Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Целостность вездесуща, но относительна.




Рассматривая наш опыт и поведение живых организмов и неодушевленных объектов, мы можем различить паттерн энергетического обмена, к которому можно применить общий термин "реактивность". Есть разные уровни реактивности которые мы можем выразить такими словами, как "реакция" - "ощущение" - "восприятие" - "различение" - "понимание". Термины этого ряда не строго определены, и мы не можем также определить без дальнейшего исследования, независима ли одна форма ответа от другой. Тем не менее, мы можем распознать "шкалу реактивности" классифицирующую все, что мы знаем. Если мы теперь введем слово целостность, мы будем вынуждены принять, что его значение соотносится со степенью реактивности, на которую способен рассматриваемый объект. Едва ли можно сказать о неодушевленных объектах, что они могут распознавать другие целые. Кристалл, например, может брать материал для своего роста из раствора, но не реагирует специфически на присутствие другого кристалла, похожего или непохожего на него самого. Мы можем обнаружить избирательные реакции в механизмах, таких, как игорные автоматы, которые мы сами создаем, но их способность избирательно реагировать на специфические целые, такие, как мелкие монеты, происходит из человеческого опыта. Растения, по-видимому, уже обладают некоторой способностью распознавать другие объекты как целые и реагировать на них. Животные – даже самые примитивные – показывают еще большую степень реактивности. Реактивность на целостности несомненна у животных, обладающих нервной системой; но целостности ими скорее ощущаются, нежели воспринимаются. Распознавание целостностей человеком при ближайшем рассмотрении оказывается меньшим, чем можно предполагать. Наша речь подразумевает, что употребляемые нами имена – целостности, но мы редко верифицируем значения, которые намереваемся передать. Существуют, однако, убедительные свидетельства, что человек в более высоких состояниях сознания обладает прямым восприятием целостности, которое идет дальше имен и форм и проникает некоторым образом в саму сущность /essence/ воспринимаемой вещи.

Эти соображения приводят нас к понятию о целостности, как о качестве, которое встречается во всем опыте, причем таком качестве, которое принимает разные степени и потому относительно. Поскольку наш обычный язык не принимает во внимание относительности целостности, становится необходимой реконструкция. Рассмотрим, например, группу слов, показывающих разные аспекты целостности, таких, как "единство", "связность"', "совместность", "полнота"', "порядок", "организация", "организм", "самость", "индивидуальность". Значение этих слов показывает, насколько мы можем это различить, определенные градации в движении от более абстрактного к более конкретному представлению о понятии целостности.

В таких словах, как "организм", подразумевается уже субсистенция и структура, выходящая за пределы простой целостности. Если мы зададимся вопросом, каковы же градации целостности, то увидим, что они определены тем, до какой степени данный объект является самим собой и не сливается с чем-то, что не есть он.

Здесь мы должны сделать важное обобщение, а именно, что вопрос: "До какой степени данный объект является собой?", всегда имеет значение. Мы замечаем, что не все объекты едины в одинаковой степени – одни более связны, чем другие. Так, живой организм обладает большей степенью целостности, чем собрание рассеченных членов и органов на анатомическом столе.

Чтобы обозначить свойство объекта, которое создает степень его целостности, мы можем воспользоваться термином "объединенность", и, поскольку желательно подчеркнуть, что целостность содержится в самом объекте, а не в том, как он воспринимается, мы можем приписать каждому целому точный индекс, а именно "степень, в которой данное целое существует независимо и отделимо от его ближайшей окружающей среды". Принцип целостности утверждает, что свойство быть собой универсально и вездесуще, хотя и относительно.[13]

 

ПОЛЯРНОСТЬ

 

Утверждение, что два объекта связаны, предполагает, что они также в каком-то смысле разделены. С другой стороны, такие слова, как "противоположный", "противоречащий", "разделенный", "противный", "исключающий" подразумевают разобщенность, которая была бы лишенной значения, если бы не было связанности. Мы можем употребить термин диада в особом смысле для обозначения пары терминов, между которыми может быть обнаружена как связность, так и разъединение. "Мужчина и женщина" – это диада, в качестве примеров легко вспомнить "теплое и холодное", "присутствующее и отсутствующее", "внутреннее и внешнее", "похожее и непохожее", "истинное и ложное". Такие пары, как "дерево и бумага", "чай и кофе", "вчера и завтра", "может быть и скорее всего" - также диады, поскольку в каждой паре терминов мы можем распознать общее свойство, которое дает значение противопоставлению. Тем не менее, два термина диады не обязательно должны иметь общее сущностное свойство. Связь может состоять всего лишь в том, что они случайно сведены вместе по какой-либо ассоциации идей. Например, "поварское искусство" и "завтрашнее утро", "более чем" и "медная монета" могут быть взяты таким образом, чтобы представить две идеи, противопоставленные и все же ассоциированные в особой связи.

С этими объяснениями мы можем утверждать, что каждая и любая пара целых, существующих или не существующих, может рассматриваться как диада в вышеуказанном смысле. Хотя все пары – диады, подавляющее большинство их тривиальны в том, что два термина находятся друг к другу лишь в слабой оппозиции и в незначимой связи. Даже когда полярное противопоставление предельно ясно, в каждой диаде остается не противопоставленный элемент, общий обоим членам пары. Например, тепло и холод – не совершенно исключающие друг друга термины, потому что есть некоторое тепло даже в самых холодных объектах. Истинность или ложность никогда не могут быть утверждаемы абсолютно ни в каком диадическом утверждении. Принцип полярности может быть сформулирован кратко:

 

Полярность всегда дает начало силе. /force/

Мы должны остерегаться ошибки отождествления силы с отношением. Положительный и отрицательный электрический заряд не могут существовать вместе, и поэтому о них нельзя сказать, что они находятся в отношении друг к другу, хотя в противопоставлении они производят силу. Благодаря полярности все, что существует, находится в состоянии напряжения, для ослабления которого полярность сама по себе ничего не может сделать. Поэтому полярность никак не может быть последним принципом объяснения.[14] Можно сказать, что целостность слишком удобна, чтобы удовлетворять, а полярность слишком неудобна, чтобы быть продлеваемой. Диада – всегда источник беспокойства, заставляющий нас более глубоко проникать в суть дела. Без силы ничто не может двигаться, но одна лишь сила еще не делает движение возможным. Мир, рассматриваемый как система диад, состоял бы из связанных, но не соотнесенных, целых, из противоположностей, жаждущих согласования и неспособных его обрести. Число два не может выйти за свои пределы. Диада замкнута, но ее замкнутость лишена полноты.

Благодаря полярности мы обнаруживаем везде в нашем опыте противоположности порядка и хаоса, добра и зла, истины и лжи, самости и инакости; но полярность не может показать нам, ни как возникают эти противоположности, ни как они могут быть разрешены.

 

1.2.5. СООТНЕСЕННОСТЬ[15]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных