ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система языка: язык как система систем. Отношение между единицами и подсистемами в системе языка.Система Я являеца многослойной и гетерогенной как по качеству и составу входящих в нее элементов, так и по их взаимоотношениям друг с другом. Это не просто система, а система систем. Я образуеца множеством подсистем, каждая подсистема, в свою очередь, включает микросистемы и тд до элементарного уровня. В соответствии со стратификационным принципом, подсистемы как бы наслаиваюца друг на друга, располагаясь одна над другой в строго регламентированном порядке. Отдельные подсистемы выделяюца по вертикали и представляют собой разные уровни иерархии системно организованных лингвистических единиц. При этом необходимо: 1) Чтобы единицы каждого данного уровня обладали нрым общим для них специфическим качеством (отличающим их от ед др уровня); 2) Чтобы ед более высокого уровня могли быть построены из ед более низкого уровня; 3) Чтобы ед каждого уровня могли быть выявлены в любом осмысленном тексте. Выявление самих лингвистических ед осуществляеца посредством сегментации речевого потока. Ядро Я системы образуют предельные ед Я (фонемы, морфемы, лексемы, структ схемы словосоч & предложений). Под отношениями м/у предельными единицами понимаюца все типы парадигматических и синтаксических отношений. Эти отношения двойственны: во-первых, это отношения соседствующих единиц, которые выстраиваются в последовательно развертывающийся ряд, в цепочку, т.е. линейные отношения; во-вторых, это отношения единиц, тесно связанных друг с другом в границах данного грамматического класса и представляющих собой системные видоизменения (модификации) какой-то одной единицы, т.е. нелинейные отношения. Линейные отношения называются синтагматическими, нелинейные - парадигматическими. В синтагматические отношения вступают в слове его значимые части - корень и аффиксы, основа и окончание (при-ход-н-ый, у-мой-ся). Синтагматическими являются отношения между словами и словоформами в составе словосочетания (новая книга, дорога к дому, петь песню), в союзных соединениях слов (отец и мать, читать и писать), между членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного, в бессоюзных соединениях предложений. При синтагматической связи между сочетающимися единицами возникают разнообразные отношения, но это отношения между разными единицами: между разными частями слова, между разными словами или словоформами, между разными предложениями (исключение составляют все случаи повторов, где в синтагматические отношения вступают формы одного и того же слова). В синтагматические отношения могут вступать несколько единиц: две и более. На основе этих отношений строятся все мотивированные (производные) слова и все виды синтаксических соединений - от минимального сочетания слов до сложного предложения и развернутых текстовых последовательностей. Парадигматические отношения - это отношения между разными выявлениями в языке одной и той же единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова, между формами одного и того же предложения. В парадигматических отношениях форм слов или синтаксических конструкций выявляются разные грамматические значения одной и той же единицы. Как синтагматические, так и парадигматические отношения принадлежат системе языка, организуют ее. Парадигматич (от др-греч paradeigma – пример, образец, модель) отношения – отношения взаимной противопоставленности в системе Я м/у ед одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываюца парадигматические ряды (парадигмы) (грамматическая падежная парадигма). Синтагматич отношения (от др-греч syntagma – вместе построенное, составленное) – отношения, в крые вступают ед одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе ед более высокого уровня. Имееца в виду, во-первых, самый факт сочетаемости. Во-вторых, имееца в виду смысловые отношения м/у ед, совместно присутствующими в речевой цепи, воздействие ед друг на друга (звук «ч» в слове «кричу» выступает в огубленном варианте перед последующим «у»). Система Я характеризуеца двояко: с одной стороны ее характеризует открытость, с др – закрытость. Я должен обладать регулярностью (ограниченностью средств, их постоянностью), но система Я не существует в полной изоляции. При взаимодействии с др системами (обществом, природой) они влияют на Я. Система Я может быть открытой для других Я. Я, подчиняясь законам мира, сам являеца подсистемой.
Язык - исторически возникший и развивающийся сложный знаковый механизм общения, работающий в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением чела. Речь - последовательность знаков Я, построенная по его законам, из его материала в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания. Таким образом, речь - форма существования Я, конкретное единичное использование того, что имеется в Я, поэтому Я непосредственно существует только в речи. Речь - частное явление по отношению к Я. Сама по себе речь существовать не может, т к именно Я поставляет необходимые элементы, категории и законы, при помощи крых происходит процесс общения. Я и речь - 2 формы существования одного явления. Они неразрывны и существуют лишь в своей совокупности. Функции языка вообще следует отличать от функций отдельных его элементов; нельзя рассматривать их в одном плане. Функции компонентов языка не выходят за рамки его системы и имеют интерлингвистический характер. Язык обладает не только интер- но и экстралингвистическим аспектом, т.к. не может замыкаться в себе самом, т.к. социален. Вопрос о функциях языка интересует психологов и философов, но однозначного ответа нет. Считают что 1 ф-я: - коммуникативная (Пазухин, Жинкин, Блумфильд); - ф-я выражения чувств и настроений говорящего (Карл Фослер). Э.Беньвенист: «Раз яз. имеет нематериалистический хар-р, то любая его материализация неизбежно связана с речевой деятельностью. Все, что относится к ф-ции, относится к речи». Но язык должен иметь функции, иначе он не будет существовать. Вне функций нет языка, они дают ему движение и развитие. Считают что полифункционален: большинство. К. Бюллер (школа функциональной лингвистики) и Пражский лингвистический кружок: «психическая способность ч-ка мыслить, чувствовать, выражать волю породила 3 ф-ции языка: коммуникативную, выражения (эмотивную) и обращения. Термин «функция» пражские ученые понимают не в математическом смысле как выражение строгой зависимости, а как целевую установку речевого высказывания. Основные функции языка: Я обеспечивает взаимодействие отправителя вербального (словесного) сообщения и его получателя, адресата. В этом случае говорят о его коммуникативной функции. Данную функцию принято считать ведущей, поскольку именно она, по мнению большинства современных учёных, определяет сущность языка (Маслов, Головин). С коммуникативной функцией неразрывно связана мыслеформирующуя функция (Маслов). Язык направлен на действительность и на тот мир образов, который выстраивается между действительностью и человеком, выступая как множество знаний, образующих в совокупности картину, или модель, мира. Эта картина мира, локализованная в сознании, постоянно пополняемая и корректируемая, регулирует поведение человека. Язык не просто передаёт в актах коммуникации в виде высказываний сообщения, в которых содержатся те или иные знания о каких-то фрагментах мира. Он играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации, т.е. участвуя в их обработке. Тем самым язык обеспечивает познавательную деятельность человека. В данном случае говорят о его когнитивной функции. Эти ф-ии предопределяют возникновение языка и его развитие. Сами ф-ции могут рассматриваться как функц-е аспекты языка. Один из них исчезнет, язык перестанет быть таковым. Аврорин в числе яз-х назвал ф-цию накопления и передачи общественного опыта (может входить в 1 и 2). Кодухов – волюнтативная ф-ция, т.е. волеизъявление говорящего. Мнения разные,т.к. термин ф-ция понимается по-разному. Отсюда же мнение об отсутствии ф-ций (понимают ф-цию как действие). Функции речи: экспрессивная/эмотивная, отражающая отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, собственные эмоциональные состояния; поэтическая/эстетическая; аппелятивная/директивная – служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям; фатическая/контактоустанавливающая – функция создания и поддержания контакта м/у собеседниками, когда передачи существенной инфы еще/уже нет; метаЯ – функция истолкования Я факта, проверка канала связи, реализуеца в высказываниях о Я, словарях etc. Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении.
11.Функционирование,разивитие и история языка Функционирование и развитие языка представляют два аспекта изучения языка — описательный и исторический,которые современное языкознание нередко определяет как независимые друг от друга области исследования. Описательное и историческое изучение языка давно применялось в практике лингвистического исследования и столь же давно находило соответствующее теоретическое обоснование. Но на первый план проблема указанных разных подходов к изучению языка выступила со времени формулирования Ф. де Соссюром его знаменитой антиномии синхронической лингвистики.синхроническая лингвистика оказывается вместе с тем и внутренней, статической (т. е. освобожденной от временного фактора) и системной, а диахроническая лингвистика — внешней, эволюционной (динамичной), и лишенной системности. В дальнейшем развитии языкознания противопоставление диахронической и синхронической лингвистик превратилось не только в одну из самых острых и спорных проблем, породившую огромную литературу, но стало использоваться в качестве существеннейшего признака, разделяющего целые лингвистические школы и направления. В процессе развития языка происходит изменение его структуры, его качества, почему и представляется возможным утверждать, что законы развития языка есть законы постепенных качественных изменений, происходящих в нем. С другой стороны, функционирование языка есть его деятельность по определенным правилам. Эта деятельность осуществляется на основе тех структурных особенностей, которые свойственны данной системе языка. Поскольку, следовательно, при функционировании языка речь идет об определенных нормах, об определенных правилах пользования системой языка,постольку нельзя правила его функционирования отождествлять с законами развития языка.
12.Внутренние и внешние законы развития языка Существование определенных закономерностей развития языка и внешних причин, влияющих на историю языка, выдвинули в теории языкознания проблему внешних и внутренних законов развития языка и проблему противоречия как источника и основы исторического изменения языка. В процессе функционирования в языке создается динамическая устойчивость и относительная самостоятельность его развития, получившая наименование внутренних законов развития языка, которые делятся на общие (общечеловеческие) и частные (национальные, индивидуальные). Общими внутренними законами стали называть законы и принципы, которые относятся ко всем известным языкам и всем ярусам языковой структуры. Общими внутренними законами были признаны такие особенности языков, как наличие последовательных исторических форм языка, несоответствие внешней и внутренней языковых форм и в связи с этим различие закономерностей и темпов изменения отдельных ярусов структуры языка. В последние годы проблема общих законов языка была вытеснена проблемой универсалий. Частными внутренними законами стали называть такие формулы и принципы, которые применимы лишь к определенным языкам или группам языков и отдельным ярусам языковой структуры. Так, фонетическим законом в славянских языках является первая и вторая палатализация заднеязычных. Связь истории языка с историей народа, наличие в структуре языка системных и асистемных изменений, многокачественная природа языка – все это привело языковедов к мысли о наличии внешних законов языка, т.е. таких законов, которые обнаруживают связи языка с различными сторонами человеческой деятельности и истории общества. Если внутренние законы внутри структуры, ограничены закономерностями ярусов языка, то внешние законы внеструктурны, они охватывают его норму и содержательную структуру языка, выступая нередко причиной изменения внутриструктурных закономерностей. Как среди внутренних законов выделяются общие и частные законы, так и среди внешних законов можно выделить общие и частные законы истории и развития языка. Общие внешние законы устанавливают взаимосвязь, характерную для всех языков. Общим внешним законом является взаимосвязь общей истории языка с историей общества, связь форм существования языка с историческими общностями людей. Конечно, конкретные формы связи различны, эта общая закономерность своеобразно проявляется в отдельные периоды жизни языка и у разных народов в конкретно – исторических условиях. Общим внешним законом является зависимость исторического развития языка от территориально – географических условий его функционирования. Продолжительный контакт народов ведет к взаимовлиянию языков, к образованию языковых союзов и языков межнационального общения. Под влиянием соседних языков появляются не только новые слова, но и происходят фонетические и грамматические изменения. Напротив, длительное разобщение групп народа или племени ведет к возникновению сначала разных вариантов ранее единого языка, а затем и разных языков. Частным внешним законом развития языка, по мнению двух культурных центров (Москвы и Петербурга), является различная степень связи с внеязыковыми закономерностями разных структурных единиц языка. Так, лексика языка связана с общественно – политическими и культурными изменениями в обществе, с познавательной деятельностью людей, звуки языка с физиолого – психологическими закономерностями, синтаксис обнаруживает связь с логическими формами мысли и логическими операциями. Деление языковых законов на внешние и внутренние в известной степени условно, поскольку язык, общество и познавательная деятельность людей тесно взаимосвязаны. Каждый язык неповторим, он близок и дорог тем, для кого является родным, естественным средством общения и выражения мыслей, чувств и волеизъявлений. Хотя причиной появления и действий той или иной исторической закономерности служит нередко много факторов, связывающих друг с другом исторические события, это не значит, что нельзя говорить об основных причинах и факторах исторического развития языка. Основная причина развития языка кроется в его динамизме как важнейшем средстве общения, способным находить все новые и новые формы для выражения мыслей. С точки зрения речевой деятельности говорящих, причина языковых изменений кроется в совершенствовании языка как средства передачи и выражения мысли и в использовании языка на различных коммуникативных участках. Стремление к удобству, принцип экономии признается многими языковедами (например, Г.Курциусом, И.А.Бодуэном де Куртенэ, А.Мартине) как непосредственная причина и источник многих языковых изменений. Принципу экономии языковых средств противостоит принцип универсальности языковых средств. Н.В.Крушевский этот принцип формулировал как стремление к заранее намеченной цели, к идеалу, к общему и частному соответствию мира слов миру понятий. Принцип экономии понимается так же как стремление к языковому совершенству, как проблема прогресса в языке. Понимание причин исторического изменения языка определяет специфику понимания языкового прогресса. Изменение фонетического и грамматического строя языка индивидуально своеобразно: эволюция и совершенствование языкового механизма носит относительный характер. Более универсальный способ совершенствования языка – обогащения его словарного состава и расширение общественных функций.
13.Биологическая основа языка и сознания. Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направлен на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Сознание – 1)совокупность психической деятельности, включая интеллект, чувства и волю человека. 2) результат теоретической и практической деятельности, осознание человеком, обществом и народом своего бытия и отношения к миру. Мышление – это способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание прежде всего словесным составом. Великий русский физиолог Павлов помог языковедам и философам глубже понять и отчетливее объяснить роль языка в деятельности человеческого сознания, в частности, в работе мышления. Учения о двух сигнальных системах, которыми пользуется человек. Первая сигнальная система дает сознанию ощущения, элементарные представления, но не позволяет сформировать понятия, т.е. обобщенные отображения существующих сторон и признаков предметов и явлений, окружающих человека. Вот почему животные, имеющие одну сигнальную систему, но не имеющие языка, не могут мыслить, т.е. обрабатывать понятия и строить из них суждения и умозаключения. Вторая сигнальная система становится базой формирования понятий, суждений и умозаключений. Слово позволяет обобщать, объединять предметы в классы, разряды, группы, т.е. находить в предметах общее и на его основе формировать понятия о вещах и явлениях. Чрезвычайная сложность строения человеческого мышления подтверждается и современными данными о работе головного мозга человека. Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой «функциональной асимметрии», т.е. в определенной специализации функций правого и левого полушария. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи – зоны Брока и Вернике, т.е. левое полушарие является «речевым», а следовательно, и доминантным. Ответственно за аналитическое, абстрактное мышление. При афазиях речь теряет грамматическую правильность и плавность. Правое полушарие теснее связано с наглядно – образным мышлением. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, речь становится бессмысленной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|