ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лингвистика и литературоведениеСлово филология, раньше объединявшее лингвистов и литературоведов, постепенно приобрело специализированное значение. Филолог – это прежде всего литературовед. Но есть область, где интересы лингвистов и литературоведов сходятся. Речь идет о художественном тексте. Литературоведческий анализ призван в максимальной полноте, в пределе – исчерпывающим образом, объяснить текст в целом или его ключевые идеи. Лингвистический анализ выясняет взаимоотношения между языковыми средствами и (ключевыми) идеями произведения. В лингвистическом плане художественный текст может изучаться и как реализация языковой личности автора. Филологический анализ совмещает литературоведческие и лингвистические исследовательские процедуры с анализом общекультурного исторического контекста изображенной эпохи и/или времени создания текста. Лингвистический анализ художественного текста позволяет глубже проникнуть в творческий замысел автора, выявить имплицитные смыслы произведения и особенности изображаемой эпохи. Вспомним последнюю встречу Онегина и Татьяны. Онегин объясняется в любви и слышит в ответ: Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. В.Г. Белинский писал об этой сцене: «Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны...»[202]. Критик-атеист верно подмечает эстетическую значимость страдательного причастия отдана, но дает этому языковому факту неверное толкование. Здесь речь не о гордом целомудрии конкретной женщины в конкретных обстоятельствах. Тем более нельзя принять мнение Белинского о безнравственности некоторых отношений, не освящаемых любовью. Фактически это попытка ниспровергнуть святость и нерушимость брака. Грамматическая форма отдана вмещает целую мировоззренческую концепцию. Употребление Татьяной страдательного причастия показывает ее веру в Промысл Божий и доверие к церковному учению: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). В своем нигилистическом радикализме по отношению к традиционным ценностям современная молодежь идет гораздо дальше ведущего критика революционно-демократического направления. Тот хотя бы ценил «гордость женской добродетели». Приведем одно из характерных высказываний на интернетовском форуме (сохранена авторская орфография): «У меня, кстати, одно время было полным полно знакомых учительниц русской литературы – и ни одна из них, как я не билась, внятно не смогла ответить мне на вопрос о том, в чем же конкретно для современного человека заключается смысл и красота фразы унылой этой девицы Татьяны про то, как она другому отдана и будет век ему верна» (http://forum.bookvoed.ru/viewtopic.php?start=30&t=250). Это не симптом эстетической глухоты, а духовно-нравственная болезнь. Печально, что среди учителей не нашлось человека, способного показать величие образа Татьяны и суровую красоту ее слов и поступка. Современные люди в массе своей потеряли восприимчивость к красоте жертвы. Понимание креста как ценности человеческой жизни становится недоступным. ХТ, благотворно влияя на эстетически чуткие души, готовит их к усвоению высшей правды. Цель и смысл человеческой жизни – одухотворенная исполнением воли Божией евангельская любовь, рождающая в жизнь вечную. Она не имеет ничего общего с эгоистичным страстным чувством-однодневкой, которое сегодня спешат именовать любовью. Для стяжания христианской любви необходимо преодоление изуродованной грехопадением природы человека. Отказ от своеволия – главное средство достижения этой цели. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|