Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Генеологическая классификация и праязык как историческое понятие.




На земном шаре по приблизительным подсчетам от 2,5 тыс до 5тыс Я; трудность определения количества Я связана прежде всего с тем, что во многих случаях из-за недостаточной изученности неясно, что это – самостоятельный Я или диалект какого-либо Я. Классификация Я – распределение Я мира по группам на основе определенных признаков, в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования. Существуют различные классификации Я, среди крых основными являюца генеалогическая (или генетическая), типологическая (первоначально известная как морфологическая) и географическая (или ареальная). Принципы классификации Я мира у них различны. Эти классификации различаюца не только своими целями, но и степенью устойчивости: абсолютно устойчивой являеца генеалогическая (поскольку Я не может изменить принадлежность к той или иной семье), типологическая классификация всегда относительна и исторически изменчива, ареальная классификация более или менее устойчива в зависимости от признаков, положенных в ее основу. Кроме этих трех основных типов классификаций, иногда выделяют функциональную (или социальную), а также культурно-историческую. ФК исходит из сферы функционирования Я. Она базируеца на изучении актов речи и типов Я коммуникации. В соответствии с этой классификацией Я деляца на естественные, являющиеся средством обучения (устные и письменные) и искусственные. К-ИК рассматривает Я с точки зрения их отношения к истории культуры. Здесь выделяют бесписьменные, письменные, литературные, Я межнационального общения.

Цель ГК – определить место того или иного Я в кругу родственных Я, установить его генетические связи. ГК (от греч genealogia - родословная) – классификация Я по принципу родства, те на основе их родственных связей и общего происхождения из предполагаемого праЯ. Я, объединенные общностью происхождения, образуют семью родственных Я. Каждая семья Я происходит из разошедшихся друг с другом диалектов праЯ этой семьи. ПраЯ и являеца Я-основой исторической общности родственных Я. В пределах семьи Я выделяюца сравнительно небольшие группы Я, находящиеся м/у собой в более тесных связях, чем Я той же семьи. Такие группы называют ветвью Я. Ветви также подразделяюца на более мелкие группы, связь в крых еще теснее. Для определения места Я в ГК его необходимо сопоставить с другими Я той же семьи и с праЯ. ПраЯ обычно восстанавливаеца путем реконструкции, осуществляемой при помощи сравнительно-исторического метода. Чем дальше отстоит во времени реконструируемый праЯ от письменных и устных Я-потомков, тем менее надежна и более условна его реконструкция. Сравнение родственных Я помогает воссоздать их историю, пути развития от праЯ до самостоятельного существования. Наиболее достоверными являюца морфологические показатели родства Я. Это объясняеца тем, что морфологический уровень Я наиболее консервативен и, как правило, мало проницаем для заимствований; кроме того в каждом Я существует сравнительно небольшой набор грамматических значений, отличающихся исключительной устойчивостью; наконец, ограниченный состав фонем, представленных в окончаниях, облегчает установление соответствий м/у Я, особенно в тех случаях, когда формы образованы от общего корня и соответствие наблюдаеца во всех словоформах, поскольку сходство не только в корнях, но и словоформах не может быть случайным. Кроме морфологических показателей, при определении закономерностей развития родственных Я привлекаюца данные фонетико-фонологического уровня, позволяющие проследить цепь исторических изменений реконструируемого элемента. Построение ГК Я, как свидетельствует история яззнания, происходило на разных основаниях. Наибольшее распространение получил принцип «родословного древа», впервые использованный Шлейхером. Однако иногда бывает невозможно провести ступенчатую реконструкцию Я (а чаще всего именно так строица «древо»). В современном яззнании возрождаеца интерес к «теории волн» И Шмидта. Согласно его Т, каждое новое явление имеет свой очаг возникновения, откуда оно распространяеца затухающими волнами. Поэтому родственные Я постепенно переходят друг в друга через ряд промежуточных диалектов, представляющих собой сочетание таких волн. Проблема моногенеза, однако, не может получить положительного решения в рамках лингвистики: даже если окажеца, что все известные Я восходят к одному праЯ, то все равно останеца возможность того, что остальные праЯ, возникшие у него, вымерли, не оставив известных нам потомков. Реконструкция праЯ человечества может быть осуществлена посредством последовательного сопоставления друг с другом праЯ макросемей. ПраЯ человечества, точнее одной макро-макро-семьи получил условное название «турит». Общая картина ГК Я продолжает уточняца.

Первые попытки классификации Я связаны с поисками «родства» Я и выявлением родственных семей.

Вопрос о многообразии Я не интересовал античную мысль, тк греки и римляне признавали достойным изучения только свой Я, остальные же Я они считали «варварскими». В средние века? о многообразии Я стал очевидным, тк «варвары» разрушили Рим и на культурную арену вышло множество «варварских» Я (кельтские, германские, славянские, тюркские и тд), среди которых ни один не мог считаца «единственным». Однако взаимодействия разноязычных народов в эту эпоху ограничивались либо военными действиями, либо бытовым общением, что не приводило к планомерному изучению чужих языков. В эпоху Возрождения необходимо стало теоретически осмыслить? о составе и типе национального Я, выразителя новой культуры, и его соотношениях с литературными Я феодального средневековья, тем самым переоценить античное и иное древнее наследие.

Классификацию дал Готфрид-Вильгельм Лейбниц, распределив известные ему Я на 2 большие семейства с подразделением одного из них на 2 группы:

I. Арамейские (семитские);

II. Яфетические:

a. Скифские (финские, тюркские, монгольские, славянские);

b. Кельтские (прочие европейские).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных