ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отношение врачей к среднему медицинскому персоналуКак и во всех лечебных учреждениях, в психиатрической больнице врач общается непосредственно со своими пациентами сравнительно мало. Доверяя больных среднему и младшему медицинскому персоналу, он должен быть уверен, что с ними не произойдет никаких неприятностей за время его отсутствия и все сделанные им назначения будут выполнены. Но в психиатрических стационарах средний и отчасти младший медицинский персонал наделен еще и особыми, не существующими в других лечебных учреждениях обязанностями. "Прежде всего, надо отметить принцип наблюдения, надзора за больными. Между врачом и больным... есть средостение, известным образом заполненное пространство. Я имею в виду младший и средний персонал, имеющийся в каждом психиатрическом учреждении и играющий в психиатрическом обиходе — скажу прямо — громадную, первостепенную роль. Этот персонал не только выполняет лечебные назначения врача-психиатра (включая сюда же и свое моральное влияние), но, прежде всего, наблюдает за больным, делится своими наблюдениями с врачом; роль этого персонала в психиатрических учреждениях совершенно иная, чем в остальных клиниках. Без такого наблюдения через этот вспомогательный персонал правильное изучение душевнобольного совершенно невозможно и всегда будет неполным. Этот принцип объективного наблюдения, конечно, полезен и применяется всегда, но в психиатрических учреждениях он введен в систему". (Ганнушкин П.Б. Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание. М., 1924, с 13—14).
Психиатр может не только эффективно использовать в своей работе клинические факты, сообщаемые ему средним персоналом — в чем-то он может просто учиться у него. Это касается умения наблюдать психически больного человека, находить к нему подход, учиться приемам обращения, разговора и т.д. История психиатрии дает тому немало примеров. Ph.Pinel, например, считал своим идейным наставником (как в отношении специальных знаний, так и в проведении реформы содержания больных) надзирателя из Бисетра —Пюссена: "Мог ли я пренебрегать запасом идей и наблюдений, собранных в течение длинного ряда лет таким человеком, каким был Пюссен", — писал Ph.Pinel. (Каннабих Ю.В. История психиатрии. С. 157). Хорошо подготовленный средний медицинский персонал всегда может пополнить знания врача. При повседневном общении с психически больными опытная медицинская сестра способна не только отметить, но и правильно оценить особенности тех психопатологических расстройств, которые в силу разных причин, в том числе и по недостатку опыта, остаются незамеченными врачом или же неверно им трактуются. Более того, наблюдение повседневной жизни больных в отделении позволяет персоналу увидеть больных с той стороны, которая характеризует их собственно человеческую сущность. Нередко персонал судит о психически больных как о людях гораздо более правильно, чем это способны сделать врачи. Поэтому врачу-психиатру никогда не следует пренебрегать сведениями, которые сообщает ему средний и младший медицинский персонал, видящий жизнь больных в отделении как бы "изнутри", сам являющийся непосредственным участником этой жизни. "В первые годы врачебной деятельности, — рассказывал А.В.Снежневский, — мне случилось работать в отделении, где была очень опытная старшая сестра. В это время здесь находилась больная с депрессией, состояние которой, по моему мнению, улучшалось. Я сообщил об этом старшей сестре и добавил: "Она начала улыбаться". Однако скоро старшая сестра подошла ко мне и сказала. "Нехорошо она улыбается, переведите ее в надзорную палату". Я был очень удивлен, но рекомендацию выполнил. Через несколько дней, находясь в наблюдательной палате, эта больная совершила серьезную суицидальную попытку. Так я узнал, чем могут осложниться "улыбающиеся" депрессии. В другой раз другая сестра сказала мне: "Вот у Вас двое больных, а Вы знаете, какими они были до болезни людьми?" И она тут же перечислила мне особенности личности каждой больной. Ее характеристики были совершенно правильными. Так я узнал, что психически больные и в психозах продолжают сохранять свои прежние человеческие свойства. Позже я заметил, что опытные сестры в своем общении с больными всегда учитывают личность больного". Очень важной стороной в деятельности среднего медицинского персонала являются разговоры с больными. Тем большую цену приобретает персонал, чем больше он умеет молчать. Важно как можно больше слушать больных и наблюдать их, в случае необходимости осторожно задавая им вопросы. Результаты своих наблюдений и содержание высказываний больных средний медицинский персонал сообщает врачу в устной или письменной форме (дневник наблюдений за больными). Очень часто важные перемены в состоянии больных первым подмечает средний и младший обслуживающий персонал. А.В.Снежневский как-то рассказал, что в больнице "Никольское", где ему в молодости пришлось работать, был опытный фельдшер. Каждое утро он встречал заведующего отделением кратким отчетом о том, что произошло в отделении за время его отсутствия. Очень часто такой отчет начинался словами: "Сегодня такие-то больные спутаны". Фельдшер понимал это слово по-своему, но заведующий знал, что у названных больных произошло определенное ухудшение психического состояния и что их надо осмотреть в первую очередь. В некоторых случаях этот фельдшер был способен не только первым отметить ухудшение психического состояния больного, но и дать такому ухудшению правильную прогностическую оценку. Так, например, он говорил: "Больному стало хуже — он начал уборные мыть; теперь долго не поправится, да и с собой может что-нибудь сделать". Отмеченный симптом, по словам А.В., всегда свидетельствовал о том, что речь идет о больном с тревожной депрессией, сочетающейся с ажитацией, выраженным бредом самообвинения и (или) обвинения. В настоящее время статус таких больных часто определяется как депрессивно-параноидный. На вопросы больных об их состоянии среднему медицинскому персоналу следует отвечать лишь в тех случаях, когда больному явно лучше и этот факт точно известен из сообщения врача. Ответ должен только подтвердить то, что больному уже и так известно: "Да, против прежнего состояние улучшилось, Вы же сами видите..." Чаще всего больной удовлетворяется таким ответом. Если же он начинает задавать уточняющие вопросы, нужно поступить так же, как и тогда, когда явных перемен к лучшему нет — сослаться на свою неосведомленность и посоветовать обратиться за разъяснением к врачу. В деле выполнения врачебных назначений, ухода, наблюдения и надзора за психически больными среднему медцинскому персоналу необходимы такие же личные качества, как и самому врачу-психиатру: способность понимать больного человека, терпение, самообладание, сообразительность и т.д. "Профессия служителя требует... громадного терпения, самопожертвования, самообладания и сообразительности" (E.Kraepelin, 1912). Врач не может рассчитывать на то, что предоставленный в его распоряжение средний медицинский персонал будет по своим личным качествам и специальным знаниям с самого начала удовлетворять необходимым условиям. В идеале врач должен сам создавать себе помощников, с которыми ему предстоит работать, и уметь закрепить в них выработанные необходимые свойства. Для этого необходимо прежде всего знать своих людей — знать не только уровень профессиональной подготовки и личные качества, но также интересы, настроения, семейную жизнь, прошлое, надежды на будущее и т.д. Такое знание достигается заинтересованностью, доброжелательностью и доступностью самого врача. Средний медицинский персонал необходимо не только учить профессиональным навыкам, но и воспитывать его. Лучшим способом обучения и воспитания является личный пример. Прежде, чем врач становится авторитетом в глазах своих сотрудников, они должны поверить в него как в человека и как в специалиста. Как о человеке — о враче судят по его характеру, где очень важной чертой является постоянство эмоционально-волевых качеств и способность к самодисциплине; как о специалисте— по умению обращаться с больными и помогать им. Если характер врача при всех своих положительных свойствах отличается неуравновешенностью, ему никогда не завоевать доверия и уважения большинства тех скромных и надежных людей, от которых зависит быстрое и умелое выполнение его указаний. У плохого и нерадивого врача или у врача, который не умеет держать себя в руках, персонал очень скоро усваивает его пороки. Но если врач — специалист своего дела, обладает самодисциплиной и характером, налицо важнейшие предпосылки к тому, чтобы пользоваться авторитетом в глазах своих подчиненных. В этом случае врач способен побудить вверенный ему персонал действовать по собственной инициативе в необходимом для интересов дела направлении, а это — гарантия того, что он будет должным образом выполнять свои обязанности и в отсутствие врача. Авторитет врача всегда повышается, если персонал уверен, что им интересуются и что его работу ценят. Важно, чтобы средние и младшие медицинские работники верили не только в своего врача, но и в себя. Вера в себя повышает моральное состояние людей. Одной из наиболее доступных форм профессионального обучения психиатрами среднего медицинского персонала является совместная работа во время врачебных обходов. Здесь представлена не только возможность показать на конкретных, а потому запоминающихся примерах особенности различных психопатологических состояний и их видоизменение в процессе лечения, но и обучить персонал тому, как надо разговаривать и вообще обращаться с психически больными. Утренние "пятиминутки" с чтением дневников наблюдения и совместным обсуждением состояния больных также помогают персоналу с пониманием относиться к наблюдаемым ими картинам болезни. Одна из главных задач профессионального обучения психиатром среднего медицинского персонала — научить его понимать особенности психического состояния больных и, по возможности, предугадывать направление его видоизменений, влекущих за собой те или иные отрицательные последствия. Конечно, средний медицинский персонал должен знать клиническую нозологию. Однако главные его знания в области клиники должны касаться особенностей настоящего психического состояния больных, так как в первую очередь им определяется почти вся работа среднего персонала. Средний медицинский персонал должен уметь видеть основные положительные изменения психического состояния больных, вызванные лечением. Это важно, во-первых, потому, что с изменением состояния больного меняются методы обращения с ним, надзора и ухода, а кроме того, средний медицинский персонал становится при этом не только свидетелем, но и соучастником общего дела, способен видеть результаты затраченного им труда. Совместная работа с ее успехами и неудачами помогает создать взаимопонимание, взаимодоверие, взаимоуважение у всех ее участников. Врачебная тайна Врачебная тайна — определенное поведение медика в отношении всего виденного и слышанного им от пациента при оказании ему лечебной помощи, в том числе и в форме совета. Необходимость соблюдения врачебной тайны вытекает из доверия, которое оказывают медику (психиатру) лица, обращающиеся к нему за помощью. Без такого доверия верное понимание больного и, стало быть, правильное его лечение затруднительно, а то и вовсе невозможно. Психиатр должен ценить и сохранять оказанное ему доверие. Он должен уметь держать при себе не только то, что он слышал и видел, но и все то, о чем он может лишь догадываться. Однако вопрос о врачебной тайне касается не только психиатра и больного. Это еще и важная общественная проблема. Обязанность сохранять врачебную тайну не является абсолютной. Она может быть нарушена в том случае, когда ее сокрытие несет угрозу интересам общества или отдельных его индивидуумов. Прежде всего, существуют обстоятельства, когда раскрытия врачебной тайны от медика (психиатра) требует закон. В психиатрии такие обстоятельства чаще всего возникают в ситуациях экспертного характера, а также в случаях, когда речь идет о возможности выполнять некоторыми лицами определенные профессиональные обязанности. Сообщения, требуемые законом, должны делаться психиатром либо органам здравоохранения либо органам следствия и суда. За пределами этих, регулируемых законом, случаев лежит область, где медик (психиатр) руководствуется профессиональным, в том числе и индивидуальным, пониманием своего медицинского (врачебного) долга. Здесь наиболее часто встает вопрос о сообщении факта существования психической болезни третьим лицам, интересы которых данная болезнь может затронуть: родителям — относительно болезни детей; мужу или жене — относительно болезни супруга; руководителям учреждения — в отношении сотрудника и т.д. В подобных ситуациях имеет значение, при каких условиях делается такое сообщение. Если врач (психиатр) приглашен руководителями учреждения или к нему обратились родители больного, то он должен сообщить им о факте болезни и насколько болезнь угрожает их интересам. Если же к врачу обратился сам больной, обязанность информировать о его болезни третьих лиц возникает лишь в том случае, если необходимо оградить интересы этих третьих лиц, а другого способа к ограждению их интересов не существует. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|