Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Плавание в дошкольных учреждениях




Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста дос­таточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеничес­кими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного уч­реждения.

Задачи обучения плаванию следующие:

— содействие укреплению здоровья;

— закаливание;

— привитие гигиенических навыков пользования водой;

— адаптация к водной среде;

— расширение фонда двигательных умений и навыков;

— обучение умению держаться на воде и перемещаться с по­мощью простейших движений.

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочета­нии с рациональным режимом активности и отдыха детей.


Наиболее удобное время проведения занятий:

утром, до завтрака, — с 7.30 до 8.30;

после завтрака — с 9.30 до 12.30;

после дневного сна — с 15.30 до 16.30.

Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависи­мости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе — 6—8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10—12 человек. Продолжительность одного занятия — от 15—20 до 30 мин.

Основное содержание занятий составляют физические уп­ражнения и игры. Основной метод — игровой.

Плавание в общеобразовательной школе

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание физического воспитания в школе регламенти­ровано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обяза­тельную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами спо­собствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения законо­мерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.

Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

Учитывая климатические условия и экологическую обста­новку в большинстве регионов Российской Федерации, обуче­ние плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.

В содержание учебного материала включены: подготовитель­ные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств — по сути, все, что в своей ос-


 



12 Плавание



нове составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

Урок плавания в школе. Обучение плаванию в общеобразо­вательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности:

— высокие требования к оборудованию мест занятия;

— высокие требования к технике безопасности занимаю­щихся;

— преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

— относительно небольшое количество занимающихся в од­ной группе;

— эффективный индивидуальный подход;

— высокая моторная плотность урока (главная причина — значительные потери тепла);

— необычные условия работы анализаторных систем, а от­сюда — точность подаваемых команд и распоряжений (речь пе­дагога должна быть кратка и лаконична);

— широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится фун­кцией зрения;

— высокая эффективность игрового метода;

— быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сен­сорных воздействий;

— строгий учет состояния здоровья занимающихся на теку­щий момент;

— хорошее знание преподавателем личностных качеств
каждого занимающегося ребенка, его индивидуальных особен­
ностей.

Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, помо­жет успешно решить поставленные задачи.

Плавание в профессиональной школе

Плавание — неотъемлемая часть физического воспитания учащейся молодежи, овладевающий профессией в различных типах учебных заведений. Оно призвано обеспечить необходи­мые физические кондиции учащихся, студентов, курсантов, приобретение ими профессионально важных двигательных уме­ний и навыков. Особенно важна профессионально-прикладная подготовка будущих специалистов морского и речного флота,


рыболовных хозяйств, геологов, спасателей и т. д., т. е. тех про­фессий, где умение плавать жизненно необходимо.

Одной из важнейших задач физического воспитания в про­фессиональной школе остается задача укрепления здоровья, повышения физической работоспособности.

Плавание организуется в зависимости от имеющихся условий.

Содержание раздела «Плавание» определяется,программа­ми физического воспитания данного типа учебных заведений.

Занятия проводятся в группах. На одного преподавателя не должно быть более пятнадцати занимающихся. Группы форми­руются с учетом состояния здоровья, общей физической и пла­вательной подготовленности учащихся и студентов. В каждой из групп решаются свои задачи: в одних — задачи начального обучения плаванию, в других — совершенствования в технике спортивного плавания, в третьих — повышения спортивного мастерства спортсменов-разрядников. На специальном учебном отделении плавание используется как оздоровительное и гиги­еническое средство. К занимающимся предъявляются соответ­ственно разные контрольные нормативы и требования. Они отражены в рабочих программах.

Плавание в детско-юношеских спортивных школах

(ДЮСШ)

ДЮСШ осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повы­шению их физической работоспособности, воспитанию личнос­тных качеств.

В соответствии с требованиями положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортив­ного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства.

Перед каждой группой для соответствующего этапа много­летней подготовки сформулированы свои задачи.

На основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ, составлена программа. Она определяет стра­тегическую направленность плавания и является основным документом, ориентирующим тренеров и учащихся на мно­голетнюю подготовку. Для каждого периода подготовки в про­грамме существуют свои задачи. При правильно организован­ном учебно-тренировочном процессе норматив мастера спорта


*


девушки должны выполнить в 15 лет, юноши — в 17; норма­тив мастера спорта международного класса — девушки в 18 лет, юноши — в 20 лет.

В основе принципов построения спортивной тренировки ле­жат педагогические принципы обучения и воспитания.

Многолетняя подготовка учитывает:

— строгую преемственность задач, средств и методов спортив­
ной тренировки детей, подростков, юношей и взрослых спортс­
менов;

— неуклонное возрастание объемов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми посте­пенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной подготовки и уменьшается — общей физической;

— непрерывное совершенствование техники спортивного плавания;

— планирование тренировочных и соревновательных нагру­зок с учетом биологического возраста занимающихся;

— одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благопри­ятные (сенситивные) периоды развития организма.

Как показывает практика, ДЮСШ — наиболее эффектив­ное звено в системе обучения плаванию: отличный кадровый состав, неплохая материально-техническая база и многие дру­гие составляющие обеспечивают высокое качество подготов­ки спортсменов.

Занятия плаванием и водные процедуры в группах здоровья

Группы здоровья создаются на предприятиях, в учебных за­ведениях, в спортивно-оздоровительных клубах, на спортивных базах, в домах отдыха.

Местами для занятий могут быть крытые плавательные бас­сейны и открытые водоемы.

В воде можно выполнять разнообразные физические упраж­нения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плава­ние, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры.

Прием душа. Эта водная процедура — составная часть пла­вания при пользовании бассейном. Исследования показывают, что во время этой процедуры происходит существенное увели­чение ЧСС. Поскольку сама процедура, а также температурные


условия влияют на сердечный ритм, то ее не только можно, но и следует обязательно использовать, применяя душевые устрой­ства различных конструкций.

Гимнастика в воде. Применяются дыхательные упражнения и гимнастические упражнения. Это могут быть имитационные движения руками и ногами, элементы ходьбы, бега на месте и в движении. Возможны упражнения на различных снарядах, находящихся в воде, с использованием плавающих приспособ­лений (доски, круги, палки, плотики, надувные камеры и т. д.). С помощью таких упражнений легко дозировать нагрузку, вы­полняя упражнения в разном темпе, чередуя их с продолжи­тельным и непродолжительным отдыхом.

Купания и плавание. Используется плавание произвольным способом, можно без выноса рук из воды, в умеренном темпе, с ос­тановками для отдыха 20—30 с через каждые 10, 20, 30, 40, 50 м.

Игры на воде: водное поло, волейбол, баскетбол, бадминтон.

Оздоровительное плавание и водные процедуры проводятся под наблюдением инструктора. Использование плавания в ка­честве лечебного средства возможно только по назначению и под наблюдением врача.

Плавание в спортивно-оздоровительном лагере

Решение проблемы массового обучения плаванию возможно через систему работы спортивно-оздоровительного лагеря. Как правило, в летние месяцы многие дети выезжают для отдыха за город в летние спортивно-оздоровительные лагеря, многие из которых оборудованы стационарными или сезонными плава­тельными бассейнами. При условии теплой солнечной погоды и температуры воды 20—24°С занятия по плаванию можно про­водить ежедневно в течение оДной лагерной смены. За это вре­мя ребенка можно обучить уверенно держаться на воде, проплы­вать облегченными способами от 15 до 25 м. Уже умеющие плавать дети могут в условиях спортивно-оздоровительного лагеря совершенствовать свои навыки в плавании, обучиться технике спортивных способов.

Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу, начиная с оборудования мест занятий и комплектования учебных групп.

Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три груп­пы: в первую включают тех, кто вообще не умеет плавать; во


 




вторую— детей, которые могут держаться на воде и проплыть любым способом 10—15 м; в третью группу включают тех, кто плавает относительно хорошо. Желательно комплектовать груп­пы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе — 10—12 человек.

Время занятий плаванием — ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.

Температура воды для занятий старших детей не должна быть ниже 18°С, для всех остальных — не ниже 20°С; темпера­тура воздуха должна быть выше температуры воды на 4—5°. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей не должна быть более 5—7 мин, для старших детей — 10 мин. В дальнейшем, в зависимости от температур­ных условий, закаленности детей, количества проведенных занятий, продолжительность пребывания в воде увеличивает­ся, достигая 30—45 мин.

Наиболее эффективная форма работы — групповые занятия. Они помогают развивать у детей чувство коллективизма, взаи­мопомощи, стимулируют активность. Групповые занятия все­гда проходят более эмоционально, чем индивидуальные, спо­собствуют, более быстрому освоению учебного материала.

Работа по плаванию осуществляется под руководством инст­руктора, его задача — организация обучения, обеспечение бе­зопасности при проведении занятий на воде. Обязанности инструктора:

— составить план работы и утвердить его на лагерной ко­миссии;

— подготовить места занятий;

— с началом работы лагеря проводить инструктаж с вожа­тыми и воспитателями отрядов по правилам организации и про­ведения купания детей;

— обеспечивать безопасность проведения занятий;

— проводить методические занятия с вожатыми и активом;

— готовить помощников инструктора;

— вести учет и контроль всей работы по плаванию.

Инструктором по плаванию могут быть утверждены специа­листы-инструкторы, тренеры, студенты педагогических вузов и колледжей (не моложе 18 лет), прошедшие специальную под­готовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.

Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.


На время обучения плаванию дети освобождаются от всех других видов занятий (кружковой работы, походов и т.д.).

В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция плавания.

Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных