ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Медицинская составляющая опасностей и угроз 6 страницаПереход к государственному управлению через интересы и отражение их в государственной политике означает, помимо всего прочего, необходимость признания того факта, что политика выше экономики. Данное обстоятельство лишний раз свидетельствует о необходимости выработки собственной системы экономических и неэкономических показателей, объективно характеризующих содержание жизненно важных интересов личности, общества и государства. После завершения формирования параметрической структуры жизненно важных интересов необходимо провести мониторинг и, собрав всю информацию, количественно выразить все показатели по каждому интересу. Полученные данные, отражая текущее состояние окружающей среды, позволят более объективно оценить достигнутый уровень развития человека и общества. Но эти данные не выражают количественную суть интересов, они являются только исходной информационной базой для выработки количественной оценки всей совокупности жизненно важных интересов. Интересы - это цель развития человека и общества. Количественная оценка интересов - научно обоснованная перспективная величина каждого показателя в параметрической структуре интересов, которую необходимо достичь в процессе будущей практической деятельности человека, общества, государства. Только при таком осознании людьми сущности и содержания интересов они становятся движущей силой развития и основной причиной социальной активности людей. Не случайно методология системного анализа подчеркивает, что правильное определение цели - это уже половина успеха ее достижения. Поэтому определение конкретной количественной величины каждого национального интереса и его составляющих является важнейшей задачей всей системы государственного управления при переходе на управление по интересам. В качестве таких значений по результатам сравнительного анализа и после широкого обсуждения с конкретными людьми и общественными организациями следует выбирать абсолютно реальные, уже фактически реализованные показатели, достигнутые в наиболее развитых регионах нашей страны и в странах Западной Европы, даже и не столь богатых по ресурсам как Россия. Такими ориентирами могут быть:
Формирование матрицы таких показателей наполнит на всех уровнях живым, конкретным содержанием всю систему жизненно важных интересов личности, общества и государства, раскроет перед людьми и обществом фактические цели их деятельности. Тема 7. Диагностика опасностей и угроз. 7.1. Показатели и индикаторы. 7.2. Регистрация и измерение опасностей и угроз. 7.3. Моделирование опасностей и угроз. 7.1. Показатели и индикаторы. Показателями обычно называют события, процессы, проявления, сведения, эффекты, позволяющие заблаговременно обнаружить опасности, их характер, источники, направленность, масштабы и возможные сроки наступления. Показатели являются по существу признаками, сигналами, симптомами опасности. К числу объективных показателей (индикаторов) можно отнести результаты измерений степени загрязнения окружающей среды, статистические оценки состояния и тенденций количественных и качественных изменений параметров преступности, девиантного поведения (суицид, алкоголизм, наркомания и т.п.), которые собираются научно-исследовательскими центрами и иными государственно-общественными учреждениями и организациями. К субъективным показателям (индикаторам) можно отнести обобщенные сведения о выступлениях и представлениях индивидов, социальных групп и общества по поводу той или иной деятельности и ее результатов. Субъективные показатели - это отражение реальных опасностей и угроз в сознании людей и различных общностей. Особое место занимают социологические показатели. Например, социологические опросы, проводимые ИСПИ РАН, показывают, что 90% россиян обеспокоены небывалым ростом преступности. Объективные и субъективные показатели могут противоречить друг другу (например, рост первых сопровождается снижением вторых) из-за ошибок в оценке процессов, дезинформации, дезориентации со стороны противника (соперника). Отслеживание, анализ и сравнение опасностей и угроз позволяют наблюдать динамику их развития, представлять ее в виде графиков, таблиц и т.п. Такое наглядное отображение нередко называют индикатором. Индикаторами зачастую являются приборы, наглядно и звуками фиксирующие появление признаков надвигающейся опасности. В таблице 2 обобщены предельно критические показатели безопасности государства.
Таблица 2 Предельно критические значения показателей безопасности государства
Использование приведенных показателей имеет исключительное значение для оценки состояния важнейших видов безопасности, а именно: экономической, социальной, политической, особенно для оценки защищенности жизни, благополучия и прав человека. Для оценки состояния и регулирования проблем безопасности необходимо обеспечить возможность наблюдения, анализа причинно-следственных связей, определить критерии, благодаря которым можно оценивать качество объектов и эффективность процессов, ввести ограничения на колебания, максимальную и минимальную силу управляющих воздействий. Принципы выбора показателей безопасности должны обеспечить адекватность отражения системой показателей объективной реальности, состояния и тенденций развития ноосферы и ее элементов. Главенствующими принципами построения показателей безопасности являются: · объективность (научность); · системность (комплексность, единство внешних и внутренних связей, факторов); · необходимость и достаточность данных; · утилитарность (прикладной характер); · правоверность (соответствие нормам морали и права). В качестве признаков (условий), на основании которых дается оценка слагаемых безопасности, факторов, определяющих ее состояние и размеры грозящей опасности, выступают критерии. Критерий - это мерило оценки, которое дает возможность осуществлять отбор показателей, индикаторов, классифицировать их по основным компонентам и условиям обеспечения комплексной безопасности. Критерии должны соответствовать следующим требованиям: § должны отвечать целям сбора информации: научно-познавательным или прикладным, а также учитывать методику формирования банка данных и методов их анализа (возможность формализации описания изучаемого объекта, классификации, обобщения и т.п.); § должны обеспечивать полноту и адекватность отражения системой показателей объективной реальности: учет конкретной ситуации, особенностей, специфики каждого компонента безопасности, характера действия внешних и внутренних факторов, уровня и масштаба анализируемого процесса. Показатели - это научно фиксируемые свойства, инструменты познания и измерения тех или иных признаков происходящих процессов, явлении. Система показателей состояния динамики той или иной сферы безопасности призвана обеспечить комплексное отражение: § всей совокупности внешних факторов, определяющих уровень этой сферы безопасности; всей полноты противоречий внутри самой сферы как источников ее угрозы. Характеристика каждого компонента исследуемой сферы безопасности должна опираться на достаточно ограниченное число показателей. Показатели должны быть: § сквозными, т.е. сопоставимыми с прошлыми и будущими измерениями; § сопоставимыми с результатами изучения проблемы на разных иерархических уровнях: глобальном, региональном и др. Показателями могут быть: § физические (например, концентрация вещества, плотность, мощность и т.д.); § экономические (уровень падения промышленного производства, доля импортных продуктов питания и т.п.) и другие величины. Тесная взаимосвязь различных объектов и направлений комплексной безопасности, многофакторный характер угроз в совокупности с ограниченностью методов и методик сбора, учета и обработки данных ставят в повестку дня задачу стандартизации участвующих (включенных) показателей. Речь идет о разработке методов научного анализа по отдельным блокам безопасности, содержащим сквозные показатели. В связи с этим встает вопрос о создании единых норм и требований к сбору информации, ее хранению и процедурам вторичного анализа, к введению ее в научный и прикладной оборот. Необходимо на каждое исследование иметь данные о времени и месте его проведения, методах сбора первичной информации, выборочной совокупности, предельных ошибках и другие сведения. 7.2. Регистрация и измерение опасностей и угроз. Результаты исследований проблем комплексной безопасности свидетельствуют о том, что на первое место среди опасностей и угроз выходят техногенно-природные аварии, катастрофы. По данным российских ученых в России от таких опасностей гибнут или получают тяжелые увечья около 400 тыс. человек в год. Прямые материальные потери при этом составляют 3-5% ВНП, а косвенные — 6-10%. В последние десятилетия они возрастают ежегодно на 10-30% и в 3-6 раз превосходят потери от подобных аварий и катастроф в промышленно развитых странах. Как полагают специалисты, даже после стабилизации в России возможный прирост ВНП будет не в состоянии компенсировать ежегодные 10-12% его потерь от техногенных и природных аварий и катастроф. Измерения опасности и угроз производятся по ряду признаков: · по размерам ущерба, количеству погибающих и искалеченных людей, материальным потерям в процентах от ВНП, влиянию на развитие страны; · по ежегодному возрастанию ущерба в процентах, с прогнозом этой эволюции в будущем; · по количественному сравнению потерь от этих опасностей в России с потерями в других странах в 3-6 раз; · по возможностям сокращения ущерба от них (в 2-3 раза) при условии выполнения рекомендаций ученых. Измерение как раз и есть совокупность действий в целях нахождения числового значения признаков и свойств опасностей и угроз, чтобы дать их обобщенную количественную оценку для дополнения и углубления качественных характеристик. Измерение опасностей необходимо для того, чтобы точно определять необходимые силы, средства и способы противодействия. Измерения - это познавательный процесс определения отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за константу. Полученное в результате их измерения число называется численным значением измеряемой величины. Все более широкое применение получают математические расчеты вероятности тех или иных опасностей или ущерба от них. Так, группа американских ученых попыталась математически выразить вероятность случайного возникновения ядерной войны формулой: А = 1 - (1 - р (и + г)) п,
где: А - возможность аварии с ядерным оружием, вступление в войну на протяжении данного периода времени; р - коэффициент случайного несанкционированного запуска ракет в течение 24часов, р = 10n - 8; и - количество американских стратегических средств доставки ядерных зарядов до целей; г-количество ракет среднего радиуса действия НАТО в Западной Европе; п - число дней. При расчетах на начало 80-х годов казалось, что шанс ядерной аварии с катастрофическими последствиями на протяжении одного рода равен 1,4%, за 10 лет - 14%, за 20 лет - 28%, за 50 - до 70% и т.д. Даже при чрезвычайно малом коэффициенте кривая вероятности случайной ядерной катастрофы за несколько десятилетий может достичь 100%. Отсюда вытекает вывод о необходимости сокращения ядерного оружия. Опасности природного и техногенного характера, как правило, регионального масштаба классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в критических ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеров материального ущерба, а также в зависимости от зон распространения поражающих факторов. В практике наиболее широко используется понятие чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация - положение, вызванное реализованной угрозой населению, материальным средствам, объектам жизнеобеспечения и природной среде в результате воздействий природного и техногенного характера, эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и средств вооруженной борьбы. Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. Характеристика чрезвычайных ситуаций приведена в таблице 3.
Таблица 3 Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Наиболее целесообразным для использования в качестве комплексного показателя безопасности человека при исследованиях на всех иерархических уровнях (глобальном, региональном и др.) представляется выбор средней ожидаемой продолжительности жизни (СОПЖ). Этот показатель отражает достижения медицины, социально-экономическое положение общества, наличие войн и военных конфликтов, уровень криминогенной обстановки, состояние окружающей среды и т.п. СОПЖ количественно характеризует результаты деятельности систем безопасности по достижению основной цели: увеличению продолжительности жизни на основе улучшения здоровья каждого человека, благоприятного социального устройства общества и качества окружающей среды. Основным показателем состояния является вероятность потери устойчивости в экосистеме, т.е. необратимо деградация природы при внешнем воздействии. В Нидерландах, например, в соответствии с законодательством о безопасности населения и окружающей среды предельно допустимая экологическая нагрузка не должна превышать черту, за которой могут пострадать 5% видов в экосистеме. Очевидно, что увеличение СОПЖ однозначно указывает на повышение уровня безопасности в обществе. Но более долгая и здоровая жизнь требует больше возможностей для осуществления поставленных человеком целей, а также для развития его способностей. Реализация же их определяется, в частности, уровнем развития самих потребностей. Иными словами, СОПЖ будет представлять собой достаточно адекватную единицу измерения только в том случае, если более долгая жизнь сопровождается ростом благосостояния общества, т.е. увеличением реальных доходов на душу населения, повышением уровня образования, уменьшением преступности и наркомании, удовлетворением потребностей, характеризующих качество жизни. Качество жизни в соответствии с методологией, предложенной Комиссией ООН состоит из трех компонентов: экономики, образования и прав человека. Уровень экономического развития измеряется в ВНП на душу населения, уровень образования - числом лет, отводимых обществом на обучение "среднестатистического" человека, а его права характеризуются индексом, который рассчитывается по специальной методике и может принимать значения от нуля до единицы. Таким образом, безопасность и качество жизни можно измерять, а значит, и управлять ими. Принципиально важно отметить наличие конкуренции или противоречия между безопасностью и качеством жизни: общество может улучшить качество жизни за счет безопасности всех или некоторых его членов. Наблюдается и обратная ситуация: зачастую внедрение дорогостоящих систем безопасности оказывается столь разорительным для общества, что в результате общий риск для его членов лишь возрастает, так как при этом общество вынуждено пойти на снижение уровня развития социально-экономической сферы: медицины, образования и т.д. Решение указанной проблемы может дать теория управления рисками. Разработанная в ней методология позволяет оценить риски различной природы, которым подвергается человек, вычислить соответствующие им рациональные величины затрат, необходимых для их снижения до приемлемой величины. Критерием оптимальности затрат является максимально возможное снижение суммарного риска (от чего и зависит СОПЖ), которое достижимо при данном качестве жизни. Следует отметить, что данный подход возможен в социально здоровом обществе в мирное время. В форс-мажорных обстоятельствах (при угрозе войны, криминализации общества, стихийных бедствиях и т.п.) целесообразно использовать другие подходы и критерии для обеспечения безопасности человека, общества, государства. Для решения этих задач наиболее эффективным и, возможно, единственным представляется моделирование процессов возникновения опасностей и угроз, их развития и устранения. Рассмотрим основные особенности такого моделирования. 7.3. Моделирование опасностей и угроз. Исследование опасностей по моделям, под которыми понимаются аналоги (физические, математические, модели-схемы, структуры, знаковые системы) изучаемых объектов, в ряде случаев является единственно возможным (например, исследования последствий ядерной войны или криминальных ситуаций), а в перспективе, несомненно, будет приоритетным. Модель - это аналог, представитель, заместитель оригинала. Модели могут быть: § статичными, отражающими структуру, взаимосвязи и состояние опасностей; § простыми динамичными, характеризующими качественные изменения; § сложными динамичными, отражающими качественно-количественные изменения (скачки) в их эволюции. Один из вариантов такого комплексного отображения признаков, индикаторов и измерений для одной конкретной опасности - гражданской войны - приведен в следующей таблице 4.
Таблица 4 Комплексное отображение признаков, индикаторов и измерений
В-настоящее время все более широкое применение находит метод математического моделирования опасностей и угроз на ЭВМ. Различают несколько разновидностей компьютерных систем, с помощью которых осуществляется моделирование изучаемых процессов, в том числе потенциальных опасностей и угроз: 1. Фактологические системы - это механизм собирания, накопления и обобщения факторов опасностей. Они выполняют диагностические функции, позволяя по набору определенных признаков и их изменениям судить о состоянии исследуемых процессов, обеспечивая выработку рекомендаций для их прогноза и контроля. 2. Интерпретирующие компьютерные системы, позволяющие при наличии определенных условий и данной интерпретации знаний вскрывать наиболее обоснованные и вероятные состояния опасных явлений. Машина выступает как инструмент мыслительной работы, дающий возможность по-разному комбинировать условия, состояния процессов и исходные знания, чтобы те или иные выводы или собственные суждения согласовывались с максимальной совокупностью имеющихся фактов. 3. Экспертные компьютерные (человеко-машинные) системы, выполняющие роль консультантов. В этих системах в память машины закладываются знания многих специалистов, причем этот банк экспертных данных постоянно пополняется. Машина обобщает эти знания и приводит в определенный логический порядок. ЭВМ анализирует введенную в нее задачу с позиции самых авторитетных знаний, строит план решения и выдает оптимальный ответ. Экспертная система включается в мыслительный процесс человека. Это придает человеческому мышлению большую объемность, масштабность и глубину, резко усиливая познавательный потенциал соответствующих управленческих структур по противостоянию опасностям. В последнее время ученые многих стран разрабатывают методы нелинейного математического моделирования для изучения наиболее сложных и важных процессов возникновения и развития социально-политических, духовно-нравственных и военных опасностей и угроз Прогнозирование процессов развития опасностей с помощью нелинейных дифференцированных уравнений представляет собой сложнейшую междисциплинарную проблему, решение которой является одной из важнейших задач в обеспечении национальной безопасности России. Разрозненные исследования опасностей и угроз отдельно по показателям, индикаторам и измерениям явно недостаточны, так как не обеспечивают комплексной оценки той или иной опасности или угрозы. В целях устранения этого недостатка в соответствии с требованиями системного подхода возникает необходимость комплексного отражения признаков, индикаторов и измерений применительно к каждой конкретной опасности или угрозе. Именно такой подход к анализу опасностей и угроз использовал академик Международной академии информатизации А.И. Палий для разработки методологии общей классификации средств и способов поражения и защиты в природе и обществе. Он предложил модель-матрицу «Классификация средств поражения и защиты в природе и обществе (таблица 4).
Таблица 4 Классификация средств поражения и защиты в природе и обществе
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|