ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Праздник Нептуна в спортивно-оздоровительном лагереДевиз: «Быть с водой на «ты» обязан каждый, в том числе и ты!» Понятие «праздник» всегда ассоциируется с радостью и весельем, отдыхом, праздностью, итогом проделанной работы. Праздник Нептуна — это итог работы по плаванию в течение лагерной смены. Помочь новичкам преодолеть боязнь воды, научить всех детей держаться на воде и плавать, дать возможность выполнить разрядные нормы, получить звание инструктора, судьи — это легче всего осуществить летом, в условиях спортивно-оздоровительного лагеря. С этой целью в лагерях создается клуб «Нептун». Такой клуб может быть организован там, где есть условия для плавания, есть инструктор по плаванию. В члены клуба принимаются дети 12-летнего возраста, умеющие проплыть 25 м, 12—13-летние, проплывшие 50 м, подростки старше 15 лет, преодолевшие 100 м любым способом. Дети, которые еще не умеют плавать, но хотят научиться, принимаются кандидатами в члены клуба «Нептун» и занимаются в секции новичков. Для организации практической работы по обучению плаванию в лагере создается совет клуба. В его состав входят: начальник лагеря, старший вожатой, инструктор по плаванию, врач, а из ребят — лучшие пловцы, члены совета дружины, ответственные за спортивную работу в лагере. Совет клуба «Нептун» под руководством инструктора по плаванию приводит в порядок место, где предполагается обучение плаванию, выясняет, кто как умеет плавать. На особый учет берутся дети, не умеющие плавать или плавающие плохо. Совет клуба уделяет большое внимание пропаганде плавания в повседневной жизни, организует встречи с моряками, спортсменами-пловцами, оформляет уголок «Нептун», где помещается вся информация, необходимая юному пловцу: расписание работы секций, объявления о соревнованиях, правила безопас-
ности на воде, описание приемов спасения и оказания помощи пострадавшим, материалы о работе клуба, рекорды лагеря и т. д. Итоги работы по плаванию подводятся на общелагерном празднике «Нептун». Для организации и проведения праздника создается специальная комиссия, в состав которой входят: старший вожатый, вожатые, физрук, инструктор по плаванию, члены совета клуба, в том числе и ребята, умеющие хорошо плавать. Комиссия составляет план подготовки и проведения праздника, назначает ответственных за отдельные виды его программы. Примерный план подготовки праздника «Нептун» 1. Написать подробный сценарий праздника. 2. Подготовить записку с сообщением о прибытии Нептуна и его приказ: «Всем детям научиться плавать», вложить их в бутылку и спрятать в бассейне в условленном месте. Во время общелагерного купания кто-то из вожатых или ребят старших отрядов «случайно» найдет бутылку и ознакомит всех участников праздника с ее содержимым. 3. Составить список действующих лиц, определить порядок их выхода. Подготовить все необходимое для участников представления. 4. Провести репетицию праздника. Примерный план проведения праздника 1. Торжественное построение, посвященное началу праздника. 2. Прибытие Нептуна со свитой. 3. Рапорт Нептуну об итогах лагерной смены и мероприятиях по плаванию. 4. «Наказание» тех, кто не выполнил приказ Нептуна и не научился плавать. 5. Знакомство Нептуна и его свиты с лагерем. 6. Показательные выступления сильнейших пловцов. 7. Соревнования по плаванию. 8. Игры и развлечения на воде. 9. Подведение итогов праздника. 10. Прощание с Нептуном, уплывающим в «свои владения». Оформление, костюмы, реквизит Чтобы праздник прошел весело и увлекательно, необходимы не только мастерство режиссера-постановщика (им может быть музыкальный руководитель или один из вожатых), но и слаженная четкая работа всех организаторов и участников представления. Оформление должно отражать идею и направленность праздника. Желательно, чтобы в каждом отряде были плакаты, сообщающие о правилах поведения и мерах безопасности на водоемах, способах оказания первой помощи пострадавшим на воде. Здесь же должны быть учебно-инструктивные плакаты по обучению плаванию, лозунги, призывающие ребят к обучению плаванию. Украсят праздник яркие транспаранты, флаги спортивных организаций, различные эмблемы, спортивные значки и медали, фотографии лучших пловцов лагеря. Не обязательно оформлять всю территорию лагеря, достаточно украсить лишь место проведения праздника. Оформление и организация во многом зависят от фантазии организаторов. Особенно тщательным должен быть подбор участников на роли Нептуна, Звездочета, Золотой Рыбки, Бабы-Яги, Заморского гостя, Восточной красавицы, Черномора, чертей, русалок, водяных, богатырей. Костюмы готовят участники представления совместно с режиссером и членами кружков «Умелые руки», кройки и шитья. Нептуну необходимы: корона, трезубец, борода, накидка. Материал: дерево, картон, цветная бумага, марля, вата. Черномору и богатырям: пики, щиты, шлемы, печати «канцелярии». Материал: дерево, картон, цветная бумага, сырой картофель. Звездочету: колпак, халат с наклеенными на него изображениями планет и звезд, очки, борода, «книга заповедей». Материал: бумага, ткань, фольга. Бабе-Яге: длинный крючковатый нос, седой парик, метла, ведро. Материал: картон, папье-маше. Золотой Рыбке: корона, платье из марли, украшенное желтой фольгой или цветной бумагой. Материал: картон, папье-маше, марля, фольга, цветная бумага. Русалкам: длинные платья, желательно нежно-бирюзового цвета, украшенные фольгой.*Волосы должны быть распущены и перевиты серебряной фольгой и бумажными водяными лилиями. Материал: марля, фольга, цветная бумага, ткань. Заморскому гостю и свите: шаровары, чалмы. Материал: разноцветные ткани. Реквизит: треножник для костра, трон, бочка, плот или лодка (ладья), гирлянды из зелени, сувениры, дипломы Нептуна. Место проведения праздника Нептуна: водоем спортивно-оздоровительного лагеря. В точно назначенное время в разных концах лагеря одновременно трубят в фанфары сигнальщики, одетые в красочные костюмы.
Дети (7—15 лет) организованно направляются к водоему и размещаются на берегу. Все участники — взрослые и дети — в карнавальных костюмах. Это не обязательно какие-то сложные наряды. Дети могут быть и в обычных купальных костюмах, но обязательно с разрисованными физиономиями или в масках. «Канцелярия» Нептуна (Черномор, черти, богатыри) встречают гостей и ставят каждому на руку печать. Все собравшиеся исполняют популярную песню «Бригантина». Поднимается «морской» флаг. Исполняются популярные танцы и песни. Под громкий клич: «У-гу-гу-гу-гу-гу-у-у-у...» к берегу на украшенной расписной лодке приближается Нептун в сопровождении свиты (русалок, водяных, пиратов) на нескольких лодках. Лодки причаливают к берегу. Быстро выскочив из лодок, водяные усердно расчищают дорожку перед Нептуном, который, степенно постукивая трезубцем, направляется к своему трону. Пираты занимают места по обе стороны трона. Звучит музыка. Рядом с троном располагаются Черномор и Звездочет. Раздаются хлопушечные выстрелы. Звучат фанфары. Нептун со свитой подходит к трону и приветствует всех участников праздника: «Я спешил, я стремился приехать скорей. Принимайте привет от владыки морей! Мои верные слуги со мною пришли. Чтобы встретиться с вами, дети Земли. Я хочу, чтобы радостный праздник гудел, Чтобы старый Нептун возле вас молодел». Далее Нептун говорит, что очень обрадовался, получив приглашение на праздник, и с удовольствием решил принять в нем участие. Надеется, что ему приготовлено немало сюрпризов. Обращается к детям: «Ну, чем порадуете старика?» Председатель совета отдает рапорт Нептуну, докладывает об успехах дружины, о том, сколько ребят научились плавать за смену, хорошо держаться на воде, оказывать первую помощь пострадавшему, грести на лодке, стали инструкторами по плаванию, выполнили разрядные нормативы. У Нептуна настроение немного улучшается, но он все же хмурится и жалуется на скуку. Он просит свиту придумать что-нибудь такое веселенькое. Водяные и русалки исполняют оригинальный танец. Нептун понемногу веселеет. Увидев это, на берег выбегает группа маленьких ребят в морской форме и исполняет матросский танец «Яблочко». Нептун вместе с участниками праздника аплодирует исполнителям. В награду за успехи ребят по знаку Нептуна начинают танец русалки. Когда смолкают аккорды, к владыке водных просторов обращается Черномор: — О мудрый Нептун! Царь всех морей и океанов, добрейший из добрейших! Перед тобой все самые лучшие девушки (показывает на русалок), выбери из них любую и сделай царицей этого праздника. Нептун внимательно вглядывается в русалок. Потом с усмешкой поворачивается к Черномору. Нептун: «Это все? Ты никого от меня не скрыл, хитрый старик?» Черномор: «О владыка морей и океанов! Есть еще одна, светлее солнца — это дочь моя — Золотая Рыбка» (берет за руку Золотую Рыбку и подводит к трону). Нептун: «Ну, красавица-девица, Нету слов, ты впрямь царица. Сядь, мой друг, поближе к трону. Звездочет! Подай корону!» Звучит торжественная мелодия. Нептун берет корону из рук Звездочета и венчает ею Золотую Рыбку. Нептун: «Не гостем я пришел сюда. Придется, знаю, потрудиться; Не спрячется от моего суда Тот, кто воды не любит и боится!» Все показывают на «грешников», не пожелавших учиться плавать в течение смены.» Нептун: «Что ж, их немного. Это не беда, От робости их вылечит вода». Черти с криком и свистом по очереди бросают «грешников» в воду. Затем они находят других провинившихся (лежебок, драчунов, опаздывающих) и приводят их к Владыке морей. Нептун и Звездочет придумывают им различные наказания («грешники» бегают в мешках, прыгают со связанными ногами). Примечание. Эта часть праздника — не более чем шутка, задача которой — торжественно расстаться с водобоязнью, а не наказать виновных — не умеющих плавать.
Во время праздника рекомендуется проводить всевозможные конкурсы, викторины, соревнования: кто лучше споет, спляшет, быстрее завяжет и развяжет морской узел, разгадает морские загадки. Нептун: «Вы все, конечно, молодцы, Но где же лучшие пловцы? Нет, нет, любезные друзья, Без плавания никак нельзя!» Начинаются соревнования по плаванию. На стартовые тумбочки бассейна поднимаются юные пловцы. Один заплыв, второй, третий... Идут финальные соревнования. Проводится заплыв на установление рекорда лагерной смены. Проводится заплыв на установление рекорда спортивно-оздоровительного лагеря. Победителей и призеров, а также всех отличившихся Нептун награждает грамотами и подарками. Праздник продолжается. Организуются игры и развлечения на воде. Продолжаются игры на суше. Нептун: «Ну-ка, черти, побыстрей! Ваша мощь проверится. (Черномору) Выставляй богатырей Силами помериться». Черти состязаются с ребятами в перетягивании каната. Нептун отчаянно «болеет». Нептун: «Ну, давай, давай, хвостатый! Поднажми-ка, друг рогатый! Что же вы, слабей ребят? На себя тяни канат!» Черти проигрывают соревнование. Нептун (с досадой): «Что, досталось? Спите много. Заниматься надо. Стыдно мне иметь убогую Чертову команду. Волноваться мне нельзя, — Ну, а день тяжелый, Принесите мне, друзья, Капли валидола (принимает капли из банки). Ох, теперь полегче стало. Хоть, по правде, капель мало». Черномор извещает Нептуна, что на горизонте показался неизвестный корабль. Нептун приказывает его остановить. Черти прыгают по берегу, кричат, стреляют из хлопушек. «Корабль» приближается к берегу. Это сказочная ладья. Звучит восточная мелодия. Медленно и важно в сопровождении свиты на берег сходит Заморский гость и лриближается к трону. Заморский гость: «О великий Нептун! С богатыми товарами проплывал я мимо и, когда дворцы увидел чудные, услышал веселые и задорные песни, захотелось мне заглянуть сюда, чтобы встретиться с тобой, о Царь и Повелитель морей!» Гость хлопает в ладоши, слуги выносят из ладьи укрытую прозрачным покрывалом Восточную красавицу. Она исполняет восточный танец. Темнеет... Неожиданно вспыхивает яркий большой костер. Ребята встречают его криками «Ура!». Начинается праздничный концерт, танцы «подвластных Нептуну народов». У затухающего костра Нептун произносит прощальную речь. «Я старый бог, я прожил долгий век. Сегодня мне и радостно и грустно. Ты стал владыкой моря, Человек, Им управляешь мудро и искусно. И я желаю смене молодой Дорог нелегких в жизни не бояться, А главное — всегда дружить с водой! Друзья!.. Настало время расставаться. Я по заветам старой поговорки Желаю вам: ни пуха, ни пера! Всегда, везде учитесь на пятерки!.. Эй, свита, в путь... отчаливай... пора!» Звучит прощальная мелодия. Нептун со свитой отплывают. Все провожают Нептуна песнями и танцами. Веселые дни, проведенные в спортивно-оздоровительном лагере, остаются позади, но надолго запомнят ребята встречу с Нептуном*. * Праздник «Нептун» в пионерском лагере. М., 1978. Глава VII БАССЕЙНЫ, ИХ ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ Основным местом для проведения занятий по плаванию является плавательный бассейн. Плавательные бассейны бывают открытого и закрытого типов. Современный крытый плавательный бассейн — это грандиозное спортивное сооружение с комплексом различных помещений и служб. Сюда входят: душевые, раздевалки, туалеты, холлы, буфеты, места для зрителей, массажные кабинеты, раз-миночные залы, залы атлетической гимнастики, медицинский кабинет или служба и многое другое. Для проведения крупных международных соревнований используются стандартные бассейны Международной федерации плавания (ФИНА). Длина плавательной дорожки — 50 м; ширина дорожки — 2 м; глубина — минимальная 1 м. Как правило, бассейн имеет восемь плавательных дорожек, которые разделены шнурами с надетыми на них специальными поплавками одного цвета. Цвет поплавков у каждого из концов шнура на расстоянии 5 м должен отличаться от цвета остальных поплавков. На дне бассейна посредине каждой дорожки должна быть нанесена линия контрастного цвета. Ее ширина — 0,2-0,3 м, длина 46 м. Каждая линия должна заканчиваться на расстоянии 2 м от торцевых стенок бассейна поперечной линией такой же ширины и длиной 1 м. Бассейн оборудуется стартовыми тумбочками, которые должны быть твердыми и не обладать пружинящими свойствами. Высота стартовых тумбочек над уровнем воды — 0,50—0,75 м. Размеры ее поверхности — 0,5 х 0,5 м. Максимальный угол наклона не превышает 10°. Тумбочки оборудованы так, что у пловца есть возможность выполнить старт с захватом. Для старта из воды устанавливаются вертикальные и горизонтальные ручки на высоте в пределах 0,3—0,6 м над поверхностью воды. Глубина воды на первых 5 м дистанции плавания на спине не должна быть менее 1,2 м. Для плавания на спине бассейн оборудуется специальными указателями — шнурами с флажками, которые натягиваются поперек бассейна на высоте 1,8—2,5 м на расстоянии 5 м от каждого конца бассейна. На расстоянии 15 м от старта натягивается фальстартовый шнур. Температура воды — 26 ± ГС. Аналогичны требования и к 25-метровым бассейнам. Существуют десятки вариантов различных конструкций плавательных бассейнов с размерами ванн от 20 до 50 м. Чаще всего крытые ванны — учебные, плавательные, прыжковые, игровые — прямоугольной формы. Бывают ванны круглые и квадратные. Окончательный выбор формы определяется ее назначением. Так как в соответствии с правилами соревнования долж-ны проводиться в прямоугольных ваннах, действующими в нашей стране нормами для проведения тренировок и соревнований по плаванию допускаются еще два типоразмера прямо-угольных ванн: 25 х 16 м; 25 х 11 м соответственно на 6 и 4 дорожки при глубине в мелкой части не менее 1,2 м и в глубокой — не менее 1,8 м. В таких ваннах можно обучать взрослых и проводить массовое купание. Длина и ширина учебных ванн не нормируются, а глубина воды устанавливается следующая: — для детей старше 14 лет и взрослых — 0,9 м в мелкой части и 1,25 м в глубокой; 5м2 поверхности/чел.; — для детей от 11 до 14 лет — 0,8 м на мелкой части и 1,15 м на глубокой; 4 м2 поверхности воды/чел.; — для детей от 7 до 11 лет — 0,6 м на мелкой части и 0,85 м на глубокой; 3 м2 поверхности воды/чел. Кроме того, в практике обучения плаванию используются следующие типы плавательных бассейнов: 1. Крытые малоразмерные ванны. 2. Открытые малоразмерные ванны. 3. Крытые и открытые бассейны спортивного типа. 4. Сборно-разборные конструкции. 5. Естественные водоемы с оборудованными местами для занятий. Для обучения дошкольников плаванию и проведения закаливающих процедур в последнее время все чаще используются крытые малоразмерные бассейны, расположенные в основных зданиях или в пристройках. Для начального обучения младших дошкольников удобны бассейны размером 7 х 3 м с глубиной 0,8 м. Для организации занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать бассейны с ваннами больших размеров: 10 x6 м; 12,5 х 6 мс глубиной 1,2—1,6 м.
С целью обеспечения безопасности такие бассейны должны быть оборудованы удобными лестницами для входа детей в воду и выхода из воды. Лучше, если они расположены вертикально, без значительного выступа в ванну бассейна. Обязательное условие: наличие поручней. Лестницы должны быть покрыты ребристой резиной или другим материалом с нескользкой поверхностью. На пол укладываются резиновые коврики. На противоположных — длинных — сторонах устраиваются поручни. Обязателен также сливной желоб, регулирующий уровень воды и гасящий волны. Хорошо, если помещения бассейнов художественно оформлены. Это может быть мозаичное панно или сюжетная роспись. Пол и стены отделываются однотонной плиткой. В целом общий вид помещения должен располагать к положительным эмоциям — необходимому условию обучения плаванию. Бассейны должны быть оборудованы душевыми и раздевалками. Они располагаются, как правило, рядом с ванной — для того, чтобы при переходах избежать лишнего переохлаждения детей. В непосредственной близости от ванны бассейна размещаются туалеты, при этом необходимо учитывать, что произвольный контроль естественных отправлений у детей еще очень слаб, а общее охлаждение организма в воде вызывает рефлекторное сокращение гладкой мускулатуры мочевого пузыря и позыв к его освобождению. Помещения крытых бассейнов оборудуются вентиляцией, в них поддерживаются достаточная освещенность и температура воздуха, чистота и порядок. Пол оборудуется подогревом. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами качество воды, подаваемой в бассейн, должно соответствовать ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая». Температура воды для занятий младших дошкольников — 30—32°С, старших дошкольников — 27—28°С. Температура воздуха — 24—28°С. В бассейне поддерживается должная санитарно-гигиеническая обстановка. Независимо от типа бассейна и притока свежей воды (на 10—15 % от ее объема), ванны емкостью до 200 м3 каждые 10 дней полностью сливаются и проводится дезинфекция. Чашу бассейна тщательно моют мыльно-содовым раствором, чистят щетками и ополаскивают из шланга горячей водой. В соответствии с существующими правилами помещения бассейнов регулярно проветриваются, проводится ежедневная уборка, текущая дезинфекция помещений и оборудования. Полы, скамейки, деревянные решетки, резиновые коврики, дверные ручки, поручни и многие другие предметы протирают ветошью, смоченной 0,5—1 % -ным раствором хлорамина (примерно одна чайная ложка на 1 литр воды). Периодически в помещениях бассейна проводится генеральная уборка. Контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений плавательного бассейна, правильностью и регулярностью дезобработки воды и чаши бассейна, оборудования осуществляют медицинские работники санэпидемстанции. В последнее время появляются бассейны для купания детей раннего возраста и их занятий плаванием. Как правило, они размещаются в зданиях детских поликлиник. Рекомендации к организации и проведению занятий плаванием с детьми раннего возраста утверждены Минздравом РФ. Об этом можно прочитать в методическом письме Минздрава РСФСР «Плавание грудных детей» (В.А. Гуттерман, М., 1978). В летние месяцы обучение дошкольников плаванию, особенно в южных районах страны, организуется на базе детских садов в открытых бассейнах, размеры которых, как правило, такие же, как и крытых бассейнов. В ряде дошкольных учреждений имеются мелкие плескательные ванны. Их часто используют для купания детей в жаркую погоду. Желательно, чтобы такие плескательные ванны и бассейны располагались там, где поверхность воды обогревается солнцем. Это становится особенно важно там, где нет бассейнов со специальным подогревом. Требования к качеству воды и условиям проведения занятий плаванием такие же, как и для других плавательных бассейнов. Для обучения плаванию и просто купания могут использоваться специальные сборно-разборные конструкции, устанавливаемые на открытом воздухе. Условия их эксплуатации — такие же. Если нет возможности обучать плаванию в плавательных бассейнах — открытых и закрытых — специально оборудованных, размещенных стационарно, используются естественные водоемы — реки, озера, моря. В этом случае места для занятий плаванием тщательно готовятся. При выборе места учитываются: — характер дна; — характер берега; — скорость течения воды; — состояние воды; — наличие рядом жилых построек, предприятий и других объектов.
Участок водоема должен иметь ровное, песчаное дно, плотное, не илистое, без холодных ключей и потоков холодной воды. На дне не должно быть посторонних предметов. Переход от меньшей глубины к большей должен быть равномерным, пологим; глубина воды постепенно увеличивается к середине водоема. На дне не должно быть никаких резких перепадов глубины и ям. Для детей младшего дошкольного возраста глубина водоема не должна превышать 0,6—0,7 м; старшего возраста — 0,8— 1,0 м. Скорость течения — не более 0,5 м/с. Вода должна быть чистой и прозрачной. Пригодность воды для купания и занятий плаванием определяется органами санитарного надзора. Участок для плавания должен быть расположен выше места спуска сточных вод и других источников загрязнения. Берег не должен быть крутым, обрывистым, заболоченным и скользким. На крутом спуске к воде строятся лестница или деревянный мостик. При выборе места для занятий следует учитывать направление и скорость ветра. Берег и имеющаяся там растительность (кусты, деревья) должны защищать оборудованный участок. Участок для купания и занятий плаванием обязательно ограждается. Границы его обозначаются либо веревкой с нанизанными на ней яркими поплавками, либо шестами с укрепленными на них яркими флажками. Еще лучше, если участок будет оборудован легким деревянным заборчиком. Примерная площадь огражденного участка — 8 х 16 м. Участок располагается вдоль берега. Даже небольшая волна на поверхности воды может стать серьезной помехой для обучения. В таких случаях используют целый ряд различных приспособлений. Одно из них нетрудно изготовить в обычных условиях. Две гладко обструганные доски размером 300 х 20 х 5 см с закругленными краями и углами прокладываются пятью стандартными спасательными кругами, которые привязывают капроновой веревкой. Укрепив несколько таких плотов-решеток на воде, можно предупредить волнообразование. Если невозможно выполнить все перечисленные условия, в естественном водоеме строится простейшая купальня с искусственным дном. Температура воды для занятий в естественном водоеме не должна быть ниже +20—22°С; воздуха — не ниже +24—25°С. Пребывание в воде на первых занятиях не должно превышать о—7 мин, в дальнейшем оно увеличивается. По мере адапта- ции организма ребенка температура воды может быть и несколько ниже. Для обеспечения безопасности проведения занятий по плаванию и купания в условиях открытого водоема необходим оборудованный спасательный пост. Во время проведения занятий желательно присутствие дежурной службы спасателей и наличие нескольких спасательных лодок. Обязательно должны быть спасательные круги (из расчета один круг на 5 занимающихся), плавательные доски из пенопласта, спасательные жилеты, алюминиевые шесты, мегафон или рупор, флажки и т.д. (Описание и краткая характеристика некоторого спасательного оборудования представлены ниже.) В местах для купания и обучения плаванию на специальных щитах вывешиваются правила поведения при купании. Помни и выполняй! Купайся только организованно, под присмотром инструктора по плаванию, в специально отведенных местах. Если чувствуешь даже легкое недомогание, обратись к врачу и не купайся. Не ешь перед купанием, но не купайся натощак. Не входи в воду разгоряченным, сначала немного отдохни. При появлении озноба сразу же выходи из воды и разотрись полотенцем. Не заплывай за ограничительные знаки. Не ныряй в незнакомом месте. Не купайся в запрещенных местах — это опасно для жизни. Шалости на воде приводят к печальным последствиям, к травмам и даже к утоплению. Основные правила безопасности при занятиях плаванием. Для предупреждения несчастных случаев и травм на занятиях необходимо соблюдать следующие элементарные правила: — проводить занятия в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены; — допускать к занятиям детей только с разрешения врача; — учитывать текущее состояние здоровья ребенка; — на занятиях обязательно должен присутствовать медицинский работник (врач или медсестра); — на занятиях поддерживать строгую дисциплину. Не допускать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков и ныряний. Не разрешается детям толкать друг друга, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, подавать ложные сигналы о помощи, заплывать за пределы установленных границ;
— до начала и после проведения занятии проводить поименную перекличку детей; — дети должны входить в воду и выходить из воды только с разрешения преподавателя; — входить в воду можно лишь спустя два часа после еды; — при нарушениях дисциплины (любых) виновного необходимо немедленно удалить из воды (но не с занятия); — занимающиеся должны быть обучены пользованию поддерживающими средствами (спасательными кругами, плавательными досками, шестами); — предлагаемые задания должны быть доступны каждому занимающемуся; — добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий. При соблюдении всех мер предосторожности возможность несчастных случаев в значительной мере исключается. Причины несчастных случаев на воде. 1. Переохлаждение. 2. Чрезмерные мышечные усилия. 3. Психологическая неподготовленность, неожиданная опасность (глубокое место, водоворот, сильная струя течения, волна и т. д.). 4. Неудовлетворительное состояние организма, вызванное сильным переутомлением или заболеванием (порок сердца, эпилепсия и т. д.) 5. Травма (например, удар о твердый предмет или порез). для нервной системы. Потери тепла происходят интенсивно и могут породить специфический шок, приводящий к нарушению деятельности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем. Развитию этого явления способствуют: — состояние озноба и перегревание; — эмоциональное потрясение; — быстрое погружение в воду без постепенного привыкания; — переполнение желудка и кишечника. При наступлении переохлаждения необходимо немедленно выйти из воды. Холодная вода, попадая в наружный слуховой проход, вызывает раздражение вестибулярного аппарата, которое может привести к тошноте, бледности кожных покровов, головокружению и потере ориентации. При длительном плавании необходимо оберегать затылок, шею и голову — места, наиболее чувствительные к холоду. Для этого — периодически менять стиль плавания. После выхода из воды целесообразно проделать интенсивные физические упражнения, растереть тело шерстяной тканью, которую можно даже смочить спиртом, выпить горячего чаю, укутаться в теплую одежду. При более сильном переохлаждении следует принять горячую ванну или душ. При оказании помощи в первую очередь нужно согреть голову, особенно шею и затылочную область. В случае холодового шока проводится искусственное дыхание, предупреждающее кислородное голодание. Перегревание. Перегревание организма (тепловой удар) может возникнуть вследствие длительного нахождения под открытым солнцем в жаркий день без защитных средств. При этом нарушается нормальный теплообмен, появляются тошнота, рвота, головная боль, общая слабость, частое поверхностное дыхание, температура тела повышается до 40—4 ГС. Иногда наступает потеря сознания (обморок). Пострадавшего помещают в прохладное место, обеспечивают доступ свежего воздуха, освобождая от стесняющей его одежды. На лицо и грудь рекомендуется побрызгать холодной водой, положить на затылок лед или холодный компресс, устроить пострадавшего так, чтобы его ноги оказались чуть ниже, чем голова (чтобы был отток крови). Давать нюхать нашатырный спирт не рекомендуется. Судороги. Возникающие при плавании судороги представляют определенную опасность. Чаще всего они порождают страх и неуверенность в своих силах. Если при плавании случилось подобное, следует сделать глубокий вдох, расслабиться в воде, выполнив позу «медузы» или «поплавка», взяться за пальцы сведенной судорогой ноги и потянуть их на себя (наиболее часто «сводит» икроножные^мышцы). Затем максимально расслабить ногу и выбраться на бортик бассейна или берег водоема. Спасательные средства. Спасательный инвентарь многообразен. К числу простейших спасательных средств относятся: спасательные круги, шары, багры, «кошки», конец Александрова, спасательные пояса, жилеты, нагрудники и т.д. Спасательный круг изготовляется из пробки или пенопласта, обтягивается материей и окрашивается в яркий цвет. Снаружи круга крепится прочная веревка. Диаметр круга около 80 см, масса до 7 кг — пробкового и 3—4 кг — из пенопласта. Круг бросают пострадавшему, находящемуся на расстоянии до 15 м от спасателя.
Шары изготовлены также из пробки или пенопласта и окрашены в яркие цвета. Два шара соединены прочной веревкой длиной примерно 50 см, к середине которой крепится веревка длиной 25—30 метров. Она используется для подтягивания пострадавшего. Шары бросают с расстояния 15— 20 метров движением снизу-вверх, захватив рукой за середину веревки, соединяющей шары (рис. 52). Багор служит для извлечения пострадавшего из воды и состоит из шеста с крюком, закрепленным на конце и прикрытым пробковыми или пенопластовыми шарами разного диаметра. Шары предохраняют пострадавшего от ушибов крюком и увеличивают плавучесть багра. Багры могут иметь и металлический наконечник. Такими баграми, как правило, вытаскивают из воды тела утопших. Шесты. В закрытых и открытых плавательных бассейнах часто применяются деревянные или дюралевые шесты длиной 2—5 метров. Они удобны в работе с занимающимися у бортика и на крайних дорожках. Конец Александрова. Это обычный капроновый или пеньковый шнур длиной 30—40 м и толщиной 5—10 мм. На одном конце — большая петля (длиной 60—100 см) с закрепленными на ней двумя поплавками (диаметр каждого 10—12 см) и грузом в оплетке массой 250—300 г; на другом конце — петля небольшого размера, 35—40 см, которую спасатель держит в руке. Поплавки удерживают петлю с грузом на поверхности воды. Для броска сложенную большими петлями веревку необходимо взять левой рукой за небольшую петлю, а правой — за другую ее часть, с грузом и поплавками, затем сильным кругообразным движением бросить ее пострадавшему. Такое приспособление выдерживает груз до 180 кг и позволяет оказывать помощь с расстояния примерно 25—30 м. Спасательные пояса, жилеты, нагрудники и другие приспособления делаются из водоотталкивающей ткани; отдельные отсеки, прочно прошитые, заполняются пенопластом или пробкой. Весь спасательный инвентарь располагается недалеко от воды, в местах для массового купания или обучения детей плаванию. Вспомогательные средства. Вспомогательные средства способствуют ускорению процесса освоения навыков, обеспечивающих безопасность занимающихся, повышение эмоциональности занятий. Значительную часть вспомогательного оборудования составляют поддерживающие средства индивидуального и группового назначения. К поддерживающим средствам индивидуального назначения относятся разнообразные поплавки, резиновые надувные пояса и круги, надувные резиновые игрушки. На этапе обучения широко используются различных размеров ласты. Весьма распространены также лопатки, увеличивающие площадь кисти; поплавки для ног, обеспечивающие их более высокое положение при плавании с помощью движений рук; резиновое кольцо, надеваемое на ноги и исключающее возможность баланса для поддержания более устойчивой рабочей позы. Форма лопаток не имеет принципиального значения, однако их размер не должен превышать площадь кисти более чем на 30—40 %, иначе резко возрастет опасность перегрузки и воспаления сухожилий и суставных сумок лучезапястного, локтевого и плечевого суставов. Лопатки же, превышающие площадь кисти менее чем на 10 %, должного эффекта не дают. Для расширения диапазона действия устройств типа лопаток предлагаются обтекатели. Обтекатель представляет собой пластину изогнутой обтекаемой формы, соответствующую размеру ладони, стопы или передней части тела пловца. Обтекатель прикрепляется таким образом, чтобы его обтекаемая сторона была направлена в сторону движения этих частей тела пловца. При движении с обтекателем сопротивление движению конечности уменьшается, что позволяет увеличить скорость плавательных движений больше обычной и, таким образом, способствует развитию скоростных качеств пловца. Обтекатель универсален, он может обеспечивать и эффект обычных лопаток. В этом случае просто меняется положение пластин. Для более эффективного совершенствования техники плавания различными способами используются стабилизаторы плавательных движений. Эффективность применения этих устройств возможна лишь при внимательном изучении их влияния на организм и детальной разработке методики их применения. Эти и многие другие вспомогательные средства успешно используются для изучения и совершенствования различных двигательных действий в плавании, воспитания физических качеств. Зал для «сухого» плавания. Такой зал желательно иметь в плавательном бассейне. Он предназначен для выполнения подготовительных и имитационных упражнений и оснащается коврами, гимнастическими матами и гимнастическими скамейками; в нем могут быть развешаны всевозможные наглядные пособия, стоять видеомагнитофон. Здесь же могут быть расположены специальные тренажеры для изучения техники плавания, воспитания физических качеств. На тренажерах отрабатываются разные принципы создания нагрузки. Они могут быть многоцелевые и специализированные. В конечном итоге, тренажерные устройства на суше предусматривают направленное тренирующее воздействие на те мышечные группы, которые обеспечивают технически правильное выполнение плавательных движений. В крупных центрах плавательной подготовки зал «сухого» плавания и зал тренажерных устройств располагаются отдельно. Для подготовки высококвалифицированного пловца желательно иметь и зал для спортивных и подвижных игр. Тренажерные устройства в воде. Тренажерные устройства в воде так же многочисленны, как и на суше. Здесь могут быть как простейшие тренажеры для обучения технике плавания, так и сложнейшее дорогостоящее оборудование. Если к первому типу можно отнести тренажеры, выполненные из обычных металлических труб, позволяющие имитировать движения ногами и руками с необходимой формой, то ко второму типу, безусловно, следует отнести гидродинамический бассейн обращенного движения. На настоящий момент таких бассейнов у нас в стране всего несколько. Их отличают высокая стоимость и сложность конструкции. Правда, отечественными специалистами разработаны модификации таких гидробассейнов. Известен и аппаратурный комплекс для совершенствования стартов и поворотов, созданный во ВНИИФКе. Комплекс включает стартовую тумбочку, оснащенную приспособлением для измерения горизонтальной и вертикальной составляющих сил отталкивания; контактный поворотный щит для фиксации момента отталкивания и его силы; устройства для электрической фиксации момента прохождения пловцом створа. На теле пловца укрепляется миниатюрный источник электромагнитных колебаний. Устанавливаются: время двигательной реакции (время от момента старта до момента первого движения); время выполнения отталкивания (время от момента начала первых движений до момента отрыва ног от тумбочки); время преодоления контрольного стартового отрезка. Подключение дополнительного регистратора позволяет получить и некоторые динамические характеристики выполняемых стартовых движений. Аналогичный принцип используется при анализе техники выполнения поворотов. Широкое распространение в плавании получили тренажеры-лидеры; при этом за основу лидирования берется какая-либо характеристика: темп, скорость передвижения, частота сердечных сокращений. Предложены и многие другие разработки различных тренажерных устройств, однако их применение требует от педагогов известной осторожности и творческого подхода. Методический кабинет бассейна. Наличие методкабинета отражает уровень работы, проводимой в плавательном бассейне. Помещение должно быть прекрасно оборудованным и удобным для методических занятий тренеров и учебных занятий пловцов. Здесь должны быть представлены стенды с разрядными нормативами, рекордами мира, Европы, Олимпийских игр, Российской Федерации, города или области, плавательного бассейна. Значительную часть экспозиции должны занимать наглядные пособия по технике плавания, комплексы силовой подготовки, упражнения для разминки и т. д., представлена оперативная информация о проведении и результатах соревнований, плакаты-поздравления тренерам и спортсменам. Здесь может быть установлен диапроектор, видеомагнитофон. Методкабинет обязательно должен располагать библиотекой, в которой были бы представлены методические пособия и разработки, книги, газеты, журналы. Все перечисленное обеспечит высокий уровень теоретической подготовки спортсменов, будет способствовать методической учебе педагогов. Специальное оборудование и инвентарь. Эффективность учебного процесса значительно повысится, если места занятий будут хорошо оборудованы. В зале должен быть следующий минимум инвентаря: 1) резиновые амортизаторы (резиновые бинты, резиновые жгуты диаметром от 3 до 8 мм с удобными для захвата ручками на концах); 2) специальные приспособления для развития силы пловца типа блочных устройств с сопротивлением или тренажеров; 3) штанга тренировочная; 4) набор гантелей, в том числе разборных; 5) набор набивных мячей весом от 1 до 5 кг; 6) мячи для спортивных игр, в том числе для большого и настольного тенниса; 7) скакалки; 8) маты гимнастические поролоновые; 9) доски пенопластовые;
10) поплавки (из пенопласта), надувные резиновые круги, резиновые кольца или колобашки; 11) резиновые амортизаторы; 12) приспособления для плавания с отягощениями и дополнительными сопротивлениями (тормозящие тренировочные доски, тормозные парашюты, лопатки и т. д.); 13) ласты, маски, дыхательные трубки; 15) секундомеры. Восстановительный центр. Подготовка спортсменов-пловцов высокого класса невозможна без специальных восстановительных мероприятий и хорошо организованного врачебно-педаго-гического контроля. Ускорение протекания восстановительных процессов после тренировочных нагрузок, профилактика возможных перенапряжений и заболеваний, ликвидация отдаленных последствий травм и болезненных состояний — задачи, которыми обусловлено создание на крупных спортивных базах восстановительных центров. Размещение центра должно обеспечивать удобство проведения каждой процедуры, гарантировать соблюдение правил техники безопасности и санитарии. Среди восстановительных мероприятий — сбалансированное питание, баня, массаж, самомассаж, аэроионизация, методы психологической разгрузки и т.д. Восстановительный центр должен располагать лечебно-профилактическим оборудованием и обеспечивать проведение лечебных и профилактических мероприятий. Таким образом, к оборудованию плавательных бассейнов и их эксплуатации предъявляются высочайшие требования. Именно на такие условия и должна быть ориентирована подготовка высококвалифицированного пловца, которая начинается с решения проблем массового обучения детей плаванию. Настала пора решать важнейшую государственную проблему обучения плаванию в условиях отличной материально-технической базы. В заключение остается подчеркнуть, что представленное учебное пособие раскрывает содержание всех разделов, изложенных в программе «Плавание» Министерства образования Российской Федерации для студентов педагогических университетов и институтов (Викулов А.Д. М., 1996;) и позволит успешно изучать базовый курс дисциплины «Плавание» В пособии содержатся новейшие данные о технике плавания, ее общих закономерностях, методике обучения и спортивной тренировки. Работа по плаванию ориентирована главным образом на условия крытого плавательного бассейна. Автором использованы иллюстрации, заимствованные из известных литературных источников и уже ставшие хрестоматийными. К их числу следует в первую очередь отнести рисунки и кинограммы из книг Л.П. Макаренко, Дж. Каунсилмена, Н.Ж. Булгаковой, В.Н. Платонова, С.Л. Фесенко, а также уникальные снимки профессора А.В. Козлова, любезно подаренные автору. Автор с благодарностью примет критические замечания, пожелания, советы относительно приведенного в пособии материала.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бернштейн НА. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко. М., 1990. Бернштейн НЛ. О ловкости и ее развитии. М., 1991. Викулов АД. Плавание. Ярославль, 1995. Вику лов АД., Бутин ИМ. Развитие физических способностей детей. Ярославль, 1996. Викулов АД. Плавание: Программы педагогических университетов и институтов. М., 1996. Воронцов А.Р. Методика развития выносливости у юных пловцов. Метод разработки для студентов специализации, слушателей Высшей школы тренеров. М., 1995. Горлов О А., Борисов Е.Г. Организация и судейство соревнований по плаванию / Под ред. А.А. Пименова. СПб, 1995. Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики пловцов различного пола и квалификации // Теория и практика физ. культ. 1994. № 9. С. 31—38. Колмогоров СВ. и др. Гидродинамические характеристики элитных пловцов на различных этапах подготовки // Теория и практика физ. культ. 1991. № 12. Никитский Б.Н. Плавание. М., 1981. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991. Плавание. Правила соревнований. СПб, 1997. Плавание. Метод, рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. М., 1993. Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира. М., 1990. Программы Министерства образования РФ. Физическое воспитание учащихся I—XI классов общеобразовательной школы с направленным развитием двигательных способностей / Сост. В.И. Лях и Г.Б. Мейксон. М., 1993. Романенко Е.В. Теория плавания рыб и дельфинов. МД996. Романенко Е.В. Гидродинамика дельфинов // Успехи современной биологии. М., 1994. Т. 114. Вып. 3. Семенов ТА. Обучение прикладному плаванию. М., 1990. Афанасьев В.З., Воронцов А.Р. и др. Спортивное плавание: Учеб. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 1996. Фарбер ДА. и др. Физиология школьника. М., 1990. ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие........................................................................................................ 3 Глава I. Плавание — жизненно важный навык.................................... 5 Плавание в дореволюционной России................................................... 8 Развитие отечественного плавания после 1917 года...................... 14 Глава И. Общие закономерности плавания......................................... 25 Основные термины и понятия................................................................. 25 Свойства воды............................................................................................ 27 Гидростатика.............................................................................................. 36 Гидродинамика.......................................................................................... 42 Движения ногами........................................................................................ 63 Движения руками....................................................................................... 65 Дыхание........................................................................................................ 72 Общая согласованность движений и дыхания................................. 77 Анатомо-физиологические особенности организма и техника плавания............................................................. 79 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|