ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Плавание в дошкольных учрежденияхФормирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного учреждения. Задачи обучения плаванию следующие: — содействие укреплению здоровья; — закаливание; — привитие гигиенических навыков пользования водой; — адаптация к водной среде; — расширение фонда двигательных умений и навыков; — обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений. Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей. Наиболее удобное время проведения занятий: утром, до завтрака, — с 7.30 до 8.30; после завтрака — с 9.30 до 12.30; после дневного сна — с 15.30 до 16.30. Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависимости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе — 6—8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10—12 человек. Продолжительность одного занятия — от 15—20 до 30 мин. Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры. Основной метод — игровой. Плавание в общеобразовательной школе Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности. Содержание физического воспитания в школе регламентировано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса. Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи. Учитывая климатические условия и экологическую обстановку в большинстве регионов Российской Федерации, обучение плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах. В содержание учебного материала включены: подготовительные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств — по сути, все, что в своей ос-
12 Плавание нове составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием. Урок плавания в школе. Обучение плаванию в общеобразовательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности: — высокие требования к оборудованию мест занятия; — высокие требования к технике безопасности занимающихся; — преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям; — относительно небольшое количество занимающихся в одной группе; — эффективный индивидуальный подход; — высокая моторная плотность урока (главная причина — значительные потери тепла); — необычные условия работы анализаторных систем, а отсюда — точность подаваемых команд и распоряжений (речь педагога должна быть кратка и лаконична); — широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения; — высокая эффективность игрового метода; — быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий; — строгий учет состояния здоровья занимающихся на текущий момент; — хорошее знание преподавателем личностных качеств Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, поможет успешно решить поставленные задачи. Плавание в профессиональной школе Плавание — неотъемлемая часть физического воспитания учащейся молодежи, овладевающий профессией в различных типах учебных заведений. Оно призвано обеспечить необходимые физические кондиции учащихся, студентов, курсантов, приобретение ими профессионально важных двигательных умений и навыков. Особенно важна профессионально-прикладная подготовка будущих специалистов морского и речного флота, рыболовных хозяйств, геологов, спасателей и т. д., т. е. тех профессий, где умение плавать жизненно необходимо. Одной из важнейших задач физического воспитания в профессиональной школе остается задача укрепления здоровья, повышения физической работоспособности. Плавание организуется в зависимости от имеющихся условий. Содержание раздела «Плавание» определяется,программами физического воспитания данного типа учебных заведений. Занятия проводятся в группах. На одного преподавателя не должно быть более пятнадцати занимающихся. Группы формируются с учетом состояния здоровья, общей физической и плавательной подготовленности учащихся и студентов. В каждой из групп решаются свои задачи: в одних — задачи начального обучения плаванию, в других — совершенствования в технике спортивного плавания, в третьих — повышения спортивного мастерства спортсменов-разрядников. На специальном учебном отделении плавание используется как оздоровительное и гигиеническое средство. К занимающимся предъявляются соответственно разные контрольные нормативы и требования. Они отражены в рабочих программах. Плавание в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) ДЮСШ осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повышению их физической работоспособности, воспитанию личностных качеств. В соответствии с требованиями положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортивного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства. Перед каждой группой для соответствующего этапа многолетней подготовки сформулированы свои задачи. На основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ, составлена программа. Она определяет стратегическую направленность плавания и является основным документом, ориентирующим тренеров и учащихся на многолетнюю подготовку. Для каждого периода подготовки в программе существуют свои задачи. При правильно организованном учебно-тренировочном процессе норматив мастера спорта * девушки должны выполнить в 15 лет, юноши — в 17; норматив мастера спорта международного класса — девушки в 18 лет, юноши — в 20 лет. В основе принципов построения спортивной тренировки лежат педагогические принципы обучения и воспитания. Многолетняя подготовка учитывает: — строгую преемственность задач, средств и методов спортив — неуклонное возрастание объемов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной подготовки и уменьшается — общей физической; — непрерывное совершенствование техники спортивного плавания; — планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом биологического возраста занимающихся; — одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благоприятные (сенситивные) периоды развития организма. Как показывает практика, ДЮСШ — наиболее эффективное звено в системе обучения плаванию: отличный кадровый состав, неплохая материально-техническая база и многие другие составляющие обеспечивают высокое качество подготовки спортсменов. Занятия плаванием и водные процедуры в группах здоровья Группы здоровья создаются на предприятиях, в учебных заведениях, в спортивно-оздоровительных клубах, на спортивных базах, в домах отдыха. Местами для занятий могут быть крытые плавательные бассейны и открытые водоемы. В воде можно выполнять разнообразные физические упражнения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плавание, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры. Прием душа. Эта водная процедура — составная часть плавания при пользовании бассейном. Исследования показывают, что во время этой процедуры происходит существенное увеличение ЧСС. Поскольку сама процедура, а также температурные условия влияют на сердечный ритм, то ее не только можно, но и следует обязательно использовать, применяя душевые устройства различных конструкций. Гимнастика в воде. Применяются дыхательные упражнения и гимнастические упражнения. Это могут быть имитационные движения руками и ногами, элементы ходьбы, бега на месте и в движении. Возможны упражнения на различных снарядах, находящихся в воде, с использованием плавающих приспособлений (доски, круги, палки, плотики, надувные камеры и т. д.). С помощью таких упражнений легко дозировать нагрузку, выполняя упражнения в разном темпе, чередуя их с продолжительным и непродолжительным отдыхом. Купания и плавание. Используется плавание произвольным способом, можно без выноса рук из воды, в умеренном темпе, с остановками для отдыха 20—30 с через каждые 10, 20, 30, 40, 50 м. Игры на воде: водное поло, волейбол, баскетбол, бадминтон. Оздоровительное плавание и водные процедуры проводятся под наблюдением инструктора. Использование плавания в качестве лечебного средства возможно только по назначению и под наблюдением врача. Плавание в спортивно-оздоровительном лагере Решение проблемы массового обучения плаванию возможно через систему работы спортивно-оздоровительного лагеря. Как правило, в летние месяцы многие дети выезжают для отдыха за город в летние спортивно-оздоровительные лагеря, многие из которых оборудованы стационарными или сезонными плавательными бассейнами. При условии теплой солнечной погоды и температуры воды 20—24°С занятия по плаванию можно проводить ежедневно в течение оДной лагерной смены. За это время ребенка можно обучить уверенно держаться на воде, проплывать облегченными способами от 15 до 25 м. Уже умеющие плавать дети могут в условиях спортивно-оздоровительного лагеря совершенствовать свои навыки в плавании, обучиться технике спортивных способов. Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу, начиная с оборудования мест занятий и комплектования учебных групп. Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три группы: в первую включают тех, кто вообще не умеет плавать; во
вторую— детей, которые могут держаться на воде и проплыть любым способом 10—15 м; в третью группу включают тех, кто плавает относительно хорошо. Желательно комплектовать группы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе — 10—12 человек. Время занятий плаванием — ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30. Температура воды для занятий старших детей не должна быть ниже 18°С, для всех остальных — не ниже 20°С; температура воздуха должна быть выше температуры воды на 4—5°. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей не должна быть более 5—7 мин, для старших детей — 10 мин. В дальнейшем, в зависимости от температурных условий, закаленности детей, количества проведенных занятий, продолжительность пребывания в воде увеличивается, достигая 30—45 мин. Наиболее эффективная форма работы — групповые занятия. Они помогают развивать у детей чувство коллективизма, взаимопомощи, стимулируют активность. Групповые занятия всегда проходят более эмоционально, чем индивидуальные, способствуют, более быстрому освоению учебного материала. Работа по плаванию осуществляется под руководством инструктора, его задача — организация обучения, обеспечение безопасности при проведении занятий на воде. Обязанности инструктора: — составить план работы и утвердить его на лагерной комиссии; — подготовить места занятий; — с началом работы лагеря проводить инструктаж с вожатыми и воспитателями отрядов по правилам организации и проведения купания детей; — обеспечивать безопасность проведения занятий; — проводить методические занятия с вожатыми и активом; — готовить помощников инструктора; — вести учет и контроль всей работы по плаванию. Инструктором по плаванию могут быть утверждены специалисты-инструкторы, тренеры, студенты педагогических вузов и колледжей (не моложе 18 лет), прошедшие специальную подготовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим. Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих. На время обучения плаванию дети освобождаются от всех других видов занятий (кружковой работы, походов и т.д.). В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция плавания. Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|