Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Процесс и методика средового проектирования




Проектирование вообще — процесс создания, описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эс­тетическими свойствами, оно осуществляется в том или ином языке, в терминах и структурах которого обосновывается принципиальная возможность осуществления объекта и строится выходной текст проекта (его рабочая документация).

Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно - технический и художественно - образный подходы к построению модели будущего объекта и способа ее описания. На всех этапах дизайн - процесса самым важным является поиск, формирование и следование проектному образу. Осуществление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства, потребления, а также понимания духовных запросов общества. Поэтому дизайнерское проектирование базируется на научных основах моделирования объекта, которые применяются в других областях общественной деятельности, объединяя научные принципы с художественными в проектном образе. Творческая суть художественного проектирования (дизайна) состоит в «образном схватывании», прояснении и воплощении жизненных ценностей. Основой является проектное воображение (как базовая профессиональная способность): взаимосвязь процессов мышления, направленных на выявление исходных ценностных ориентиров, основных формообразующих факторов и проектных образов будущих дизайнерских объектов. При этом синтез факторов формообразования не есть механическая сумма требований к объекту — это система, в которой от места и роли отдельных факторов (условий) зависит общий подход к процессам формообразования.

Процесс проектирования представляет собой последовательность действий, началом которых являются накапливание данных о работе и выработка исходной целевой установки. На ее базе определяются направления дальнейшего поиск решения, оцениваются альтернативы, варианты и ведется разработке данной идеи с последующим уточнением и взаимоувязкой подструктур модели. Завершает процесс графическое, макетное или словесное описание, представление проектной модели.

В «классическом» дизайне синтеза функционально-компоновочного решения и его эмоционально-образного содержания предопределяет принципиальную схему процесса — параллельный поиск прагматических решений (техническая, организационная, пространственная «дизайнерская» и их эстетическая визуализация «художественная идея» — композиционная: структура, зрительная трактовка ее элементов и т.п.). Эта схема достаточно эффективна во всех видах; особенно в средовом проектировании, где приходится одновременно учитывать множество разнообразных факторов становления средового образа.

Дизайнерское проектирование изначально возникло как привнесение в утилитарный объект художественного начала, улучшающего его потребительские свойства. Образные характеристики здесь — цель второго и даже третьего (после гармонизации) порядка. Больше того, множество предметов, вещей, явлений, отработанных дизайнерски, вообще не в состоянии приобрести черты художественного образа сами по себе, вне контекста потребления либо вне связи с другими архитектурными и дизайнерскими формами данного средового комплек­са. Подвластный дизайну мир конкретностью назначений, ограниченностью масштабов, целеустремленностью форм как бы завершает художественный поиск собирательным предметным образом и задачами гармони­зации и очень редко позволяет дизайнеру создать художественный символ. И дело не в уникальности или массовости дизайнерских решений или изделий, а в характере средств передачи идейного содержания. Поэтому неслучайно многие современные объекты архитектурного творчества в век массового тиражирования, например, жилых построек, практически относят к сфере дизайна. Однако с увеличением масштаба осваиваемой дизайнером системы наблюдается переход от единичных зданий к комплексам и далее — ко всей совокупности предметных и пространственных слагаемых проектируемой целостности. Другими словами, здесь набор подлежащих проработке форм позволяет реально стремиться к художественному образу как цели, и вопрос лишь в выборе путей ее достижения. Таким образом, вовлечение в дизайнерское проектирование все большего количества компонентов переводят его в новый ранг проектной деятельности, архитектурно - дизайнерское (средовое) проектирование. Причем архитектор - дизайнер в своей работе оперирует не только специфически архитектурными средствами — пространством, конструкцией, пластикой детали, но и волен к этой системе средств добавить любые другие составляющие среды и, более того, некоторые из них (в том числе визуальные коммуникации, рекламу, поток машин, оборудование и т. д.) сделать ведущим зрительным компонентом «своего» художественного образа. Самое главное для него — понимание феномена «проектной культуры», для которой важно, что образ жизни людей образен в том же смысле, в каком образными качествами наделены дизайнерские объекты и произведения искусства. При этом проектное воображение как бы пронизано ценностной интонацией и через это связано с художественной культурой в целом.

Базовые категории методики дизайнерского проектирования присущи всем формам и видам дизайна. В одних случаях их действие прослеживается относительно легко, в других при­ходится прибегать к особым приемам, усиливающим эффективность их при­менения для получения нужного автору результата.

Самый трудный в этом плане вариант дизайнерской работы — средовое проектирование, где взаимодействуют одновременно сочетания плоскостных, объемных и пространственных форм, что требует специального показа особенностей использования этих фундаментальных положе­ний в технологии дизайна средовых объектов и систем.

В наше время становление проектного решения в дизайне среды теснейшим образом связано с личным багажом представлений автора об арсенале конкретных зрительных форм всех возможных реалий и событий окружающей нас действительности, с его умением различить, отобрать и использовать нужные ему формы в своей работе. Иначе говоря - речь идет о "словарном запасе" специфического визуального языка дизайнерского проектирования, который, как это видно из следующей главы, сохраняет свое значение на всех этапах проектного процесса.

Процесс проектирования сегодня, как и все виды человеческой деятельности, бесконечно усложнился, расслоился на виды, этапы и области концентрации работ и т.д. При этом занятая в проектировании армия специалистов также разделилась на мно­жество самостоятельных отрядов и подразделений, каждый со своим предметом деятельности, методами, техническим и миро­воззренческим оснащением.

Часто эти подразделения разобщены не только административно, но и во времени и пространстве: планировщики «из центра» рекомендуют общие принципы решения, «объемщики» в разных городах и институтах, каждый по-своему, создают проекты заводов или жилых кварталов, дизайнеры (независимо от них) проектируют мебель, оборудование, трамваи, люстры, иногда задолго до нача­ла или много позже окончания строительства района или промзо-ны, художники сами по себе компонуют витрины, рекламы и т.д.

Другими словами, только в редких случаях целостная, художественно непротиворечивая среда нашего обитания складывается сознательно, по единому замыслу. В подавляющем большинстве случаев она — результат длительного, часто болезненного «притирания» противоречивых предложений, обстоятельств, тенденций.

Типология объектов дизайна среды постоянно расширяется. Сегодня – это жилые, общественные, промышленные здания и комплексы, планировка городов и поселков, ландшафтная архитектура (парки, скверы, бульвары), дизайн городской среды (улицы, площади), интерьеры зданий. Этот перечень говорит о том, что проектирование среды представляет сложную творческую деятельность, и самое сложное в труде дизайнера – все требуемые знания необходимо уметь соединить в едином сплаве творческого действия проектирования. Как отмечалось ранее, дизайнеру предоставлено большое поле свободы для творчества. Но проектирование среды – это методически организованный процесс, имеющий определенное содержание и последовательность действий. В основе проектирования среды лежат научно- исследовательские и художественно творческие методы.

Технология творчества разработана в методике проектирования среды. Методика – это, прежде всего последовательные стадии работы, которые представляют промежуточные этапы разработки проекта. Соответственно, им присуще определенное содержание. Учебные стадии проектирования разработаны по аналогии с творческой работой мастеров.

Суть дизайнерской деятельности: с одной стороны, это комплекс знаний и навыков, преобразованные в метод проектирования, который в дальнейшем используется для создания дизайн-проекта; с другой - это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, вычленять существенные взаимосвязи и закономерности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных