Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Праздник Нептуна в спортивно-оздоровительном лагере




Девиз: «Быть с водой на «ты» обязан каждый, в том числе и ты!»

Понятие «праздник» всегда ассоциируется с радостью и ве­сельем, отдыхом, праздностью, итогом проделанной работы.

Праздник Нептуна — это итог работы по плаванию в течение лагерной смены. Помочь новичкам преодолеть боязнь воды, на­учить всех детей держаться на воде и плавать, дать возможность выполнить разрядные нормы, получить звание инструктора, судьи — это легче всего осуществить летом, в условиях спортив­но-оздоровительного лагеря. С этой целью в лагерях создается клуб «Нептун». Такой клуб может быть организован там, где есть условия для плавания, есть инструктор по плаванию.

В члены клуба принимаются дети 12-летнего возраста, уме­ющие проплыть 25 м, 12—13-летние, проплывшие 50 м, подро­стки старше 15 лет, преодолевшие 100 м любым способом.

Дети, которые еще не умеют плавать, но хотят научиться, принимаются кандидатами в члены клуба «Нептун» и занима­ются в секции новичков.

Для организации практической работы по обучению плава­нию в лагере создается совет клуба. В его состав входят: началь­ник лагеря, старший вожатой, инструктор по плаванию, врач, а из ребят — лучшие пловцы, члены совета дружины, ответ­ственные за спортивную работу в лагере.

Совет клуба «Нептун» под руководством инструктора по пла­ванию приводит в порядок место, где предполагается обучение плаванию, выясняет, кто как умеет плавать. На особый учет бе­рутся дети, не умеющие плавать или плавающие плохо.

Совет клуба уделяет большое внимание пропаганде плавания в повседневной жизни, организует встречи с моряками, спортс­менами-пловцами, оформляет уголок «Нептун», где помещает­ся вся информация, необходимая юному пловцу: расписание работы секций, объявления о соревнованиях, правила безопас-


 




ности на воде, описание приемов спасения и оказания помощи пострадавшим, материалы о работе клуба, рекорды лагеря и т. д.

Итоги работы по плаванию подводятся на общелагерном празднике «Нептун».

Для организации и проведения праздника создается специ­альная комиссия, в состав которой входят: старший вожатый, вожатые, физрук, инструктор по плаванию, члены совета клу­ба, в том числе и ребята, умеющие хорошо плавать.

Комиссия составляет план подготовки и проведения праздни­ка, назначает ответственных за отдельные виды его программы.

Примерный план подготовки праздника «Нептун»

1. Написать подробный сценарий праздника.

2. Подготовить записку с сообщением о прибытии Нептуна и его приказ: «Всем детям научиться плавать», вложить их в бутылку и спрятать в бассейне в условленном месте. Во вре­мя общелагерного купания кто-то из вожатых или ребят старших отрядов «случайно» найдет бутылку и ознакомит всех участников праздника с ее содержимым.

3. Составить список действующих лиц, определить порядок их выхода. Подготовить все необходимое для участников пред­ставления.

4. Провести репетицию праздника.

Примерный план проведения праздника

1. Торжественное построение, посвященное началу праздника.

2. Прибытие Нептуна со свитой.

3. Рапорт Нептуну об итогах лагерной смены и мероприятиях по плаванию.

4. «Наказание» тех, кто не выполнил приказ Нептуна и не на­учился плавать.

5. Знакомство Нептуна и его свиты с лагерем.

6. Показательные выступления сильнейших пловцов.

7. Соревнования по плаванию.

8. Игры и развлечения на воде.

9. Подведение итогов праздника.

10. Прощание с Нептуном, уплывающим в «свои владения».

Оформление, костюмы, реквизит

Чтобы праздник прошел весело и увлекательно, необходи­мы не только мастерство режиссера-постановщика (им может быть музыкальный руководитель или один из вожатых), но и слаженная четкая работа всех организаторов и участников представления.


Оформление должно отражать идею и направленность праз­дника. Желательно, чтобы в каждом отряде были плакаты, сообщающие о правилах поведения и мерах безопасности на во­доемах, способах оказания первой помощи пострадавшим на воде. Здесь же должны быть учебно-инструктивные плакаты по обучению плаванию, лозунги, призывающие ребят к обучению плаванию. Украсят праздник яркие транспаранты, флаги спортивных организаций, различные эмблемы, спортивные значки и медали, фотографии лучших пловцов лагеря.

Не обязательно оформлять всю территорию лагеря, достаточ­но украсить лишь место проведения праздника. Оформление и организация во многом зависят от фантазии организаторов.

Особенно тщательным должен быть подбор участников на роли Нептуна, Звездочета, Золотой Рыбки, Бабы-Яги, Замор­ского гостя, Восточной красавицы, Черномора, чертей, русалок, водяных, богатырей.

Костюмы готовят участники представления совместно с ре­жиссером и членами кружков «Умелые руки», кройки и шитья.

Нептуну необходимы: корона, трезубец, борода, накидка. Материал: дерево, картон, цветная бумага, марля, вата.

Черномору и богатырям: пики, щиты, шлемы, печати «кан­целярии». Материал: дерево, картон, цветная бумага, сырой картофель.

Звездочету: колпак, халат с наклеенными на него изображе­ниями планет и звезд, очки, борода, «книга заповедей». Мате­риал: бумага, ткань, фольга.

Бабе-Яге: длинный крючковатый нос, седой парик, метла, ведро. Материал: картон, папье-маше.

Золотой Рыбке: корона, платье из марли, украшенное жел­той фольгой или цветной бумагой. Материал: картон, папье-маше, марля, фольга, цветная бумага.

Русалкам: длинные платья, желательно нежно-бирюзового цвета, украшенные фольгой.*Волосы должны быть распущены и перевиты серебряной фольгой и бумажными водяными лили­ями. Материал: марля, фольга, цветная бумага, ткань.

Заморскому гостю и свите: шаровары, чалмы. Материал: раз­ноцветные ткани.

Реквизит: треножник для костра, трон, бочка, плот или лод­ка (ладья), гирлянды из зелени, сувениры, дипломы Нептуна.

Место проведения праздника Нептуна: водоем спортивно-оздоровительного лагеря. В точно назначенное время в разных концах лагеря одновременно трубят в фанфары сигнальщики, одетые в красочные костюмы.


 




Дети (7—15 лет) организованно направляются к водоему и размещаются на берегу. Все участники — взрослые и дети — в карнавальных костюмах. Это не обязательно какие-то сложные наряды. Дети могут быть и в обычных купальных костюмах, но обязательно с разрисованными физиономиями или в масках.

«Канцелярия» Нептуна (Черномор, черти, богатыри) встре­чают гостей и ставят каждому на руку печать.

Все собравшиеся исполняют популярную песню «Бригантина».

Поднимается «морской» флаг.

Исполняются популярные танцы и песни.

Под громкий клич: «У-гу-гу-гу-гу-гу-у-у-у...» к берегу на украшенной расписной лодке приближается Нептун в сопро­вождении свиты (русалок, водяных, пиратов) на нескольких лодках.

Лодки причаливают к берегу. Быстро выскочив из лодок, водяные усердно расчищают дорожку перед Нептуном, кото­рый, степенно постукивая трезубцем, направляется к своему трону. Пираты занимают места по обе стороны трона. Звучит музыка. Рядом с троном располагаются Черномор и Звездочет.

Раздаются хлопушечные выстрелы.

Звучат фанфары.

Нептун со свитой подходит к трону и приветствует всех уча­стников праздника:

«Я спешил, я стремился приехать скорей. Принимайте привет от владыки морей! Мои верные слуги со мною пришли. Чтобы встретиться с вами, дети Земли. Я хочу, чтобы радостный праздник гудел, Чтобы старый Нептун возле вас молодел».

Далее Нептун говорит, что очень обрадовался, получив при­глашение на праздник, и с удовольствием решил принять в нем участие. Надеется, что ему приготовлено немало сюрпризов. Обращается к детям: «Ну, чем порадуете старика?»

Председатель совета отдает рапорт Нептуну, докладывает об успехах дружины, о том, сколько ребят научились плавать за смену, хорошо держаться на воде, оказывать первую помощь пострадавшему, грести на лодке, стали инструкторами по пла­ванию, выполнили разрядные нормативы.

У Нептуна настроение немного улучшается, но он все же хму­рится и жалуется на скуку. Он просит свиту придумать что-ни­будь такое веселенькое.

Водяные и русалки исполняют оригинальный танец.

Нептун понемногу веселеет.


Увидев это, на берег выбегает группа маленьких ребят в мор­ской форме и исполняет матросский танец «Яблочко». Нептун вместе с участниками праздника аплодирует исполнителям.

В награду за успехи ребят по знаку Нептуна начинают танец русалки.

Когда смолкают аккорды, к владыке водных просторов об­ращается Черномор:

— О мудрый Нептун! Царь всех морей и океанов, добрейший из добрейших! Перед тобой все самые лучшие девушки (пока­зывает на русалок), выбери из них любую и сделай царицей это­го праздника.

Нептун внимательно вглядывается в русалок. Потом с ус­мешкой поворачивается к Черномору.

Нептун: «Это все? Ты никого от меня не скрыл, хитрый ста­рик?»

Черномор: «О владыка морей и океанов! Есть еще одна, свет­лее солнца — это дочь моя — Золотая Рыбка» (берет за руку Золотую Рыбку и подводит к трону).

Нептун:

«Ну, красавица-девица, Нету слов, ты впрямь царица. Сядь, мой друг, поближе к трону. Звездочет! Подай корону!»

Звучит торжественная мелодия. Нептун берет корону из рук

Звездочета и венчает ею Золотую Рыбку.

Нептун:

«Не гостем я пришел сюда. Придется, знаю, потрудиться; Не спрячется от моего суда Тот, кто воды не любит и боится!»

Все показывают на «грешников», не пожелавших учиться

плавать в течение смены.»

Нептун:

«Что ж, их немного. Это не беда, От робости их вылечит вода».

Черти с криком и свистом по очереди бросают «грешников» в воду. Затем они находят других провинившихся (лежебок, драчунов, опаздывающих) и приводят их к Владыке морей. Нептун и Звездочет придумывают им различные наказания («грешники» бегают в мешках, прыгают со связанными ногами).

Примечание. Эта часть праздника — не более чем шутка, задача которой — торжественно расстаться с водобоязнью, а не наказать виновных — не умеющих плавать.


 




Во время праздника рекомендуется проводить всевозможные конкурсы, викторины, соревнования: кто лучше споет, спля­шет, быстрее завяжет и развяжет морской узел, разгадает мор­ские загадки. Нептун:

«Вы все, конечно, молодцы, Но где же лучшие пловцы? Нет, нет, любезные друзья, Без плавания никак нельзя!»

Начинаются соревнования по плаванию. На стартовые тумбочки бассейна поднимаются юные пловцы. Один заплыв, второй, третий... Идут финальные соревнования. Проводится заплыв на установление рекорда лагерной смены. Проводится заплыв на установление рекорда спортивно-оздоровительного лагеря.

Победителей и призеров, а также всех отличившихся Нептун награждает грамотами и подарками.

Праздник продолжается. Организуются игры и развлечения на воде.

Продолжаются игры на суше. Нептун:

«Ну-ка, черти, побыстрей! Ваша мощь проверится. (Черномору) Выставляй богатырей Силами помериться».

Черти состязаются с ребятами в перетягивании каната. Не­птун отчаянно «болеет». Нептун:

«Ну, давай, давай, хвостатый!

Поднажми-ка, друг рогатый!

Что же вы, слабей ребят?

На себя тяни канат!»

Черти проигрывают соревнование.

Нептун (с досадой):

«Что, досталось? Спите много.

Заниматься надо.

Стыдно мне иметь убогую

Чертову команду.

Волноваться мне нельзя, —

Ну, а день тяжелый,

Принесите мне, друзья,

Капли валидола (принимает капли из банки).

Ох, теперь полегче стало.

Хоть, по правде, капель мало».


Черномор извещает Нептуна, что на горизонте показался неизвестный корабль. Нептун приказывает его остановить. Чер­ти прыгают по берегу, кричат, стреляют из хлопушек.

«Корабль» приближается к берегу. Это сказочная ладья. Зву­чит восточная мелодия. Медленно и важно в сопровождении сви­ты на берег сходит Заморский гость и лриближается к трону.

Заморский гость: «О великий Нептун! С богатыми товарами проплывал я мимо и, когда дворцы увидел чудные, услышал веселые и задорные песни, захотелось мне заглянуть сюда, что­бы встретиться с тобой, о Царь и Повелитель морей!»

Гость хлопает в ладоши, слуги выносят из ладьи укрытую прозрачным покрывалом Восточную красавицу.

Она исполняет восточный танец.

Темнеет... Неожиданно вспыхивает яркий большой костер. Ребята встречают его криками «Ура!».

Начинается праздничный концерт, танцы «подвластных Нептуну народов».

У затухающего костра Нептун произносит прощальную речь.

«Я старый бог, я прожил долгий век.

Сегодня мне и радостно и грустно.

Ты стал владыкой моря, Человек,

Им управляешь мудро и искусно.

И я желаю смене молодой

Дорог нелегких в жизни не бояться,

А главное — всегда дружить с водой! Друзья!..

Настало время расставаться.

Я по заветам старой поговорки

Желаю вам: ни пуха, ни пера!

Всегда, везде учитесь на пятерки!..

Эй, свита, в путь... отчаливай... пора!»

Звучит прощальная мелодия.

Нептун со свитой отплывают. Все провожают Нептуна пес­нями и танцами.

Веселые дни, проведенные в спортивно-оздоровительном ла­гере, остаются позади, но надолго запомнят ребята встречу с Нептуном*.

* Праздник «Нептун» в пионерском лагере. М., 1978.


Глава VII

БАССЕЙНЫ, ИХ ОБОРУДОВАНИЕ

И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Основным местом для проведения занятий по плаванию яв­ляется плавательный бассейн.

Плавательные бассейны бывают открытого и закрытого типов.

Современный крытый плавательный бассейн — это гранди­озное спортивное сооружение с комплексом различных поме­щений и служб. Сюда входят: душевые, раздевалки, туалеты, холлы, буфеты, места для зрителей, массажные кабинеты, раз-миночные залы, залы атлетической гимнастики, медицинский кабинет или служба и многое другое.

Для проведения крупных международных соревнований ис­пользуются стандартные бассейны Международной федерации плавания (ФИНА). Длина плавательной дорожки — 50 м; шири­на дорожки — 2 м; глубина — минимальная 1 м. Как правило, бассейн имеет восемь плавательных дорожек, которые разделе­ны шнурами с надетыми на них специальными поплавками од­ного цвета. Цвет поплавков у каждого из концов шнура на рас­стоянии 5 м должен отличаться от цвета остальных поплавков.

На дне бассейна посредине каждой дорожки должна быть нанесена линия контрастного цвета. Ее ширина — 0,2-0,3 м, длина 46 м. Каждая линия должна заканчиваться на рассто­янии 2 м от торцевых стенок бассейна поперечной линией та­кой же ширины и длиной 1 м.

Бассейн оборудуется стартовыми тумбочками, которые долж­ны быть твердыми и не обладать пружинящими свойствами. Высота стартовых тумбочек над уровнем воды — 0,50—0,75 м. Размеры ее поверхности — 0,5 х 0,5 м. Максимальный угол на­клона не превышает 10°. Тумбочки оборудованы так, что у плов­ца есть возможность выполнить старт с захватом. Для старта из воды устанавливаются вертикальные и горизонтальные ручки на высоте в пределах 0,3—0,6 м над поверхностью воды.

Глубина воды на первых 5 м дистанции плавания на спине не должна быть менее 1,2 м.

Для плавания на спине бассейн оборудуется специальными указателями — шнурами с флажками, которые натягиваются


поперек бассейна на высоте 1,8—2,5 м на расстоянии 5 м от каж­дого конца бассейна. На расстоянии 15 м от старта натягивает­ся фальстартовый шнур.

Температура воды — 26 ± ГС.

Аналогичны требования и к 25-метровым бассейнам.

Существуют десятки вариантов различных конструкций плавательных бассейнов с размерами ванн от 20 до 50 м. Чаще всего крытые ванны — учебные, плавательные, прыжковые, игровые — прямоугольной формы. Бывают ванны круглые и квадратные. Окончательный выбор формы определяется ее на­значением. Так как в соответствии с правилами соревнования долж-ны проводиться в прямоугольных ваннах, действующи­ми в нашей стране нормами для проведения тренировок и со­ревнований по плаванию допускаются еще два типоразмера пря­мо-угольных ванн: 25 х 16 м; 25 х 11 м соответственно на 6 и 4 дорожки при глубине в мелкой части не менее 1,2 м и в глубо­кой — не менее 1,8 м. В таких ваннах можно обучать взрослых и проводить массовое купание.

Длина и ширина учебных ванн не нормируются, а глубина воды устанавливается следующая:

— для детей старше 14 лет и взрослых — 0,9 м в мелкой час­ти и 1,25 м в глубокой; 5м2 поверхности/чел.;

— для детей от 11 до 14 лет — 0,8 м на мелкой части и 1,15 м на глубокой; 4 м2 поверхности воды/чел.;

— для детей от 7 до 11 лет — 0,6 м на мелкой части и 0,85 м на глубокой; 3 м2 поверхности воды/чел.

Кроме того, в практике обучения плаванию используются следующие типы плавательных бассейнов:

1. Крытые малоразмерные ванны.

2. Открытые малоразмерные ванны.

3. Крытые и открытые бассейны спортивного типа.

4. Сборно-разборные конструкции.

5. Естественные водоемы с оборудованными местами для занятий.

Для обучения дошкольников плаванию и проведения зака­ливающих процедур в последнее время все чаще используются крытые малоразмерные бассейны, расположенные в основных зданиях или в пристройках.

Для начального обучения младших дошкольников удобны бассейны размером 7 х 3 м с глубиной 0,8 м. Для организации занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать бассейны с ваннами больших раз­меров: 10 x6 м; 12,5 х 6 мс глубиной 1,2—1,6 м.


 




С целью обеспечения безопасности такие бассейны должны быть оборудованы удобными лестницами для входа детей в воду и выхода из воды. Лучше, если они расположены вертикально, без значительного выступа в ванну бассейна. Обязательное ус­ловие: наличие поручней. Лестницы должны быть покрыты ребристой резиной или другим материалом с нескользкой по­верхностью. На пол укладываются резиновые коврики.

На противоположных — длинных — сторонах устраивают­ся поручни.

Обязателен также сливной желоб, регулирующий уровень воды и гасящий волны.

Хорошо, если помещения бассейнов художественно оформ­лены. Это может быть мозаичное панно или сюжетная роспись. Пол и стены отделываются однотонной плиткой. В целом общий вид помещения должен располагать к положительным эмоци­ям — необходимому условию обучения плаванию.

Бассейны должны быть оборудованы душевыми и раздевалка­ми. Они располагаются, как правило, рядом с ванной — для того, чтобы при переходах избежать лишнего переохлаждения детей.

В непосредственной близости от ванны бассейна размещают­ся туалеты, при этом необходимо учитывать, что произвольный контроль естественных отправлений у детей еще очень слаб, а общее охлаждение организма в воде вызывает рефлекторное сокращение гладкой мускулатуры мочевого пузыря и позыв к его освобождению.

Помещения крытых бассейнов оборудуются вентиляцией, в них поддерживаются достаточная освещенность и температу­ра воздуха, чистота и порядок.

Пол оборудуется подогревом.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами каче­ство воды, подаваемой в бассейн, должно соответствовать ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

Температура воды для занятий младших дошкольников — 30—32°С, старших дошкольников — 27—28°С.

Температура воздуха — 24—28°С.

В бассейне поддерживается должная санитарно-гигиеничес­кая обстановка. Независимо от типа бассейна и притока свежей воды (на 10—15 % от ее объема), ванны емкостью до 200 м3 каж­дые 10 дней полностью сливаются и проводится дезинфекция. Чашу бассейна тщательно моют мыльно-содовым раствором, чистят щетками и ополаскивают из шланга горячей водой. В соответствии с существующими правилами помещения бас­сейнов регулярно проветриваются, проводится ежедневная


уборка, текущая дезинфекция помещений и оборудования. Полы, скамейки, деревянные решетки, резиновые коврики, дверные ручки, поручни и многие другие предметы протирают ветошью, смоченной 0,5—1 % -ным раствором хлорамина (при­мерно одна чайная ложка на 1 литр воды). Периодически в по­мещениях бассейна проводится генеральная уборка.

Контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений плавательного бассейна, правильностью и регуляр­ностью дезобработки воды и чаши бассейна, оборудования осу­ществляют медицинские работники санэпидемстанции.

В последнее время появляются бассейны для купания детей раннего возраста и их занятий плаванием. Как правило, они раз­мещаются в зданиях детских поликлиник. Рекомендации к организации и проведению занятий плаванием с детьми ран­него возраста утверждены Минздравом РФ. Об этом можно про­читать в методическом письме Минздрава РСФСР «Плавание грудных детей» (В.А. Гуттерман, М., 1978).

В летние месяцы обучение дошкольников плаванию, особен­но в южных районах страны, организуется на базе детских садов в открытых бассейнах, размеры которых, как правило, такие же, как и крытых бассейнов. В ряде дошкольных учреж­дений имеются мелкие плескательные ванны. Их часто исполь­зуют для купания детей в жаркую погоду. Желательно, чтобы такие плескательные ванны и бассейны располагались там, где поверхность воды обогревается солнцем. Это становится особен­но важно там, где нет бассейнов со специальным подогревом. Требования к качеству воды и условиям проведения занятий пла­ванием такие же, как и для других плавательных бассейнов.

Для обучения плаванию и просто купания могут использо­ваться специальные сборно-разборные конструкции, устанав­ливаемые на открытом воздухе. Условия их эксплуатации — такие же.

Если нет возможности обучать плаванию в плавательных бас­сейнах — открытых и закрытых — специально оборудованных, размещенных стационарно, используются естественные водо­емы — реки, озера, моря. В этом случае места для занятий пла­ванием тщательно готовятся. При выборе места учитываются:

— характер дна;

— характер берега;

— скорость течения воды;

— состояние воды;

— наличие рядом жилых построек, предприятий и других объектов.


 




Участок водоема должен иметь ровное, песчаное дно, плот­ное, не илистое, без холодных ключей и потоков холодной воды. На дне не должно быть посторонних предметов. Переход от мень­шей глубины к большей должен быть равномерным, пологим; глубина воды постепенно увеличивается к середине водоема. На дне не должно быть никаких резких перепадов глубины и ям.

Для детей младшего дошкольного возраста глубина водоема не должна превышать 0,6—0,7 м; старшего возраста — 0,8— 1,0 м. Скорость течения — не более 0,5 м/с.

Вода должна быть чистой и прозрачной. Пригодность воды для купания и занятий плаванием определяется органами санитарного надзора. Участок для плавания должен быть рас­положен выше места спуска сточных вод и других источников загрязнения.

Берег не должен быть крутым, обрывистым, заболоченным и скользким. На крутом спуске к воде строятся лестница или деревянный мостик.

При выборе места для занятий следует учитывать направле­ние и скорость ветра. Берег и имеющаяся там растительность (кусты, деревья) должны защищать оборудованный участок.

Участок для купания и занятий плаванием обязательно ограждается. Границы его обозначаются либо веревкой с нани­занными на ней яркими поплавками, либо шестами с укреплен­ными на них яркими флажками. Еще лучше, если участок бу­дет оборудован легким деревянным заборчиком. Примерная площадь огражденного участка — 8 х 16 м. Участок располага­ется вдоль берега.

Даже небольшая волна на поверхности воды может стать серь­езной помехой для обучения. В таких случаях используют це­лый ряд различных приспособлений. Одно из них нетрудно из­готовить в обычных условиях. Две гладко обструганные доски размером 300 х 20 х 5 см с закругленными краями и углами про­кладываются пятью стандартными спасательными кругами, ко­торые привязывают капроновой веревкой. Укрепив несколько таких плотов-решеток на воде, можно предупредить волнооб­разование.

Если невозможно выполнить все перечисленные условия, в естественном водоеме строится простейшая купальня с искус­ственным дном.

Температура воды для занятий в естественном водоеме не должна быть ниже +20—22°С; воздуха — не ниже +24—25°С. Пребывание в воде на первых занятиях не должно превышать о—7 мин, в дальнейшем оно увеличивается. По мере адапта-


ции организма ребенка температура воды может быть и не­сколько ниже.

Для обеспечения безопасности проведения занятий по пла­ванию и купания в условиях открытого водоема необходим обо­рудованный спасательный пост. Во время проведения занятий желательно присутствие дежурной службы спасателей и нали­чие нескольких спасательных лодок. Обязательно должны быть спасательные круги (из расчета один круг на 5 занимающих­ся), плавательные доски из пенопласта, спасательные жилеты, алюминиевые шесты, мегафон или рупор, флажки и т.д.

(Описание и краткая характеристика некоторого спасатель­ного оборудования представлены ниже.)

В местах для купания и обучения плаванию на специальных щитах вывешиваются правила поведения при купании.

Помни и выполняй! Купайся только организованно, под при­смотром инструктора по плаванию, в специально отведенных местах.

Если чувствуешь даже легкое недомогание, обратись к вра­чу и не купайся.

Не ешь перед купанием, но не купайся натощак.

Не входи в воду разгоряченным, сначала немного отдохни.

При появлении озноба сразу же выходи из воды и разотрись полотенцем.

Не заплывай за ограничительные знаки.

Не ныряй в незнакомом месте.

Не купайся в запрещенных местах — это опасно для жизни.

Шалости на воде приводят к печальным последствиям, к травмам и даже к утоплению.

Основные правила безопасности при занятиях плаванием. Для предупреждения несчастных случаев и травм на занятиях необходимо соблюдать следующие элементарные правила:

— проводить занятия в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;

— допускать к занятиям детей только с разрешения врача;

— учитывать текущее состояние здоровья ребенка;

— на занятиях обязательно должен присутствовать медицин­ский работник (врач или медсестра);

— на занятиях поддерживать строгую дисциплину. Не до­пускать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков и ныряний. Не разрешается детям толкать друг дру­га, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, подавать ложные сигна­лы о помощи, заплывать за пределы установленных границ;


 




до начала и после проведения занятии проводить поимен­ную перекличку детей;

— дети должны входить в воду и выходить из воды только с разрешения преподавателя;

— входить в воду можно лишь спустя два часа после еды;

— при нарушениях дисциплины (любых) виновного необхо­димо немедленно удалить из воды (но не с занятия);

— занимающиеся должны быть обучены пользованию под­держивающими средствами (спасательными кругами, плава­тельными досками, шестами);

— предлагаемые задания должны быть доступны каждому занимающемуся;

— добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий.

При соблюдении всех мер предосторожности возможность несчастных случаев в значительной мере исключается. Причины несчастных случаев на воде.

1. Переохлаждение.

2. Чрезмерные мышечные усилия.

3. Психологическая неподготовленность, неожиданная опас­ность (глубокое место, водоворот, сильная струя течения, вол­на и т. д.).

4. Неудовлетворительное состояние организма, вызванное сильным переутомлением или заболеванием (порок сердца, эпи­лепсия и т. д.)

5. Травма (например, удар о твердый предмет или порез).
Переохлаждение. Холодная вода — сильный раздражитель

для нервной системы. Потери тепла происходят интенсивно и могут породить специфический шок, приводящий к нарушению деятельности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной си­стем. Развитию этого явления способствуют:

— состояние озноба и перегревание;

— эмоциональное потрясение;

— быстрое погружение в воду без постепенного привыкания;

— переполнение желудка и кишечника.

При наступлении переохлаждения необходимо немедленно выйти из воды.

Холодная вода, попадая в наружный слуховой проход, вы­зывает раздражение вестибулярного аппарата, которое может привести к тошноте, бледности кожных покровов, головокру­жению и потере ориентации.

При длительном плавании необходимо оберегать затылок,


шею и голову — места, наиболее чувствительные к холоду. Для этого — периодически менять стиль плавания.

После выхода из воды целесообразно проделать интенсивные физические упражнения, растереть тело шерстяной тканью, которую можно даже смочить спиртом, выпить горячего чаю, укутаться в теплую одежду. При более сильном переохлажде­нии следует принять горячую ванну или душ.

При оказании помощи в первую очередь нужно согреть голо­ву, особенно шею и затылочную область.

В случае холодового шока проводится искусственное дыха­ние, предупреждающее кислородное голодание.

Перегревание. Перегревание организма (тепловой удар) мо­жет возникнуть вследствие длительного нахождения под откры­тым солнцем в жаркий день без защитных средств. При этом нарушается нормальный теплообмен, появляются тошнота, рвота, головная боль, общая слабость, частое поверхностное дыхание, температура тела повышается до 40—4 ГС. Иногда на­ступает потеря сознания (обморок).

Пострадавшего помещают в прохладное место, обеспечива­ют доступ свежего воздуха, освобождая от стесняющей его одеж­ды. На лицо и грудь рекомендуется побрызгать холодной водой, положить на затылок лед или холодный компресс, устроить пострадавшего так, чтобы его ноги оказались чуть ниже, чем голова (чтобы был отток крови).

Давать нюхать нашатырный спирт не рекомендуется.

Судороги. Возникающие при плавании судороги представля­ют определенную опасность. Чаще всего они порождают страх и неуверенность в своих силах. Если при плавании случилось подобное, следует сделать глубокий вдох, расслабиться в воде, выполнив позу «медузы» или «поплавка», взяться за пальцы сведенной судорогой ноги и потянуть их на себя (наиболее час­то «сводит» икроножные^мышцы). Затем максимально рассла­бить ногу и выбраться на бортик бассейна или берег водоема.

Спасательные средства. Спасательный инвентарь многооб­разен. К числу простейших спасательных средств относятся: спасательные круги, шары, багры, «кошки», конец Александ­рова, спасательные пояса, жилеты, нагрудники и т.д.

Спасательный круг изготовляется из пробки или пеноплас­та, обтягивается материей и окрашивается в яркий цвет. Сна­ружи круга крепится прочная веревка. Диаметр круга около 80 см, масса до 7 кг — пробкового и 3—4 кг — из пенопласта.

Круг бросают пострадавшему, находящемуся на расстоянии до 15 м от спасателя.


 




Шары изготовлены также из проб­ки или пенопласта и окрашены в яркие цвета. Два шара соединены прочной веревкой длиной примерно 50 см, к се­редине которой крепится веревка дли­ной 25—30 метров. Она используется для подтягивания пострадавшего.

Шары бросают с расстояния 15— 20 метров движением снизу-вверх, захватив рукой за середину веревки, соединяющей шары (рис. 52).

Багор служит для извлечения пост­радавшего из воды и состоит из шеста с крюком, закрепленным на конце и прикрытым пробковыми или пено­пластовыми шарами разного диамет­ра. Шары предохраняют пострадавше­го от ушибов крюком и увеличивают плавучесть багра.

Багры могут иметь и металличес­кий наконечник. Такими баграми, как правило, вытаскивают из воды тела утопших.

Шесты. В закрытых и открытых

плавательных бассейнах часто применяются деревянные или дюралевые шесты длиной 2—5 метров. Они удобны в работе с занимающимися у бортика и на крайних дорожках.

Конец Александрова. Это обычный капроновый или пенько­вый шнур длиной 30—40 м и толщиной 5—10 мм. На одном кон­це — большая петля (длиной 60—100 см) с закрепленными на ней двумя поплавками (диаметр каждого 10—12 см) и грузом в оплетке массой 250—300 г; на другом конце — петля неболь­шого размера, 35—40 см, которую спасатель держит в руке. По­плавки удерживают петлю с грузом на поверхности воды. Для броска сложенную большими петлями веревку необходимо взять левой рукой за небольшую петлю, а правой — за другую ее часть, с грузом и поплавками, затем сильным кругообразным движением бросить ее пострадавшему. Такое приспособление выдерживает груз до 180 кг и позволяет оказывать помощь с расстояния примерно 25—30 м.

Спасательные пояса, жилеты, нагрудники и другие приспо­собления делаются из водоотталкивающей ткани; отдельные от­секи, прочно прошитые, заполняются пенопластом или пробкой.


Весь спасательный инвентарь располагается недалеко от воды, в местах для массового купания или обучения детей плаванию.

Вспомогательные средства. Вспомогательные средства способствуют ускорению процесса освоения навыков, обеспечи­вающих безопасность занимающихся, повышение эмоциональ­ности занятий.

Значительную часть вспомогательного оборудования состав­ляют поддерживающие средства индивидуального и группово­го назначения. К поддерживающим средствам индивидуально­го назначения относятся разнообразные поплавки, резиновые надувные пояса и круги, надувные резиновые игрушки. На эта­пе обучения широко используются различных размеров ласты. Весьма распространены также лопатки, увеличивающие пло­щадь кисти; поплавки для ног, обеспечивающие их более высокое положение при плавании с помощью движений рук; резиновое кольцо, надеваемое на ноги и исключающее возмож­ность баланса для поддержания более устойчивой рабочей позы. Форма лопаток не имеет принципиального значения, однако их размер не должен превышать площадь кисти более чем на 30—40 %, иначе резко возрастет опасность перегрузки и воспа­ления сухожилий и суставных сумок лучезапястного, локтево­го и плечевого суставов. Лопатки же, превышающие площадь кисти менее чем на 10 %, должного эффекта не дают. Для рас­ширения диапазона действия устройств типа лопаток предла­гаются обтекатели. Обтекатель представляет собой пластину изогнутой обтекаемой формы, соответствующую размеру ладо­ни, стопы или передней части тела пловца. Обтекатель прикреп­ляется таким образом, чтобы его обтекаемая сторона была направлена в сторону движения этих частей тела пловца. При движении с обтекателем сопротивление движению конечности уменьшается, что позволяет увеличить скорость плавательных движений больше обычной и, таким образом, способствует раз­витию скоростных качеств пловца. Обтекатель универсален, он может обеспечивать и эффект обычных лопаток. В этом случае просто меняется положение пластин.

Для более эффективного совершенствования техники плава­ния различными способами используются стабилизаторы пла­вательных движений. Эффективность применения этих уст­ройств возможна лишь при внимательном изучении их влияния на организм и детальной разработке методики их применения.

Эти и многие другие вспомогательные средства успешно ис­пользуются для изучения и совершенствования различных


двигательных действий в плавании, воспитания физических качеств.

Зал для «сухого» плавания. Такой зал желательно иметь в плавательном бассейне. Он предназначен для выполнения подготовительных и имитационных упражнений и оснащается коврами, гимнастическими матами и гимнастическими скамей­ками; в нем могут быть развешаны всевозможные наглядные пособия, стоять видеомагнитофон.

Здесь же могут быть расположены специальные тренажеры для изучения техники плавания, воспитания физических качеств. На тренажерах отрабатываются разные принципы со­здания нагрузки. Они могут быть многоцелевые и специализи­рованные. В конечном итоге, тренажерные устройства на суше предусматривают направленное тренирующее воздействие на те мышечные группы, которые обеспечивают технически правиль­ное выполнение плавательных движений.

В крупных центрах плавательной подготовки зал «сухо­го» плавания и зал тренажерных устройств располагаются от­дельно.

Для подготовки высококвалифицированного пловца жела­тельно иметь и зал для спортивных и подвижных игр.

Тренажерные устройства в воде. Тренажерные устройства в воде так же многочисленны, как и на суше. Здесь могут быть как простейшие тренажеры для обучения технике плавания, так и сложнейшее дорогостоящее оборудование.

Если к первому типу можно отнести тренажеры, выполнен­ные из обычных металлических труб, позволяющие имитиро­вать движения ногами и руками с необходимой формой, то ко второму типу, безусловно, следует отнести гидродинамический бассейн обращенного движения.

На настоящий момент таких бассейнов у нас в стране всего несколько. Их отличают высокая стоимость и сложность кон­струкции. Правда, отечественными специалистами разработа­ны модификации таких гидробассейнов.

Известен и аппаратурный комплекс для совершенствования стартов и поворотов, созданный во ВНИИФКе. Комплекс вклю­чает стартовую тумбочку, оснащенную приспособлением для измерения горизонтальной и вертикальной составляющих сил отталкивания; контактный поворотный щит для фиксации мо­мента отталкивания и его силы; устройства для электрической фиксации момента прохождения пловцом створа. На теле плов­ца укрепляется миниатюрный источник электромагнитных колебаний. Устанавливаются: время двигательной реакции


(время от момента старта до момента первого движения); время выполнения отталкивания (время от момента начала первых движений до момента отрыва ног от тумбочки); время преодо­ления контрольного стартового отрезка. Подключение допол­нительного регистратора позволяет получить и некоторые динамические характеристики выполняемых стартовых движе­ний. Аналогичный принцип используется при анализе техни­ки выполнения поворотов.

Широкое распространение в плавании получили тренажеры-лидеры; при этом за основу лидирования берется какая-либо характеристика: темп, скорость передвижения, частота сердеч­ных сокращений.

Предложены и многие другие разработки различных трена­жерных устройств, однако их применение требует от педагогов известной осторожности и творческого подхода.

Методический кабинет бассейна. Наличие методкабинета отражает уровень работы, проводимой в плавательном бассей­не. Помещение должно быть прекрасно оборудованным и удоб­ным для методических занятий тренеров и учебных занятий пловцов. Здесь должны быть представлены стенды с разрядны­ми нормативами, рекордами мира, Европы, Олимпийских игр, Российской Федерации, города или области, плавательного бас­сейна. Значительную часть экспозиции должны занимать наглядные пособия по технике плавания, комплексы силовой подготовки, упражнения для разминки и т. д., представлена опе­ративная информация о проведении и результатах соревнова­ний, плакаты-поздравления тренерам и спортсменам.

Здесь может быть установлен диапроектор, видеомагнито­фон. Методкабинет обязательно должен располагать библиоте­кой, в которой были бы представлены методические пособия и разработки, книги, газеты, журналы.

Все перечисленное обеспечит высокий уровень теоретической подготовки спортсменов, будет способствовать методической учебе педагогов.

Специальное оборудование и инвентарь. Эффективность учебного процесса значительно повысится, если места занятий будут хорошо оборудованы. В зале должен быть следующий ми­нимум инвентаря:

1) резиновые амортизаторы (резиновые бинты, резиновые жгуты диаметром от 3 до 8 мм с удобными для захвата ручками на концах);

2) специальные приспособления для развития силы пловца типа блочных устройств с сопротивлением или тренажеров;


3) штанга тренировочная;

4) набор гантелей, в том числе разборных;

5) набор набивных мячей весом от 1 до 5 кг;

6) мячи для спортивных игр, в том числе для большого и на­стольного тенниса;

7) скакалки;

8) маты гимнастические поролоновые;

9) доски пенопластовые;

 

10) поплавки (из пенопласта), надувные резиновые круги, резиновые кольца или колобашки;

11) резиновые амортизаторы;

12) приспособления для плавания с отягощениями и допол­нительными сопротивлениями (тормозящие тренировочные доски, тормозные парашюты, лопатки и т. д.);

13) ласты, маски, дыхательные трубки;
14)свисток;

15) секундомеры.

Восстановительный центр. Подготовка спортсменов-пловцов высокого класса невозможна без специальных восстановитель­ных мероприятий и хорошо организованного врачебно-педаго-гического контроля. Ускорение протекания восстановительных процессов после тренировочных нагрузок, профилактика воз­можных перенапряжений и заболеваний, ликвидация отдален­ных последствий травм и болезненных состояний — задачи, которыми обусловлено создание на крупных спортивных базах восстановительных центров.

Размещение центра должно обеспечивать удобство проведе­ния каждой процедуры, гарантировать соблюдение правил тех­ники безопасности и санитарии.

Среди восстановительных мероприятий — сбалансированное питание, баня, массаж, самомассаж, аэроионизация, методы психологической разгрузки и т.д.

Восстановительный центр должен располагать лечебно-про­филактическим оборудованием и обеспечивать проведение ле­чебных и профилактических мероприятий.

Таким образом, к оборудованию плавательных бассейнов и их эксплуатации предъявляются высочайшие требования. Именно на такие условия и должна быть ориентирована подго­товка высококвалифицированного пловца, которая начинает­ся с решения проблем массового обучения детей плаванию. Настала пора решать важнейшую государственную проблему обучения плаванию в условиях отличной материально-техни­ческой базы.


В заключение остается подчеркнуть, что представленное учебное пособие раскрывает содержание всех разделов, изло­женных в программе «Плавание» Министерства образования Российской Федерации для студентов педагогических универ­ситетов и институтов (Викулов А.Д. М., 1996;) и позволит ус­пешно изучать базовый курс дисциплины «Плавание»

В пособии содержатся новейшие данные о технике плавания, ее общих закономерностях, методике обучения и спортивной тренировки.

Работа по плаванию ориентирована главным образом на ус­ловия крытого плавательного бассейна.

Автором использованы иллюстрации, заимствованные из известных литературных источников и уже ставшие хрестома­тийными. К их числу следует в первую очередь отнести рисун­ки и кинограммы из книг Л.П. Макаренко, Дж. Каунсилмена, Н.Ж. Булгаковой, В.Н. Платонова, С.Л. Фесенко, а также уни­кальные снимки профессора А.В. Козлова, любезно подарен­ные автору.

Автор с благодарностью примет критические замечания, пожелания, советы относительно приведенного в пособии материала.

 



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштейн НА. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко. М., 1990.

Бернштейн НЛ. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

Викулов АД. Плавание. Ярославль, 1995.

Вику лов АД., Бутин ИМ. Развитие физических способнос­тей детей. Ярославль, 1996.

Викулов АД. Плавание: Программы педагогических универ­ситетов и институтов. М., 1996.

Воронцов А.Р. Методика развития выносливости у юных плов­цов. Метод разработки для студентов специализации, слушате­лей Высшей школы тренеров. М., 1995.

Горлов О А., Борисов Е.Г. Организация и судейство соревно­ваний по плаванию / Под ред. А.А. Пименова. СПб, 1995.

Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики пловцов различного пола и квалификации // Теория и практи­ка физ. культ. 1994. № 9. С. 31—38.

Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики элитных пловцов на различных этапах подготовки // Теория и практика физ. культ. 1991.12.

Никитский Б.Н. Плавание. М., 1981.

Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.

Плавание. Правила соревнований. СПб, 1997.

Плавание. Метод, рекомендации для тренеров детско-юно­шеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. М., 1993.

Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира. М., 1990.

Программы Министерства образования РФ. Физическое вос­питание учащихся I—XI классов общеобразовательной школы


с направленным развитием двигательных способностей / Сост. В.И. Лях и Г.Б. Мейксон. М., 1993.

Романенко Е.В. Теория плавания рыб и дельфинов. МД996.

Романенко Е.В. Гидродинамика дельфинов // Успехи совре­менной биологии. М., 1994. Т. 114. Вып. 3.

Семенов ТА. Обучение прикладному плаванию. М., 1990.

Афанасьев В.З., Воронцов А.Р. и др. Спортивное плавание: Учеб. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 1996.

Фарбер ДА. и др. Физиология школьника. М., 1990.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие........................................................................................................ 3

Глава I. Плавание — жизненно важный навык.................................... 5

Плавание в дореволюционной России................................................... 8

Развитие отечественного плавания после 1917 года...................... 14

Глава И. Общие закономерности плавания......................................... 25

Основные термины и понятия................................................................. 25

Свойства воды............................................................................................ 27

Гидростатика.............................................................................................. 36

Гидродинамика.......................................................................................... 42

Движения ногами........................................................................................ 63

Движения руками....................................................................................... 65

Дыхание........................................................................................................ 72

Общая согласованность движений и дыхания................................. 77

Анатомо-физиологические особенности

организма и техника плавания............................................................. 79






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных