ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Медицинская составляющая опасностей и угроз 5 страница· разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России: · выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; · совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности. Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет лам, способность отстаивать эти идеалы и ценности, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении, а их неразвитость - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. А уровень развития ценностей определяет в значительной мере и уровень развития интересов. Национальная безопасность - достаточная по уровню и характеру защищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Совокупная система национальной безопасности государства - комплексная система, включающая три взаимосвязанных системы (рис.4): · систему обеспечения жизнедеятельности государства, общества, человека; · систему защиты государства, общества, человека; · систему управлениянациональной безопасностью.
Рис. 4. Совокупная система национальной безопасности
Система обеспечения жизнедеятельности - совокупность всех ресурсов и ценностей государства, общества и человека, обеспечивающая при достаточной защищенности и соответствующих условиях взаимодействия эффективное их использование и развитие. Система защиты государства, общества и человека - совокупность всех законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз. Система управления национальной безопасности - это совокупность государственных органов и общественных структур, возглавляемая Советом Безопасности и обеспечивающая оперативное и стратегическое управление системой национальной безопасности. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируются защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, оказывающих содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Таким образом, в систему обеспечения национальной безопасности входят органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности
5.2. Структура органов обеспечения безопасности. Состав и структура органов обеспечения безопасности с учетом их иерархии представлена в таблице 1. Таблица 1 Органы обеспечения безопасности
Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с законом РФ "О безопасности". Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Проблемы национальной безопасности могут быть разрешены только благодаря целенаправленным усилиям всех государственных органов с активным подключением общественных организаций. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной законодательной системой в области национальной безопасности. Условия, в которых приходится действовать структурам, обеспечивающим национальную безопасность России, требует сегодня выбора и применения не только новых форм и методов, но и новой идеологии, т.е. формирования иных правовых, организационных и нравственных походов. 5.3. Принципы организации и функционирования системы безопасности. Организация и функционирование системы безопасности должны соответствовать следующим принципам: 1. Комплексность: · обеспечение безопасности персонала, материальных и финансовых ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями; · обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования, во всех режимах функционирования; · способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с изменениями условий функционирования предприятия. Комплексность достигается: § обеспечением соответствующего режима и охраны коммерческого предприятия; § организацией специального делопроизводства с ориентацией на защиту коммерческих секретов; § мероприятиями по подбору и расстановке кадров; § широким использованием технических средств безопасности и защиты информации; § развернутой информационно-аналитической и детективной деятельностью. § Комплексность реализуется как совокупность правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий. 2. Своевременность. Своевременность предполагает постановку задач по комплексной безопасности на ранних стадиях разработки системы безопасности на основе анализа и прогнозирования экономической обстановки, угроз безопасности предприятия, а также разработку эффективных мер предупреждения посягательств на законные интересы. 3. Непрерывность. Считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам. 4. Активность. Защищать интересы предприятия необходимо с достаточной степенью настойчивости, широко используя маневр силами и средствами обеспечения безопасности и нестандартные меры защиты. 5. Законность. Принцип законности предполагает разработку системы безопасности на основе федерального законодательства в области предпринимательской деятельности, информатизации и защиты информации, частной охранной деятельности и других нормативных актов по безопасности, утвержденных органами государственного управления в пределах их компетенции, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений. 6. Обоснованность. Используемые возможности и средства защиты должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, обоснованны с точки зрения заданного уровня безопасности и соответствовать установленным требованиям и нормам. 7. Экономичность. Имеется в виду экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности (критерий "эффективность — стоимость"). Во всех случаях стоимость системы безопасности должна быть меньше размера возможного ущерба от любых видов угроз. 8. Специализация. Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Эксплуатация технических средств и реализация мер безопасности должны осуществляться профессионально подготовленными специалистами службы безопасности и функциональных и обслуживающих подразделений предприятия. 9. Взаимодействие и координация. Означает осуществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних специализированных организаций в этой области, координации их усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудничества с заинтересованными объединениями и взаимодействия с органами государственного управления и правоохранительными органами. 10. Совершенствование. Предусматривает совершенствование мер и средств защиты на основе собственного опыта, появления новых технических средств с учетом изменений в методах и средствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-технических требований, достигнутого отечественного и зарубежного опыта. 11. Централизация управления. Предполагает самостоятельное функционирование системы безопасности по единым правовым, организационным, функциональным и методологическим принципам и централизованное управление деятельностью системы безопасности. 5.4. Режимы функционирования системы безопасности России. Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом уровнях: § режим мирного времени; § резким повышенной готовности; § режим чрезвычайного положения; § режим военного времени. Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации. В этих условии, субъекты национальной безопасности проводят: · работу по прогнозированию, выявлению, оценке, предотвращению и нейтрализации всех видов угроз национальным интересам России; · разработку, согласование, утверждение и корректировку планов и программ обеспечении национальной безопасности, вводимых в действие в установленном порядке в случае возникновении угроз национальной безопасности; · подбор, обучение и совершенствование кадров в сфере национальной безопасности, в том числе допризывников, резервистов и узких специалистов. Режим повышенной готовности – это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения. В этих условиях мероприятия мирного времени дополняются: · уточнением и совершенствованием мобилизационных планов; · повышением общей мобилизационной готовности органов, сил и средств национальной безопасности. С целью пресечения угроз национальным интересам в атом режиме создается действующая на время его функционирования комиссия Совета Безопасности, которая: · принимает полное руководство и ответственность по пресечению выявленной угрозы; · вводит, корректирует и планирует дальнейшие планы и программы обеспечения безопасности; · привлекает специалистов и профилирующие организации; · принимает решение о привлечении необходимых для пресечения угроз ресурсов. Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения. В этом случае дополнительно проводятся следующие мероприятия: · вводит чрезвычайное положение на угрожаемой территории или угрожаемой области жизнедеятельности; · обеспечивается профилирующая мобилизация. Совет Безопасности создает постоянно действующую комиссию, которая: · принимает полное руководство и ответственность по локализации и устранению выявленных угроз; · осуществляет режим прямого государственного регулирования: · вводит, корректирует и реализует дальнейшие планы и программы обеспечения национальной безопасности; · принимает решения о привлечении дополнительных ресурсов и стимулирующих мер, в том числе выделение бюджетных средств, льготных кредитов и налогообложения. В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов. Режим военного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Этот режим регулируется законом РФ «О военном положении». При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного Комитета по обороне, который: · осуществляет режим прямого государственного управления; · принимает полное руководство и ответственность по отражению и уничтожению угроз национальной безопасности; · разрабатывает, вводит и реализует оперативные планы по обеспечению национальной безопасности и ведению боевых действий; · принимает решение о привлечении и задействовании стратегических ресурсов страны. Тема 6. Методическая оценка уровня национальной безопасности и ее видов. 6.1.Методические подходы количественной оценки уровня национальности безопасности. 6.2. Количественная оценка жизненных интересов личности, общества и государства. 6.1.Методические подходы количественной оценки уровня национальности безопасности. Жизненно важные интересы личности, общества и государства находят свое отражение в политике государства в различных конкретных сферах жизнедеятельности. Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реализации, достижения поставленных целей развития и выполнения принятых решений. Однако на практике поставленные цели сплошь и рядом не достигаются в полной мере из-за изменения различных факторов внешней и внутренней среды, но главным образом из-за противодействия, порождаемого угрозами безопасности, которые и возникают только в процессе реализации социальных интересов. Поэтому уровень защищенности интересов в процессе их реализации определяет степень достижения поставленных целей и в конечном итоге эффективность государственного управления в целом. При этом возникает сложнейшая теоретическая и практическая задача разработки методов измерения уровня национальной безопасности. Это необходимо для создания механизма заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз безопасности, которую нельзя решить без разработки определенного набора индикаторов, позволяющих с достаточной степенью достоверности оценить уровень текущего состояния безопасности личности, общества и государства. Сейчас превалируют два основных направления решения этой задачи в нашей стране: § путем определения пороговых значений некоторого набора социально-экономических показателей. § сформировать набор специальных измеряемых показателей по отдельным видам угроз безопасности и регулярно осуществлять мониторинг состояния окружающей среды по этим показателям. Первый путь представляется бесперспективным по ряду причин. Во-первых, сам набор этих показателей не имеет отношения к безопасности, поскольку отражает только текущее состояние страны, а не ее национальные интересы. Во-вторых, эта методика ориентирована исключительно на определение допустимого порога ухудшения реальной ситуации в различных сферах жизнедеятельности. В-третьих, условность и неэффективность метода пороговых значений. Второй путь представляется более плодотворным, поскольку он ориентирован на оценку одного из важнейших элементов системы безопасности - потенциальных и реальных угроз. Однако и этот подход не позволяет решить задачу оценки уровня безопасности из-за отрыва угроз от интересов. А этого допускать нельзя, так как даже по определению угроза всегда связана с конкретным интересом. Смешение уровня безопасности с уровнем опасности угроз - это методологическая ошибка. В связи с вышеизложенным наиболее обоснованным с методологической точки зрения подходом к оценке уровня национальной безопасности, всех ее типов и видов следует признать метод определения уровня защищенности жизненно важных интересов от угроз. Решение этой задачи представляет собой сложный многоступенчатый процесс. Алгоритм решения этой задачи в самом общем виде выражает последовательность операций и взаимосвязанных расчетов. При этом выделяются три самостоятельных, но взаимосвязанных блока расчетных операций: 1. Блок жизненно важных интересов. Определение жизненно важных интересов объектов безопасности. Формирование параметрической структуры жизненно важных интересов Количественная оценка параметров, характеризующих жизненно важные интересы. 2. Блок угроз жизненно важным интересам. Выявление угроз безопасности. Привязка угроз безопасности к конкретным жизненно важным интересам. 3. Блок рисков безопасности. Определение риска безопасности по каждому жизненно важному интересу. Оценка уровня защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности. 6.2. Количественная оценка жизненных интересов личности, общества и государства.
Важнейшей исходной базой для оценки уровня национальной безопасности является разработка системы количественных показателей, отражающих содержание конкретного жизненно важного интереса личности, общества, государства. Без отражения интересов в конкретных количественно-качественных показателях невозможно перейти к государственному управлению через интересы, к научному управлению обществом вообще. Без этого нельзя также измерить безопасность и осуществлять оптимальное управление безопасностью, ориентированное, главным образом, на предупреждение воздействия угроз. Для каждого объекта (личность, общество, регион, государство и т.д.) можно выделить несколько жизненно важных интересов, являющихся доминирующими, ключевыми, по сути определяющими и другие более мелкие и конкретные интересы. Простой перечень интересов сам по себе не может лечь в основу политики и государственного управления и останется простой декларацией, если не наполнить каждый интерес конкретным содержанием. Поэтому необходимо сформировать параметрическую структуру жизненно важных интересов - систему показателей, совокупность которых выражает содержательную сторону интереса. Вполне достаточной для практических нужд представляется система из 10-20 показателей в денежной или ненадежной форме по каждому интересу. Например, к жизненно важным интересам личности следует отнести: · повышение уровня жизни; · повышение качества жизни; · гарантия конституционных прав; · обеспечение социальной справедливости; · стабильность жизнедеятельности, личная и имущественная безопасность. Параметрическую структуру этих интересов можно представить в следующем виде (таблица 1). Таблица 1
Предложенная параметрическая структура жизненно важных интересов личности представляет собой, безусловно, только лишь один из возможных вариантов решения этой проблемы. Необходимо модернизировать статистику на всех уровнях и выработать отечественную систему показателей, отражающих содержание основных национальных интересов, опираясь при этом на опыт других стран и Организации Объединенных Наций. Так специалистами ООН в 1990 г. был предложен показатель - индекс человеческого развития (ИЧР), характеризующих развитие человека - долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения. Уровень жизни определяется объемом реального ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни - паритет покупательной способности (ППС). Важной особенностью ИЧР является то, что в отличие от ВВП он позволил выйти за рамки чисто стоимостных значений, объединить показатели, измеряемые в различных единицах, и выработать для них единую меру измерения. По методологии расчета ИЧР каждый исходный показатель входит в него не в абсолютных значениях, а в виде относительного индекса, характеризующего место конкретной величины данного показателя в шкале между минимальным, принимаемого за «0», и максимальным, принимаемого за «1», его значениями. Так, при расчете ожидаемой продолжительности жизни за минимум принято 25 лет («0»), за максимум - 85 лет («1»). Тогда для страны или региона с фактической ожидаемой продолжительностью жизни в 55 лет ее индекс составит 0,5. Уровень образованности рассчитывается как среднеарифметическое значение двух показателей: грамотности взрослых в пределах от 0 до 100% (всеобщая грамотность) с весом в две трети и средней продолжительности учебы от до 15 лет, принимаемого за максимум, с весом в одну треть. Для расчетов индекса уровня жизни приняты за минимум 200 долл. США («0»), а за максимум - 40 тыс. долл. США («1»). Для учета влияния на величину ИЧР резкого неравенства в уровне материального благополучия в различных странах или регионах в расчет данного индекса введены некоторые коэффициенты частичности по прогрессивной шкале. Если величина реального ВВП на душу населения с поправкой на ППС превышает среднемировой уровень, то величина этого коэффициента уменьшается, так как считается, что дальнейшее увеличение дохода на душу населения рассматривается как излишество и уменьшение его вклада в общее человеческое развитие. В результате считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень, страны с ИЧР в диапазоне 0,5-0,8 -средний уровень, а страны с ИЧР свыше 0,8 - высокий уровень человеческого развития. Сравнение показателей ВВП и ИЧР подтвердили высокую степень корреляции между ними, т.е. более богатые страны с большим ВВП, естественно, имели и большее значение ИЧР. Однако во многих случаях эта взаимосвязь не прослеживается. Более того, за исследованный период ни у одной страны величина ИЧР не уменьшилась, в то время как объем ВВП в ряде стран в этот период периодически снижался. Иными словами, показатель ИЧР более устойчив в оценке состояния и тенденций развития человека и общества. Для оценки общего благосостояния необходимо использовать в тесной взаимосвязи показатели, характеризующие и экономическое, и неэкономическое благосостояние. Главным инструментом изменения в ту или другую сторону неэкономического благосостояния является воздействие на использование дохода. Одну и ту же сумму денег можно направить на удовлетворение разных потребностей. При этом различные виды потребления могут по разному влиять на уровень общего благосостояния. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку при разработке государственной экономической и социальной политики необходимо учитывать насколько сильно неравенство в распределении доходов скажется на общем благосостоянии, а не только на его материальной, экономической стороне. А это, в свою очередь, обяжет государство принимать большее участие в формировании подлинно необходимых обществу осознанных потребностей, т.е. интересов. Радикально-уравнительное распределение богатства между членами современного цивилизованного общества ведет к ограничению роста культуры в обществе и в конечном итоге к его деградации. Поэтому, хотя мы и привыкли подчеркивать, что экономика определяет политику, действие одного и того же экономического фактора неизбежно ведет к различным последствиям даже экономического характера в зависимости от общих сложившихся в обществе условий, в том числе и политических. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|