Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Доалфавитный период в истории письменности.




Письмо – система взаимной коммуникации людей при помощи условно применяемых зримых знаков (ИЕ Гельб). Письмом называеца система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи. Письменность – совокупность рукописных и печатных произведений, документов, выполненных при помощи того или иного письма.

По сравнению со звуковым Я письмо сравнительно молодо, оно возникло примерно 3-4 тыс лет. Появление письма было вызвано усилением потребности людей в общении на расстоянии во времени и пространстве.

Письмо относица к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаца в тех случаях, когда общение звуковым Я невозможно или затруднительно. Главные затруднения для общения звуковым Я – пространство и время. Происхождение письма следует относить к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность преодолевать в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдаленными членами рода или с другими племенами. Тем самым послания и надгробно-триумфальные надписи – первейшие виды письменности. Письмо на всех этапах развития чела – добавочный, вторичный способ общения. Но письмо не всегда прямо передавало Я. Передача графическими средствами Я с его грамматикой и фонетикой – очень поздний этап развития письма. Основная предпосылка развития письма – развитие общественных отношений.

Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма, - это буквы, цифры, знаки препинания и разные другие фигуры и изображения. Каждый знак может рассматриваца как определенный элемент в данной системе письма, те как абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица – графема. В конкретном тексте мы имеем дело с экземплярами графемы – графами. По своему начертанию графема может быть составной (ch). Графема обычно имеет варианты – аллографемы. Различаюца стилистические (печатные – рукописные буквы), факультативные (варианты написания буковки), позиционные (греч «сигма» в начале/конце слова), комбинаторные (в арабском) аллографемы. Прописные и строчные буквы НЕ аллографемы. Прописные обособляюца в отдельный подкласс, в связи с наличием ряда спец функций.

Один из первых видов письма – символическое, где каждая вещь что-то значит.

Наряду с символической существует условная сигнализация, когда сами вещи ничего не выражают, а используюца как условные знаки (например, перуанское письмо кипу – палочка с разноцветными шнурками; ирокезское вампум – пояс или жезл с нанизанными ракушками). Такие сообщения могут быть только очень элементарными.

Гораздо большие возможности имеет начертательное письмо.

Таким образом в широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи оптических (от греч. Optikos - зрительный) знаков. Собственно письмо, те начертательное письмо, отражает в графике Я формы, или же являеца вспомогательным, но не связанным с Я средством общения, тк не отражает в графике языковых форм.

Начертательное письмо зарождаеца как пиктография (от греч. Pictus + grapho – живописный + пишу), те письмо рисунками. В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок. Важна схожесть с объектом и опознаваемость темы. Обозначаемым в пиктографии служит жизненная ситуация; словесное оформление несущественно. Пиктография не связана с алфавитом; несвязанность с формами Я позволяет пиктографии быть удобным средством общения разноЯ племен.

Постепенный переход к идеографии происходит потому, что:

1. сочетание пиктограмм передает смысл, но не передает форму сообщения (последовательность, формы слов);

2. пиктограмма не может передать абстрактное понятие.

С развитием понятий и абстрактного мышления возникает идеография (от греч. Idea + grapho – идея + пишу), те письмо понятиями, когда обозначаемым являеца не сам жизненный факт, а понятия, которые возникают в сознании чела. Рисунок выступает в переносном, а тем самым в условном значении. На данном этапе одни и те же рисунки могли иметь и прямое и переносное значение. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привела к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы (от греч. Hieroglyphoi – священные письмена).

Технический прогресс письма, те изыскание более подходящего материала, на чем пишут, и инструментов письма, привел к тому, что от камней и кусков дерева или коры перешли к надписям на спец материалах. В Египте были придуманы свитки из папируса, клетчатки нильского тростника, в других местах – разного рода обработка кожи (пергамент) и, наконец, в Китае была изобретена бумага.

Преимущества идеографии перед пиктографией:

· достаточно полно и точно передает смысл сообщения, не зависимо от конкретности/абстрактности;

· передает, хотя и неполно, элементы структуры высказывания(словопорядок, словесный состав, элементы грамматических форм);

· имееца строго-фиксир набор знаков.

Преимущество идеографии перед фонографией: может быть использовано носителями разных Я, поэтому часто использовалась в качестве международн Я. Другое преимущество идеографии – компактность письма. Одним знаком обозначаеца целое слово.

Разновидность идеографии – иероглифика. Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание. Наиболее известны след разновидности идеограф письма:

§ египетское (кон 4 тыс л до нэ);

§ шумерское (нач 3 тыс л до нэ);

§ прото-инкское;

§ критское (нач 2 тыс л до нэ);

§ китайское (2 тыс л до нэ);

§ письмо майя (кон 1 тыс л до нэ).

Важнейшим типом идеограмм являюца логограммы (лексемограммы), соотносимые с целыми словами. Встречаюца также морфемограммы (точка после цифры – порядковое числительное в нем). Особое место занимают идеограммы-разделители (пробел, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы (прописная буквы – сущ в нем). Есть знаки, соответствующие целым сообщениям – фразограммы (кирпич).

Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историю письменности. Пиктография часто применяеца:

1. либо в расчете на неграмотного или малограмотного читателя – рисунки на вывесках, в букварях;

2. либо когда неизвестен Я читателя – в гостиницах.

Идеография применяеца в качестве дорожных знаков, к ней относяца разнообразные условные знаки в картографии и топографии. К иероглифике относяца цифры, спец символы наук…

Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока в связи с целым рядом исторических событий. На данном этапе письмо надо было сделать более доступным для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности. В связи с этим были разные попытки упростить способ письма. Во-первых, в отношении к лексике. Таким путем пошла китайская письменность (через сочетание одних понятий получаеца другое). Этот путь сокращения идеографического алфавита был малопродуктивным.

Другой путь сокращения и упрощения идеографического письма связан с грамматикой. Так, можно корням оставить их иероглифы, а в производных формах этих корней употреблять дополнительные иероглифы со значением аффиксов; но этот путь доступен только для тех Я, где есть членимость слова на корень и аффиксы. Однако такой метод очень в малой степени может обеспечить сокращение алфавита, тк количество корней почти безгранично, а для каждого корня нужен свой иероглиф.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных