная модель социальной безопасности приведена на рисунке 9.

 

 


Рис. 9. Концептуальная модель социальной безопасности

 

4.6. Продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасност ь - важнейший компонент безопасно­сти личности, общества, государства.

Поскольку обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых-экономистов. Встает теоретическая задача определения стратегии обеспечения продовольственной безопасности - через внутренние или внешние механизмы.

В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18 - 35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено, прежде всего, кризисным положением отечественного сельского хозяйства.

Доля импорта в общем объеме продовольствия по разным оценкам составляет от 30 до 50%. Это неудивительно, поскольку сейчас на душу населения в России производится за год 43 кг мяса и 194 кг молока. При этом физиологически обоснованная норма потребления на одного человека составляет 81 кг мяса и 392 кг молока. Нехватка продовольствия покрывается за счет импорта, но далеко не полностью. Население нашей страны не обеспечивается нормальным уровнем питания.

Предпосылок для реального возрождения сельского хозяйства пока нет. Достаточно взглянуть на валовые показатели производства за последние годы. Мы видим неуклонное падение его объемов, которые на сегодняшний день составляют лишь 50% от дореформенного уровня. Объем капиталовложений в АПК сократился в 20 раз. Из оборота изъято 22 млн. га сельхозугодий, почти на 14 млн. га сократились посевные площади. По данным Института экономики РАН и РАСХН, к 2010 г. при сохранении современной тенденции будет обрабатываться 35% земель от уровня 2003 г. В целом почти 90% хозяйств всех видов собственности убыточны, Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленной. Цены на промышленную продукцию в годы реформ росли в 4-5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур.

В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях их резкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надо перестраиваться с внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин), на поддержание отечественного сельскохозяйственного производства.

Страна может быть производите­лем продуктов питания на 100%, может быть на 50%, может даже на 10%, но она обязана обеспечить свою независимость в любых условиях. Россия на сегодня, однако, по продовольственной безопасности потеряла свою суверенность. Наше население более чем на 50% потребляет им­портные продукты.

Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для того, чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России, 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашей страной продовольственной безопасности.

В России проблемы продовольственной безопасности существуют также из-за большого количества брака поставляемого из ближнего и дальнего зарубежья.

Встречаются и откровенно фальсифицированные товары - преимущественно продукты питания: алкогольные и безалкогольные напитки, сливочное масло, колбасные и кондитерские изделия, мясные консервы, чай, кофе.

Действия территориальных управлений Госторгинспекций, других контор и надзирательных органов приносят свои плоды. Наконец то разработаны и введены в действия ГОСТы на продовольственные товары, которые в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». Введен запрет на ввоз в страну из-за рубежа алкоголя маркированного товарными знаками российских производителей - таким образом удается хоть как-то контролировать реэкспорт. Введены, пусть и в «урезанном» варианте, защищенные от подделок спецзнаки соответствия и марки с учетной информацией к ним.

Сегодня более половины населения живет за чертой бедности. Положение России не только сложное, но и опасное. В ходе реформ сельское хозяйство получило удар, сравнимый по результатам с ядерной войной, и отброшено в хвост цивилизации. Особенно пострадала основа всего сельского хозяйства - утрачивается плодородие почвы, не получающей удобрений. Вырезана половина поголовья крупного рогатого скота, птицы и почти все овцы, свиньи. Капиталовложения в село уменьшились примерно в 200 раз. Особому разрушению подверглась материально-техническая база. Годовое производство тракторов сократилось почти до 10 тысяч (в среднем в 22 раза), плугов - до одной тысячи. Культиваторов выпускается меньше в 31 раз, сеялок - в 39 раз, комбайнов зерноуборочных в 66 раз, кормоуборочных - в 44 раза. Производство многих других видов техники вообще приостановлено. Уменьшилось даже число предприятий, производящих сельскохозяйственную технику на 45 заводов. А ведь наличие техники имеет первостепенное значение в повышении производительности труда, снижении себестоимости продукции и вообще в увеличении производства продуктов питания.

В последнее десятилетие в структуре питания миллионов наших соотечественников преобладают хлеб и картофель. Это сказались на демографической обстановке в нашей стране.

Должен быть создан правовой механизм. Все это быстрее бы продвигалось к желанной цели, если подкрепить правовыми актами. Незамедлительно нужны такие из них, как "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей", "О продовольственной безопасности страны", "О развитии инфраструктуры продовольственного рынка", "О производстве экологически чистой продукции", "Об обеспечении продовольствием военных и других спецпотребителей", "О карантине в растениеводстве", "О защите растений от сельскохозяйственных вредителей и болезнен" и прочих, крайне нужных законных актов, регламентирующих деятельность сельхозпроизводителей. Сейчас необходимы законы "О крестьянском, фермерском хозяйстве", "О личном подсобном хозяйстве", "О создании и действиях акционерных обществ", "Об агропромобъединениях в АПК", "О совершенствовании управления в АПК".

Сельское хозяйство России специфическое. Надо учитывать климатические, природные условия нашего производства. Наш урожай зерна с гектара вбирает в себя гораздо больше машинного и человеческого труда, чем такой же урожай в Соединенных Штатах Америки. Гораздо дороже нам обходятся содержание и развитие животноводства, равно как и многие социальные условия для людей. Отечественное сельское хозяйство следует рассматривать не только с экономической точки зрения, а с национальной безопасности. Страна должна иметь свою надежную продовольственную безопасность.

4.7. Демографическая безопасность.

Демографическая безопасность определяется соотношением и взаимо­действием этносов, проживающих на определенной территории, и госу­дарственности, которая организует их взаимоотношения и проживание.

Суть демографической безопасности России состоит в сохранении стабильной этно-пропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключением межнациональной миграции населения. Демографическая безопасность важна с точки зрения стабильного политического функционирования государства. Недооценивать эту проблему нельзя, она носит фундаментальный, естественный, природный характер.

Концептуальная модель демографической безопасности государства при­ведена на рис. 10.

 
 

 

 


Рис.10. Концептуальная модель демографической безопасности государства

4.8. Экологическая безопасность.

Экологическая безопасность - это проблема взаимоотношений общест­ва и природы, сохранение окружающей среды. Во взаимоотношениях ме­жду обществом и природой произошел качественный скачок, когда в ре­зультате резкого увеличения численности населения, интенсивной индуст­риализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экономических систем к самоочище­нию и регенерации.

Суть экологической безопасности состоит в обеспечении устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением экосистемы.

Угрозы ЭБ: - неконтролируемый рост техносферного и антропогенного воздействия на экосистемы; - природные глобальные изменения и катастрофы.
Субъекты ЭБ: - законодательная, исполнительная, судебная власть; - прокуратура; - общественные организации.
Объект ЭБ – природные и антропогенные экосистемы, находящиеся в системном взаимодействии друг с другом и внешними антропогенными системами и объектами.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Цель ЭБ – обеспечение устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением. Критерии ЭБ – не ухудшающее видовое разнообразие биосферы, состояние почв и гидросферы, степень антропогенной деградации ладшафтов, состояние здоровья населения.
Концептуальная модель экологической безопасности приведена на сле­дующем рисунке (рис. 11).

 

                   
   
 
   
 
   
 
   

 


Рис. 11. Концептуальная модель экологической безопасности

Экологическая безопасность выдвинулась на передний план в последние годы в связи с ухудшением мировой экологической ситуации.

Главной за­дачей ЭБ является устранение экологической опасности, охрана окружающей среды; включает совокупность мер политического, экономического, юри­дического, научно-технического, конверсионного характера, направленных на снижение и снятие экологической угрозы, стабилизацию природоохран­ной обстановки. Эти меры осуществляются в национальных, региональных и международных рамках.

Важнейшим направлением обеспечения экологической безопасности представляется создание Единой системы производственного экологиче­ского мониторинга (ЕСПЭМ) ТЭК (территориальный экономический ком­плекс). Создание такой системы необходимо осуществить на единой кон­цептуальной основе, чтобы обеспечить совместимость ее отраслевых под­систем, систем мониторинга компаний и отдельных предприятий.

К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологи­ческой сфере относятся:

  • рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологи­ческой культуры населения;
  • предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения сте­пени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
  • предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, ми­нимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и ката­строф;
  • экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боево­го состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораб­лей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпа­сов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  • безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  • создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практи­ческого использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Рос­сийской Федерации.

В целях предотвращения ухудшения экологической обстанов­ки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окру­жающей средынеобходимо проведение целенаправленной эколо­гической политики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных