Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система языка: язык как система систем. Отношение между единицами и подсистемами в системе языка.




Система Я являеца многослойной и гетерогенной как по качеству и составу входящих в нее элементов, так и по их взаимоотношениям друг с другом. Это не просто система, а система систем. Я образуеца множеством подсистем, каждая подсистема, в свою очередь, включает микросистемы и тд до элементарного уровня. В соответствии со стратификационным принципом, подсистемы как бы наслаиваюца друг на друга, располагаясь одна над другой в строго регламентированном порядке. Отдельные подсистемы выделяюца по вертикали и представляют собой разные уровни иерархии системно организованных лингвистических единиц. При этом необходимо:

1) Чтобы единицы каждого данного уровня обладали нрым общим для них специфическим качеством (отличающим их от ед др уровня);

2) Чтобы ед более высокого уровня могли быть построены из ед более низкого уровня;

3) Чтобы ед каждого уровня могли быть выявлены в любом осмысленном тексте.

Выявление самих лингвистических ед осуществляеца посредством сегментации речевого потока. Ядро Я системы образуют предельные ед Я (фонемы, морфемы, лексемы, структ схемы словосоч & предложений). Под отношениями м/у предельными единицами понимаюца все типы парадигматических и синтаксических отношений. Эти отношения двойственны: во-первых, это отношения соседствующих единиц, которые выстраиваются в последовательно развертывающийся ряд, в цепочку, т.е. линейные отношения; во-вторых, это отношения единиц, тесно связанных друг с другом в границах данного грамматического класса и представляющих собой системные видоизменения (модификации) какой-то одной единицы, т.е. нелинейные отношения. Линейные отношения называются синтагматическими, нелинейные - парадигматическими. В синтагматические отношения вступают в слове его значимые части - корень и аффиксы, основа и окончание (при-ход-н-ый, у-мой-ся). Синтагматическими являются отношения между словами и словоформами в составе словосочетания (новая книга, дорога к дому, петь песню), в союзных соединениях слов (отец и мать, читать и писать), между членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного, в бессоюзных соединениях предложений. При синтагматической связи между сочетающимися единицами возникают разнообразные отношения, но это отношения между разными единицами: между разными частями слова, между разными словами или словоформами, между разными предложениями (исключение составляют все случаи повторов, где в синтагматические отношения вступают формы одного и того же слова). В синтагматические отношения могут вступать несколько единиц: две и более. На основе этих отношений строятся все мотивированные (производные) слова и все виды синтаксических соединений - от минимального сочетания слов до сложного предложения и развернутых текстовых последовательностей.

Парадигматические отношения - это отношения между разными выявлениями в языке одной и той же единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова, между формами одного и того же предложения. В парадигматических отношениях форм слов или синтаксических конструкций выявляются разные грамматические значения одной и той же единицы. Как синтагматические, так и парадигматические отношения принадлежат системе языка, организуют ее.

Парадигматич (от др-греч paradeigma – пример, образец, модель) отношения – отношения взаимной противопоставленности в системе Я м/у ед одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываюца парадигматические ряды (парадигмы) (грамматическая падежная парадигма).

Синтагматич отношения (от др-греч syntagma – вместе построенное, составленное) – отношения, в крые вступают ед одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе ед более высокого уровня. Имееца в виду, во-первых, самый факт сочетаемости. Во-вторых, имееца в виду смысловые отношения м/у ед, совместно присутствующими в речевой цепи, воздействие ед друг на друга (звук «ч» в слове «кричу» выступает в огубленном варианте перед последующим «у»).

Система Я характеризуеца двояко: с одной стороны ее характеризует открытость, с др – закрытость. Я должен обладать регулярностью (ограниченностью средств, их постоянностью), но система Я не существует в полной изоляции. При взаимодействии с др системами (обществом, природой) они влияют на Я. Система Я может быть открытой для других Я.

Я, подчиняясь законам мира, сам являеца подсистемой.

 


10.Понятие функции языка и функции речи.

Язык - исторически возникший и развивающийся сложный знаковый механизм общения, работающий в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением чела.

Речь - последовательность знаков Я, построенная по его законам, из его материала в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания. Таким образом, речь - форма существования Я, конкретное единичное использование того, что имеется в Я, поэтому Я непосредственно существует только в речи. Речь - частное явление по отношению к Я. Сама по себе речь существовать не может, т к именно Я поставляет необходимые элементы, категории и законы, при помощи крых происходит процесс общения. Я и речь - 2 формы существования одного явления. Они неразрывны и существуют лишь в своей совокупности.

Функции языка вообще следует отличать от функций отдельных его элементов; нельзя рассматривать их в одном плане. Функции компонентов языка не выходят за рамки его системы и имеют интерлингвистический характер. Язык обладает не только интер- но и экстралингвистическим аспектом, т.к. не может замыкаться в себе самом, т.к. социален.

Вопрос о функциях языка интересует психологов и философов, но однозначного ответа нет.

Считают что 1 ф-я:

- коммуникативная (Пазухин, Жинкин, Блумфильд);

- ф-я выражения чувств и настроений говорящего (Карл Фослер).

Э.Беньвенист: «Раз яз. имеет нематериалистический хар-р, то любая его материализация неизбежно связана с речевой деятельностью. Все, что относится к ф-ции, относится к речи». Но язык должен иметь функции, иначе он не будет существовать. Вне функций нет языка, они дают ему движение и развитие.

Считают что полифункционален: большинство. К. Бюллер (школа функциональной лингвистики) и Пражский лингвистический кружок: «психическая способность ч-ка мыслить, чувствовать, выражать волю породила 3 ф-ции языка: коммуникативную, выражения (эмотивную) и обращения. Термин «функция» пражские ученые понимают не в математическом смысле как выражение строгой зависимости, а как целевую установку речевого высказывания.

Основные функции языка:

Я обеспечивает взаимодействие отправителя вербального (словесного) сообщения и его получателя, адресата. В этом случае говорят о его коммуникативной функции. Данную функцию принято считать ведущей, поскольку именно она, по мнению большинства современных учёных, определяет сущность языка (Маслов, Головин). С коммуникативной функцией неразрывно связана мыслеформирующуя функция (Маслов). Язык направлен на действительность и на тот мир образов, который выстраивается между действительностью и человеком, выступая как множество знаний, образующих в совокупности картину, или модель, мира. Эта картина мира, локализованная в сознании, постоянно пополняемая и корректируемая, регулирует поведение человека. Язык не просто передаёт в актах коммуникации в виде высказываний сообщения, в которых содержатся те или иные знания о каких-то фрагментах мира. Он играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации, т.е. участвуя в их обработке. Тем самым язык обеспечивает познавательную деятельность человека. В данном случае говорят о его когнитивной функции.
Эмотивная ф-я – выражения и формирования чувств и эмоций. Ряд ученых считал, что эта ф-я присуща не языку, а речи. Древняя, как 1 и 2 (может быть древнее, т.к. эмоциональность cв-на не только ч-ку, но и животным). Кроме того, в системе каждого языка есть лексические и грамматические средства выражения эмотивности, это свидетельствует о ее яз-м характере. Эмотивность придает языку статус естественного человеческого яз-ка, т.е. живого яз-ка, без нее он стал бы формализованным. Присутствует во всех яз-х мира, но не в равной мере. Эмотивность присуща языку, а эмоциональность – речи.

Эти ф-ии предопределяют возникновение языка и его развитие. Сами ф-ции могут рассматриваться как функц-е аспекты языка. Один из них исчезнет, язык перестанет быть таковым. Аврорин в числе яз-х назвал ф-цию накопления и передачи общественного опыта (может входить в 1 и 2). Кодухов – волюнтативная ф-ция, т.е. волеизъявление говорящего. Мнения разные,т.к. термин ф-ция понимается по-разному. Отсюда же мнение об отсутствии ф-ций (понимают ф-цию как действие).

Функции речи: экспрессивная/эмотивная, отражающая отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, собственные эмоциональные состояния; поэтическая/эстетическая; аппелятивная/директивная – служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям; фатическая/контактоустанавливающая – функция создания и поддержания контакта м/у собеседниками, когда передачи существенной инфы еще/уже нет; метаЯ – функция истолкования Я факта, проверка канала связи, реализуеца в высказываниях о Я, словарях etc. Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении.

 

11.Функционирование,разивитие и история языка

Функционирование и развитие языка представляют два аспекта изучения языка — описательный и истори­ческий,которые современное языкознание нередко определяет как независимые друг от друга области исследования.

Описательное и историческое изучение языка давно применялось в практике лингвистического исследования и столь же давно находило соответствующее теоретическое обоснование. Но на первый план проблема указанных разных подходов к изучению языка выступила со времени формулирования Ф. де Соссюром его знаменитой антиномии синхронической лингвистики.синхроническая лингвистика оказывается вместе с тем и внутренней, статической (т. е. освобожденной от временного фактора) и системной, а диахроническая лингвистика — внешней, эволюционной (динамичной), и лишенной системности. В дальнейшем развитии языкознания противопоставление диахронической и синхронической лингвистик превратилось не только в одну из самых острых и спорных проблем, породившую огромную литературу, но стало использоваться в качестве существеннейшего признака, разделяющего целые лингвистические школы и направления.

В процессе развития языка происходит изменение его структуры, его качества, почему и представляется возможным утверждать, что законы развития языка есть законы постепенных качественных изменений, происходящих в нем. С другой стороны, функционирование языка есть его деятельность по определенным правилам. Эта деятельность осуществляется на основе тех структурных особенностей, которые свойственны данной си­стеме языка. Поскольку, следовательно, при функционировании языка речь идет об определенных нормах, об определенных правилах пользования системой языка,постольку нельзя правила его функционирования отож­дествлять с законами развития языка.

 

 

12.Внутренние и внешние законы развития языка

Существование определенных закономерностей развития языка и внешних причин, влияющих на историю языка, выдвинули в теории языкознания проблему внешних и внутренних законов развития языка и проблему противоречия как источника и основы исторического изменения языка. В процессе функционирования в языке создается динамическая устойчивость и относительная самостоятельность его развития, получившая наименование внутренних законов развития языка, которые делятся на общие (общечеловеческие) и частные (национальные, индивидуальные).

Общими внутренними законами стали называть законы и принципы, которые относятся ко всем известным языкам и всем ярусам языковой структуры. Общими внутренними законами были признаны такие особенности языков, как наличие последовательных исторических форм языка, несоответствие внешней и внутренней языковых форм и в связи с этим различие закономерностей и темпов изменения отдельных ярусов структуры языка. В последние годы проблема общих законов языка была вытеснена проблемой универсалий.

Частными внутренними законами стали называть такие формулы и принципы, которые применимы лишь к определенным языкам или группам языков и отдельным ярусам языковой структуры. Так, фонетическим законом в славянских языках является первая и вторая палатализация заднеязычных.

Связь истории языка с историей народа, наличие в структуре языка системных и асистемных изменений, многокачественная природа языка – все это привело языковедов к мысли о наличии внешних законов языка, т.е. таких законов, которые обнаруживают связи языка с различными сторонами человеческой деятельности и истории общества. Если внутренние законы внутри структуры, ограничены закономерностями ярусов языка, то внешние законы внеструктурны, они охватывают его норму и содержательную структуру языка, выступая нередко причиной изменения внутриструктурных закономерностей. Как среди внутренних законов выделяются общие и частные законы, так и среди внешних законов можно выделить общие и частные законы истории и развития языка.

Общие внешние законы устанавливают взаимосвязь, характерную для всех языков. Общим внешним законом является взаимосвязь общей истории языка с историей общества, связь форм существования языка с историческими общностями людей. Конечно, конкретные формы связи различны, эта общая закономерность своеобразно проявляется в отдельные периоды жизни языка и у разных народов в конкретно – исторических условиях.

Общим внешним законом является зависимость исторического развития языка от территориально – географических условий его функционирования. Продолжительный контакт народов ведет к взаимовлиянию языков, к образованию языковых союзов и языков межнационального общения. Под влиянием соседних языков появляются не только новые слова, но и происходят фонетические и грамматические изменения. Напротив, длительное разобщение групп народа или племени ведет к возникновению сначала разных вариантов ранее единого языка, а затем и разных языков. Частным внешним законом развития языка, по мнению двух культурных центров (Москвы и Петербурга), является различная степень связи с внеязыковыми закономерностями разных структурных единиц языка. Так, лексика языка связана с общественно – политическими и культурными изменениями в обществе, с познавательной деятельностью людей, звуки языка с физиолого – психологическими закономерностями, синтаксис обнаруживает связь с логическими формами мысли и логическими операциями. Деление языковых законов на внешние и внутренние в известной степени условно, поскольку язык, общество и познавательная деятельность людей тесно взаимосвязаны. Каждый язык неповторим, он близок и дорог тем, для кого является родным, естественным средством общения и выражения мыслей, чувств и волеизъявлений.

Хотя причиной появления и действий той или иной исторической закономерности служит нередко много факторов, связывающих друг с другом исторические события, это не значит, что нельзя говорить об основных причинах и факторах исторического развития языка. Основная причина развития языка кроется в его динамизме как важнейшем средстве общения, способным находить все новые и новые формы для выражения мыслей.

С точки зрения речевой деятельности говорящих, причина языковых изменений кроется в совершенствовании языка как средства передачи и выражения мысли и в использовании языка на различных коммуникативных участках. Стремление к удобству, принцип экономии признается многими языковедами (например, Г.Курциусом, И.А.Бодуэном де Куртенэ, А.Мартине) как непосредственная причина и источник многих языковых изменений.

Принципу экономии языковых средств противостоит принцип универсальности языковых средств. Н.В.Крушевский этот принцип формулировал как стремление к заранее намеченной цели, к идеалу, к общему и частному соответствию мира слов миру понятий. Принцип экономии понимается так же как стремление к языковому совершенству, как проблема прогресса в языке.

Понимание причин исторического изменения языка определяет специфику понимания языкового прогресса. Изменение фонетического и грамматического строя языка индивидуально своеобразно: эволюция и совершенствование языкового механизма носит относительный характер. Более универсальный способ совершенствования языка – обогащения его словарного состава и расширение общественных функций.

 

13.Биологическая основа языка и сознания. Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направлен на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании.

Сознание –

1)совокупность психической деятельности, включая интеллект, чувства и волю человека.

2) результат теоретической и практической деятельности, осознание человеком, обществом и народом своего бытия и отношения к миру.

Мышление – это способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки.

Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание прежде всего словесным составом.

Великий русский физиолог Павлов помог языковедам и философам глубже понять и отчетливее объяснить роль языка в деятельности человеческого сознания, в частности, в работе мышления. Учения о двух сигнальных системах, которыми пользуется человек.

Первая сигнальная система дает сознанию ощущения, элементарные представления, но не позволяет сформировать понятия, т.е. обобщенные отображения существующих сторон и признаков предметов и явлений, окружающих человека. Вот почему животные, имеющие одну сигнальную систему, но не имеющие языка, не могут мыслить, т.е. обрабатывать понятия и строить из них суждения и умозаключения.

Вторая сигнальная система становится базой формирования понятий, суждений и умозаключений. Слово позволяет обобщать, объединять предметы в классы, разряды, группы, т.е. находить в предметах общее и на его основе формировать понятия о вещах и явлениях.

Чрезвычайная сложность строения человеческого мышления подтверждается и современными данными о работе головного мозга человека. Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой «функциональной асимметрии», т.е. в определенной специализации функций правого и левого полушария. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи – зоны Брока и Вернике, т.е. левое полушарие является «речевым», а следовательно, и доминантным. Ответственно за аналитическое, абстрактное мышление. При афазиях речь теряет грамматическую правильность и плавность. Правое полушарие теснее связано с наглядно – образным мышлением. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, речь становится бессмысленной.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных