Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние материала конструкции и технологии производства на форму объекта проектированияю. Социально-экономические объекты формирования образа среды.




Формообразование – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, архитектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Формообразование в проектировании среды включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование - решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение. В соответствии со своим назначением конкретно-пространственная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, которые определяют эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности. Ощущая различия в эмоциональном воздействии формы вещей, оборудования или сооружений, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Обусловлено это воздействие спецификой объекта (его типологией и конкретными особенностями) или особенностями его организации (формообразования) и восприятия.

Форма –

1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала;

2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информации. Форма в дизайнеособая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и прочее. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям. Образование формы сводится к выявлению и фиксации в объекте и проектирования его базовых свойств и качеств, т.е. содержания той формы, которая является способом их существования. Дизайнеры всегда имеют дело с формой, которая должна быть единой, цельной и выразительной. Задача проектировщика – уметь снимать это противоречие, которое и есть движущая сила поиска формы предметных и пространственных структур в дизайне. Сейчас творческие искания дизайнеров - архитекторов направлены на создание архитектурных форм, вытекающих из конструктивного решения, тогда как раньше архитекторы пользовались арсеналом готовых форм, воспроизводимых в любой конструкции независимо от материала (камня, дерева или гипсового раствора), что приводило к появлению чисто декоративных элементов, лишённых всякого смысла. В наше время вновь начали создавать архитектурные формы на основе конструкций не только под влиянием свойств материала и методов расчёта, но и в связи со стремлением проникнуть в сущность нового строительного искусства, найти образ, который соответствовал бы функциональным требованиям к сооружению.

В дизайне – форма и конструкция неразделимы: конструкция является носителем эстетической информации. Не случайно дизайн близок по своему духу к таким архитектурным течениям начала XX в., как функционализм в Европе и Америке, конструктивизм в России, где функциональность и конструкция сооружения становятся основой красоты его формы, внешнего вида художественной составляющей сооружения. Возникнув практически одновременно, дизайн и названные архитектурные стили оказывали влияние друг на друга в процессе своего последующего развития.

В качестве прообраза дизайнерского формообразования конца прошлого – начала нашего столетия можно рассматривать такие инженерные сооружения, как Байтовые мосты в Сан-Франциско, Москве, Будапеште, Эйфелеву башню в Париже, цилиндрические стержневые конструкции Шухова, перекрывающие торговые галереи ГУМа и пассажей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, в которых ажур конструкций создает художественный образ сооружения в целом.

В разных промышленных изделиях материал и конструкция по-разному влияют на форму. Прежде всего, само соотношение между влиянием свойств материала и влиянием конструкции на реальную форму вещи может быть разным. Можно себе представить простое промышленное изделие, в котором конструкция элементарна и материал, как правило, используется в монолите. Скажем, посуда из пластмассы или инструмент. Ясно, что, когда речь идет о простейшей конструкции, форма предмета в основном зависит от работы самого этого материала (металл, дерево, пластмасса и т.д.). В сложном изделии взаимосвязь между материалом, конструкцией и создаваемой формой иная, ибо там материал «работает» исключительно через специально создаваемую конструкцию. В производстве мебели, например, в последнее время произошли существенные изменения, связанные не столько с функцией (функция мебели более или менее постоянна), сколько с применением новых материалов и конструкций, в частности, отличается более свободной пространственной организацией и возможностью быстрой трансформации. А из пластмассы наоборот – компактностью и пластичностью.

Можно выделить некоторые типовые конструктивные системы (или группы конструкций), выполняемые в самых различных материалах, которые образуют характерные внешние формы различных сооружений и промышленных изделий. Это пространственные открытые конструкции (монолитные и решетчатые) и конструкции, заключенные в единый объем, внешняя оболочка которого, может быть образована в свою очередь конструкцией типа монолитной оболочки и каркаса в сочетании с различными ограждающими этот объем щитками или кожухами. Однако не во всех случаях между ними существует непосредственная связь. Часто художники-конструкторы имеют дело с изделиями, где налицо прямая связь конструктивной основы с внешней формой, когда зрительно отчетливо воспринимается работа этой конструкции.

В области материального производства, в частности в архитектуре и дизайне, функциональное назначение и содержание предметов всегда облечено в какую-то материальную пространственную форму. Влияние материалов и конструкций на форму промышленных изделий неодинаково, оно зависит от характера предмета, его функций, связей с человеком. Характер и технология производства также влияют на качество и форму промышленного изделия. Надо уметь учитывать реальные технологические возможности, использовать или предлагать новую технологию, дающую желаемые результаты без дополнительных затрат труда и материалов. Влияние конструкции на форму не происходит само собой, непосредственно, а только через творчество художника-конструктора. В этом процессе есть несколько очень важных моментов, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, в конструктивной основе промышленных изделий могут быть использованы разные системы. Поэтому важно выявить в форме основную конструктивную систему. Если выявляется второстепенный, а не основной элемент, то цельности композиции наносится урон. Во-вторых, используя старую конструкцию при новой функции, можно получить нежелательную характеристику формы, связанную с этой конструкцией. Старый английский холодильник напоминает несгораемый шкаф, т.к. для его конструкции за аналог была принята форма сейфа. В результате вещь, реализованная в старой конструктивной системе, несвойственной новой функции, получилась по форме совершенно несоответствующей назначению. Можно выделить некоторые типовые конструктивные системы (или группы конструкций), выполняемые в самых различных материалах, которые образуют характерные внешние формы различных сооружений и промышленных изделий. Это пространственные открытые конструкции (монолитные и решетчатые) и конструкции, заключенные в единый объем, внешняя оболочка которого, может быть образована в свою очередь конструкцией типа монолитной оболочки и каркаса в сочетании с различными ограждающими этот объем щитками или кожухами. Однако не во всех случаях между ними существует непосредственная связь.

В дизайне архитектурной среды, и, в частности, в дизайне интерьеров, куда входит и и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеров производственных зданий имеются свои особенности. Они определяют свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. Зачастую здесь используются ценные породы древесины, натуральный камень и другие дорогостоящие материалы с большим сроком службы в условиях интенсивной эксплуатации. Рассчитанные на единовременное пребывание значительного числа людей, пространства общественных зданий имеют часто зальный характер с большепролетными конструкциями. Последняя особенность часто обыгрывается дизайнером, и тектоника сооружения становится художественной темой интерьера: пилястры, несущие колонны, балки и фермы перекрытий намеренно выделяются в общей композиции особой формой, цветом, превращая их в своеобразный декоративный элемент, украшение интерьер. Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи черпает из окружающей нас природы, где все предельно рационально и лаконично. Стебель бамбука при значительной высоте и предельно малом диаметре имеет абсолютную устойчивость. Ряд соединенных полых элементов трубчатого сечения делают эту конструкцию к тому же чрезвычайно легкой, утолщения и мембраны в местах соединений обеспечивают ее прочность. Эта оригинальная, созданная природой, конструкция стала прообразам современных телескопических антенн, спиннингов, современных настольных ламп. Ярким образцом жесткой конструкции при минимальном расходе материала, является скорлупа обыкновенного птичьего яйца. Соотношение размера ''перекрываемого пространства'' и толщины самой скорлупы составляет тысячу к одному. Это наблюдение положено в основу формообразования самых различных оболочек в архитектуре и дизайне: от большепролетных пространственных конструкций до упоминавшихся выше корпусов бытовой техники.

Дизайну, объективно связанному с массовым машинным производством, соответствует рационально (в соответствии с объективными научными данными) решаемое отношение «функция — конструкция — форма», тщательное предварительное исследование. Первоначально переход к массовому машинному производству ознаменовался лишь утверждением стилевого штампа и резким падением формальной эстетической ценности продукции по сравнению с кустарным производством. Социальные, научные и технические сдвиги, оформившиеся в начале нашего столетия, к середине двадцатых годов создали новое отношение к вещи, новое отношение к ее утилитарной и эстетической ценности. Новую эстетику вещи можно охарактеризовать как эстетику дешевых материалов, эстетику простых форм, эстетику массовой промышленной продукции. Всякое насильственное несоответствие формы материалу, имитация, «украшение», привносимое в конструкцию, согласно новой концепции, характеризуют эклектичность, непринципиальность подхода к конструированию. В основу современного дизайна легли принципиальные изменения в технологии, теоретические и практические достижения конструктивизма и функционализма начала века. При всей ограниченности и противоречивости этих течений в результате острого столкновения идей на смену «красивости» сложилось представление о целесообразности как основной характеристике вещи.

Целесообразность включает оптимальное соответствие конструкции (как органической части конструктивного спектра) конкретной функции и оптимальное соответствие формы как внешнего выражения конструкции закономерностям оптического восприятия и изменяющимся нормам эстетической оценки.

Дизайн отличается от всех видов стилизации тем, что при сохранении значительной автономности формы она находится во взаимной зависимости с конструкцией. Через «отношение» конструкция определяет спектр форм, через «отношение» форма влияет на конструкцию (где «отношение» определяется условиями, предъявляемыми проектированию утилитарными и эстетическими запросами массового потребителя). Через многостороннее исследование условий, определяющих отношение, представляется возможным выяснить характер взаимозависимости «форма — художественный образ». Поскольку образ нельзя передать простым соединением слов-понятий, характер его образования можно определить только через сложное отношение: конструкция — форма — образ. Через исследование объективных условий, определяющих это отношение, представляется возможным выяснить характер взаимосвязи оптимально-конструктивного и эстетического. Наличие этой взаимосвязи наглядно подтверждается практикой (конструкции ряда природных тел: яйцо, раковина аммонита, кристалл и т. п.; параболические арки, шаровые емкости, геодезические купола и т. п.). Сложность исследования заключается в кажущейся несовместимости объективно рационального, присущего конструкции, и индивидуального характера чувственного восприятия и ассоциативных связей, рождающих образ.

Конструкция не может быть красивой, если она плохо выполняет свои механические функции, в ней должны быть максимально использованы качества формирующего ее строительного материала, и все новейшие достижения инженерных расчетов. Рациональность решения, высокая техничность, правильное использование материала — необходимые условия формирования красоты конструкции и высоких художественных достоинств архитектурных сооружений. Предъявляемые к конструкции технические требования, с эстетическими принципами организации архитектурного пространства. Обновление набора строительных материалов и новейших строительных технологий привело к более динамичному развитию форм современной архитектуры. Реализуя возможности, заложенные в новых конструкционных материалах, архитекторы обретают свободу формообразования, как в отношении внутреннего пространства, так и во внешнем облике сооружений. При этом движение к новой форме происходит не только благодаря появлению новых функциональных процессов и композиционных решений, но и на основе использования традиционных строительных материалов в новом качестве. В первую очередь это связано с такими материалами, как стекло и металл. Именно они составляют основу обновления архитектурных форм. При создании объектов архитектуры «хай-тека» именно эти материалы и составляют основу композиционного образа сооружения.

Необходимость возводить большепролетные общественные здания потребовала от конструкторов сокращения количества‚ внутренних несущих опор. Это привело к созданию металлических так называемых «ветвящихся» несущих структур и устройств, «пучковых» колонн различных конфигураций, применению вантовых конструкций. Совершенно новую возможность открывает металл при создании «трансформирующейся» архитектуры, до недавнего времени, механические системы, способные к изменению геометрической формы, использовались только в космической и военной отраслях: солнечные батареи искусственных спутников, самораскрывающиеся палатки и плоты и т.п. Сегодня меняющийся объем может стать элементом архитектурного приема.

Стиль в архитектуре и искусстве понимается как характерная устойчивая общность содержания, творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. В таком понимании рассматривается здесь и стиль в технике. Формирование и установление нового стиля — процесс длительный. Быстрая смена же форм относится к явлениям моды, факторы меняют форму только изнутри, а стиль и мода только снаружи, было бы неверно. Влияние тех и других факторов взаимосвязано. История знает немало примеров, когда стиль требовал новой технологии или привлекал новые материалы. Новая же технология или материал, т. е. производственные факторы, как правило, приводят и к внешним изменениям формы. Если производственные факторы оказывают влияние на форму любых изделий всегда каким-то определенным образом объективно, то стиль и мода по отношению к разным вещам действуют как бы избирательно. Эволюция форм в технике происходит под влиянием двух групп факторов. Это производственные факторы (развитие техники, технологии, появление новых материалов и т. д.), которые влияют на содержание и структуру вещи, т. е. эволюционируют ее как бы изнутри, и стиль и мода, которые как бы видоизменяют форму снаружи.

Важно понять закономерности развития формы в технике вообще. Поэтому рассмотрим кратко эволюцию форм из области техники, которые имеют неодинаковую предысторию и эстетическое освоение которых проходило по-разному.

Оптимальный вариант изделия оценивается не только с художественной, но и с технико-экономической стороны, поэтому рациональность конструкции объекта определяется не только внешней формой, но и правильным выбором материалов, а также технологичностью их изготовления.

Критерием выбора является соответствие его функциональным и конструктивным требованиям, технологическим возможностям переработки, а также условие достижения высоких художественно-декоративных качеств производства мебели применяется

Широкий диапазон физико-механических свойств пластмасс (термин объединяет большое количество синтетических материалов — конструкционных, отделочных, эластичных, клеевых) обусловливает большие возможности использования их в производстве мебели. При художественном конструировании важно правдиво отразить в форме изделия материал и способ его формирования. Освоение новых материалов должно идти через поиск такой формы, которая вытекает из их свойств и способов обработки. При этом нельзя искусственно усложнять форму без учета функционально-эксплуатационных, технико-экономических и эстетических требований.

Сама форма дает полную характеристику и материалу, и способу изготовления большинства элементов. В первом случае мы безошибочно узнаем пластмассу, во втором — массивную древесину

В целях обеспечения высоких темпов увеличения производства, в связи с применением новых эффективных материалов и необходимостью повышения рационального их использования, внедрением новых технологических процессов первостепенное значение имеет дальнейшая технологическая специализация и концентрация производства. Художник-конструктор, работая над формой изделия, с самого начала проектирования должен принимать правильные решения в отношении выбора материала, способа обработки, точности элементов и сборки, шероховатости поверхности, отделки и т. д. Эти решения должны соответствовать состоянию отрасли и уровню ее технического прогресса, иначе проект, форма изделия окажутся нереальными. Свойства материала преимущественно влияют на формы частей здания и, в особенности, на форму покрытия помещений, а также оконных и дверных отверстий. До нынешнего века камень и дерево были почти единственными основными материалами; металлы же употреблялись только для скрепления отдельных частей или для украшений. И лишь с нынешнего столетия, со времени постройки знаменитого Хрустального дворца для лондонской Всемирной выставки и парижского Центрального рынка, железо выступило как самостоятельный строительный материал и не успело еще оказать влияние на формы зданий и выработать свой стиль, хотя признаки этого будущего стиля уже начинают отчасти появляться.

Явление перехода форм из одной предметной области в другую было замечено крупным историком и знатоком искусства и архитектуры первой половины XIX в. Г. Земпером, который обратил внимание на то, что некоторые формы как простейшие выражения идеи модифицируются в определенном материале и как инструменты и способы обработки влияют на окончательную форму.

То обстоятельство, что на заре своего развития машиностроение использовало в процессе формообразования традиции архитектуры, имеет целый ряд причин. Одна из них – свойство человека при создании новых объектов использовать старые, привычные формы. Вторая – та, что архитектура из всех искусств наиболее близка к технике, к тому же архитектура занимала ведущее место среди искусств. Связь архитектурного и конструкторского творчества не обрывалась и в последующее время. Влияние архитектурных форм ощущалось в машиностроении до конца XIX в., а на рубеже веков, т.е. в период становления профессии дизайнера, проявилось неожиданно ярко: большинство первых теоретиков дизайна и художников-конструкторов были профессиональными архитекторами. Это прежде всего А. Лоос, В. Гропиус, П. Беренс, Ф.-Л. Райт и др.

Свою существенную форму архитектура приобретает с помощью материалов - основы развития новых конструктивных структур. В условиях научно технического прогресса роль материальной базы архитектуры непрерывно возрастает. Материалы как одно из главных средств решения задач, выдвигаемых архитектурой, в современных условиях не только определяют осуществление творческого замысла и реальность новых архитектурных форм и конструктивных систем, но и в большей, чем когда либо прежде, степени обуславливают характер и эстетическую выразительность формы, экономическую и функциональную целесообразность сооружения и, наконец, являются мощным объективным стимулом развития современной архитектуры.

Виды и свойства строительных материалов и изделий связаны с процессами создания, развития и восприятия архитектурной формы (собирательный образ, информирующий о функциональном, структурном содержании и эстетических характеристиках зданий сооружений).

Вплоть до ХХ века при строительстве зданий и сооружений использовались преимущественно материалы, которые выдерживали значительные нагрузки при сжатии, но обладали сравнительно невысокой прочностью при изгибе и растяжении. Зодчие не могли не учитывать эти свойства материалов при создании архитектурных форм, отличавшихся соответственно тяжестью и массивностью. Например, в истории архитектуры можно выделить период, когда одним из основных материалов был природный камень. Свойства природного камня позволили перекрывать лишь весьма ограниченные внутренние пространства сооружений. Тяжёлые, массивные формы из природных каменных материалов, преобладающие над внутренним пространством, придавали сооружениям монументальность, величие, подавляли простого смертного размерами и массой. Таковы, например храмы и пирамиды древнего Египта. Масса природного камня из которого они построены просто огромна по сравнению с внутренним объемом сооружения, конструктивное решение которого весьма не сложно. В течение многих тысяч лет свойства используемых материалов не позволяли создавать архитекторам конструкции, воспринимающие значительные изгибающие и растягивающие усилия. И только в XX веке в строительство были широко внедрены материалы обладающие высокими прочностными характеристиками при изгибе и растяжении. например применение металла в вантовых конструкциях, в которых основной несущий элемент - тросы работают на растяжение, позволяют перекрывать огромные площади пространств различной формы. Расход материала при этом минимален, так же как при использовании оболочек из пластмасс.

Создание новых строительных материалов привело к изменению традиционных архитектурных форм. Использование металла или железобетона для современных каркасных конструкций позволяет строить здания и сооружения практически любых заданных форм и размеров.

Современные высотные металлические или железобетонные опоры (радио- телевизионные башни), жестко заделанные в основании, наглядно демонстрируют конструктивные возможности материалов. Существенно отличающиеся конструктивные формы частей и конструкций зданий построенных в древности или даже в начале XIX века, от современных. Стеновые, стоечно-балочные, и другие конструкции неузнаваемо изменились под влиянием новых строительных материалов. Их рациональное применение способствовала созданию принципиально новых конструктивных систем. Некоторое представление о влиянии материала на архитектурную форму можно получить посмотрев на приведенный пример объёмно пространственной композиции. Формы и внешний вид объемов могут заметно меняться в зависимости от используемого материала. Важно отметить, что на современном уровне научно-технического прогресса особо отчётливо проявляются не только влияние материалов и их свойств на создание и развитие архитектурных форм, но и обратный процесс. При этом могут успешно решаться проблемы производства материалов с заранее заданными свойствами. Сложный процесс восприятия архитектурной среды связан прежде всего с восприятием архитектурной формы. Огромное значение при этом имеют виды используемых материалов и их свойства.

Эмоциональное воздействие архитектурной формы в большей мере связано с фактурой, цветом, характером рисунка лицевой поверхности материалов. Именно эти характеристики оказывают большое влияние на соответствующий зрительный образ. Эстетические свойства материалов -мощное, активное и мобильное оружие в руках дизайнера или архитектора, позволяющее развить, усилить, акцентировать основную идейно художественную задачу проекта. С психологической точки зрения, вне зависимости от эстетических характеристик материала, заметную роль играют сложившиеся представления человека о таких понятиях как прочность и долговечность. Например, архитектурная форма Останкинской телебашни в Москве - одно из самых высоких в мире свободно стоящих сооружений(536,3) - может показаться недостаточно прочной. Первое впечатление о недостаточной прочности усиливается при знакомстве с конструктивными особенностями этого сооружения. фундамент представляет собой прямоугольник 3,5-4,6 м, верхняя часть башни при ветровых воздействиях может иметь большие колебания. Однако архитектурная форма этого сооружения воспринимается, ибо при характеристики конструкции подчёркивается, что она изготовлена из монолитного железобетона, стянутого 150 стальными канатами. Вряд ли восприятие архитектурной формы башни было бы аналогичным, если бы сообщалось что она построена из другого материала. Качество осуществлённых архитектурных, дизайнерских проектов, результаты работы реставраторов непосредственно связано с качеством используемых материалов, которое представляет собой эксплуатационно - технических и эстетических характеристик. Понятие "Комплексное или интегральное качество" к указанной совокупности добавляет экономические характеристики. Уместно отметить, что результаты исследований в области оценки комплексного качества материалов, а также соответствующий квалиметрический анализ помогает решить задачу рационального выбора лучшего из сравнимых материалов одного и того же функционального назначения. Экономические показатели архитектурно - строительной, дизайнерской, реставрационной практики также в большей мере связаны с применяемыми материалами. До 50% и более стоимости современных зданий сооружений приходится на стоимость материалов, которую следует оценивать с учётом их будущей эксплуатации. При этом ценность материалов, лицевые поверхности которых воспринимаются в процессе эксплуатации, не должны связываться с их стоимостью.

Динамика развития строительной техники способствовала становлению новых композиционных решений, накоплению формообразующего потенциала для поиска и создания новых образов и тектонических систем в ХХI веке.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных