Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы для самостоятельной работы студентов. Вопросы ко второму разделу:




 

Вопросы ко второму разделу:

 

1. Какова методика определения типа склонения имени существительного?

2. На чём основано выделение местоимений-существительных в особую часть речи в "Русской грамматике" 1980 г.?

3. Что объединяет компаратив прилагательного с остальными формами этой части речи, в чём его специфика?

4. В чём состоит общность и различие морфологических и синтаксических свойств числительных и прилагательных?

5. Какова специфика категорий рода и числа местоимений-существительных?

6. Почему слова местоименной семантики ЧТО, ЭТО, КАК, ТАКОЙ, ТАК, КТО, КОГДА, ГДЕ, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, ТАМ, ТОТ не могут быть объединены в одну часть речи?

 

Тренировочные упражнения

 

Современный русский язык: Сборник упражнений. М.: Высш. шк., 1990. Именные части речи. Местоимение. С. 130-168.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Лексико-грамматические разряды существительных: упр. 365.

Одушевлённость / неодушевлённость: упр. 366.

Категория рода: упр. 368, 370, 371, 374-376.

Категория числа: упр. 380, 382, 383, 385, 386, 388, 389, 393.

Категория падежа: 394, 396-398, 400, 401(I), 402 (13-22), 403.

 

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Лексико-грамматические разряды прилагательных: упр. 404.

Качественные прилагательные. Краткие и полные формы: упр. 405 (II), 407, 408. Степени сравнения: упр. 410, 411.

Относительные прилагательные: упр. 412, 413, 415, 416.

Субстантивация: упр. 407-419, 421.

 

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Упр. 422, 423, 426-428, 431, 432, 434, 436, 438, 439.

 

МЕСТОИМЕНИЕ

Упр. 441, 444, 451, 453, 455, 458, 459, 462, 463 (II,2).

 

Тексты для анализа

 

1. Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мирного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

– Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. Кроме неприятностей и неудобства, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазёр! (К. Паустовский).

2. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. <…>

Разберёмся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это поможет писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? (К. Паустовский).

3. Он [лесничий] думал, что вот уже давно собирается съездить в Синезёрки, на старые места, но всё никак не соберётся. Вот и теперь поезд простоит в Синезёрках час-два, пока не починят путь, и, кроме знакомой пустынной станции, где по платформе бродят занятые своим делом куры, он ничего не увидит.

– Да, жаль! – вздохнул лесничий.

Наташа тоже волновалась. В Крыму она ещё не была. Он казался ей синим, туманным, пахнущим гвоздикой. Хотелось поскорее увидеть море. Говорили, что оно открывается неожиданно и похоже на высокую тучу (К. Паустовский).

4. "Спи-спи! – крикнула где-то над головой проснувшаяся птица. – Спи-спи!"

"Я и так сплю", – подумала Наташа и засмеялась от неожиданного счастья. Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё глуше, дремучей становился лес.

– Ну, кажись, приехали, – сказал дед.

Стало светлее. Наташа оглянулась и ничего не поняла: звёздное небо лежало у самой дороги и тихо плескалось, набегая на невидимый берег (К. Паустовский).

5. В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с дождевых (К. Паустовский).

6. Около этих [лесных межевых] столбов теплее, чем в лесу (или, может быть, так только кажется). Поэтому здесь всегда садишься отдохнуть, прислонившись к столбу спиной, слушая тихий гул вершин, глядя на небо. Оно хорошо видно над просеками. По нему медленно плывут облака с серебряными краями. Должно быть, можно просидеть так неделю и месяц и не увидеть ни одного человека.

В небе и облаках – тот же полуденный покой, что и в лесу, в склонившейся к подзолистой земле синей сухой чашечке колокольчика, и в вашем сердце (К. Паустовский).

7. Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озере я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.

Например, после слова "сосулька" можно напечатать отрывок из Пришвина <…> (К. Паустовский).

8. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели (Д. Лихачёв).

9. Вдруг с грустью обнаружил, что время шагает быстрей моей мысли…

Конечно, это и объяснить можно: у времени одна заказанная дорога, а мысль мечется, ищет свои стёжки-дорожки. Потому и отстаёт всё чаще и чаще, натыкаясь на протоптанное и исхоженное, непроходимое и неодолимое…

Вот и получается, что по хоженой тропе уже гордость не пускает, а завалы иные одолеть – сил маловато, не накопил или истратил попусту (В. Детков).

10. И любил Кузьма только напевы его [Кошеля] слушать. Сидишь в темноте у открытого окна, нигде ни огонька, деревня чуть чернеет за логом, тихо так, что слышно падение яблок с лесовки за углом дома, а он медленно похаживает по двору с колотушкой и заунывно-мирно напевает себе фальцетом: "Смолкни, пташка-канарейка"… До утра он караулил усадьбу, днём спал, – дела почти не было: с дурновскими делами Тихон Ильич поспешил в этот год управиться рано, из скотины оставил всего лошадь да корову (И. Бунин).

11. Всякие мысли приходят в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудной и ломаной речи (К. Паустовский).

12. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на полянке немного светлее. А над головой белеет Млечный Путь.

– Это вы, барчук? – тихо окликнет кто-то из темноты.

– Я. А вы не спите ещё, Николай?

– Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идёт… (И. Бунин).

13. Зима наступила долгая, снежная.

Бледно белеющие под синевато-сумрачным небом поля стали шире, просторней и ещё пустыннее. Избы, пуньки, ловины, риги резко выделялись на первых порошах. Потом завернули вьюги и намели, навалили столько снега, что деревня приняла дикий северный вид, стала чернеть только дверями да окошечками, еле выглядывающими из-под нахлобученных белых шапок, из белой толщи завалинок. За вьюгами подули по затвердевшему серому насту полей жёсткие ветры, оборвали последние коричневые листья с бесприютных дубовых кустарников в логах… (И. Бунин).

14. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь её преодолеть и стесняетесь её. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается "комплекс неполноценности", а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нём самое хорошее, – доброту (Д. Лихачёв).

15. Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по стропилам кисти рябины, которую сам собирал, сам нанизывал на верёвки, а вот забыл о ней и, если бы не лыжи, не вспомнил бы.

В давнее время на моей родине рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами, пользовались ею и как средством от угара и от головной боли (А. Яшин).

16. Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста (К. Паустовский).

17. Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетной обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимание болезни?

Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрым (Д. Лихачёв).

18. Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости (Д. Лихачёв).

19. Смысл жизни у каждого человека конкретизируется по-своему. Каждый должен стремиться к своему призванию, пусть маленькому, но достойному. Человек всё время должен быть недоволен собой, стремиться к лучшему. Отец моего соседа, имевший до революции слесарную мастерскую, учил сына: "Не для заказчика делай – для себя, чтобы самому получить удовольствие от работы. А в следующий раз старайся сделать ещё лучше. Только так ты станешь настоящим мастером" (Д. Лихачёв).

20. Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчившего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчившей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в неё человек. Ландшафт складывался, с одной стороны, природой, и с другой – человеком, смягчившим землю своим трудом и смягчившим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали её человечность и приволье (Д. Лихачёв).

21. Оружие знания – мирное оружие.

Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на "примитивное", то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований вроде требования безусловной "похожести" в первую очередь. Народное творчество учит понимать условность искусства (Д. Лихачёв).

22. Мы в большинстве недеятельны, ленивы, довольствуемся зачатками и скоро успокаиваемся на полдороге. Теоретически все знаем, понимаем и всему доброму сочувствуем, свободно решаем вопросы высшего порядка, а в нашей каждодневной будничной жизни теряемся в мелочах, и обновить её нет ни энергии, ни умения (А. Чехов).

23. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. Тургенев).

24. Он стоял на краю небольшой лесной полянки, обнесённой высокими берёзами. Посреди полянки, отражая небо, голубел не то прудишко, не то бомбовая воронка, полная вешней воды. У подножия берёз ещё держался серый ноздреватый снег. Павлик обнял ствол берёзы и прижался лицом к шершавой пахнущей коре. Он нуждался хоть в чьей-то близости и поддержке после того, что случилось, после ошеломляющего открытия, что он жалкий трус (Ю. Нагибин).

25. – Слышите, откликнулся? – по движению губ Алёша угадал то, что сказал Володя, но, как ни напрягал слух, среди разнообразных звуков и писков синиц, пищух, перезвонов близкого ручья он никак не мог отличить ответного писка рябчика. Володя ещё раз пискнул. И тотчас же они услышали характерный треск взлёта, похожий на приглушённый раскат отдалённого грома (Е. Пермитин).

 

Примечание.

1. Для анализа взять один из текстов.

2. Формулировки заданий см. в контрольной работе № 3.

Раздел 3. Глагол

Занятие 18

Тема: Глагол. Общая характеристика.

 

Вопросы:

1. Общая характеристика глагола как части речи (семантический, морфологический, синтаксический параметры описания).

2. Системные отношения глагола с другими частями речи.

3. Структура глагольной парадигмы. Основания разграничения спрягаемых и неспрягаемых форм глагола.

4. Морфонологические явления в глагольной парадигме.

5. Инфинитив, его место в системе глагольных форм; форманты инфинитива, вопрос о их статусе. Синтаксические функции инфинитива.

6. Логика схемы полного морфологического разбора глагола.

I. Исходная форма (инфинитив).

II. Лексико-грамматические разряды.

1. Возвратный / невозвратный.

2. Переходный / непереходный.

III. Постоянные морфологические признаки (проявляющиеся во всех словоформах).

1. Залог.

2. Вид.

IV. Непостоянные морфологические признаки (проявляющиеся в части словоформ).

I. Спрягаемая. II. Неспрягаемая форма.

1. Наклонение. 1. Инфинитив. Деепричастие. Причастие.

2. Время. 2. Действительное / страдательное.

3. Число. 3. Время.

4. Лицо. 4. Полная / краткая форма.

5. Род. 5. Число.

6. Род.

7. Падеж.

V. Место глагола в формальных классификациях.

1. Тип спряжения.

2. Класс.

 

Практическая часть

1. Дать полную парадигму глаголов "решать", "решить". В каждой словоформе выделить основу и грамматические форманты.

2. Задание к тексту. Сделать полный морфологический разбор глаголов по схеме:

Морозная роздымь позёмки Куражится по полю, чтоб Свернуться, затихнуть у кромки Подлеска, ударив в сугроб. Затихнет – и снова куражит, Умрёт – и опять оживёт. Проси не проси – не покажет, Где сказка в подлеске живёт. Где, словно в июне, по росам, Не слыша снежинок полёт, Гуляя по снежным заносам, Снегурочка ландыши рвёт. … Мне встретить снегурочку надо, Сказать её, неловкость кляня: "Куда ты уходишь, отрада? Я твой, не пугайся меня. Сегодня напрасна опаска. Останься со мной. Погоди." Все сказки рассказаны. Сказка Всем сказкам – ещё впереди (М. Дудин).

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1384-1385.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой, 1997. Объём глагольной лексемы. С. 535-536.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 263-265.

Занятие 19

Тема: Категория залога.

 

Вопросы:

1. Переходные и непереходные глаголы как лексико-грамматические разряды слов.

2. Возвратные и невозвратные глаголы как лексико-грамматические разряды слов. Соотношение возвратности / невозвратности с переходностью / непереходностью.

3. Основные семантические разряды возвратных глаголов.

4. Проблематика категории залога. Основные концепции залога. Концепция залога Ф.Ф. Фортунатова как собственно морфологической категории. Теория залога А.А. Шахматова как морфолого-синтаксической категории. Позиция В.В. Виноградова по вопросу о категории залога.

5. Современное решение проблемы категории залога.

6. Вопрос о языковом статусе залоговых коррелятов и объёме глагольной парадигмы.

 

Практическая часть

1. Определить переходность / непереходность глаголов.

Он славно пишет, переводит (А. Пушкин). Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов (А. Ахматова). Слоняюсь под Новосибирском, Где на дорожке к пустырю Прижата камешком записка: "Прохожий, я тебя люблю" (А. Вознесенский). Могила, ты ограблена оградой. Ограда, отделила ты его от грома грузовых, от груш, от града, агатовых смородин. От всего, что в нём переливалось, мчалось, билось, как искры из-под бешеных копыт (Е. Евтушенко).

2. Определить семантический разряд возвратных глаголов.

Уже лужи затягивались по утрам. Железо окисляется на воздухе. Он зябко кутается в плащ. Иголка больно колется. Добрый разум человеком наживается не сразу. А волны моря с печальным рёвом о камни бились (М. Горький). В лощинах туман как молоко белеется (А. Толстой). Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется – шумит, поёт, качается, шатается, валяется, дерётся и целуется у праздника народ (Н. Некрасов). Зима недаром злится, прошла её пора – Весна в окно стучится и гонит со двора (Ф. Тютчев).

3. Определить залог глаголов по Ф.Ф. Фортунатову, А.А. Шахматову, по "Русской грамматике" 1980.

Чины людьми даются, а люди могут обмануться. Шёлк не рвётся, булат не гнётся, а красное золото не ржавеет. Наряжалась она целый вечер. Ветер заметёт все дорожки в саду. На тёмном небе зажигались звёзды. Семена переносятся ветром. Его разбудил внезапно раздавшийся звонок. После обеда Толстой снова уходил в кабинет и до вечернего чая занимался там более лёгкой работой – читал, писал, просматривал корректуры. Листки корректуры пересматривались, перечёркивались вдоль и поперёк, пестрели бесчисленными вычерками и вставками, порой из одной гранки получалось при переписке три-четыре новых страницы.

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1455-1471.

Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове), 1986. Глагол. §§ 73, 77, 78.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Залог. С. 134.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 272-275.

Занятие 20

Тема: Морфологическая категория вида.

 

Вопросы:

1. Проблема семантической сущности категории вида. Предельность и целостность действия как семантическая база оппозиции глаголов совершенного и несовершенного вида.

2. Вопрос о языковом статусе видовых коррелятов (словоформы или словообразовательная пара); истоки проблемы.

3. Перфективация и имперфективация как основные способы образования видовых пар. Средства выражения видовых значений.

4. Лексико-грамматические разряды глаголов (классификация глаголов по способу обозначаемого ими действия).

5. Бесприставочные глаголы однонаправленного и разнонаправленного движения; причина их непарности по виду.

 

Практическая часть

1. Разграничить глаголы предельной и непредельной семантики. Подобрать видовую пару, указать способ и средство образования видового коррелята. Отметить двувидовые глаголы.

Сиживать, надеть, использовать, засмеяться, просидеть, распилить, женить, бегать, прыгать, слагать, брести, переломать, знать, дочитать, подавать, лежать, ржаветь, добиться, зависеть, насыпать, лишить, искать, жить, глохнуть.

2. К бесприставочным глаголам несовершенного вида подобрать видовой коррелят среди приставочных глаголов:

читать – дочитать, прочитать, перечитать, зачитать; мыть – отмыть, обмыть, вымыть, перемыть, смыть; строить – перестроить, достроить, построить, надстроить, застроить.

3. Дать исходную форму глагола:

выдастся, побеждённый, разваливающийся, разравнивал, шёл, сожгли, сжигающий, согнёшься, остаюсь, достанется, оставленный, переворачивался, перевернётесь, отдам, отдаёшь, убеждённый, сошедший, просыпайся, просыпься, мелю, молотит, развешанный, завешенный, подговаривающий, вырос, вырастет, выраставший.

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1386-1436.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 265-272.

Занятия 21, 22

Тема: Морфологические категории наклонения, времени, лица.

 

Вопросы:

1. Понятие модальности. Средства выражения модальности в русском языке.

2. Категория наклонения как морфологическое средство выражения модальности. Парадигматические значения форм наклонения; трёхчленная система морфологических значений категории наклонения как система бинарных оппозиций.

3. Синтагматические значения форм наклонения.

4. Категория времени как морфологическое средство выражения процессуальности признака. Трёхчленная система морфологических значений времени как система бинарных оппозиций.

5. Формальные показатели времени и возможность оценки категории времени как двучленной семантической оппозиции (вопрос о будущем времени).

6. Системные отношения категории наклонения и времени (семантический и формальный аспект).

7. Системные отношения категорий вида и времени.

8. Синтагматические значения форм времени.

9. Категория лица как специфическое обозначение субъекта действия. Семантика категории лица как система бинарных оппозиций (два основания такого представления).

10. Синтагматические значения форм лица.

11. Безличные глаголы, их семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика.

 

Практическая часть

1. Дать парадигму спрягаемых форм глагола "качать", выделить формальные показатели наклонения, времени, лица.

2. Определить значения форм наклонения в тексте (синтагматические значения).

Ах, матушка, не довершай удара! (А. Грибоедов) Жди от него помощи, как же! Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится (А. Грибоедов). Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? (А. Грибоедов). Строжайше б запретил я этим лицам На выстрел подъезжать к столицам (А. Грибоедов). "Смотри не упади в реку," – крикнул Илюша (М. Горький). Ну, мне бы уснуть, устал я в дороге (М. Горький). Ты бы сюда не явился без общего согласия. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский). Знай я ремесло, жил бы в городе (М. Горький). Так бы я её и растерзала, грешницу (А. Чехов). Купи ты эту книгу. Они гуляют целыми днями, а я тут сиди да охраняй их добро. В эту-то Дуняшу и влюбись Аким (И. Тургенев). Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов). Пошёл же, торопись (А. Грибоедов).

3. Определить значение форм времени в тексте (синтагматические значения).

Я гнева вашего никак не растолкую. Он в доме здесь живёт, великая напасть. Шёл в комнату, попал в другую (А. Грибоедов). Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (А. Грибоедов). Как Софья Павловна у вас похорошела (А. Грибоедов). Что за тузы живут в Москве и умирают! (А. Грибоедов). Я поехала с вещами, ты приберёшь квартиру (А. Гайдар). Итак, я еду учиться в Казанский университет (М. Горький). Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит (А. Чехов). С давних пор замечено, что пчелиный яд обладает целебной силой. Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть на Камчатку да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки и пошёл себе рубить новую избу (Н. Гоголь).

4. Определить значения форм лица в тексте (синтагматические значения).

Возвратимся к нашему герою. Простите, Володя, меня зовут. Пахнет весной. В такую погоду не знаешь, чем заняться. Оденься потеплей. Всюду торгуют арбузами. Меня тянет в лес. Такой лес, что солнце не сразу увидишь. Всё не наглядимся на эту красоту?

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1472-1489; 1490-1515; 1516-1527.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Наклонение. С. 257. Время. С. 77-78. Лицо. С. 226-227.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 275-287.

Занятие 23

Тема: Причастие. Деепричастие.

 

Вопросы:

1. Проблематика причастий. Вопрос об их частеречном статусе.

2. Залоговые формы причастий, их семантика и грамматические форманты.

3. Специфика категории времени причастий. Парадигматические и синтагматические значения временных форм.

4. Образование причастий. Связь образования причастных форм с переходностью и видом глагола. Морфонологические явления в образовании форм причастий.

5. Адъективация причастий.

6. Проблематика деепричастий. Вопрос об их частеречном статусе.

7. Образование деепричастий.

8. Семантические, морфологические и синтаксические различия между причастиями и деепричастиями.

9. Адвербиализация деепричастий.

 

Практическая часть

1. Образовать все причастия, выделить глагольные основы и формообразующие суффиксы.

Включить, передать, занимался, возглавлять, устанавливались, вспугнуть, поддержу, закреплять, понимать, тронулись, подвинься, простились, вырастить, выросла, пригласить, вырываться, сразимся, отметить, развиваешься, выдавать, закреплялся, отпускать, ехать, замесить, замешать, вмешаюсь, рекомендуя, расположить, раскаялись, разрастись.

2. Выделить глагольную основу и формообразующий суффикс, подобрать инфинитив.

Уезжающий, побеждённый, бросающий, брошенный, выкаченный, увядший, окружаемый, освещённый, завораживающий, бегущий, прибежавший, обновлённый.

3. Образовать деепричастия, выделить глагольные основы и формообразующие суффиксы.

Развернуться, замедлить, пройти, пробираться, опереться, бить, разливаться, сократить, догорать, сокращать.

4. Разграничить причастия и прилагательные, доказать.

Незнакомый мне человек, блестящий осколок стекла, блестящий оратор, никем не понятый, никому не понятный, неувядаемая слава, необозримый простор, лежачий больной, похожий на верблюда, походящий на верблюда, неумеренный восторг, нерешённая задача, сеянная сквозь сито мука, плетёная корзина, выровненная дорога, незваный гость.

 

Литература:

Краткая русская грамматика, 1989. Атрибутивные формы глагола (Причастия и деепричастия). С. 301-310.

Занятие 24

Тема: Формальные классификации глагола.

 

Вопросы:

1. Типы спряжения глаголов; основания классификации.

2. Классы глаголов; основания классификации. Продуктивные классы глаголов. Непродуктивные классы глаголов.

3. Влияние продуктивных классов на непродуктивные.

 

Практическая часть

Определить тип спряжения и класс глаголов.

И вот, наконец, пошли косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю… Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной (С. Аксаков).

 

Литература:

Краткая русская грамматика, 1989. С. 287-301.

Русский язык: Энциклопедия. Глагол. С 84-85.

Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. Словоизменительные типы глаголов. С 404-410.

Контрольная работа № 4

Глагол

Задание 1. Назвать части речи. Использовать только термины частей речи, не прибегая к названиям словоформ (грамматических форм слова).

Задание 2. Сделать полный морфологический разбор двух глаголов (спрягаемой формы глагола и формы причастия) по схеме (см. в методических указаниях).

Задание 3. Проиллюстрировать определение морфологической категории на примере категорий наклонения, времени и лица.

Задание 4. От всех глаголов образовать все возможные формы причастий (дать в исходной форме, т.е. в форме им. падежа ед. числа муж. рода). Объяснить отсутствие тех или иных форм причастия, учитывая ограничения, налагаемые совершенным видом глагола и непереходностью: значение совершенного вида несовместимо со значением настоящего времени, значение непереходности (ненаправленности действия на объект) противоречит грамматическому значению страдательных причастий, обозначающих признак предмета по действию, которому он подвергается, т.е. признак объекта. В каждом причастии выделить основу, от которой оно образовано.

Задание 5. От пяти глаголов образовать деепричастия, выделить формообразующую основу и грамматический формант деепричастия. В случае затруднения справиться в толковом, грамматическом или орфоэпическом словаре.

Задание 6. Дать полную парадигму спрягаемых форм глаголов – сов. и несов. вида. Образец см. в методических указаниях.

Задание 7. В парадигме спрягаемых форм выделить грамматические форманты, отметить основы, оканчивающиеся йотом.

Задание 8. Определить, от каких слов зависят формы косвенных падежей существительных и местоимений-существительных, определить падеж и его грамматическое значение.

 

Текст для анализа

На острове всё осталось так, как устроено самой природой. Сохранилась и самая крупная в нашей стране тисовая роща. Кавказский тис можно в расчёт не брать. Это кустарник, а наш, приморский, именуемый ягодным, обладает ровным высоким стволом, исключительной древесиной, за которой издавна охотились любители хорошей мебели. Древесина привлекала не только своей красотой: она почти не поддаётся гниению.

"Тис – очень древнее, долговечное растение, – рассказывает старший лесничий … – На первых порах я думал, что здешней роще лет пятьсот-восемьсот. Оказывается, ничего подобного. На изученной мною площади средний возраст тиса составляет всего девяносто лет. Значит, тис появился на острове одновременно с русскими моряками" (В. Михайлов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных