Переодизация Л. Кольберга.
Колберг (Kohlberg) Лоуренс (1927 — 1987) — американский психолог. Автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Исследуя развитие образа морального суждения у детей, подростков и взрослых, Л.Колберг предлагал им серию коротких рассказов, каждый из которых имел некоторую моральную дилемму. Испытуемым приходилось делать выбор, как поступить в описанной ситуации и обосновать свой выбор. Основываясь на идеях Пиаже о том, что развитии интеллекта подчинено определённым закономерностям, Л. Колберг задался вопросом «Если интеллект развивается по годам, значит, и моральные суждения у детей формируются в определённой последовательности?» Проверяя эту свою гипотезу, он предлагал огромному числу испытуемых разных возрастов и интеллектуального развития серию кратких моральных дилемм, т.е. ситуаций, не имеющих однозначного решения. В своих моральных суждениях человек руководствуется либо принципами собственного психологического комфорта – избежания наказания или получения выгод - (Л. Колберг назвал этот уровень предконвенционным), либо принципами «видимого» соглашения – с тем, чтобы чувствовать себя комфортно в социуме (конвенционный уровень), либо формальными моральными принципами – моральные суждения основаны на определённой идеологии (послеконвенционный уровень). Таким образом стадии морального развития могут быть представлены следующим образом:
I. Предконвенционный моральный уровень.
Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.
Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.
II. Конвенционный моральный уровень.
Третья стадия – ориентация на поведение хорошей девочки\хорошего мальчика Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.
III. Послеконвенционный моральный уровень.
Пятая стадия – ориентация социального соглашения.
Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) — русский психолог. Разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации. Различал «натуральные» (данные природой) психические функции и функции «культурные» (приобретенные в результате интериоризации, т.е. процесса освоения индивидом культурных ценностей). Ряд основных понятий, употребляемых в психологии развития, был введён Л.С.Выготским в разработанной им теории развития психики человека. Л.С.Выготский ввёл в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. Новый тип строения личности и её деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребёнка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. Эпохи, или стадии развития завершаются кризисами развития. Кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой перехода от одного возраста к другому. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройка связи между существующими в психике объектами. Характеризуя кризис, Выготский пишет, что в это время ребёнок меняется весь, в целом, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна, в это время дети трудновоспитуемы, даже по сравнению с самими собой в стабильные периоды своего развития, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. В кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности. Периоды детской жизни, отделённые друг от друга литически, составляют фазы развития.
Л.С.Выготский обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается рассмотрением кризиса 17 лет. Она выглядит следующим образом:
Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2 мес.- 1 год).
Кризис одного года
Раннее детство (1 – 3 года)
Кризис трёх лет
Дошкольный возраст(3 – 7 лет)
Кризис семи лет
Школьный возраст (8 – 12 лет)
Кризис тринадцати лет
Пубертатный возраст (14-18 лет)
Кризис семнадцати лет
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|