Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработки практических занятий




Раздел 1. Введение в морфологию

Занятия 1, 2

Тема: Предмет морфологии. Основные понятия морфологии. Морфологическая форма. Морфологическое значение.

 

Вопросы:

1. Аспекты изучения слова как центральной языковой единицы. Структура слова (фонетическая, смысловая, словообразовательная, морфемная, морфологическая).

2. Объект и предмет морфологии. Два значения термина "морфология". Понятие о морфологической системе русского языка. Грамматический аспект слова. Слово и морфема как единицы морфологии; узкое и широкое понимание морфологии.

3. Отношение морфологии к другим разделам науки о современном русском языке.

4. Понятие морфологической (грамматической) формы слова. Способы и средства образования морфологических форм слова.

5. Понятие морфологического (грамматического) значения слова. Специфика морфологического значения слова (сравнительно с лексическим и словообразовательным значением).

6. Парадигматические и синтагматические морфологические значения.

 

 

Практическая часть

1. Определить характер семантических различий между образованиями, указать, чем они выражены: друг, подруга, подружка; молчание, молчали бы, молчащий; новый, новейший, новизна, новость.

2. Определить морфологические формы изменяемых частей речи, указать способ и средство образования, определить морфологические значения грамматических формантов, разграничить номинативные и синтаксические значения грамматических форм слов.

Вечером 14 февраля, узнав, что взвод, которым я командовал, за отсутствием офицера, назначен в завтрашней колонне на рубку леса, и с вечера же получив и передав нужные приказания, я раньше обыкновенного отправился в свою палатку и, не имея дурной привычки нагревать её горячими углями, не раздеваясь лёг на свою построенную на колышках постель, надвинув на глаза папаху, закутался в шубу и заснул тем особенным, крепким и тяжёлым сном, которым спится в минуты тревоги и беспокойства перед опасностью (Л.Н. Толстой).

 

Ориентировочные вопросы к статье А.И.Смирницкого:

1. Грамматическая форма и грамматическая оформленность слова. Соотношение этих понятий.

2. Два основных типа грамматической оформленности слов русского языка. В чём проявляется различие грамматической оформленности неизменяемых слов, принадлежащих к разным частям речи?

3. Как решается А.И. Смирницким вопрос о границах морфологической парадигмы (словоизменение, грамматическое варьирование слова, словопроизводство)? Какие конкретные языковые факты подвергнуты анализу в этом плане?

4. Как А.И. Смирницкий решает вопрос о языковом статусе предлога?

 

Литература:

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 1997. Предмет и границы морфологии. С. 453-455.

Русская грамматика. Т. 1. М.: Наука, 1980. §§ 1111-1113.

Русский язык: Энциклопедия. Изд. 2-е. М.: Большая российская энциклопедия, 1997. Грамматическая форма. С. 97; Форма слова. С. 603-604; Грамматическое значение. С. 100-101.

Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 11-53.

Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учеб. пособие для студентов филол. фак. гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 3-9, 10-14.

Примечание. В дальнейшем это пособие не указывается, но оно рекомендовано ко всем темам.

Занятие 3

Тема: Основные понятия морфологии. Морфологическая парадигма.

 

Вопросы:

1. Понятие морфологической парадигмы. Основные типы парадигм (основные типы словоизменения).

2. Параметры описания парадигм; классификации парадигм.

3. Вопрос о границах морфологической парадигмы (проблема тождества слова; проблема отдельности слова).

 

Практическая часть

1. Найти словоформы одной парадигмы, доказать.

Образец: воюет, война, воюющий. Словоформы одной парадигмы воюет и воюющий. Доказательство: 1) тождественно лексическое значение этих словоформ; 2) словоформы формально объединены общей основой слова воj; 3) семантические различия между образованиями – это различие в их грамматических значениях; 4) формальная оппозиция образований создаётся грамматическими формантами: личным окончанием -ет, суффиксом причастия действительного залога -ющ и окончанием -ий.

Материал для анализа: 1) сладкий, сладость, сладчайший, сладенький, сладковатая, слаще, сладкого, более сладкий, сладости, сладковатыми; 2) разговаривать, разговорить, разговор, разговаривающий, разговорчивый, разговаривал, разговаривавший, разговоры.

2. Дать парадигму слов зажечь, бегать, купе, носилки, что-то, удобный. Выделить основы и грамматические форманты, определить их грамматическое значение.

 

Литература:

Русская грамматика. Т.1, § 1114.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Парадигма. С. 324-325.

 

Занятие 4

Тема: Основные понятия морфологии. Понятие морфологической категории.

 

Вопросы:

1. Определение морфологической категории; двуплановая природа морфологической категории.

2. Типология морфологических категорий; критерии классификации морфологических категорий:

1) отношение к слову (словоизменительные / несловоизменительные);

2) количество оппозиций (бинарные / многочленные);

3) функция (номинативные / синтаксические);

4) характер семантической оппозиции (эквиполентные / привативные).

3. Системный характер морфологических категорий.

 

Практическая часть

1. Проиллюстрировать определение морфологической категории категорией числа имени существительного и категориями лица, времени, наклонения глагола (выявить формальную и семантическую общность и различия противочленов).

2. Объяснить, почему оппозиция "собственные - нарицательные существительные" и оппозиция "конкретные - вещественные - собирательные - абстрактные существительные" не являются морфологическими категориями в терминологическом значении этого слова.

3. Объяснить, почему типы склонения и типы спряжения не являются морфологическими категориями в терминологическом значении этого слова.

 

Литература:

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой, 1997, §§ 4-5.

Русская грамматика. Т. 1, § 1115.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Грамматическая категория. С.96-97.

 

Контрольная работа № 1

Основные понятия морфологии

Задание 1. Определить характер оппозиций слов и словоформ; какие из них образуют грамматические категории и какие представляют собой лексико-грамматические явления: 1) бесстрашие – солдат; уединение – одиночка; 2) листва – лист; ельник – ель; 3) трамвай – такси – автомашина; стог – сено – копна; 4) скворец – шест; ученица – книга; 5) замечал – замечаю – буду замечать; 6) лечу – летишь – летит; приеду – приедешь – приедет.

Задание 2. Дать полную парадигму одного из глаголов текста; в каждой словоформе выделить основу слова и грамматические форманты.

Задание 3. Охарактеризовать все морфологические категории одного существительного и одного прилагательного, взятых из текста, по всем параметрам (основаниям классификаций).

Задание 4. Во всех словоформах, употреблённых в тексте, выделить грамматические форманты и определить их значение.

 

Текст для анализа

Великое множество домов, повыше и пониже, казавшихся отсюда совсем крошечными, сливаются воедино в неразбериху города. Она тонула в густеющих сумерках. Виднелись редкие неподвижные огоньки и миниатюрные золочёные купола далёких церквей. Остальное было неразличимо. И вдруг всюду зажглись тысячи огней. Это был час, когда на улицах и площадях включают свет (М. Бременер).

Занятие 5

Тема: Грамматические классификации слов. Части речи.

 

Вопросы:

1. Морфология как грамматическое учение о слове. Грамматические признаки слов как классификационные критерии выделения частей речи.

2. Части речи как лексико-грамматические разряды слов (по В.В. Виноградову). Природа категориального (частеречного) значения.

3. Частеречная модель морфологической системы русского языка как фиксация грамматических свойств слов и системных отношений между ними, создаваемых их грамматическими свойствами.

4. Структурно-семантические типы слов (по В.В. Виноградову) как отражение системных отношений между частями речи.

5. Вопрос о количестве частей речи. Языковые факты, создающие эту проблему.

 

 

Практическая часть

1. Разделить знаменательные части речи на слова предметной и признаковой семантики (бинарная оппозиция).

2. Описать категориальные (частеречные) значения всех частей речи.

3. Дать семантическую оппозицию частей речи по способу отражения действительности.

4. Назвать основные синтаксические функции всех частей речи.

5. Обосновать алгоритм определения морфологической природы неизменяемых слов и омонимичных им словоформ по их синтаксической функции.

 

Алгоритм определения частеречной принадлежности неизменяемых слов и омонимичных им словоформ по их основной синтаксической функции

Алгоритм – это оптимальная последовательность процедур для решения поставленной задачи.

Неизменяемые части речи морфологически неразличимы, так как неизменяемость, будучи негативным признаком, не может варьироваться. Но неизменяемые слова различимы на синтаксическом уровне – у них разные синтаксические функции.

I. Если слово неизменяемо или омонимично неизменяемому, то в первую очередь следует установить, является ли оно членом предложения. Методический приём – постановка вопроса. Если анализируемым словом можно ответить на вопрос в рамках данного предложения, то оно является членом предложения. Вывод: это знаменательная часть речи.

II. В этом случае учитываем, каким именно членом предложения оно является. Возможны следующие случаи:

1) слово является обстоятельством. Вывод: это наречие;

2) слово является главным членом безличного предложения. Вывод: это слово категории состояния;

3) слово является сказуемым двусоставного предложения. Вывод: это краткая форма среднего рода имени прилагательного.

III. Если слово не является членом предложения, выясняем, является ли оно вводным словом. Если да – это модальное слово.

IV. Если слово не является членом предложения и не выполняет функцию вводного слова – это служебная часть речи.

V. Надо выяснить, является ли оно средством связи. Методический приём: если при пропуске слова, связи в предложении остаются без изменения, делаем вывод, что это частица.

VI. При пропуске слова разрушилась какая-то связь. Вывод: это предлог или союз.

VII. Устанавливаем, закреплено ли это связующее слово за косвенным падежом существительного. Если закреплено – это предлог.

VIII. Если закреплённости за косвенным падежом нет, это союз.

 

6. Определить частеречную принадлежность слов. Выявить реализованную синтаксическую сочетаемость знаменательных частей речи. Отметить признаковые слова, указать словоформы без флексий.

И я вспоминаю, как, будучи уже глубоким, девяностолетним стариком, поэт Роберт Фрост сказал, прилетев в Москву: "Я знаю вас лучше, чем госдепартамент: я изучил Россию на русской поэзии и приехал проверить всё, что она мне сказала". И эта мудрость познания заставила его произнести те лучшие слова в том лучшем порядке, которые и определяли его надежду, его благословение: "Поэзия – это мечта, создающая великое будущее" (М. Дудин).

7. Определить морфологическую природу неизменяемых слов, применяя алгоритм анализа их синтаксической функции.

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему одни раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества (Н. Островский).

 

Литература:

Русская грамматика. Т.1, §§ 1116-1118.

Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.: Высш. школа, 1972. Введение в грамматическое учение о слове. §§ 5, 7.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Части речи. С. 618-620.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой, 1997. Морфология. Гл. 2. Учение о частях речи. С. 455-466.

 

 

Занятие 6

Тема: Грамматические классификации слов. Морфологические разряды слов. Синтаксические разряды слов.

 

Вопросы:

1. Вопрос о критериях грамматических классификаций слов в русской лингвистике.

2. Морфологические разряды слов в "Грамматике современного русского литературного языка" 1970 г.

3. Синтаксические разряды слов в "Грамматике современного русского литературного языка" 1970 г.

4. Морфологические разряды слов в "Русской грамматике" 1980 г.

 

Практическая часть

Определить частеречную принадлежность слов, распределить слова по морфологическим и синтаксическим разрядам (Грамматика современного русского литературного языка 1970), по морфологическим разрядам (Русская грамматика 1980).

Высокий округлый холм, подножие которого обвивает речка Ворша, а на макушке которого стоит село Олепино, когда-нибудь был, вероятно, пуст. Склоны его, ныне покрытые мелкой плотной травой, такой яркой после летнего светлого дождика, бесспорно, шумели лесами, ибо и теперь между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма, редко-редко, но всё же растут кустики можжевельника, а там небольшие ёлочки, а там и взрослая сосна, которая стоит одна посреди зелёной травы, вольготно обдуваемая ветром, и далеко видно ей на все стороны света (В. Солоухин).

Через полвека людям будет ещё труднее вообразить поступок Гагарина во всей его психологической сложности: ведь те из нас, что проживут это грядущее пятидесятилетие, будут отличаться сами от себя сегодняшних настолько же, насколько и мы, родившиеся до телевидения, непохожи на тех, кем стали нынче, когда смотрим на дому футбольный матч из другого полушария (Л. Обухова).

 

Литература:

Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. §§ 77557, 774-782.

Русская грамматика. Т. 1, § 1120.

 

Контрольная работа № 2

Части речи. Морфологические и синтаксические разряды слов

Задание 1. Определить частеречный статус всех слов текста. Доказать их частеречную принадлежность, опираясь на семантические, морфологические и синтаксические признаки.

Задание 2. Указать морфологические и синтаксические разряды слов.

 

Текст для анализа

 

Лампа стояла на столе. Её жёлтый свет доставал до самых ближних мокрых ветвей сада, тех, что прикасались к стёклам. Кисть рябины, чуть тронутая жёлтизной, покачивалась и всё время постукивала по стеклу, как будто кто-нибудь сломил эту кисть и теперь стучится ею, просится с дождя в уютное жёлтенькое тепло. А может быть, это сама рябина стучится и просится в тепло (В. Солоухин).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных